«Развитие творческих способностей детей посредством художественного ручного труда»
статья по развитию речи (младшая группа)

Павловская Виктория Анатольевна

    «Развитие творческих способностей детей посредством  художественного ручного труда»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_detey_posredstvom.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие творческих способностей детей посредством

художественного ручного труда»

          На сегодняшний день проблема  развития творческих способностей  у детей дошкольного возраста до сих пор актуальна. Актуальность развития творческой личности, способной принимать нестандартные решения, владеть ситуацией новизны, расширять границы известного обосновывается современными тенденциями развития отечественной системы образования в направлении подготовки личности,  соответствующей требованиям развивающегося общества.

          Стимулирование  творческого развития в дошкольном возрасте способствует повышению  обучаемости  детей, активизации их готовности к обучению в школе, что играет огромную роль в формировании всестороннего развития личности. Высокий уровень интеллектуального развития, способности к творчеству, умению самостоятельно познавать – всё это является основными  факторами успешного обучения и предупреждения школьной дезадаптации.

Период дошкольного детства – это период общего развития личности, активного формирования мыслительных процессов: от наглядно – действенных форм мышления к образным, затем к логическим и творческим формам мышления. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

     Вот почему инновационной деятельностью моей работы является приобщение детей к разным видам художественно – творческой деятельности.

По целому ряду причин (отсутствие определенного опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков и умений, бедность воображения) создать объективно новое ребёнок не может.

Творческая деятельность, писал Л. С.Выготский, возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более простых форм в более сложные, каждому периоду детства соответствует своя форма творчества. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества», - писал В. А. Сухомлинский.  Однако  творчество не приходит  к детям по какому – то наитию, творчеству надо учить.

 Поэтому целью моей работы стало развитие художественно – творческих способностей детей посредством выполнения поделок из различных материалов.

Я поставила следующие задачи:

  1. Формировать у детей положительную мотивацию предстоящей работы;
  2. Развивать способность к альтернативным решениям, закреплять навыки и умения вариативного изображения;
  3. Обучать техническим приемам и способам изображения;
  4. Развивать цветовое восприятие, композиционные навыки.
  5. Воспитывать желание участвовать в художественном ручном труде, делать своими руками игрушки, поделки и украшать ими свой быт, дарить.

Для полноценного  развития и формирования художественно – творческих способностей я создала следующие условия:

  1. Социально – экономические – создание у ребёнка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых;
  2. Психологические – формирование у ребёнка внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки его творческих начинаний;
  3. Физические – наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.

Уже в первой младшей группе детям нравилось делать дорожку из гороха для колобка, украшать крупой  пасхальные яички , выкладывать на пластилине зернышки  (рис, гречка) для петушка , создавать образ пушистой тучки путем отщипывания кусочков пластилина и прикрепления к фону. Такие упражнения увлекательны для малышей. Они способствуют развитию мелкой моторики, творческой активности, координируют работу глаз и обеих рук.  Дети учились анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине. Все, что ребёнок делал, осознавая, осмысливая, пропускал через свое сознание. Поэтому выполняя одно и тоже задание детские работы получались совершенно разные. Когда работа находилась на начальной стадии, я играла с ребятами в ассоциации. Например, «На что похоже?», «Прятки», «Угадай – ка?».                                                                            

         Все это способствовало раннему  развитию творческих способностей детей.

         Во второй младшей группе работу усложнила, предложив детям более мелкую крупу (манку). К поделкам из пластилина добавила работу с соленым тестом. Тесто – чудесный материал для работы, пластичный, мягкий. Лепка из соленого теста приучает детей быть более усидчивыми, внимательными.  Когда они фантазируют и стараются выполнить свою работу , развивается мелкая моторика пальчиков, массируются активные точки ладошек, благодаря чему улучшается работа всех органов, самочувствие ребёнка. К тому же, соленое тесто несет массу положительной энергии.

       К рождественскому празднику дети изготовили из соленого теста елочки и, проявив свое творчество, раскрасили их; к пробуждению весны порадовали мам пушистыми вербочками; бублики и баранки сделали для куклы Кати;  ягодки и грибочки -  для белочки и т. д…

               В средней группе я продолжала заинтересовывать  детей изготовлением объёмных (будто настоящих) фигурок из соленого теста  и простых  композиций из цветного опила, крупы; показывала взаимосвязь характера движений руки с получаемой формой, поощряла стремление к более точному изображению; учила расписывать вылепленные изделия.

      Особенности возраста обуславливают необходимость подкрепления художественно – творческой деятельности проигрыванием . Ведущей  деятельностью  становится ролевая игра. Ребята с удовольствием делали атрибуты к сюжетно – ролевым  играм: «Кафе», «Магазин», «Дом». Из теста они изготовляли батоны, калачи, печенье, сушку, торты, сами их  раскрашивали.

        Работа с пластилином способствовала развитию фантазии, творческой индивидуальности детей. Делая пластилиновые жгутики , скручивая их в круг и овал,  у ребят получались вишенки, снеговики, цветочки, цыплята, гусеницы.

      Старшие дошкольники владеют достаточно широким  кругом общих сведений об окружающей их действительности, у детей усложняется и обогащается художественно – творческая деятельность.  

     Усложнила  работу с пластилином, предложив детям рисовать на стекле (обводить контур тушью и закрывать детали пластилином). Ребята с удовольствием делали картины для украшения интерьера. Работы получались яркими, результатами были довольны  все.

     К концу старшей группы  дети уже  хорошо знают, что они хотят сделать; следуют к своей цели, преодолевая препятствия; становятся  способным изображать все, что вызывает у них интерес. Дети овладели приемами создания художественного образа. Могут  использовать выразительность линий, цветовой ритм, создавать простейшие композиции.

              В подготовительной группе я перешла к  творческому синтезу различных фрагментов в целостное изображение, символизирующее отношение ребенка к миру. Дети готовы к созданию серьезных композиций. В ходе работы я использовала натурные наблюдения, литературный  материал, фотоальбомы. Дети проявляли высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов  и параллельно  знакомились с новыми техниками работы по ручному труду : мозаикой  из маленьких квадратиков; изготовлением  поделок из компьютерных дисков; флористикой; папье – машье; аппликацией из спичек, яичной скорлупы; плетение волшебных ковриков; игрушек из помпонов.                          

            Сколько искренней радости, восторга  приносят детям поделки сделанные своими руками. При создании любой поделки у детей формируются нравственно – волевые качества: усидчивость, терпение, аккуратность, ответственность, активность, целеустремленность, самостоятельность, уверенность в себе и в своих силах.

           Атмосферу детского творчества поддерживают и родители. Все чаще у детей появляется желание заниматься любимым делом в детском саду и дома. Они подолгу, увлеченно могут «творить», применяя нередко свои оригинальные приемы решения творческих заданий. Для родителей  я провела консультации по вопросам организации этой деятельности : «Как развивать детское творчество?», «Чудеса своими руками», «Совместный труд объединяет семью»; семинары – практикумы «Игрушки без помощи мамы», «Вторая жизнь ненужных вещей», «Игры – забавы для малышей».  Работы своих детей  родители могли видеть на выставках «Чудо – пальчики», «Разноцветные самоделки». Стенды регулярно обновлялись к праздникам и сезонно. Дети и  взрослые видели плоды своей деятельности, что  давало им толчок к новым поискам, открывало простор для творческой деятельности.

           Диагностика уровня развития творческих способностей позволила мне сделать вывод, что стало выше не только качество знаний и умений детей, но и повысился уровень развития творческих способностей. Проанализировав  результаты диагностики  виден рост развития творческих способностей на 40% (оформление круга в образ, дополнение его деталями, увеличением количества индивидуальных изображений, повышением количества оригинальных изображений, образы стали разработанными, содержащими в себе много деталей, включенные в сюжет). Развитие творческих способностей детей аккумулировали и всю воспитательно – образовательную работу. На конец подготовительной к школе группы уровень высокого развития детей составил 89 % (сред. 11%), на начало младшей группы детей с высоким уровнем было55 %.(сред. – 40%; низ. – 5%).

     Таким образом, знакомя детей с разными видами творческой  деятельности, развиваются творческие способности детей, интерес к деятельности, формируются учебные  навыки, познавательный интерес к окружающему, самостоятельность к познанию нового.  Вырастает творческая личность, способная создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей посредством ручного труда.

В работе представлен материал по формированию художественно - творческих спопобностей детей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружковой работы «Развитие творческих способностей детей средствами ручного труда» «Волшебные ручки» (срок реализации 1 год, возраст детей 4-5-6 лет)

На кружке “Волшебные ручки” являются разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, работа с подручными материалами, а также работа с разными видами круп и шерсти. Основное значе...

Презентация по самообразованию "Развитие творческих способностей детей через ручной труд"

Учить детей самостоятельно создавать продукты ручного творчества из различных материалов...

Проект - Развитие творческих способностей детей посредством ручного труда

На создание проекта вдохновили слова замечательного отечественного педагога Василия Александровича Сухомлинского: Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их паль...