Вторая жизнь вещей.
методическая разработка по конструированию, ручному труду на тему
Из опыта работы с бросовым материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
broshura.dokument_microsoft_office_word.doc | 244 КБ |
Предварительный просмотр:
Бросовый материал - это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии.
"Каждое дитя в известной степени гений, а каждый гений до некоторой степени дитя". Эта знаменитая цитата из Шопенгауэра нуждается в разъяснении. В чем гениальность ребенка? И где эта естественная детская гениальность проявляет себя? Главное качество гения - видеть вещи и события дальше их обыденного и общепризнанного значения, видеть вопреки мнению и предрассудкам. Именно в этом смысле каждый ребенок - гений. Над ним еще не довлеет общепринятое, оно еще не стало (но очень скоро станет) застить весь мир. Но детская гениальность, увы, ограничена. Ей не под силу увидеть, невидимые другим, законы мира. Ребенку не хватает знаний о свойствах вещей и явлений. Утрата детской гениальности является ценой за эти знания, за вековой опыт человечества, позволявший выжить. Несмотря на трагическую необратимость этого процесса, каждому педагогу под силу сохранить каплю гениальности в ребенке. Для этого достаточно дать возможность проявиться и утвердиться детскому творчеству, признать его как уникальное, требующее уважения явление. Ребенок, чье творчество признают в детстве, на всю жизнь приобретет силу мыслить самостоятельно и оригинально. Азарт педагога, способен заразить самого пассивного ребенка, а честное участие в процессе изобретательства, сделает взрослого менее критичным к выдумкам ребенка. Если ваш юный коллега продолжает с интересом наблюдать за вами, ничего не предлагая сам, попробуйте показать ему простую поделку и тут же спрячьте ее. Пусть попробует повторить. Наверняка он сделает что-нибудь по-своему, включить фантазию придется, - это неотъемлемое свойство бросового материала.
Мы уже притерпелись к пейзажам, украшенным пластиковыми бутылками, битым стеклом, бумажными коробками и прочим мусором. Больно видеть замусоренную природу, ведь от этого страдает не только она, но и мы люди. Все чаще употребляем мы слова «экологическая проблема», говоря о загрязнении окружающей среды промышленными и бытовыми отходами. Сюда примыкает еще одна проблема, не менее серьезная и болезненная это проблема технологии и природных сырьевых ресурсов. Огромные усилия и средства тратятся на изготовление всевозможных упаковочных материалов, и потом все это оказывается на свалках. Уже сейчас свалки занимают в нашей стране более 85 тысяч гектаров земли, ежегодно увеличиваясь еще на 1500 га. По расчетам специалистов, здесь 30% составляют бумага и картон, 4% полимеры, 3% черные и цветные металлы, от 4 до 6% стекло, свыше 4% текстиль. Как видите содержание металлов в отходах намного выше, чем в самой лучшей руде. Бумаги здесь столько, что тысячи гектаров леса могли спокойно расти, а не вырубаться для нужд целлюлозно-бумажной промышленности. А пластиковые упаковки и другие полимерные материалы могли бы заменить тонны бензина, нефти и газа.
Но не только в этом наша беда. Вместе с загрязнением природы, загрязняются наши души и души наших детей. Мы перестаем замечать мусор под ногами, спокойно мы выкидываем, казалось бы, совершенно ненужные нам предметы, не подозревая, что это хороший поделочный материал: пустые емкости из-под шампуней, пробки, крышки и т.д. Перечень таких материалов довольно большой. Из него можно сделать игры и оригинальные игрушки для малышей, украшения для интерьера, сувениры и подарки, различные приспособления, которые всегда найдут практическое применение. Поделки из бросового материала является прекрасным средством для развития умственных способностей, эстетического вкуса, конструкторского мышления, выдумки и фантазии. Конечно, все это можно приобрести, но изделие, сделанное своими руками, намного ценнее покупной вещи. Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Забота об окружающей среде очень важная тема. Но мы поговорим о мусоре совершенно с другой стороны. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для творчества. Наверняка в каждом взрослом еще осталась капелька детской гениальности. И если вы с азартом возьметесь за дело, ребенок непременно подключится к вам. Вместе вы сможете изобрести что-то по-настоящему гениальное из таких простых вещей, как коробки, бутылки, баночки.… Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку. Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире. Эта тема неисчерпаема. Можно бесконечно придумывать новые роли для старых вещей, которые нас окружают, и дело не в богатстве или в бедности, дело в нравственном к ним отношении. Самое важное научить ребят переживать чувство радости от самостоятельно выполненного труда, приучить их преодолевать трудности. Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, т.к. его можно использовать по своему усмотрению, а главное – этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение. Использование бытового мусора приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Так - как материал для работы относится к категории бросового, к нему предъявляются определенные требования:
- Поделки из бросового материала могут иметь разное назначение: для игр детей, для украшения интерьера группы, но все они должны быть безопасными для детей (не токсичными, не вызывать аллергий);
- тщательно промытыми и высушенными;
- доступными в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться);
Если работа планируется с детьми в группе, необходимо учитывать возрастные особенности детей:
- правильно распределять время работы в сочетании с кратковременным отдыхом;
- продумывать тематику предстоящей поделки с учетом имеющихся навыков и умений;
- процесс труда должен вызывать у детей только положительные эмоции;
- дети должны быть уверены в помощи педагога, если у них возникают какие-либо трудности с выполнением работы;
Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например, проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнил взрослый. Природный и бросовый материал интересны в работе, помогут развивать творческое мастерство, сенсомоторные реакции, что является немаловажным при подготовке детей к школе.
Расскажу лишь о немногих материалах, которые используются нами в работе с детьми в студии «Самоделкин».
Например: обычный упаковочный картон. Если намочить и снять один слой бумаги, получится гофрированный слой плотного картона. Разрезав его на полоски, можно создать удивительные картины, панно, витражи. Для выполнения работы понадобится клей ПВА и ножницы и немного фантазии, по нанесенному карандашом рисунку выкладываются полоски картона.
Упаковки из-под сигарет, чая, зубной пасты и т.д. в умелых руках превращаются в забавных зверушек, домики, роботов, мебель и многое другое. Можно сделать интересные подставки под карандаши и телефоны, главное проявить интерес к этой работе и дети сами придумают множество вариантов этих поделок.
Баночки из-под кофе превращаются в фигурную мебель, подставки под карандаши и цветочные вазы. Правда, при работе с этим материалом нужно обязательно участие взрослых и соблюдение определенных правил техники безопасности, чтобы дети не поранились об острые края жести.
Ну и один из самых благодатных, и я считаю, интересных и доступных материалов. Это обычные пластиковые бутылки. Они сейчас выпускаются разных размеров, форм и расцветок. Их широко используют в детских садах для оформления детских площадок, народные умельцы строят из них теплицы и изгороди, делают умывальники, кормушки для птиц и многое другое. А я увидела в них материал для творчества. Удивительные цветы: розы, ромашки, колокольчики, ландыши, подснежники и астры украсили коридоры приюта и летние клумбы нашей территории.
Все эти цветы выполняются по одному принципу, из квадратика пластиковой бутылки вырезается определенная форма, а над огнем свечи ей придаются очертания задуманного цветка. Закрепляться цветы могут на проволоке, деревянных шпажках, можно добавить бусинки и цветную бумагу в оформлении цветов. Из бутылок можно изготовить также подставки под варенье, вазы для цветов.
Чудесные пальмы получаются из зеленых и голубых пластиковых бутылок.
На новогодние праздники наши воспитанники получают много сладких подарков от наших спонсоров и конечно в каждом подарке киндер-сюрпризы, капсулы их очень удобны в обработке. С воспитанниками младшей группы мастерим различных зверюшек, а дети постарше мастерят цветы.
Прекрасный материал для творчества - яичные ячейки: цветы, рамки, вазы для цветов. Работа с этим материалом посильна воспитанникам любого возраста и поэтому доставляет много радости.
Много напитков производят в оригинальных стеклянных бутылках, из этого материала мы создаем с воспитанниками вазы для цветов. Для работы используем различные шпагаты, краски по стеклу, салфетки для декупажа, газетные трубочки.
Занимаясь плетением из газетных трубочек, воспитанники познакомились с историей плетения из лозы. Они с удовольствием плетут корзинки, шкатулки, вазы. Покрывая морилкой, лаком свои изделия дети учатся работать молярной кистью, аккуратности, доводить начатое дело до конца.
Кожа – отличный материал для рукоделия, который легко обрабатывать. Сегодня кожаные художественные изделия очень популярны. Кожу используют для создания различных панно и композиций, поясов и кошельков, сумочек и косметичек, футляров для очков и чехлов для мобильных телефонов, тапочек и многого другого.
Раздобыть кожу для изготовления поделок своими руками легко – это устаревшие сумки, отслужившие свое сапоги и перчатки, изношенные куртки.
Работа с бросовым материалом не только помогает детям приобрести навыки работы с различными материалами, не только развивает их творческий потенциал, но что самое главное она учит беречь родную природу, воспитывает бережливость, развивает фантазию детей.
При работе с бросовым материалом дети не боятся испортить дорогостоящий материал, они могут экспериментировать, пробовать различные техники и приемы обработки материала. Часто идеи рождаются уже в процессе работы, сам материал подсказывает решение и пути выполнения поставленной задачи.
В этом издании я собрала лишь некоторые интересные методические разработки, опробованные в работе с детьми и давшие положительные результаты. Надеюсь, что мой труд поможет начинающим и уже опытным педагогам увлечь детей интересным творчеством, не требующим больших материальных затрат, что не маловажно в наше не простое время. Дважды подумайте, прежде чем выбрасывать в мусор не нужные или старые вещи. Весь этот, казалось бы, хлам, может стать прекрасным материалом для создания оригинальных, изящных поделок, декоративных украшений и необычных элементов для обогащения домашнего интерьера, и даже самодельных детских игрушек. Из такого бросового материала получаются красивые поделки своими руками. Поэтому не стоит сдерживать свою фантазию, надо использовать всё, что найдётся под рукой! Ищите необычное применение ненужным предметам!
Использованная литература
1.Б.Н.Трегубенко Трудовое обучение. Москва, ВЛАДОС 2001г.
2.Л.В. Горнова, Т.Л. Бычкова, Т.В. Воробьева, Н.Н. Горбатова
Студия декоративно-прикладного творчества. Издательство «Учитель»
3.Интернет: сайт-stranamasterov.ru, masterclassu.ru
Государственное бюджетное учреждение
«Комплексный центр социального обслуживания населения»
Альшеевского района Республики Башкортостан
Отделение социальный приют для детей и подростков
«Вторая жизнь вещей»
Работа с бросовым материалом
Материал подготовила
инструктор по труду
Хисматуллина Г.М.
с. Раевский-2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вторая жизнь вещей"
Выставка поделок, сделанных детьми с родителями из бросового материала....
Экология и вторая жизнь вещей
Материал для родителей на тему экологического досуга....
Выставка «Вторая жизнь вещей»
Популяризация идеи сохранения природных ресурсов и снижения загрязнения окружающей среды с помощью раздельного сбора отходов. Привлечение внимания детей города к проблемам ресурсосбережения, вовлечен...
Выстовка "Вторая жизнь вещей"
Популяризация идеи сохранения природных ресурсов и снижения загрязнения окружающей среды с помощью раздельного сбора отходов. Привлечение внимания детей города к проблемам ресурсосбережения, вов...
Мастер-класс "Вторая жизнь вещей"
Иногда вдохновение приходит совершенно внезапно. Хочется творить или просто убраться дома, но что делать, если под рукой не оказывается нужных материалов? Почему бы не оглянуться п...
Рекомендации родителям " Вторая жизнь вещей!"
quot; Вторая жизнь вещей!"...
Проект "Вторая жизнь вещей"
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА «Вторая жизнь вещей»ЦЕЛЬ ПРОЕКТАПривлечение внимания детей старшего дошкольного возраста и их родителей к проблемам охраны окружающей среды через вовлечение их в обществен...