Исследование "Применение модельно-схематических средств в конструктивной деятельности детей"
опыты и эксперименты по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

Объект исследования: 
Конструирование с детьми 4-5 лет. 
Предмет исследования: 
Развитие конструктивных умений на основе применения модельно-схематических средств в продуктивной деятельности. Методы исследования: 
Анализ. 
Педагогический эксперимент. 
Анализ детских работ. 
Анализ данных. 
Экспериментальная база: 
МАДОУ « Детский сад №33 комбинированного вида». 
Опытно- экспериментальная работа проводилась с детьми средней группы в количестве 16 человек. (с марта по май месяц). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx993.13 КБ

Предварительный просмотр:

Применение модельно-схематических средств в конструктивной деятельности дошкольников.                                                                  Парфилова Ольга Петровна.                                                                                  Воспитатель 1 категории.                                                                                                                              Стаж работы 25 лет.                                                                                                           МАДОУ «Детский сад №33 комбинированного вида».                                      Казань   2015 г.                                                                                                                                                 Содержание.                                                                                                                                              1. Введение.                                                                                                                           2. Организация теоретического и практического исследования.                                                                                                                      3. Выводы.                                                                                                     Рекомендации воспитателям.                                                                                 Литература.                                                                                                                                             « Авторская разработка»


Объект исследования:                                                                 Конструирование с детьми 4-5 лет.                                                                                                                            Предмет исследования:                                                                                            Развитие конструктивных умений на основе применения модельно-схематических средств в продуктивной деятельности.                                                                              Методы исследования:                                                                                            Анализ.                                                                                                                                   Педагогический эксперимент.                                                             Анализ детских работ.                                                                                                                                                                     Анализ данных.                                                          Экспериментальная база:                                                                                           МАДОУ « Детский сад №33 комбинированного вида».                                                                                         Опытно- экспериментальная работа проводилась с детьми средней группы в количестве 16 человек. (с марта по май месяц).                                                                                                  


                                          Введение.                                                                                                                                              Одно из любимых занятий детей является конструирование. Создает основу для всестороннего воспитания дошкольника и повышает уровень подготовки к школьному обучению, в процессе развиваются сенсорные и умственные способности, конструктивно-технические умения: соединять детали, складывать бумагу или делать перекрытия. Формируется умение рассматривать, анализировать предметы, сравнивать их между собой, выделять общее и различное, делать обобщение, творчески мыслить.                       Анализировать условия задачи, поставленной взрослым, поиск способов ее решения подводят к учебной цели, учат планировать. Контролировать. Организовывать свою деятельность. Конструирование дает возможность знакомства дошкольников со свойствами геометрических тел и пространственных отношений, в речи появляются термины и понятия: куб, конус, цилиндр, пирамида. Дети начинают видеть месторасположение, направление движения. Все это позволяет воспитывать личные качества: трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, инициативность, умение работать в коллективе. Изготовление игрушек, поделок, макетов…формирует умение доставлять радость окружающим, помогает формировать эстетическое отношение ребят к тому, что они делают и видят. Воспроизведение, например, архитектурных исторических строений, развивает   художественный вкус, развивает кругозор об окружающем мире, знакомит с историей родного края. Изготовление поделок из природного материала формирует особое отношение к окружающему. Дети замечают красоту природы, окраску, причудливые формы растений.


Задачи исследования:                                                                                                    1.Выяснить возможности усвоения детьми знаний, способов, необходимых для подготовки их к школьному обучению по новым программам.                                                  2. Определить наиболее эффективные пути обучения, при которых усвоенные знания   создают основу для формирования творческих компонентов мышления, подготавливают к деятельности в различных областях.                                                                                                                                                            3. Учитывая уровень развития мышления детей, создать условия для более легкого перехода от наглядного-образовательного мышления к абстрактному.                                                                                                                            4. Изучения особенностей применения схем в конструктивной деятельности в средней дошкольной группе, проверка полезности и целесообразности такого пути обучения.                                                                                                                           В чем заключается значение использования модельного образца в конструктивной деятельности.                                                                 На эффективность использования образца в конструктивной деятельности указывал А.Р.Лурия. Он отмечал, что в модельном  образце, невидно ничего кроме общего контура. Это ставит в необычные условия самостоятельно –творческую деятельность и способствует повышению и развитию творческого мышления. В экспериментах он использовал объемный образец.                                                  Этапы работы, задачи, трудности и решения каждого этапа                                                                                                                      а). После сообщения темы ( поделки), детям давала готовую схему, вычерченную на листе бумаги и предлагала сравнить схему с представленными  реальными объектами. На данном этапе было два типа трудностей. Детям было нужно анализировать схематическое изображение и сложно представить реальные предметы для сравнения их со схемой, так как представления у детей развито еще недостаточно.                                                   На начальной стадии дети не справились с заданием, на следующем 5% из общего количества детей смогли выполнить. После нескольких подобных занятий они смогли самостоятельно построить по схеме и справились с заданием 85% детей и 15% испытывали трудности, с которыми впоследствии, занималась индивидуально.                                                                                             б). Наблюдение за построением созданием схемы: вычерчивала схему соответствий постройки на доске, дети воспринимали, как из частей создается общая схема, необходимого предмета, анализировали ее и сравнивали с предметом обучения, затем приступали к постройке. С заданием справились большинство детей 90%                                                                                   в). На следующем этапе работы, выставляла один и тот же предмет  и на него заранее заготовленные индивидуальные  схемы ( различные по величине). Изготовленные поделки детьми сравнивались, анализировались с имеющейся схемой.  Дети привыкали к видоизмененным схемам одного и того же предмета. Это вносило в их работу творческую инициативу.                                             г). Дальнейшая работа  на применение детьми, усвоенных знаний, умений в понимании схемы, использовании в творческой деятельности.                                                                                                                 Каждому дошкольнику предлагала самостоятельно выбрать объект для   поделки, начертить схему на доске, а затем изготовить игрушку. Сразу не все дети смогли начертить схему соответственно предмета. Было трудно заменить реальные части предмета схематически изображенными элементами. Не у всех детей в достаточной мере сформировались навыки графического изображения. В процессе соответствующей работы, упражнений, анализа, сравнении, были получены хорошие результаты 90% детей справились.                                                                                                               д). Завершающим этапом исследования по конструированию поделок с применением схем было участие детей в   «Мастерской по макетостроению», где появились большие возможности решить свои замыслы, показать умения конструировать, творчество, инициативу.          C:\Users\Olga\Desktop\Kreml.pngФото макета совместной работы с детьми «Кремль Казани»                                                                             Выводы при сравнении развитости мышления у детей группы А и Б          Главное различие в изготовлении поделок детьми этих двух групп состояло в особенностях их мыслительной деятельности. Дети группы А проявляли большое творчество, создавая поделки, самостоятельно анализировали особенности данного предмета, выделяли его элементы. Объединяли части в целое-результаты поделки. Детям группы Б сложно было спланировать свою работу по изготовлению той или иной поделки. Некоторые дети   совершенно не могли справиться с данной задачей. Для организации их работы необходима была помощь воспитателя.                                                                                                    Роль речи и связь ее с развитием мышления дошкольника.                                                                                                                             Речь является одним из показателей развития умственной деятельности дошкольника. Дети группы А, которые   в развитии конструктивной деятельности находятся на такой стадии, по сравнению с группой Б и в мыслительной деятельности, и в развитии речи они также преобладают: делают выводы, воплощают данный замысел в реальный продукт, подробно называю не только материал для поделки, но и операции, которые необходимо было осуществить. В группе Б некоторые дети не смогли объяснить элементарные действия. У них не наблюдалось  в объяснении обобщенных знаний, закономерностей, способов операций.                        Общие выводы по исследованию.                                                                                                               Исследования подтвердили. Что применение схем дает положительные результаты для работы детей в предметной ситуации. Детям  4-  5 лет доступно применение модельно-схематических средств в процессе конструирования поделок. Систематическое применение схем дает эффективные результаты в изменении уровня мышления дошкольников.                                    

                                                                                                                                                                                            Рекомендации воспитателям.                                                                                                       1). Непосредственно-образовательная деятельность дошкольников проходит в игровой форме.                                                                                                                                             2). Наглядные модели, схемы, рисунки применять после усвоения знаний о материалах, применяемых в поделках.                                                                          3). Вызывать у детей любопытство к конструированию, как интересному виду деятельности.                                                                                                                          4). Систематически пополнять методическую копилку для занятий по конструктивной деятельности с детьми.                                                                       5). Сбор необходимого материала для детского творчества с привлечением родителей.                                                                                                                                     6). Вызвать интерес к домашнему экспериментированию с родителями.          7). Совместные игры с детьми: со строительным набором (конструкторами), игрушками.    


Диагностика уровня сформированности творческой деятельности с применением схем и рисунков                                         (на начало исследовательской  деятельности).                                                                                                Экспериментальная группа в количестве 16 человек.                                                                          Высший уровень 5%.                                                                                                         Средний 55%.                                                                                                                                                             Низкий 40%.                                                                                                                                   На конец исследовательской деятельности.                                                                                             Экспериментальная группа в количестве 16 человек.                                        Высший уровень 85%.                                                                                              Средний 11%.                                                                                                                Низкий 4%.                                                                                                                               Результативность.                                                                                                              Была проведена в начале эксперимента диагностика уровня развития творческих способностей детей, выявлено, что с высоким уровнем 5% детей, со средним 55%, с низким 40%. Основной формой работы с дошкольниками выбрана непосредственно образовательная деятельность и дополнительно кружковая работа «Мастерская по макетостроению».                                                                 Дети научились делать поделки из подручного, бросового материала, комбинированных с конструктором «Лего», деревянным конструктором, глядя на схемы хорошо ориентировались, планировали свою работу. Это доставляло радость как детям, так и воспитателю.                                        Развитие творческих способностей на конец эксперимента в динамике выросло, что говорит об эффективности проведенной работы. Диагностические данные показали результат работы: высокий уровень составил 85%, средний 11%, низкий 4%.  Улучшились показатели: внимание, умение слушать, находить способы решения задач.                  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Литература.                                                                                                                                                   1.Организация экспериментальной деятельности дошкольника.

Г.Б. Горбашева,                                                                                                                                             Н.В. Кузнецова,                                                                                                                 Т.А. Балакшина                                                                                                                                                         Москва 2005 г.                                                                                                                                          2. Построение графических моделей, как средство развития способности к наглядному моделированию.                                                                                      Л.А. Венгер                                                                                                                                    3. Комбинированное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом.                                                                                                                                                  А.И. Поддъяков.                                                                                                                          4. Декоративно- прикладное творчество  в детских дошкольных учреждениях.                                                                                                                                           О.В. Корчинова.                                                                                                             Ростов на Дону. 2002г.                                                                         5.Конструирование и ручной труд в детском саду                                                                                          Л.В.Куцакова    Москва 1990 г. 6.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа саморазвития воспитателя II группы раннего возраста Шеиной Валентины Анатольевны на 2015-2016 год тема «Развитие конструктивной деятельности детей раннего возраста средствами игровых приемов»

Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета, его структуры и ст...

Опыт работы по теме «Техника «Оригами» как средство развития конструктивных способностей детей дошкольного возраста»

Опыт работы по теме  «Техника «Оригами» как средство развития конструктивных способностей детей дошкольного возраста»...

ТИКО-моделирование как средство формирования навыков конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста

ТИКО-моделирование как средство формирования навыков конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возрастаАвтор: Пархоменко Лиана СергеевнаОрганизация: МБДОУ д/с 76 «Везелица»Нас...

Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности детей дошкольного возраста по средством Лего – конструирования

Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности детей  дошкольного возраста по средством Лего – конструирования...

Статья "Робототехника как средство развития конструктивной деятельности детей в ДОУ"

Ребенок по своей природе – это маленький изобретатель и исследователь. Эта особенность, заложенная природой, которая особенно быстро реализуется и совершенствуется в конструировании, как излюбле...

План по самообразованию по теме: «ТИКО – моделирование, как средство формирования навыков конструктивной деятельности детей»

Повышение педагогического мастерства через создание условий для развития технического творчества, инженерного мышления у детей дошкольного возраста....