Виды труда дошкольников
материал по конструированию, ручному труду на тему

Лебедева Светлана Анатольевна

В работе рассматриваются основные виды труда детей дошкольного возраста, с подробным описанием самообслуживания. В конце работы представлен список литературы, используемый при написании работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_truda_doshkolnikov.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Виды труда дошкольников

1. Введение

Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста – важнейшая сторона воспитания, которая способствует обогащению духовного опыта ребенка, эмоциональной сферы личности, влияет на познание социальной действительности, повышает познавательную активность. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для нравственно-трудового воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю свою жизнь. Именно ввиду своей высокой значимости проблема нравственно-трудового воспитания дошкольников всегда находилась в центре внимания выдающихся педагогов.  Среди них – В.А. Сухомлинский, А.М. Виноградова, В.Г. Нечаева, В.И. Логинова, Р.С. Буре, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления нравственно-трудового воспитания в ДОУ.

Труд близких людей (родителей и других старших членов семьи, работников детского сада) должен быть в центре внимания ребенка этого возраста. Трудовые отношения людей ребенок познает легче и раньше, чем их общественные отношения. Общение в труде – одна из содержательных воспитывающих форм общения. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Важно уже в дошкольном возрасте показать детям общественный характер труда, его направленность на благо других людей. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы дети научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость –  необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

2. Виды трудовой деятельности

В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности и т. д. Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладеть новыми умениями и навыками.

В процессе труда дети практически познают свойства окружающих вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомясь с условиями их обитания, и т. д. Они сравнивают, сопоставляют, стремятся самостоятельно найти ответ на бесконечные «почему». У них развиваются любознательность, познавательные интересы. Труд становится важным средством умственного развития детей.

В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид. Они радуются, замечая при поливке растения новый бутон, осматривая аккуратно прибранную комнату, чисто выстиранные кукольные вещи.

Труд закаляет детей физически, так как многие его виды они выполняют на воздухе (вскопать грядку, принести воду, разгрести снег и т. п.). Дети становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.
Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с накрыванием на стол, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.
Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач.

2.1. Самообслуживание

Генетически первым по времени ребенок овладевает самообслуживающим трудом.

Характерной его особенностью является направленность на себя, а содержанием – умение обслужить себя (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки, самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Более подробно на этой теме я остановлюсь в главе «Самообслуживание детей дошкольного возраста»

2.2. Хозяйственно-бытовой труд

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

2.3. Труд в природе

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Этот вид труда характерен тем, что, с одной стороны, он направлен на удовлетворение потребности детей, группы в целом, с другой – на охрану природы. Дети приобретают навыки обращения с орудиями труда (лопаты, грабли, лейки и т.д.), учатся добиваться результатов, учитывать далекую цель. Труд в природе в последующем перерастает в один из видов производительного труда.

2.4. Ручной труд

Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т. п. — осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным, друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Так, чтобы смастерить забавного сказочного человечка из природного материала, ребенок подбирает крупный желудь для туловища, чашечку от него для юбочки или шапочки, раскалывает желудь пополам, чтобы сделать ботинки, и т. д. Дошкольники с интересом приглядываются к природному материалу, чтобы выбрать форму, соответствующую задуманному предмету: из семян клена делают крылышки стрекозы, из шишки — лесовика и пр. В процессе работы они знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Изготовление задуманных предметов всегда сопряжено с приложением сил. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид. Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

3. Самообслуживание детей дошкольного возраста

В младшем дошкольном возрасте самообслуживание связано с определенными трудностями (недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, легкая отвлекаемость), что тормозит процесс формирования навыков, порой вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия. Однако уже у этих детей воспитатель начинает развивать умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности, формирует привычку к чистоте и опрятности. Все это требует от него терпения, настойчивости и доброжелательности, поддержки малышей в их порой тщетных усилиях. Руководя самообслуживанием детей, воспитатель индивидуально общается с каждым ребенком, устанавливает с ним разнообразные контакты, поддерживает его положительное эмоциональное состояние. Называя предметы одежды и ее частей, необходимые действия, он расширяет словарь детей. Они ощущают заботу о себе, проникаются чувством любви и доверия к взрослым, их обслуживающим.

Итак, во второй группе раннего возраста (2-3 года), согласно примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, (по которой работает наше ДОУ), следует учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке складывать снятую одежду. Приучать к опрятности. В младшей группе (от 3 до 4 лет) к вышеперечисленному добавляется умение замечать непорядок в одежде  и устранять его при небольшой помощи взрослых.

В среднем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью. Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это. Воспитатель формирует у детей приемы взаимопомощи, учит их, как обратиться за помощью к товарищу, как ее оказывать, поблагодарить за услугу.

В этом возрасте (4-5 лет) дети должны совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться; аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать). Следует воспитывать стремление быть аккуратным и опрятным; приучать самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, аппликацией, лепкой (мыть баночки, кисти, протирать стол и т.д.)

В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи с чем он должен понимать нужды и затруднения окружающих. Воспитатель на конкретных примерах разъясняет, как надо поступать, учитывая нужды других: посторониться в раздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся; при умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобы приступить к своим обязанностям), не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя, попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства кому-либо, и т. п. Все это формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим.

По указанной выше программе с детьми старшей группы (от 5 до 6 лет), необходимо закреплять умение быстро и аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять кровать. Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.

В подготовительной к школе группе (от 6 до 7 лет) необходимо закреплять умение быстро и аккуратно одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи. Закреплять умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать за собой постель после сна; своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.

Труд детей по самообслуживанию различен, но содержание и методы руководства их деятельностью должны всегда предусматривать формирование навыков и на их основе — воспитание самостоятельности, деловитости, культуры деятельности, культуры поведения в окружении сверстников, дисциплинированности.

4. Заключение

Для того чтобы дети могли выполнять трудовые поручения, нести обязанности дежурных, включаться в коллективный труд, они должны овладеть необходимыми умениями. Обучение дошкольников самым разнообразным трудовым умениям, необходимым для всех видов труда, начинается уже в младших группах. Воспитатель показывает, что и как надо делать, сопровождая свои действия разъяснением приемов работы и способов ее организации.

С прямого показа начинается обучение каждому новому умению: как подклеить книгу, как полить растение, разложить ложки на столе и т. д. Обучая старших дошкольников, воспитатель опирается на имеющийся у них опыт, на их способность воспринимать словесную инструкцию без прямого показа. Он не спешит со своей помощью, побуждает ребенка припомнить, попробовать самостоятельно найти способ действия, быть более решительным, активным.

Важно с самого начала поддерживать старания детей, не дать им почувствовать свою неумелость, создавать положительное отношение к труду. Для того чтобы обучение трудовым умениям шло успешно, надо сформировать у детей интерес к работе. Этому способствует доброжелательный тон предложений и советов, готовность прийти на помощь, умение убедить нерешительных затрудняющихся детей в том, что они обязательно смогут выполнить предложенное дело. Не следует упрекать ребенка за его неумелость, за оплошность. Необходимо глубоко вникать в причины отказа от участия в труде, всякий раз находя способы побуждения детей к включению в выполнение разнообразных заданий.
Педагог формирует у детей умение проявлять усилия, быть аккуратными, выполнять задание до конца. Важно воспитать у них положительное отношение к любой работе.

Содержание детского труда должно быть значимым для группы, всего детского сада. Тогда и отношение к нему будет более ответственным.
Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

5. Список литературы

  1. Аванесова В. Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 176 с., ил.
  2. Буре Р. С., Година Г. Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с., ил., нот.
  3. Демидова О. Н. Будьте вежливы всегда. Конспекты занятий по этической грамматике с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009. – 112 с.
  4. Дошкольная педагогика: Содерж. ком. воспитания в дет. саду. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология»/Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с.
  5. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» и № 0202 «Дошкольное воспитание» / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1978. – 416 с.
  6. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990. – 158 с.: ил.
  7. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Творческий подход к формированию у дошкольников положительного отношения к различным видам труда».

Материал был разработан мной на областное выступление (делилась опытом работы по данной теме). Описана форма работа с педагогами и родителями а также какие изменения произошли в средствах обучения кас...

Виды труда:Хозяйственно-бытовой труд дошкольников

СодержаниеВведение1. Виды труда дошкольников 2. Хозяйственно-бытовой труд  дошкольниковЗаключение Список литературыПриложение...

«Формирование позитивных установок к различным видам труда у дошкольников в образовательной деятельности»

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка...

10.03.2018г. Виды труда дошкольников

Виды труда дошкольников...

Презентация на тему "Виды труда дошкольников"

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание....

"Виды труда дошкольников" консультация для родителей и педагогов

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида деиского труда....

Формирование позитивных установок к различным видам труда, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.

Формирование позитивных установок к различным видам труда, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.Формирование позитивных установок к различным видам труда, воспитание положите...