формирование творческой активности детей в процессе ручного труда
материал по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 112

Работа по теме:

«Формирование творческой активности детей в процессе ручного труда»

                                          Автор: Кравченко Ирина Константиновна

воспитатель МБДОУ детский сад №112

                                                                                                         

Нижний Новгород

Содержание

Введение                                                                                          

  1. Теоретические основы формирования творческих способностей у детей                                                                                                                                              

  1.  Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме
  2. Анализ программно-методического обеспечения

  1. Система работы по формированию творческих способностей у дошкольников в процессе ручного труда.                                            2.1. Цель, задачи работы

2.2.Создание условий в группе для развития творчества в продуктивных видах деятельности.                                                                                                                                                                                                                                                                       2.3. Организация взаимодействия с родителями.                      

Заключение                                                                                                   

Библиографический список                                                                                                                                                                                                                                        

Приложения                                                                                                 

Введение

Творческая деятельность – одна из содержательных форм психической активности человека, в нашем случае – детей. Творческий процесс – особая форма перехода от известного к неизвестному, к новому. Поисковая деятельность детей, ведомая взрослым, должна быть направлена на решение необычных задач. Чем разнообразнее, вариативнее будут действия детей, тем гибче, самостоятельнее их поисковая деятельность.

Как известно, творчество и творческое мышление тесно взаимосвязаны. Творческое мышление – это активная целенаправленная деятельность, в результате которой возникает что – то новое, оригинальное.

Выбор проблемы формирования творческой активности детей в процессе ручного труда не случаен. Наше время, современное общество требует от человека самостоятельности, инициативности, творчества; Современная школа предъявляет высокие требования к умственному развитию ребёнка, высокому уровню интеллектуального развития.

В непосредственно Образовательной деятельности и в играх ручной труд является средством развития мышления, восприятия, развития мелкой моторики рук. Формированием умения планировать ход своей работы, анализировать результат деятельности, формирования моральных качеств личности ребёнка. Это всё важно при поступлении в школу.

Мы, воспитатели, должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, художественный вкус, фантазию. Активность и самостоятельность мышления и др. У маленького ребёнка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринимается в детстве, запоминается на всю жизнь. Поэтому важно обратить внимание на развитие психических качеств, таких как самостоятельность, инициативность, творческость. Воображение. От  их развития зависит дальнейшая жизнь ребёнка в школе, успешность обучения.

Поэтому, мы считаем, что проблема формирования творческой активности детей в процессе ручного труда важна, актуальна на современном этапе развития системы дошкольного образования.

  1. Теоретические основы формирования творческих способностей у детей

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме.

Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая даёт возможность не только использовать действительность, но и видоизменять её. Сначала нужно определить понятие творчества в целом с позиций различных наук.

Творчество рассматривается учёными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности , что особо важно, изменяется и сам человек(формы и способы его мышления, личностные качества) :он становится творческой личностью.

Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего – то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т. п) Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создаётся то, чего раньше не существовало.

Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нём проявляется индивидуальность творца.

С точки зрения философской науки, творческая деятельность – это многокомпонентный процесс, направленный на создание новых реальностей и ценностей, в котором объединяются объективное и личностное, т.е. субъективное(17)

Важно выделить ещё и социальную сущность творчества, т.е. в условиях стремительных изменений в социально – экономической жизни общества возникает много вопросов, решить которые способны только творчески одарённые люди. А.Лилов считает, что социальная сущность творчества заключается в создании общественно необходимых и общественно полезных ценностей, которые и будут способствовать формированию творческого потенциала личности.(23)

В педагогической литературе можно встретить следующее определение понятия творчества: деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной значимостью.

Творческая личность в педагогике определяется как личность, обладающая творческой направленностью, творческими способностями и создающая путём применения оригинальных способов деятельности материальные и духовные ценности, отличающиеся личной или общественной значимостью (31).

Психологи о творчестве говорят как о деятельности, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Обращаясь к детскому возрасту, естественно поставить вопрос о том. Способен ли ребёнок – дошкольник к процессу творчества – ведь многие из компонентов, присущих этому феномену в период дошкольного детства, только начинает развиваться. Но любой взрослый, сколько – нибудь знакомый с детским поведением или деятельностью, не может усомниться в том, что всё оно пронизано творчеством: субъективно ребёнок постоянно открывает что – то новое, даже репродуцируя уже известное другим людям. Так, В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то , что творчество является постоянным спутником детского развития.

Однако при этом важно учесть две позиции:

  • Креативность в детском возрасте следует понимать как механизм развития разнообразных деятельностей ребёнка, его опыта, его личности.
  • Очевидно, что компоненты творчества в рассматриваемый нами период жизни будет носить особый характер и иметь специфическую структуру.

Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции и т.д.(Е.А.Флёрина, М.П.Сакулина, И.А.Ветлугина, Н.Н.Поддьяков и др.) Новизна открытий и продукта субъективна – это первая важная особенность детского творчества.

При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребёнка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А.В.Запорожец, Н.Н.Поддьяков, Л.А.Парамонова и др.) И это – вторая особенность детского творчества.

 Для взрослого человека начало решения проблемы (её осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребёнок же, в отличии от взрослого не испытывает таких трудностей (если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых). Он с лёгкостью и, прежде всего , практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность,, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребёнка поиском и часто приводит к положительным результатам (Н.Н. Поддьяков, Л.А.Парамонова, Г.В.Урадовских):И это – третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй.

Творческий процесс по своей структуре и по основным закономерностям у ребёнка такой же как у взрослого. Своеобразие этого процесса отражает ступени развития личности ребёнка. Различие между этапами творческого процесса у взрослого и детей можно представить в таблице (приложение)

Из приведённой таблицы можно сделать выводы: возникнув в сознании ребёнка замысел тут же воплощается в деятельности. Эти особенности связаны с несовершенством психических процессов (жизненный опыт мал, воображение бедное, но яркое и подвижное, воображаемый образ захватывает ребёнка, имеет над ним власть; ребёнок не умеет управлять своими чувствами, восприятие несовершенно –  не обращает на мелкие детали внимания) . И это нас заставляет задуматься над тем, - что такое самостоятельность и творчество.

Одной из первых определение детского творчества дала Е.А.Флёрина: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку, другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношению к изображаемому (36)

В психологической литературе детское творчество рассматривается в связи с рядом проблем психического развития ребёнка, таких ,как детское воображение и мышление, детская одарённость и др. Здесь крайне неоднозначно определяется категория творчества вообще и детского творчества в частности. В самом деле, с одной стороны, творчество является характеристикой деятельности: особого её вида (творческая деятельность) или любой деятельности, если речь идёт о её развитии, совершенствовании, переходе на новый уровень(28, с. 16- 20)

С другой стороны, проблема связана с психологическими характеристиками творчества и, следовательно, сопряжена с проблемой способностей. Известное понятие творчества как механизма развития деятельности в значительной степени увязывает две эти стороны проблемы.

Большая роль в формировании творчества принадлежит воображению, поэтому, прежде всего, следует использовать те средства, которые способствуют его развитию. Л.С.Выготский видит силу творчества в многообразных формах связи воображения с действительностью. Каждой из форм связи он даёт диалектическое определение:

  • Образы воображения строятся из элементов действительности.
  • Воображение направляется чужим опытом, историческим или социальным.
  • Чувство влияет на воображение и, наоборот, воображение влияет на чувство.
  • Продукты воображения реализуются в конкретные вещи, результаты детского творчества, которые снова воздействуют на воображение.

В научных исследованиях по вопросам детского творчества отмечается ряд черт, характеризующих наличие творческих начал в деятельности ребёнка. Это – проявление активности, самостоятельности инициативы в применении уже освоенных приёмов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств при помощи различных изобразительных средств (20)

При исследовании проблемы детского художественного творчества, были выделены три основных этапа творческой деятельности, каждый из которых требует специфических методов и приёмов руководства со стороны взрослого:

1 этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.

Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребёнком или предложена воспитателем. Чем младше ребёнок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел.  

2 этап – процесс создания изображения детьми. Тема задания не только не лишает ребёнка творчества, но и направляет его воображение, разумеется, если воспитатель не регламентирует решение. Деятельность на этом этапе требует от ребёнка умения владеть способами изображения, выразительными средствами.

3 этап – анализ результатов деятельности. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляется при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности .При восприятии окружающего. В процессе создания образа, дети овладевают обобщенными способами действий:

  • Способ всматриваться в предметы, явления окружающей жизни
  • Способ ориентировки в формах, пропорциях, цвете.
  • Способ самостоятельных действий при выборе материалов.
  • Способ технических действий.

В своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С.Выготский рассматривал восприятие как первую опорную точку для будущего творчества, когда происходит накопление материала, из которого впоследствии строится фантазия. Основываясь на данных физиологии, психологи выделяют восприятие как один из основных компонентов творческой деятельности.

Большое внимание уделяется проблеме взаимосвязи детского творчества с обучением. Выделяется ряд основных приёмов и методов, обеспечивающих развитие изобразительного творчества детей:

  • Использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров, их эстетическое восприятие;
  • Сенсорное обследование предметов, обогащение сенсорного опыта ребёнка;
  • Восприятие изображения с целью установления взаимосвязи внешних изобразительных средств с внутренним характером образа;
  • «Вживание в образ» для передачи настроения, характера персонажа, животного или человека;
  • Синтез искусств (музыки, художественной литературы, изобразительного искусства)
  • Создание поисковых ситуаций;
  • Игровые приёмы;
  • Вопросы, объяснение задания, ориентирование на творческий подход к деятельности;
  • Рассказы детей о своём замысле, анализ и оценка детьми своих работ с учётом мнений каждого ребёнка;
  • Поощрение педагогом интересных вариантов решения отдельных изображений или всей темы;

Г.Г.Григорьевой выделены условия развития творчества детей:

  • -Широкий подход к решению проблемы: педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей не только в ситуации творческого, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребёнка.
  • -организация интересной, содержательной жизни ребёнка в дошкольном учреждении и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционального интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом для работы воображения (наблюдения, занятия, игры, посещение театра и т.д.) Этот опыт создаётся всей системой жизнедеятельности ребёнка (наблюдения, занятия, игры, посещение театра, общение и т.п.) и служит основой для творчества дошкольников.
  • -Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка и взаимодействие между ними.
  • -Общение с искусством. При правильном влиянии взрослых ребёнок понимает смысл, суть искусства. Изобразительно – выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.
  • -Обучение, которое должно быть ориентировано на развитие творческих способностей. В процессе обучения формируются знания, способы действия, развиваются способности, позволяющие ребёнку реализовать любой замысел. Знания и умения детей должны быть гибкими, вариативными, навыки – обобщенными, т.е. применимыми в разных условиях.
  • -Комплексное и системное использование методов и приёмов, ведущее значение среди которых имеют предварительное наблюдение, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу,  и отсутствие готовых средств для их разрешения.
  • -Предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым: создание атмосферы творчества во многом зависит от общей культуры педагога, понимания существа дела. Доброжелательное и систематическое внимание и интерес к деятельности  детей крайне важны в развитии творческих возможностей ребёнка.
  • -Учёт индивидуальных особенностей ребёнка: важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов, и даже настроение ребёнка в день, когда предстоит творческая работа (9)

Исследовав взгляды всех этих учёных можно сделать вывод, что детское творчество интересовало и до сих пор интересует педагогов и психологов. Творчество тесно связано с самостоятельной деятельностью, с развитием самостоятельности.

В процессе ручного труда различают 2 этапа: процесс возникновения замысла и процесс его исполнения.

На первом этапе ребёнок создаёт образ будущей поделки, планирует его воплощение, отбирает материал, находит способы изготовления. На втором этапе – практически осуществляет задуманное. Ребёнок не просто исполнитель, он изобретатель: он действует руками, он мыслит, контролирует свои практические действия, вносит изменения в свой замысел, изменяет способы конструирования(29, 30).

Умение выполнять поделки по собственному замыслу – это высокий показатель развития деятельности. Для формирования этого умения используются разные формы организации творческой деятельности. Создание поделки по образцу – наиболее распространенная форма работы в детском саду. Детям предлагаются образцы и способы их воспроизведения. В процессе такой деятельности дети познают материал, знакомятся со способами работы, учатся анализировать, планировать свою деятельность. Эти знания дети приобретают в ходе репродуктивного обучения, самостоятельно ими они пользоваться не могут.

Для формирования этого умения необходима такая форма организации ручного труда, которая бы создала условия, побуждающие детей  

Применять свои знания в новых условиях. Этому соответствует процесс изготовления поделки по условиям. Здесь детей не знакомят ни с поделкой – образцом, ни со способами её изготовления, а сообщают лишь условия, которым она должна соответствовать. Задача носит проблемный характер. Систематический самостоятельный поиск детьми способов решения задач обеспечивает формирование обобщенных способов действий, которые повлияют на развёртывание самостоятельного творчества. Создание поделки по собственному замыслу обладает большими возможностями для развития самостоятельной творческой деятельности: здесь ребёнок сам решает, что и как он будет делать(29).

Л.А.Парамонова считает, что необходимо придать деятельности поисковый, творческий характер, формировать у детей, во – первых, обобщенные представления, способы. Во – вторых, умение ставить перед собой цель и искать способы её решения.(29)

АНАЛИЗ  ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В работе над развивающим обучением детей в процессе ручного труда и становлением его как самостоятельной деятельности были проанализированы следующие программы: комплексная программа «Радуга» составитель Доронова Т.Н., программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду « под редакцией М.А.Васильевой, программа Л.В.Куцаковой «Конструирование и художественный труд»

Ознакомившись с содержанием задач по ручному труду, с содержанием и объёмом знаний , умений, навыков, с новыми качествами, которые необходимо передать детям, с методикой реализацией этих задач – провела сравнительный анализ программ, технологий, сравнила цели , методы работы, задачи и определила формы работы с детьми по развитию самостоятельной конструкторской деятельности.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой является более полной, структурированной: разделы «Конструирования и художественный труд» четко выделены в программе, четко определены задачи и возможный уровень усвоения программы.

В программе «Радуга» раздел беден по содержанию .Задачи: формировать предпосылки трудовой деятельности: закреплять у ребёнка позицию созидателя и чувство гордости и удовлетворения результатом своего труда; привлекать детей к выполнению общего дела; к участию в решении коллективных задач; совершенствовать обобщенные способы работы (воспроизведение образцов).

Мы работаем по программе «Детство». В программе материал расположен в разделе «Художественная деятельность детей», указаны представления, изобразительные навыки , умения, отношения, представлены задачи:

  • -овладение простейшими способами техники оригами;
  • -овладение способами изготовления игрушек путём переплетения полосок из различного материала (бумага, корни, веточки, кора, проволока, веревка, ткань и т.д.)
  • - развитие воображения, творческой фантазии;
  • - стимулировать проявление творчества в изготовлении игрушек, масок, элементов декораций для игр – драматизаций и театральной деятельности;
  • - осваивать обобщенные способы конструирования из различных бросовых материалов (спичечных коробков, катушек, ниток, банок и т.д.)
  • Планировать свою работу как в индивидуальной деятельности, так и при коллективном творчестве;
  • Осваивать способы работы различными материалами –инструментами: ножницами, иголкой, шилом, линейкой и др.
  • Раздел «Самостоятельная художественная деятельность» присутствует только в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.

Работая над формированием творческой активности детей в процессе ручного труда, использую в своей работе рекомендации «Программы воспитания и обучения в детском саду», технологии обучения Л.А.Парамоновой «Детское творческое конструирование», О.А.Сафоновой «Конструирование».

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ РУЧНОГО ТРУДА

Цель, задачи работы.

 Цель: сформировать самостоятельную творческую деятельность у детей старшего дошкольного возраста и личности ребёнка в ней.

  1. Задачи работы с детьми старшего возраста:
  2. Развитие творческих способностей;
  3. Развитие детской самостоятельности и инициативы;
  4. Развивать умение создавать замысел, задумывать тему своей работы;
  5. Развивать умение отбирать необходимый материал, обосновывать и объяснять выбор материала;
  6. Развивать умение планировать ход работы, пользуясь кубиком – самоделкиным, как в индивидуальном, так и при коллективном творчестве;
  7. Включение творческих результатов в повседневную жизнь группы;
  8. Воспитывать аккуратность в работе с материалом, действию в коллективе: умение договариваться, ставить цель, доводить поделку до конца, работать дружно, помогая друг другу, уважительно относиться к труду товарища и к своему труду;
  9. Формировать эстетическую оценку;
  10. Воспитание стремления к активной деятельности и творчеству;

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ГРУППЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Целенаправленное развитие воображения, творческой активности, самостоятельности предполагает прежде всего организацию условий для их возникновения. Большое значение имеет развивающая среда, для предметной среды важно не многообразие, а те условия, которые дают возможность детям придумывать, творить.

Основные материалы по самостоятельной организации деятельности детей представлены в уголке творчества: это квадраты из бумаги, ткани различных цветов и размеров, обрезки бумаги, ткани, ножницы, клей, проволока, нитки, поролон, яйца от киндер – сюрприза, коробки, пенопласт, мех, тесьма, образцы поделок, игрушек, природный материал(шишки, семена, веточки, листья, и др.),краски, карандаши, фломастеры. Дидактические игры «Узнай своё настроение»; «Красный, как..?»,  «Народное искусство». Альбом по художественному труду: «Сделай сам»

Для развития творчества через ручной труд был разработан перспективный план на год (приложение).

Материалы всегда доступны для детей, дети всегда имеют достаточный выбор материала, чтобы в свободное время могли заняться интересным делом. В группе имеется место для организации выставки детских работ – это полка красоты, созданные детьми поделки, используются ими в играх, для украшения групповой комнаты, коридора, детского сада.

Таким образом, предметная среда ориентирована на полноценное овладение ребёнком деятельностью, и становления как самостоятельного творчества, обеспечение его эмоционального и функционального комфорта.

Развивая в деятельности ребёнка, он переживает радость творчества, отражает свои впечатления, своё эмоциональное состояние. Ребёнок учится видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение частей, их пространственное соотношение. Одновременно это даёт возможность научить  ребёнка действовать последовательно, планировать свои действия, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в школе.

В работе важнейшее значение имеет использование точного, образного, выразительного слова, являющегося средством упражненья действиями, активизации технической мысли и творчества, расширение кругозора детей. Использую следующие пословицы:

  • «Семь раз отмерь, один раз отрежь»
  • «Первый камень криво в землю врос – вся стена пошла наперекос»
  • Смекалка и труд вместе живут»
  • «Есть терпение, придёт и умение»
  • Что на месте лежит, само в руки бежит»
  • «Кончил дело, гуляй смело»
  • «Хорошая работа сердце веселит»
  • «Не торопись языком – торопись делом»
  • «Лучше маленькое дело, чем большое безделье»
  • «Не говори, что делал, а говори, что сделал»

Развитие активного мышления дошкольников в деятельности достигается путём отбора соответствующего содержания, методов и приёмов, форм организации. Моя задача, как воспитателя, вызвать у детей интерес к деятельности, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений и навыков. А нужно это для того . что интерес к деятельности связан с тем,  понимает ли ребёнок, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применить.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Взаимодействие с семьёй является одним из непременных условий воспитания и образования детей в детском саду.

Цель работы с родителями:

-Формировать эмоциональный контакт между родителями и педагогами, внутри родительского коллектива группы;

-Реализовать единый подход в воспитании и обучении детей в семье и детском саду.

-Согласовать действия по преодолению трудностей в формировании творческих способностей у детей.

С целью выявления условий для развития художественного творчества детей в семье была разработана анкета для родителей. Анкета включала вопросы, ответы на которые предлагали определенное отношение родителей к художественному творчеству ребёнка, их участие в занятиях с ребёнком, в создании определенных условий для занятия ребёнком любимым видом художественной деятельности. Проанализировав ответы, данные  родителями, сделала выводы:

  • В большинстве семей созданы хорошие условия по развитию у детей творчества
  • Родители активно участвуют в жизни и деятельности своих детей;
  • Большая часть детей группы имеет достаточное количество художественных впечатлений;
  • Среди  детей есть такие, которые очень любят мастерить (СашаЛ.. ДаняЛ., ЗояП., Кирилл)

Были организованы консультации для родителей «Как помочь детям», «Развитие активности, самостоятельности, инициативности у детей в продуктивных видах деятельности»

На родительском собрании знакомила родителей с работой в группе, подчеркивая  необходимость единства воспитательных воздействий на ребёнка в детском саду и дома, обращала  внимание на наиболее благоприятные условия творческого развития ребёнка в семье, говорила об уважении родителей к интересам ребёнка, обращала внимание на то , что нельзя безразлично относиться к любому проявлению творчества детей; критиковать детские поделки; навязывать ребёнку своё видение мира и понимание искусства, выбрасывать детские работы в присутствии детей.

Работа с родителями в основном осуществляется индивидуально, применительно к условиям и возможностям конкретной семьи. Провожу открытые просмотры занятий с детьми, а затем организую час вопросов и ответов. Родители высказывают свои мнения, а я даю советы – рекомендации. Традицией стали выставки совместного творчества детей и родителей. Результатом работы с родителями стало более тесное сближение взрослых и детей. Для  родителей открывается мир ребёнка, они становятся дружнее, понятней и ближе становится личность педагога.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ теоретических основ развития детского художественного творчества показал, что феномен творчества как сложного культурно – исторического явления и вида деятельности человека исследуется с конца 19 века и по настоящее время. Это обусловлено тем, что художественное творчество позволяет общаться с ребёнком на его «языке», так как поделка раскрывает его внутренний мир, отношение к окружающей действительности, к людям.

Творческий процесс предполагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами, такими как: ритм, линия, форма. Они могут быть не только средствами образного отражения, но и способствовать формированию художественного творчества.

Я убеждена, что  у детей дошкольного возраста, чем разнообразнее будут условия, в которых протекает деятельность, содержание, формы, методы, приёмы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее будет развиваться детское художественное творчество.

Разнообразить нужно цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность поделок, и ставит детей перед необходимостью подбора и выбора материала для работы над образом, продумывает способы решения задач, а не ждать готового решения.

Важно, чтобы каждый раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки , умения, с другой стороны – искали новые решения , творческие подходы.

Переходу детей от воспроизводящей к творческой самостоятельной деятельности ведёт, так называемое «обобщенное подражание».

Механизмом формирования «Обобщенного подражания» выступает процесс решения детьми задач, способствующих формированию умения принимать цель, находить способы её реализации, и формированию обобщенных способов действий.

Развитие самостоятельной деятельности – это целостный процесс, затрагивающий интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферу личности ребёнка, и с необходимостью установления между ними взаимосвязи и единства.

Я считаю, что  на базе детского сада должна проводиться работа по развитию творчества у детей. Все мы не должны забывать , что от наших усилий, приложенных сегодня зависит жизнь всего общества завтра, ведь дети сегодня – это члены общества в будущем.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

  1. Бехтерев В.М. Объективная психология .Москва. Наука1991-480с.
  2. БолотинаЛ.Т.  ,.Комарова Т.С. и др. Дошкольная педагогика. Москва «Академия»1997-240
  3. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов на Дону.1998-180с.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва 1991-207с.
  5. Венгер Л.А., Мухина В. Психология. Москва, Просвещение. 1988-230с.
  6. Венгер Л.А. Педагогика способностей. Москва Знание 1973-350с.
  7. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду. Москва. Просвещение.1974-260с.
  8. Волков И.А. Учим творчеству .Москва, Просвещение. 1982-238с.
  9. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности . Москва. 2000
  10. Гусакова М.А. Аппликация. Москва. 1987-128с.
  11. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. Москва. Просвещение. 1984-159с
  12. Гудилина С. И. Чудеса своими руками. Москва. Аквариум.1998-264с.
  13. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. Москва.  Современник .1999-494с
  14. Грицевский И.М. и др. От учебника к творческому замыслу урока. Москва. Просвещение. 1990-207с.
  15. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. Ярославль. 1999-144с.
  16. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. Москва. 1996-207с.
  17. Ильенков Э.В.. Философия и культура. Москва 1991
  18. Крутецкий. Психология. Москва. Просвещение. 1980-240с.
  19. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Москва .Просвещение. 1990-158с.
  20. Косминская В.Б., Васильева Е.И., Халезова Н.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение .1977-30-44стр.
  21. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателей д\с. Москва. Просвещение 1985-145с.
  22. Комарова Развитие художественно-творческих способностей. Журнал дошкольное воспитание №10,1998г.
  23. Лилов А. Природа художественного творчества. Москва 1981
  24. Левина М. 365 весёлых уроков труда. Москва. 1999-256с.
  25. Лиштван З.В. Конструирование. Москва. 1981-159с.
  26. Матюшкина Развитие творческой активности школьников. Москва. Просвещение .1991-160с.
  27. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Ярославль. 1998-192с
  28. Поддьяков  Новый подход к развитию творчества дошкольников. Журнал Вопросы психологии№1-1990г.
  29. Парамонова Л.А. Детское творчество. Москва. 1999-240с.
  30. Парамонова Л.А. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования. Дошкольное воспитание (Журнал) №11. 2000г.
  31. Педагогика: Большая современная энциклопедия (сост. Рапацевич Е.С. МН»Современное слово»2005г, 565-572с.
  32. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. 1997-240с.
  33. Сафонова О.А. Системная оценка качеств обучения дошкольников конструированию. Нижний Новгород, 1998-111с.
  34. Эльконин Д.Б .Детская психология. Москва. Просвещение. 1960-328с.
  35. Художественное творчество и ребёнок. Под редакцией  Н.А.Ветлугиной .Москва. 1972-134с.
  36. Флёрина  Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника .Москва. 1961-181с
  37. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией Васильевой М.А. Москва. 2005-205с.
  38. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство». Санкт- Петербург. 1999-256с.

Приложение

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РУЧНОМУ  ТРУДУ,     Старшая группа

задачи

Темы занятий

Совместная деятельность

Индивидуальная работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

-Развивать умения анализировать природный материал(отбирать корни, ветки, сучки по конфигурации что- то напоминающие

-Развивать умение чувствовать специфику природного  материала, форм и на основе этого видеть разнообразие образы.

-Развивать умение экспериментировать с материалом, открывать его свойства и возможности.

-Научить приёмам построения образа: изменение пространственного положения, достраивания, убирания лишнего.

-Развивать самостоятельность в подборе темы, инициативу и творчество.

-Воспитывать интерес к природе, аккуратность в работе.

-Создавать образ птицы, используя перья. Правильно передавая характерные части тела, воспитывать интерес к птицам.

Ручной труд «На что похоже?» (из природного материала)

Кружок: «Знакомство с природными материалами»

Ручной труд «Встреча со Старичком – Лесовичком» (из природного материала)

Ручной труд «Птица»(поделка из перьев)

1.Экскурсия в парк.

Цель: собирание интересного природного материала

2.Дид игра «Отгадай, что это такое?»

Цель: развивать умение видеть образы на основе характерных признаков предметов.

3.Экскурсия в подготовительную группу «Что интересного в уголке творчества?»

Цель:познакомиться с поделками из природного материала в подг. Гр.;Выслушать рассказы детей о своих поделках.

4.Дид. игра «Во что бы я превратил этот лист, если бы был добрым волшебником…?»

Цель: развивать воображение детей при составлении рассказа.

5. Чтение стихотворения Ж.Превер «Как нарисовать птицу»

  1. .

-Привлечь к поиску интересного материала малоактивных детей(имена детей)

-Оказать помощь в убирании лишнего (Имена детей)

Консультация с родителями «Интересное рядом с нами»

Оснастить различными природными материалами «Уголок творчества»

-Походы с родителями в парк «Интересное в природе»(сбор природного материала)

Сделать гербарий из листьев.

Анкетирование «Как родители относятся к проявлению творчества у детей»

Сбор перьев для поделок.

;

задачи

Темы занятий

Совместная деятельность

Индивидуальная работа с детьми

Работа с родителями

Октябрь

-Развивать интерес к работе с природным материалом.

-Развивать образное мышление.

-Развивать умение находить способы реализации задуманного, умение планировать свою работу.

-Развивать воображение при создании образа сказочной птицы, выбрав самостоятельно приём изготовления работы.

-Воспитывать творческую активность, интерес к образу.

-Развивать образное мышление, умение превращать овощи в образы

-Развивать умение подбирать нужные овощи по форме, величине, Цвету.

-Развивать умение соединять овощи с помощью пластилина, палочек.

Ручной труд «Сказочная птица»(из природного материала)

Ручной труд «Друзья Чипполино»(поделки из овощей)

1.Аппликация из листьев «Птица»

2.Стихотворение А.Яшина «Покормите птиц»

3.Подвижная игра «Перелёт птиц»

4. Дид.игра «Танграм»

(собирание из геометрических фигур птицы)

5.Прослушивание грам.записи «Голоса птиц»

6.Чтение Ершов «Конёк  -Горбунок» с рассматриванием сказочной птицы.

Экскурсия к овощной палатке.

Лепка «Дары осени»(овощи)

-Отгадывание загадок.

-Дид. игра «Определи на ощупь»(на вкус)

-Чтение отрывков из книги Дж.Родари «Чипполино»

-Чтение Ю.Тувим «Овощи»

-составь птицу из деталей игры «Танграм»(имена детей)

-Игра «Кто на ветке?»

Цель :закрепить названия птиц(имена детей)

-При создании замысла поделки заинтересовать оценкой, вопросом(имена детей)

-Помочь осуществить задуманное (соединить части овощей)

Задание на дом: найти дома книги со сказочными птицами(ознакомить их с  детьми).

Сделать ширму «Интересное рядом»(рассказы о птицах)

Родительское собрание «Развитие самостоятельности, активности в деятельности»(ручной труд)

-Выставка поделок из овощей «Чудо овощи»(дома вместе с родителями)

-

     

задачи

Тема занятий

Совместная деятельность

Индивидуальная работа с детьми

Работа с родителями

Ноябрь

-Продолжать ознакомление со способами техники оригами.

-Формирование умения создавать образцы будущих конструкций на основе предложенных условий.

-Формировать умение реализовать их, добиваясь при этом выразительности

-Самостоятельно анализировать готовые поделки, выделяя в них общее и различное

Ручной труд(работа с бумагой) «Такие разные поделки»(на основе способа отгибания)

Ручной труд «Дома на нашей улице»(работа с бумагой)

-Просмотр альбома «Сделай сам»

-Рассматривание поделок, изготовленных одним из способов техники «оригами».

-Создание макета улицы с домами для самостоятельных игр детей.

-Игровые ситуации «Загадочные превращения квадрата»

-Отрабатывание способа отгибания(имена детей)

Вопросы к детям: Не смогли бы вы сделать треугольник из квадрата?»

-показ способа изготовления треугольника из квадрата(крыша)

-предложить оформить свою поделку дополнительными деталями и украшениями.

Ширма»Рекомендации для родителей:»Интересные поделки из бумаги»

Выставка детских работ «Это мы делаем сами»

задачи

Темы занятий

Совместная деятельность

Индивидуальная работа с детьми

Работа с родителями

Декабрь

-Формировать умение самостоятельно использовать освоенный способ закручивания прямоугольника в цилиндр для создания других. Более крупных функциональных конструкций.

-Поощрять творческие проявления в оформлении поделки, их инициативы в поиске сочетаний цвета, бумаги с другими материалами.

-Придумывание новых конструкций.

-Развивать художественно – эстетический вкус.

-Развивать воображение, творчество.

-Воспитывать стремление порадовать других.

-Развивать воображение в придумывании темы поделки.

-Развивать умение планировать свою деятельность.

-Закреплять умение использовать знакомые приёмы для создания образов.

-Развивать умение создавать поделки из каштана, из яиц, пенопласта, развивая творчество, умение находить способы реализации замыслов.

-воспитывать желание сделать приятное своим близким.

Ручной труд «Короны и кокошники»(работа с бумагой)

Ручной труд «Новогодние игрушки»(из бумаги)

Ручной труд «Нарядим ёлочку» (из яиц)

Кружок «Поделки из каштанов»

Ручной труд «Подарки своим близким к Новому году» (из пенопласта)

Игровые ситуации «Загадочные превращения квадрата»

Чтение сказки В.Бианки «Приключения Муравьишки»

-Конструирование персонажей сказки В. Бианки (из бумаги – закручивание прямоугольника в цилиндр)

-Аппликация «Заяц  -

хваста» (из яичной скорлупы)

Рассматривание альбома «Сделай сам»

Рассказ воспитателя о праздновании Нового года, Рождественских праздниках и колядовании.

Чтение Сказки «Заяц – Хваста»

Направить на проявление творчества, фантазии в оформлении поделки (имена детей)

Приучать к аккуратности, умению убирать за собой рабочее место.

В работе с яйцом соблюдать осторожность..

Отметить детей. Которые бережно ,осторожно работают с хрупким материалом.

Выставка на тему «Поделки – сувениры к празднику»

Альбом «Чем заняться с ребёнком вечером»

«Рекомендации по развитию творчества в семье «

Принести пенопласт.

Принести пустые чистые яйца для поделок.

задачи

Темы занятий

 Совместная деятельность

Индивидуальная работа

Работа с родителями

Январь

-Формировать умения изготавливать цирковых дрессированных животных –«свинка». «лягушка», «собачка» на основе способа закручивания прямоугольника в цилиндр в новых условиях.

 -развивать творческие проявления детей. Их инициативу в поисках сочетаний цвета,форм.

-продолжать развивать творчество в работе с новым материалом, задумывая и делая из него поделки с учётом особенностей этого материала(поролона)

Ручной труд «Цирк» (

из бумаги)

Ручной труд «Подарок больному товарищу» (игрушки из поролона)

Чтение Артур Горин «Добро пожаловать!»(

(цирковая азбука)

Чтение стихотворения

С.Михалкова «Цирк»

Изготовление атрибутов к цирковому представлению.

Сюжетно – ролевая игра «Цирк»

Подарок другу вместе с письмом.

Помочь создать выразительный образ (подобрать дополнительный материал)

Выставка «Волшебный цилиндр» (поделки из цилиндров)

Конкурс на лучшую кормушку, сделанную совместно родителей с детьми (из коробок)

задачи

Тема занятий

Совместная деятельность

Индивидуальная работа

Работа с родителями

Февраль

-развивать творчество в придумывании и выполнении образа животного из коробок разных размеров

-развивать умение правильно подобрать необходимый материал для лап, .ушей, глаз, хвоста; суметь его закрепить

-Воспитывать интерес к работе.

-развивать умение создавать из спичечных коробков поделки (машину, танк, и т.д.) в подарок папам.

-Развивать творчество в придумывании дополнительных деталей, (ракет ,звезд)

-Воспитывать интерес к празднику, доброжелательное отношение к воину, Армии.

Ручной труд «Цирковое представление»(из коробок)

Ручной труд «Подарок к празднику» (из спичечных коробков)

Беседа о цирке.

-Рассматривание иллюстраций на данную тему.

-сюжетно – ролевая игра «Цирк»

-Обклеивание коробок цветной бумагой в  «уголке творчества»

-знакомство с книгой Мудрак Т.С. «Городок коробок»(азбука самоделок)

-Беседа «День защитника Отечества»

-чтение рассказов и стихов о Российской Армии.

Помочь соединять дополнительные детали с образом (имена детей)

-Помочь спланировать ход работы (имена детей)

-выяснить, как придумать выразительность образу (имена детей)

-

Поговорить  о способах соединения деталей(имена детей)

-Подготовить коробки разных размеров( обклеить)

-Привлечь к обклеиванию

 коробки цветной бумагой детей.

-Мини- выставка «Превращение коробки».

-Советы родителям «Поделки из бумажных коробок»

-консультация «Как

 организовать помощь детям»

-вручение подарков папам на утреннике, посвященном Дню защитника Отечества.

задачи

Темы занятий

Совместная деятельность

Индивидуальная работа

Работа с родителями

Март

-Развивать умение ставить и принимать поставленную задачу, находить способы её решения.

-развивать творчество.

- Развивать умение придумывать последовательность расположения элементов браслета, соблюдая ритмичность.

-Воспитывать стремление радовать маму, бабушку, сестрёнку, делать им подарки собственными руками.

-Познакомить с процессом изготовления поделок из ниток.

-Помочь освоить способ создания основы для любой поделки

-накручивание нити на картон и перевязывания мотка в нескольких местах.

-развивать мелкую моторику рук.

-Способствовать развитию понимания , что подарки не только приятно получать, но и не менее приятно их дарить другим.

Ручной труд «Украшения для мамы» (из пуговиц)

Ручной труд «Весенние подарки»(из ниток)

-Беседа о маме с включением пословиц и поговорок:

«при солнышке тепло , при матушке добро»;

«Нет милей дружка, чем родная матушка»;

«Родную маму никем не заменишь»;

-Пение песен, чтение стихов о маме.

Рассматривание поделок из нитей «Куколки»; «Разноцветный цветик – семицветик»; «Осьминожка» ; «Солнышко»; и др.

Предложить сделать дополнительно браслет для сестры,

бабушки.

Упражнять в накручивании нити на картон и перевязывание мотка в нескольких местах.

Принести пуговицы с  дырочками (6-10 пуговиц)

Рекомендации родителям: «Помощь детям со стороны родителей при изготовлении поделок»

-принести разноцветные нитки.

задачи

Темы занятий

Совместная деятельность

Индивидуальная работа

Работа с родителями

Апрель

-продолжать развивать умение преобразовывать простые предметы в интересные поделки и игрушки путём достраивания или убирания лишнего.

-Развивать фантазию, творческие способности, умение  предвидеть результат, реализовывать свои замыслы на практике.

-развивать умение изготавливать поделки на основе складывания листа бумаги «гармошкой»

-Поощрять творческие проявления детей, их инициативу в поисках сочетаний цвета, форм.

Ручной труд «превращение коробки» (из бросового материала)

Ручной труд «Необычные превращения» (из бумаги)

В работе добиваться начатого дела до конца (имена детей)

Конкурс на лучшее украшение веранды к весне из бумаги, бросового материала. (дети совместно с родителями)

Альбом «Чем заняться вечером с ребёнком»

Конкурс «Ярмарка»

задачи

Темы занятий

Совместная деятельность

Индивидуальная работа

Работа с родителями

Май

-Развивать воображение при создании новых интересных поделок по замыслу, объединяя их в сюжет.

-развивать умение добиваться намеченного результата, проявляя целеустремлённость.

-развивать эстетический вкус при создании из шишек, сухих цветов, веток, корней, листьев поделок.

-Воспитывать интерес к природе, прекрасному в ней, желание украсить группу.

-Развивать творческие способности при оформлении поделки.

-развивать умение создавать цветы из разного природного и бросового  материала, отбирая его в соответствии с замыслом, видеть в материале сходство с отдельными частями цветка, лепестками.

-Развивать умение придавать цветку выразительность.

Ручной труд по замыслу ( из природного , бросового материала)

Ручной труд «Воздушный змей» (из бумаги)

Ручной труд «Изготовление игрушек для игр с ветром»

Ручной труд «Цветочная поляна» (природный и бросовый материал)

Беседа «Твои любимые поделки»

-Рассматривание альбома «Сделай сам»

-Рисование «сказочный цветок»

-Подвижная игра « В садовника»

-Дид. Игра «Цветы сада, луга, леса».

-Дид. Игра «Какой цветок»

Цель: закреплять названия цветов.

Побуждать работать по плану кубика «Самоделкина» в создании поделки.

Выставка – передвижка «У мамы золотые руки»

Привлечь родителей к изготовлению игрушек для игр с ветром.

План работы с родителями                                  Приложение №1

Формы работы

Тематика

Месяц

Анкетирование

«Как вы относитесь к проявлению творческих способностей у детей» .

сентябрь

Родительское собрание

«Развитие самостоятельности, активности, инициативы у детей в продуктивных видах деятельности»

сентябрь

Выставки

«Это мы делаем сами»

ежемесячно

Оформление наглядной информации в родительском уголке

«Совет родителям»

Альбом «Чем заняться вечером с вашим ребёнком»

«Рекомендации по развитию творчества в семье»

ежемесячно

Консультации, беседы

«Как организовать правильную помощь детям»

декабрь

Конкурсы

«Прекрасная осень»

«Новогодняя феерия»

«Ярмарка»

Октябрь

Декабрь

Апрель

                                                                                                                                                            Приложение №2

Сравнительная таблица показателей между этапами творческого процесса у взрослых и детей

У взрослого

У ребёнка

1 этап: возникновение замысла

Возникает под воздействием жизненных впечатлений, переживаний. Идея высвечивается нечетко, неясно.

Возникает в результате впечатлений от окружающей действительности.

2 этап: вынашивание замысла

Возникает четкий замысел создания продукта. Выбирают

средства: скульптор – материал; художник-образ и т.п.

Отсутствует у детей

3 этап: реализация замысла

В порыве вдохновения может протекать быстро. Иногда растягивается на годы, взрослый может отказаться от своего первоначального замысла.

То, что придумал сразу воплощает в деятельности. Реализация происходит быстро.

4 этап: оценка результата

Производит анализ созданного, сравнивает результат с замыслом. Важна реакция окружающих. Иногда взрослый отказывается от своего продукта деятельности и начинает процесс сначала.

Младшие дошкольники довольны своим созданием.

Старшие более критичны. Доработка не характерна. Под воздействием педагога старшие могут дорабатывать, домысливать.

                                                                                                                                                               Приложение № 3

Консультация для родителей.

«Как организовать правильную помощь детям».

-Сами взрослые должны быть трудолюбивыми, образцом для подражания;

-Нужно контролировать действия ребёнка, но не проявлять при этом чрезмерной опеки, не ограничивать его самостоятельность и творчество. В случае затруднения дать возможность ребёнку самому найти способ решения или подвести к ответу;

-Родители должны использовать все удобные способы для проведения с детьми экскурсий или прогулок на выставки, прививать им любовь и бережное отношение к ним.

-Перед созданием поделки желательно читать детям произведения художественной литературы соответствующей тематики. Это помогает развивать у них интерес к работе, фантазию, творчество, пробуждать образное осмысление задуманной работы.

-Перед началом работы с ребёнком необходимо поставить конкретные задачи :Что будет делать, какие материалы для этого понадобятся, в какой последовательности будет выполнять работу. В ходе создания поделки добиваться результатов, не откладывая на другой день.

-В процессе работы приучать ребёнка к аккуратности, соблюдению порядка на рабочем месте, уборки рабочего места по окончании работы;

-Результатом организации труда дома должно быть формирование уважения к труду взрослых, интереса и любви к созидательному труду, воспитание навыков и умений.

                                                                                                                                                            Приложение №4

Уважаемые родители!

Просим вас внимательно изучить предлагаемую анкету и максимально полно ответить на вопросы. Анкетирование проводится с целью выяснения, как вы относитесь к проявлению творческих способностей у детей.

АНКЕТА

  1. Фамилия Имя Отчество
  2. Считаете ли вы необходимым развитие у ребенка творческих способностей?
  3. Любит ли ваш ребенок что-то мастерить?
  4. Есть ли условия для такой работы (стол, материалы)?
  5. Поделки из какого материала мастерит ребенок чаще всего?
  6. Доводит ли ребенок до конца начатое дело или часто меняет интерес, не закончив одно, берется за другое?
  7. Укажите, кто из членов семьи больше других уделяет внимание ребенку: чем и как занимается с ним?
  8. Какую помощь хотели бы получить от педагога по этому вопросу?
  9. Каким бы вы хотели видеть будущее ребенка?
  10. Есть ли у вас пожелания и предложения относительно его воспитания в детском саду?

Благодарим за участие

 

Ручной труд «Цирковое представление»

Цель: научить детей создавать из коробок разной формы цирковых зверей.

Задачи: развивать детское воображение в придумывании темы работы и в использовании деталей из разного материала.

-Развивать умение создавать из коробок животных, передавая выразительный образ с помощью украшений(выбор) :ленточек, ткани, бантов,…,выбор цвета.

-Воспитывать умение находить место своей поделки в общей композиции.

Материалы: коробки, обклеенные разноцветной бумагой, клей, ножницы, детали украшений.

Методические приемы:

1.Игровая мотивация:- приглашение в цирк, отмена представления

2.Проблемная ситуация:-Что могло случиться? Что же делать, как помочь артистам? Кто мог выступать в цирке? Чем цирковые звери отличаются от обычных животных?

3.Замысел о своей поделке    :вопросы: - закройте глаза, в кого бы вы хотели превратить коробку? Что вам для этого надо: материал, инструменты?  Как будете работать? С чего начнёте?

4.Рассказ ребенка о своем замысле (задумке) по кубику «самоделкину»

5.Физкультминутка «влево, вправо повернись и в зверушку превратись»(изображение задуманных зверей)

6.работа детей : вопросы о способах соединения; С чего начнёшь работу?

7. Анализ детских работ: «Выбери самого необычного зверя, и скажи что в нем необычного?»

Ручной труд «Такие разные поделки»

Цель: развивать умение создавать из бумаги разные поделки на основе отгибания.

Задачи: - формировать умение вводить способ конструирования в процесс изготовления различных предметов (отгибание боковых сторон прямоугольника, полученного из квадрата, к его центру).

-развивать воображение детей, стремления использовать созданные ими конструкции по назначению.

Материал и  оборудование: листы бумаги квадратной формы разного цвета, заготовки прямоугольной формы для дополнений к поделки, элементы украшений(цветы для корзинки, картинки для «Экрана телевизора», квадраты и круги («Салфетки и тарелки») для стола, спинка для стула. Ножницы, клей, кисть, салфетки.

Методические приемы:

  1. Рассказ забавной истории о квадратах. Игровая  ситуация «песенка квадрата»
  2. Показ поделок, изготовленных одним способом.
  3. Вопросы: -Что нужно для изготовления такой поделки? –Вы догадались как эти поделки сделать?
  4. Выполнение работы детьми: напоминание о ходе работы; вопросы – загадки «Что ещё осталось сделать? Поощрения за творчество, фантазию.
  5.  Анализ работ: рассказ ребенка о том, что общего в этих поделках, чем они отличаются, и за счёт чего это отличие достигнуто. Вопросы: -«Какая поделка нравится больше всего и почему?» - «Как можно использовать эти поделки?»

Ручной труд «Друзья Чиполино»

Цель: развивать фантазию при создании поделок из овощей.

Задачи: - развивать образное мышление, воображение. -Развивать умение задумывать образ, подбирать нужные овощи по форме, величине, практически реализовать задуманное.

Развивать умение соединять между собой овощи, используя палочки, пластилин.

Материалы: кабачки, картофель, морковь, свекла, лук, тыква. Дополнительный материал: крылатки – семена, перья, шерсть, палочки.

Методические приёмы: 1. Создание проблемной ситуации (Встреча с грустным Чиполино)

2.Вопросы: Почему ты такой грустный?  Как вы думаете ,дети, можно помочь Чиполино? Дети, поможем ему приобрести друзей?

3.Экспериментирование с овощами:- выбор темы работы  (подумать с закрытыми глазами и представить превратившихся овощей во что то, что бы вы хотели сделать).

-Показ способов соединения овощей.

4.Работа детей: индивидуальная беседа о задуманной поделке. Напоминание о ходе работы, Поощрение за творчество, фантазию.

5. Анализ работ: рассказ Чиполино о понравившейся  работе и благодарность за приобретенных друзей.

Оценка детьми своей работы.

Ручной труд «На что похоже?»

Цель: формировать умение анализировать, опредмечивать природный материал.

Задача: - развивать воображение, отбирая корни, ветки,  сучки по конфигурации что-то напоминающее; -чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм и на основе этого создавать разнообразные образы.-Развивать умение пользоваться приёмами построения образа: изменение пространственного положения, достраивание, убирание лишнего.-Воспитывать умение вглядываться в природу.(выискивать интересное, полезное, нужное), бережно относясь к ней.

Материалы: природный материал (шишки, желуди, ракушки, мох, пластилин, проволока, клей)

Методические приёмы: 1.приход гномика из леса вместе со своими друзьями «притворяшками» (шишки, желуди, ракушки)

2.Вопросы: - угадайте, кто из них кто? Кто бы это мог быть?

3.Рассказы о своей задумке «Расскажи о том, в кого бы ты хотел превратить вот это, что выбрал!»

4.Выбор детьми материала..

5.Показ приёмов изменения пространственного расположения, достраивания, убирание лишнего (Гномики)

6.Вопросы: -На кого будет похожа коряга, если мы её перевернём? Что надо убрать, чтобы получился задуманный образ?

7.Работа детей: что придумал? С чего начнешь работу? Что еще бы ты сделал, чтобы образ получился интересный, как ты?

8.Анализ поделок: выбор самого необычного образа.

Ручной труд «Подарок больному товарищу»

Цель :научить детей делать игрушки из поролона

Задачи: -Продолжать развивать творчестность в работе с новым материалом(поролоном), задумывая и делая из него поделки с учётом особенностей этого материала.

-Воспитывать желание сделать приятное своему товарищу.

Материал: поролон разной формы и цвета, бумага, фольга, заостренные палочки, проволока, тесьма, пробки.

Методические приёмы:

  1. Напоминание пословиц о дружбе: «Друзья познаются в беде»; «Нет друга – ищи, а нашел – береги»
  2. Рассказ о больном  товарище.
  3. Вопросы: -Чем бы мы могли помочь товарищу?
  4. Обсуждение и выбор подарка.
  5. Сюрпризный момент «Появление Гномика с кубиком «Самоделкина»(ход работы)
  6. Работа детей: напоминание о приёме соединения деталей поролона; Вопросы о дополнительном материале. Обращение к кубику «Самоделкину» (ход работы)
  7. Анализ работ: сравнение замысла поделки с реальным результатом. Предложение Гнома написать письмо больному и послать вместе с игрушкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОЗДОРАВЛИВАНИЯ

Празднично-игровая культура современного мира детства - многогранное явление социальной жизни и важная проблема психолого-педагогической науки, а также практической деятельности специалистов разных пр...

"Рекомендации для педагогов по развитию творческих способностей дошкольников в процессе ручного труда"

Условия успешной организации творческой деятельности в процессе ручного труда....

«Развитие творческой активности детей в процессе обогащения их естественнонаучных представлений»

В материале представлен отчет по теме "«Развитие творческой активности детей в процессе обогащения их естественнонаучных представлений»...

Презентация "Творческие способности детей через художественный ручной труд"

Презентация "Творческие способности детей через художественный ручной труд"...

«Развитие творческих способностей детей посредством художественного ручного труда»

        На сегодняшний день проблема  развития творческих способностей  у детей дошкольного возраста не нова, но до сих пор актуальна. Актуальность развития творче...

Развитие творческих способностей у детей в процессе ручного труда

quot;Развитие творческих способностей у детей в процессе ручного труда"...

«Развитие творческих способностей детей посредством художественного ручного труда»

  «Развитие творческих способностей детей посредством  художественного ручного труда»...