Конспект ООД в средней группе. Познание.Формирование целостной картины мира. Тема " Знакомство с русской матрешкой"
план-конспект занятия (средняя группа)

Чапарина Ольга Александровна

Уже с дошкольного возраста  необходимо знакомить детей с истоками народного промысла.Данное занятие поможет познакомить ребят с историей возникновения  русской матрешки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 116»

                                Конспект занятия по познанию.

                      Формирование целостной картины мира.

                      Тема « Знакомство с русской матрешкой».

                       

                                (средний дошкольный возраст)

               Выполнила:

 воспитатель высшей квалификационной категории

 Чапарина Ольга Александровна

                                             г.Дзержинск

Конспект занятия  в средней группе

Познание. Формирование целостной картины мира.

Тема «Знакомство с русской матрешкой».

Цель: Познакомить детей с историей матрёшки, как народного промысла.

Задачи:

Формировать грамматически правильную речь;  Помочь  детям составлять описательный рассказ;  

Обогатить словарь детей.

Воспитывать патриотические чувства;  

Развивать эстетический вкус.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, альбомов; книжки-раскраски с матрешками; чтение художественной литературы Материал: игрушки-матрешки, иллюстрации, альбомы о матрешке.

Словарная работа: семёновская, полхов-майданская, веселая, нарядная, красивая.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица

Для маленькой - темница.

(Матрешка.)

Воспитатель: Верно. Сегодня я расскажу вам историю о матрешке.

Эта веселая игрушка - расписная матрешка - родилась сто лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. Прообраз ее - деревянную пустотелую куклу - художник увидел в Японии. Эта была игрушка-неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще одна такая же кукла, только поменьше. И художник выдумал для детей похожую куклу.

Кукла была необычная, с чудесным сюрпризом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще... С. В. Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной из сестричек не было похожего наряда (выставка матрешек).

Воспитатель: Какие сарафаны у матрешек?

Дети: У одной - красный, у другой - синий с цветочками, у третьей - малиновый с белым платочком в горошек, у четвертой - яблоки на переднике.

Воспитатель: Как же назвали красавицу? Назвали ее Матрешей, старинным русским именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. Так родилась матрешка - разъемная деревянная кукла.

Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, чтонибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

Воспитатель: Из чего сделана матрешка? (Из дерева)

Воспитатель: Начали точить матрешек по русским селам, где издавна работали умельцы с деревом: в Сергиевом Посаде, в селе Полховский Майдан, Семёново и других (выставка иллюстраций, альбомов).

Воспитатель: эта матрёшка из Полховского Майдана (рассматривание полхово-майданской матрёшки).

А я, подружки из Майдана

Могу я стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами,

Сияющими лепестками

И ягодами разными, спелыми и красными.

Воспитатель: По форме она более вытянутая и стройная. Основные цвета: фиолетовый, алый, голубой, жёлтый. Узор на сарафане красивые цветы. Чем украшен сарафан матрёшки? Какими красками расписывали матрёшку? (рассматривание Семеновской матрёшки)

А я из тихого зеленого городка Семёново.

Я в гости к вам пришла

Букет цветов садовых розовых, бардовых В подарок принесла.

Воспитатель: У неё яркий цветастый фартук, который украшен пышными букетами малиновых роз с зелёными листьями, травкой. На голове жёлтая косынка с мелким узором.

  • Чем расписан сарафан этой матрёшки?
  • Какими красками пользовались художники?

Физкультурная минутка «Матрешки». 

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки (хлопки перед собой). 

На ногах сапожки,

Топают матрешки (руки на пояс, поочередно правую ногу выставить вперед на пятку, затем левую). 

Влево, вправо наклонились (наклоны влево – вправо), 

Всем знакомым поклонились (наклоны головы влево – вправо). 

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых

Вы похожи словно сестры (повороты туловища направо – налево, руки к плечам). 

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки (хлопки в ладоши перед собой). 

Выставляя матрешек, воспитатель предлагает дидактическую игру «Выбираем сувенир». 

Воспитатель: Какую матрешку вы бы выбрали в подарок другу? Расскажите, почему она вам понравилась?

Дети:

  • Я бы подарил эту матрешку, потому что она с петухом - это самая первая русская матрешка
  • Эта матрешка украшена яркими цветами и зелеными листьями, у нее красивый сарафан, поразительные черты лица. Она выполнена семеновскими мастерами.
  • У этой матрешки цветы, ягоды, листья сказочные обведены черным контуром. Ее выполнили полхово-майданские мастера.

Воспитатель: Матрешки - изделия, которыми гордятся россияне, откуда бы ни приезжали люди в нашу страну, среди других сувениров они обязательно увезут на родину и русскую матрешку.

Физкультминутки 

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки (хлопки перед собой). 

На ногах сапожки,

Топают матрешки (руки на пояс, поочередно правую ногу выставить вперед на пятку, затем левую). 

Влево, вправо наклонились (наклоны влево – вправо), 

Всем знакомым поклонились (наклоны головы влево – вправо). 

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых

Вы похожи словно сестры (повороты туловища направо – налево, руки к плечам). 

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки (хлопки в ладоши перед собой).

Мы веселые куклешки (руки на пояс раскачиваться в стороны)

Чудо – куклы, мы – матрешки (продолжать раскачиваться)

Мы танцуем и поем (приседание)

Очень весело живем (прыжки  на месте)

- Мы, матрёшки,

Вот такие крошки.

( Руки на поясе, повороты с приседанием)

Посмотрите, вот у нас Красные сапожки

 ( Руки на поясе, движения ногами « Ковырялочка»)

Мы матрёшки,

Вот такие крошки

( Руки на поясе, повороты с приседанием)

Посмотрите, вот у нас

Розовые щечки

(Показываем указательными пальчиками на щечки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по формированию целостной картины мира с экспериментированием «Домик для Гном Гномыча»

Программное содержание: учить детей различать и называть качества предметов «твердый», «мягкий». Активизировать в речи слова «твердый», «крепкий», «мелкая», «белая», «легкая». Дать детям пе...

Конспект НОД в средней группе по формированию целостной картины мира на тему "Моя малая Родина"

Конспект НОД в средней группе по формированию целостной картины мира...

Конспект НОД в средней группе по формированию целостной картины мира на тему: «Моя малая Родина»

Конспект НОД в средней группе по формированию целостной картины мира на тему: «Моя малая Родина»...

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы по формированию целостной картины мира Тема: «Мамочка моя»

Из поколения в поколение для каждого человека мама – самый главный человек в жизни. Мама находится с каждым из нас с первых дней жизни, учит нас видеть мир, воспринимать его. Данное занятие помо...

Конспект занятия во второй младшей группе. Образовательная область «Познавательное развитие».Формирование целостной картины мира. Тема «Знакомство с улицей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Теремок» г.Ак-ДовуракаЮридический адрес: индекс 668051, Республики Тыва, г.Ак-Довурак, ул.Центральная 21, рабочий ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе по формированию целостной картины мира. Тема: « Профессия –повар»

Закрепить знания  детей о профессии повара, его трудовыми действиями. Закрепить обобщающее понятие профессия....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в средней группе по формированию целостной картины мира на тему: " Осенние гости".

Государственное бюджетное детское образовательное учреждение детский сад № 34 Петродворцовый район Санкт-Петербурга             Конспек...