Проект "Поддежка развития и активности детей через использование нетрадиционных техник и форм в процессе изобразительной деятельности"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Бегимбетова Асель Мухамеджановна

 

      Считается , что дошкольный возраст благоприятен для развития творческих способностей , формирования навыков и умений .  Велико участие продуктивной деятельности в творческом и интеллектуальном становлении ребёнка- в развитии инициативы , находчивости , которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля , творца и созидателя , управляющего материалами и инструментами , реализующего свои замыслы. Художественный труд имеет большое значение для умственного , эстетического воспитания , для овладения трудовыми навыками. В процессе деятельности развиваются важные психические процессы (образные представления , образное мышление , воображение и др. ), творчество , формируются художественно – творческие способности.

         Современные дети активно участвуют виртуальном мире. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознание стирается грани между добром и злом, красивым и безобразным. Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в детстве и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи, непонимающее музыку, поэзию.  Поэтому сегодня  эстетическое развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребенка, его потребностями, способностями, мотивами деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_proekta.docx38.15 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска

«Детский сад № 383 комбинированного вида»

        

Руководитель: Бегимбетова Асель Мухамеджановна

 

                                     

                                          Омск 2013-2015

«...Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.»

В.Л.Сухомлинский

      Считается , что дошкольный возраст благоприятен для развития творческих способностей , формирования навыков и умений .  Велико участие продуктивной деятельности в творческом и интеллектуальном становлении ребёнка- в развитии инициативы , находчивости , которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля , творца и созидателя , управляющего материалами и инструментами , реализующего свои замыслы. Художественный труд имеет большое значение для умственного , эстетического воспитания , для овладения трудовыми навыками. В процессе деятельности развиваются важные психические процессы (образные представления , образное мышление , воображение и др. ), творчество , формируются художественно – творческие способности.

         Современные дети активно участвуют виртуальном мире. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознание стирается грани между добром и злом, красивым и безобразным. Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в детстве и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи, непонимающее музыку, поэзию.  Поэтому сегодня  эстетическое развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребенка, его потребностями, способностями, мотивами деятельности.

 Работая по  « Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М .А. Васильевой , В . В . Гербовой , Т . С . Комаровой, материалы учебно-методических пособий «Изобразительная деятельность в детском саду» И . А . Лыковой , а так же ряд других пособий , я поняла , что в настоящее время все больше появляются новые или забытые старые разнообразные изобразительные технологии рисования, которые позволяют разнообразить изодеятельность и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения.

Так как, введение ФГОС предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

А самостоятельность это есть ни что иное как обобщенное свойство личности, проявляющееся в  инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. А инициативность - это частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

 Поэтому, я считаю, что  ребенка необходимо познакомить с самыми нетрадиционными изобразительными технологиями, методами и  познакомить с разнообразными материалами. Так как, у каждой технологии есть своя особенность, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любой вид художественной деятельности  дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.

      Таким образом, вводить детей в “большое искусство” следует как можно раньше, создавая предпосылку для “самостоятельного вхождения” и определяя фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему. Пройдет немного времени, и каждый ребенок, овладев техникой изображения, разнообразными графическими средствами и нетрадиционными способами рисования, будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов.

    Актуальность моего проекта в том, что именно нетрадиционные техники и формы в процессе изобразительной деятельности создают на занятиях атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, повышают активность, создают эмоционально положительное отношение к деятельности.

Это определило название моего проекта: “Волшебная мастерская ”.

Вид проекта: – долгосрочный ( 2 года)

Участники проекта: дети, родители, воспитатель старшей группы  БДОУ г. Омска «Детский сад № 383 комбинированного вида»        

Цель: развитие инициативы и активности через использование нетрадиционных техник и форм в процессе изобразительной деятельности.

Объект: Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.

Предмет: Совокупность методов и приемов, средств для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задачи кружка:

  1. Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости от их созерцания.
  2. Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. 3.Развивать умение в рисовании, лепке, аппликации, изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.

4.Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).

5.Развивать умение создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

6.Формировать качества для развития инициативной, творческой личности.

7.Привлечь родителей к организации совместных проектов, выставок в рамках кружка.

   Гипотеза: Творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.

Аналитическая справка

Для  успешной реализации проекта созданы следующие условия:

  •  предметно-развивающая среда (разнообразные материалы для детского художественного творчества)
  •  свободный доступ к материалам
  •  создание эмоционально-положительной атмосферы
  •  использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления группы , выставок
  •  непосредственное вовлечение родителей  в процесс творческой деятельности с детьми
  •  провоцировать родителей на оценивание результатов художественного творчества детей.
  • Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения, создания на занятиях атмосферы непринужденности, открытости, раскованности.

         Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, уважения, терпимости и упорядоченности деятельности, это обязательное  условие для полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности и активности ребенка.

Основные концептуальные идеи

Теория становления изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста базируется на известных концепциях Е. И. Игнатьева, Т. С. Комаровой, В. С. Мухиной, Е. А. Флериной. Однако в педагогической практике до настоящего времени отсутствует система формирования предпосылок изобразительной деятельности. Изучив методическую литературу различных авторов, таких как пособие Давыдовой, Никитиной, Дыбиной, Колдиной, Казаковой, я сделала вывод, что без дополнительной работы невозможно развитие творческих способностей детей.

      Использование в изобразительной деятельности нетрадиционной техники рисования, различные виды аппликации, конструирование из различных материалов и т.д.  способствует коррекции тревожности и агрессивности ребенка, снятию его психологической напряженности, возможности самовыражения и самореализации.

      В своей работе  опираюсь на  ФГОС, ООП, пособия  Н. В. Дубровская      « Аппликация из семян и косточек» , Г. И. Перевертень « Мозаика из круп и семян»,  Зубрилин Н.Ю. «Волшебная аппликация», И.Лыкова «Чудо остров», Белошистая А.В. «Волшебные коврики», А. В. Белошистая. О. Г. Жукова « Бумажные фантазии» , Дорожин Ю. «Волшебные коврики»,        Т. Б. Сержантова. Оригами. Базовые формы,  Киреева Л. Г., Саськова О. А. Рисуем кукольный спектакль, Табунидзе Л.В. «Филигрань»

      Определяя содержание изобразительной деятельности, я руководствовалась принципами: систематичности, последовательности в работе, дифференциального и индивидуального подхода к ребенку, доступности, повторяемости, концентричности материала и др. Одним из наиболее важных считаем онтогенетический принцип, который подразумевает учет возрастных, психофизических особенностей детей.

     Вышеизложенные принципы, положенные в основу проекта, делают возможным не только развитие навыков общения ребенка со взрослыми и детьми, но и формирование ребенка как личности в целом.

      В своей работе я опиралась на следующие подходы в обучении:

• Развитие способностей в деятельности. Развитие способностей ребенка происходит через простые подражательные действия, сотворчество с взрослым, к самостоятельности и инициативе решения поставленных задач.

• Личностно – ориентированных подходов. Используем формы воспитания и образования детей с учетом возрастных и психологических особенностей.

• Системный подход. Он основан на создании единого воспитательно-образовательного пространства, на обучении детей от простого к сложному, систематичной работе с детьми.

I  этап. Подготовительно- конструирующий.

Задачи: Изучение литературы по данной теме, моделирование предметно-развивающей среды.

 Предполагаемые результаты:

Создание плана кружка, который будет изменяться по инициативе детей.

Эстетическая развивающая среда в группе создаётся как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты и включает:

  • внутренне убранство группы, где живут и воспитываются дети;
  • световой фон, вписывающийся в интерьер, мебель, яркие игрушки, произведения изобразительного искусства, детского творчества;
  • соответствие возрастным психологическим особенностям детей.

Помимо этого, необходимо, чтобы среда соответствовала требованиям ФГОС: развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Центр изобразительно искусства

   Здесь размещаются материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного искусства, предметами промыслов народов; кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудования необходимые для детской изобразительной деятельности.

II этап.  Этап реализации

Задачи:

  • Диагностика для выявлений у детей умений и навыков по использованию в работе нетрадиционного материала для творчества
  • Организация кружка «Волшебная мастерская»
  • Развитие творческой инициативы детей через привлечение родителей к деятельности в творческих мастерских, совместному творчеству.
  • Повышение уровня профессионального мастерства за счет изучения методической литературы, Интернет-ресурсов, посещения курсов повышения квалификации.

Предполагаемые результаты: 

       Последовательность тем в учебно-тематическом плане выстроена с учетом возрастных особенностей детей. У детей дошкольного возраста практически отсутствует способность к длительной концентрации внимания на одном и том же материале. Поэтому содержание занятий предусматривает чередование различных видов деятельности, материалов.      

 Содержание программы постепенно усложняется за счет используемых материалов, техник и способов выполнения.

Программа включает теоретическую и практическую работу.

Работа осуществляется в соответствии с основными дидактическими принципами:

  • систематичности и последовательности (знания  преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал);
  • наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении);
  • доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);
  • личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей);
  • связи теории с практикой (знания полученные детьми из книг и бесед подтверждаются практикой, применяются в играх и повседневной жизни);
  • сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи).
  • творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать  самостоятельно, не сдерживать инициативы детей).

Методы обучения и развития творчества:

  • эмоциональная насыщенность окружения;
  • мотивирование детской деятельности;
  • поощрение инициативы ребенка, а взрослый лишь посредник, который поощряет эту инициативу;
  • прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в  движении - прошлое, настоящее и будущее);
  • проблемные ситуации и задачи;
  • неясные знания (догадки);
  • музыка;
  • предположения (гипотезы).

  • художественная мастерская;
  • музыкальное сопровождение, чтение художественного слова и т. д.
  • презентации;
  • беседы;
  • наблюдения;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь, им важно почувствовать себя значимыми;
  • создание проблемной ситуации;
  • игры на развитие художественного воображения:
  • «Расколдуй картинку», «На что это похоже», «Продолжи рисунок», «Волшебные картинки», «Дорисуй», «На что похожи наши ладошки», «Волшебные кляксы», «Волшебная ниточка», «О чем рассказала музыка», «Несуществующее животное или растение», «Цветные сказки», «Нарисуй настроение», «Закорючки», «Продолжи рисунок», «Представь себе», «Точка, точка».
  • В работе используются следующие методы обучения:
  • наглядный (показ образцов, схем, демонстрация наглядного пособия);
  • словесный (беседы, рассказ, объяснение);
  • практические упражнения;
  • стимулирующий метод (похвала, одобрение, благодарность, поощрение).

   Наряду с образовательным процессом дети привлекаются и в культурно – досуговые  мероприятия: изготовление игрушек к «Новому году», подарки папам и мамам к празднику «23 февраля», «8 Марта», тем самым повышая эффективность обучения.

Курс предусматривает:

  • аппликацию
  • бисероплетение
  • нетрадиционную  технику  рисования
  • конструирование.
  • оттиск печатью.
  • рисование кистью и красками (гуашевыми и акварельными).
  • обрывной аппликацией.
  • рисование пластилином.
  • конструирование из природного материала.
  • конструирование из бумаги.
  • изонить.

III этап. Этап полной реализации

  •   накопление практического опыта по развитию творческого воображения у детей;
  • развита самостоятельность  в принятии решений в процессе творческой деятельности;
  •  созданная предметно-развивающая среда;
  • проведение выставок детских работ, оформление зала для проведения праздничных утренников;
  • использование поделок-сувениров в качестве подарков;
  • организация совместных с родителями поделок, участие в творческих  конкурсах различного уровня;
  • проведение мастер-классов для педагогов в ДОУ;
  • печатные работы по данной теме;
  • публикация работ в СМИ.

   Работу нужно осуществлять  в соответствии с вышеперечисленным дидактическим принципам. В старшей группе  начинать надо с наиболее простых техник и методов, таких как, рисование пальчиками, отпечатки ладошек, отпечатки листьев, знакомлю детей с техникой оригами, обрывной аппликацией. Поскольку мелкие детали ребята этого возраста изготовить не могут, рекомендуют подбирать натуру с более простыми формами, локальными цветами, небольшим количеством деталей .  В декоративных работах при составлении узоров из одних и тех же элементов используют бумагу в форме круга, квадрата, полосы и т. д.  Но обязательно нужно постепенно  усложняя тематику и материал.

  Дети подготовительной группы знакомятся с более сложными приемами и методами. Так как, у  детей подготовительной группы  уровень владения  техническими приёмами  гораздо  выше,  поэтому   им   вполне   доступны   такие   нетрадиционные   техники, как рисование пластилином, рисование на мокрой бумаге, набрызг, коллаж, учимся делать фон, конструирование объемных фигур, бисероплетение, изонить и т.д.

        В своей работ я  считаю, что творческое развитие  ребенка невозможно без участия родителей. Приобщая взрослых к творчеству, я стараюсь увлечь их, даю рекомендации, помогаю  приобрести практические умения по  некоторым видам художественной деятельности, благодаря которым родители могут вместе с детьми заниматься и творить. Одной из форм моей  работы является выставки совместного  творчества. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают разнообразные  совместные с детьми поделки и активно участвуют в выставках: «Золотая осень», «Весенние цветы», «Рисуем с папой».

Приемная комната группы , всегда оформлена  часто меняющимися поделками детей,  рисунками, выполненными мозаикой, различными материалами (крупой, пластилином, скорлупой, фольгой, ниточками, бусинками). Дети успешно овладевают всеми  необходимыми средствами и способами деятельности, что обеспечивает детям радость творчества, всестороннее развитие  и позволяет эффективно решать задачи  подготовки детей к школе, к окружающей жизни.

Система управления проектом

Осуществляется воспитателями совместно со старшим воспитателем, педагогом – психологом. Итоги реализации проекта заслушиваются на заседании педагогических советов 1 раза в год. На нём обсуждается результат проведенной работы, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации деятельности и намечается дальнейшая работа. Три раза в год устраиваются отчетные выставки по реализации проекта.

Критерии оценки результатов проекта

  1. Для  оценки  эффективности использования  нетрадиционных способов  изображения  необходимо провести  диагностическое  обследование,  в основу которой легла  педагогическая  диагностика Т.С.Комаровой,   по  4 критериям:
  2.  Оценка уровня владения нетрадиционными техниками изображения;
  3.  Оценка  процесса  деятельности (самостоятельность, интерес);
  4.  Оценка  продуктов  деятельности (рисунки, работы по аппликации);
  5.  Оценка творческого воображения

 

К концу обучения учащиеся должны знать:

  • название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.

К концу  обучения учащиеся должны уметь:

  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.
  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности и др.;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

   Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск посредством изысканий в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

На мой взгляд, именно в изобразительной деятельности мы достигаем более полной реализации человеком самого себя, своих способностей и возможностей, где возможно более полное при этом самовыражение и самораскрытие. Все это говорит о развитии творческой, самостоятельной, активно мыслящей, инициативной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческихспособностей у детей через использование нетрадиционных техник рисования

Нетрадиционное рисование- это  самый лучший способ через игру научить ребёнка мыслить и фантазировать. Это развитие мелкой моторики и, как следствие, речи малыша. И, наконец, это просто забавный ...

Развитие фантазии, творчества детей через использование нетрадиционных техник.

Влияние нетрадиионных техник рисования на формирование творчески развитой личности....

Развитие творческого потенциала детей через использование нетрадиционных техник и материалов. «Кляксография»

Ознакомление детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «Кляксография» через соломинку (трубочку). Знакомство детей с видом дорисования при помощи салфеток. Мотивировние детей передавать сво...

Самообразование. Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.

 В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, кото...

Результаты работы по теме саморазвития «Развитие речевого творчества детей через использование нетрадиционных техник рисования в художественно продуктивной деятельности (классический сторителлинг):

Результаты работы по теме саморазвития «Развитие речевого творчества детей через использование нетрадиционных техник рисования в художественно продуктивной деятельности (классический сторителлин...