Развивающая программа по тестопластике в старшей группе
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Носова Нина Витальевна

Кружок по тестопластике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_programma_kruzhka_st.gr_.docx41.08 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        «Утверждаю»

                                                                      заведующий МБДОУ

                                                      детский сад  

                                                               № 8«Зоряночка»

________С.Ю. Месикова

«__»___________20____ г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Волшебные ладошки» (тестопластика) в старшей группе.

                                                                                      Принята на заседании

педагогического совета

                                                                                      протокол №  __4__      

                                                                                         «       »               2015

Составила:

                                                                                       

                                                                   Носова Н.В.

.

Срок освоения программы

1 год

2015-2016г.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

«Истоки творческих способностей и дарования  детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.  Чем больше уверенности в  детской руке, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А.Сухомлинский

        

Пояснительная записка

Тесто – доступный материал, из которого легко и приятно лепить.

        Детское изобразительное творчество – это мир ярких удивительных образов, в которых дети передают свои впечатления от окружающей их действительности.

Изобразительная  деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и должна быть взаимосвязана со всеми ее направлениями. Только при этом условии она будет успешной и сможет приносить детям удовлетворение и радость.

Овладение дошкольниками разнообразными способами лепки дает им возможность создавать изображения предметов и явлений действительности, помогает творчески выражать свои впечатления от жизни, свое отношение к  этим явлениям.

В процессе занятий тестопластикой осуществляются различные стороны воспитания.

Занятия способствуют умственному воспитанию дошкольников. В процессе самой деятельности уточняются представления детей о свойствах и качествах предметов, в этом учувствуют зрение, осязание, мелкая моторика рук.  Здесь важно отметить, что от развития мелкой моторики ребенка, напрямую зависит его мыслительная деятельность и развитие речи.  Совершенствуется способность анализировать от боле общего различия до дифференцированного. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, крепче закрепляется в сознании.

        Так же занятия лепкой способствует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления. /форма, цвет, величина, положение в пространстве/

        Лепка способствует развитию эстетического восприятия – восприятия того, что красиво.

Актуальность программы:

      Занятия тестопластикой оказывают влияние и на нравственное воспитание детей. Эта деятельность может быть использована для воспитания у детей  любви ко всему лучшему, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. Ребенок дает определение, характеристику тому предмету, который лепит, выражает свою оценку, свое отношение. В работах заключен творческий замысел, глубокие чувства и переживания детей.

        Коллективные занятия лепкой содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений. Учат справедливо и благожелательно оценивать работы товарищей, радоваться не только своей, но и общей удаче.

        Для создания любого предмета необходимо проявить усилие, приложить труд, овладеть навыками общения с тестом, а также овладеть умениями лепить предмет той или иной формы и строения. Из этого следует, что Тестопластика включает в себя и трудовое воспитание. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата. Эта деятельность является средством развития и таких качеств, как сознательность, целенаправленность, самостоятельность в выполнении работы, настойчивость, умение довести начатое до конца, аккуратность, умение заняться полезным делом.  

        Особое значение для воспитания и развития дошкольника имеет связь занятий тестопластикой  с разнообразными играми, познавательной деятельностью /напр.: создание изображений и изделий для игры в магазин, дом и т.д. (посуда, овощи-фрукты и пр.)./.  

        Т.о. использование в работе с детьми соленого теста способствует их всестороннему развитию, так как работа с тестом развивает мелкую моторику рук соответственно речь, мышление, а так же включает в себя все стороны воспитания: сенсорное, эстетическое, нравственное, трудовое.  

Цели и задачи программы:

Цели:

обучение учащихся навыкам изготовления разнообразных изделий из соленого теста,

воспитание творческой личности, развитие её  интересов, наклонностей, способностей.

Задачи:

• вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки.

• развивать творческие способности, фантазию, воображение.

• развивать мелкую моторику рук и готовность руки к школе.

• воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

• помогать детям в их желании сделать свои работы общественно – значимыми.

Принципы формирования программы:

    Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент деятельности.

    Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.

Принцип обогащения сенсорного опыта.

Последовательности и систематичности.

Личностно-ориентированный подход.

Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.

Технологии:

Игровое обучение

Педагогика сотрудничества

Методы:

Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);

Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)

Практический

Формы:

Индивидуальные

подгрупповые

групповые.

Средства:

соленое тесто

стеки

доски

кисти

краска гуашь

шаблоны

Значимые характеристики программы

Работа с тестом – это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми.

Преимущества этой программы в том, что она рассчитана на детей с различным уровнем подготовки и развития.

Программа построена на основе принципа непрерывности и постепенного усложнения содержания учебного материала. Она предназначена для работы с детьми 4 -7 лет с различным уровнем подготовки и может быть использована для индивидуальной и групповой работы, работы малыми группами, а так же для коррекционной и развивающей работы с детьми. Программа рассчитана на 1 год обучения.

    Ожидаемые результаты и способы определения результативности.

   

      Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов является:

Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и визуальный и педагогом.

     Скорость выполнения заданий и чёткость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения.

     Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях.

Оригинальность предлагаемых художественных решений.

Окрепшая моторика рук.

     Для всего коллектива в целом, безусловным показателем является активное участие в  выставках, а так же высокие призовые места, которые будут отданы их работам.

Прогнозированный результат

Воспитанники должны знать:

• виды и назначение изделий из соленого теста;

• необходимые инструменты и материалы;

• основные этапы изготовления изделий;

• основные приемы лепки, технологию выполнения;

• композиционные основы построения изделия;

• законы сочетания цветов;    

• требования к качеству и отделке изделий;

• правила безопасной работы во время изготовления изделий.

Воспитанники должны уметь:

• изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;

• приготавливать тесто для лепки;

• использовать инструменты для работы;

• изготовлять отдельные детали;

• соединять детали в готовое изделие;

• составлять композицию из отдельных элементов;

• сушить изделие;

• гармонично сочетать цвета;

• проводить окончательную отделку изделий, лакирование;

• выполнять правила безопасной работы;

• организовывать рабочее место;

• определять качество готового изделия.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Содержание деятельности по освоению программы

    Образовательные:

  1. знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;
  2. учить соблюдать правила техники безопасности;
  3. учить стремится к поиску, самостоятельности;
  4. учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;

Развивающие:

  1. развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм,  

     образцов, поиске новых решений в создании композиций;

  1. развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим  

     воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;

  1. формирование способности к творческому раскрытию,    

     самостоятельности, саморазвитию;

  1. формирование способности к самостоятельному поиску методов и  

     приемов, способов выполнения

Воспитательные:

  1. воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к

     выставкам;

     2.  воспитывать умение четко соблюдать  необходимую  

        последовательность действий.

       3. Воспитывать умение организовать  свое рабочее место, убирать за    

       собой.                                                

4

Отличительная черта программы:

      Формирование интегрированного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» и через углубление содержания образовательной области «Художественное творчество» за счёт    обучения детей лепки из солёного теста.

Описание основных приёмов, методов программы

    1.Последовательное знакомство с различными видами лепки:

  • Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет  лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.
  • Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.
  • Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.

2.Словесный метод:

  • беседа, рассказ;
  • объяснение, пояснение;
  • вопросы;
  • словесная инструкция;

3.Наглядный:

  • рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);
  • показ выполнения работы (частичный, полностью);
  • работа по технологическим картам.

4. Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей:

  • математикой;
  • развитием речи;
  • художественной литературой.

Принципы реализации программы

  1. Доступность – тематика занятий подобрана таким образом, что с заданием справляются дети с любым уровнем подготовки. Обучение строится, как игра.
  2. Индивидуализация – учитывается особенность ребенка.
  3. Системность и последовательность – заключается в непрерывности и планомерности педагогического процесса, что ведет к выполнению поставленной задачи перед детьми.
  4. Наглядность – создается положительный эмоциональный настрой, способствует общению, развитию речи.

Методы и приемы обучения

  1. Наглядные – показ тематического материала, экскурсии, наблюдения.
  2. Практические – изготовление изделий из соленого теста, участие в выставках, использование изделий в сюжетных играх.

Форма обучения:

       1.Методическое обеспечение – программа, литература.

2.Обеспечение практическим материалом – мука, соль, инструментарий, различные украшения.

3.Создание развивающей среды.

4.Информационное обеспечение о результатах работы по программе – статьи для родителей и педагогов, практические лектории для родителей.

Структура занятий

  1. Сюрпризный момент.
  2. Постановка задачи.
  3. Нахождение путей решения поставленной задачи.
  4. Показ техники выполнения работы.
  5. Физкультразминка.
  6. Выполнение работы.
  7. Итог занятия.

Перспективное планирование по работе кружка

Средней группы

Сентябрь

1.Знакомство с замешиванием соленого теста, материалами и инструментами для работы

  1. Познакомить с историей тестопластики,  с основными инструментами, используемыми при работе с соленым тестом; рассказать о возможностях  использования дополнительных приспособлений (стеки, формочки, спички, пуговицы, проволока, скрепки, бисер, стеклярус, бумага, вилка, расческа, ткань) и правилами безопасной работы с ними.
  2. Развивать тактильные ощущения…

 Познакомить с  организацией рабочего места, культурой труда.

2.Ветка рябины

Упражнять детей в умении  лепить ветку рябины, композиционно передавая её строение.

Развивать мелкую моторику пальцев рук

Закрепить умение применять знакомые способы лепки (скатывание, раскатывание).

ОКТЯБРЬ

1.«Вводное понятие»

Ознакомление с материалами и инструментами, необходимыми для работы. Правила безопасности. Виды и назначение теста.

2.  «Листок с божьей коровкой»

Познакомить детей с понятием «Тестопластика», познакомить с изготовлением простейших поделок из теста. Заинтересовать детей изготовлением поделок из теста.

  1. «Фрукты,овощи»

Повышать интерес детей к изготовлению поделок из теста.

Помогать каждому ребенку добиваться желаемого результата.

Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

  1. «Грибочки»

Продолжать учить детей мастерить поделки в технике лепки из соленого теста. Познакомить с одним из способов соединения деталей – склеиванием с помощью воды.

НОЯБРЬ

1.«Ежик»

Повышать интерес детей к изготовлению поделок из теста.

Продолжать учить передавать форму и строение предмета.

2.«Курочки в гнезде»

Продолжать знакомить с разными приемами и способами в тестопластике.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

  1. «Собачка»

Учить создавать образ собачки. Помогать каждому ребенку добиваться желаемого результата, воспитывать самостоятельность, аккуратность.

  1. «Элегантный кот»

Совершенствовать приемы работы лепки из соленого теста.

Развивать мышление, фантазию.

ДЕКАБРЬ

1.«Снеговик»

Продолжать знакомить со способом лепки в тестопластике, обогащать технические приемы работы.

2. «Зима нарядила природу в невиданные наряды»

Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы. Использовать холодную гамму цветов для передачизимнего колорита. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

  1. «Вкусное печенье»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста.

Развивать стремление качественно выполнять задания.

  1. «Веселые человечки»

Учить лепить фигурки человека из удлиненного цилиндра путем надрезания стекой и дополнения деталями. Показать возможность передачи движения фигурки путем небольшого изменения положения рук и ног.

ФЕВРАЛЬ

1.«Портрет»

Учить детей мастерить, совершая при этом большое количество операций.

Развивать умение использовать разнообразный материал.

2. «Поляна сказок»

Закреплять навыки изготовления игрушек. Формировать настойчивость, развивать умение получать удовольствие от полученного результата своего труда. Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.

3. «Коты на крыше»

Способствовать закреплению интеллектуальных навыков.

Развивать представление, воображение, фантазию. Учить составлять композицию.

  1. «Птицы летят»

Способствовать дальнейшему развитию навыков планирования работы. Совершенствовать умения делать композицию. Воспитывать любовь к птицам.

МАРТ

1.«Корзина с цветами»

Познакомить детей с приемами работы, закрепить приобретенные умения и навыки, развитие умения сотрудничать в ходе коллективной работы.

2. «Подсвечник»

Учить детей делать подсвечник. Воспитывать настойчивость, прививать любовь и заботу к мамам и бабушкам. Познакомить с использованием в лепке бросового материала.

3. «Рамка»

Продолжать учить детей создавать поделки, получать удовольствие от конечного результата. Развивать эстетический вкус.

  1. «Кольцо с птицами»

Развивать творческое воображение, фантазию. Формировать умение планировать этапы работы, развивать навыки самоконтроля, мелкую моторику пальцев рук.

АПРЕЛЬ

1.«Бусы»

Закреплять умение работать с тестом. Формировать навыки коллективного  труда

2. «Жили-были дед и баба»

Учить детей использовать рисунок в качестве образца. Формировать самостоятельность при выполнении. Умение использовать различные приемы в работе.

3. «Хозяюшка»

Воспитывать доброжелательное отношение в процессе работы над картиной. Развивать эстетический вкус, любовь к живой природе.

  1. «Роза»

Продолжать развивать самостоятельность. Умение использовать различные приемы в работе, продолжать развивать мелкую моторику рук.

МАЙ

1.«Медальон Корзина с фруктами»

Закреплять умения и навыки в изготовлении фруктов.

Формировать настойчивость в достижении поставленной цели.

2. «Петух»

Продолжать знакомить с разными приемами и способами в тестопластике. Развивать творческое воображение.  Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3. «Лев»

Продолжать учить детей анализировать поделку. Формировать устойчивый интерес  к данному виду труда. Развивать эстетический вкус.

  1. «Лето в ладошке»

Укреплять интерес к работе, доброжелательные отношения детей во время выполнения совместных действий. Уточнить и закрепить знания детей о свойствах теста.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Способы проверки результатов

  1. Диагностика развития мелкой моторики кистей рук.
  2. Диагностика развития творческого воображения детей (при участии педагога – психолога)

Материалы и инструменты для работы с тестом:

Скалки, формочки для печенья, стеки, ситечко, чесноковыжималка, рельефные пуговицы, расческа, зубочистки, монеты, медальоны, пробки и прочие различные вещицы с интересным рельефом, нитки, бисер, пайетки, глазки, мука, соль, краски, кисти и т.д.

Форма обучения:

  1. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Длительность занятия зависит от возрастной группы:
  • 5-6лет – 30 минут
  • 6-7 лет – 30 минут
  1. Программа рассчитана на детей с разным уровнем подготовки и может быть использована для развивающей индивидуальной и групповой работы.

Ожидаемые результаты работы кружа:

1.Повышение уровня развития мелкой моторики кистей рук, глазомера.

2.Развитие творческих способностей детей.

3.Овладение приемами работы с соленым тестом и инструментами необходимыми для работы.

Способы проверки результатов:

1.Диагностика развития мелкой моторики кистей рук.

2.Диагностика развития творческого воображения детей (при участии педагога – психолога)

Результативность кружковой работы:

 «Тестопластика»: Изготовление поделок требует от ребѐнка ловких действий и, если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всѐ это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений.

     В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с тестом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста

Методическое обеспечение:

1. О. А. Гильмутдинова. Занятие лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 74с.

2. И. А. Лыкова. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидактика» 2007

3. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, изобразительная деятельность в детском саду. М. : «Просвещение», 1982 -2005с.

4. Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. Лепим поделки и сувениры. Ростов-на-Дону «Феникс», 2009 -250 с.

5. Е. Жадько, Л. Давыдова. Поделки и аксессуары из соленого теста. Ростов – на –Дону «Феникс», 2006- 217с.

6. И. Кискальт. Соленое тесто. М. : «Аст –пресс», 2002- 142с.

7. В. А. Хоменко. Лучшее поделки. Шаг за шагом. Харьков, 2009

8. В. А. Хоменко. Соленое тесто шаг за шагом. Харьков 2007 -63с.

9. .Б. Халезова, Н. А. Курочкина. Лепка в детском саду. М. : «Просве

щение», 1985 -140 с.

10. И. Н. Хананова. Соленое тесто. М. : «Аст-пресс», 104с.

11. А. В. Фирсова. Чудеса из соленого теста. – М. : Айрис-пресс, 2008 –32с.

12. О. В. Корчинова. Детское прикладное творчество. Ростов- на- Дону

«Феникс», 2005-316с.

13. Мэри-Энн Кол. Дошкольное творчество. Минск -2005 - 252с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект нод по тестопластике в старшей группе "Солнечный цветок"

Для того чтобы деятельность детей стала осмысленной, понятной и отвечающей в полной мере их потребностям, в своей работе я стараюсь использовать интегрированный подход. Построение процесса обучения на...

конспекты занятий нод по тестопластике в старшей группе .

Занятия по тестопластике с использованием разнообразных методов и приёмов в старшей группе ....

План работы кружка по тестопластике в старшей группе

Представляю  план работы кружка по тестопластике в старшей группе. Почему я выбрала тестопластику? В первую очередь потому, что "тесто" доступно всем, ингридиенты для его приготовления есть на ку...

Конспект занятия по тестопластике в старшей группе на тему "Чудо-цветы".

Конспект занятия по тестопластике в старшей группе на тему  "Чудо-цветы".Программное содержание: Увлечь детей тестопластикой, её возможностями. Научить детей наносить рисунок на подготовленн...

Конспект НОД по лепке (тестопластика) в старшей группе тема «Рязанский оберег»

Конспект НОД по лепке (тестопластика) в старшей группе тема «Рязанский оберег»...

Программа кружка «Тестопластика» в младшей группе «Лесная сказка» на 2019-2020 учебный год

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства.  Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов....