План по самообразованию по теме: «ТИКО – моделирование, как средство формирования навыков конструктивной деятельности детей»
материал по конструированию, ручному труду

Малинина Оксана Викторовна

Повышение педагогического мастерства через создание условий для развития технического творчества, инженерного мышления у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon sertificat_2.pdf652.91 КБ
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_po_teme_.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад № 10 «Золотой улей»

Карасукского муниципального округа  Новосибирской области

        

         

План по самообразованию по теме:

«ТИКО – моделирование, как средство формирования навыков конструктивной деятельности детей»

                                                           Педагог дополнительного образования:

               Малинина О.В.

 

Карасук 2025

Индивидуальный план работы по самообразованию.

Ф.И.О. педагога  Малинина Оксана Викторовна

Специальность –педагог дополнительного образования

Образование -  среднее профессиональное  педагогическое

Стаж  педагогической работы – 21 г

Квалификационная  категория -   категории нет

 Переподготовка: ООО «Центр повышения квалификации и переподготовки «Луч знаний» квалификация -«Педагог дополнительного образования технической направленности». 14 августа 2023г.в объёме 300часов.

Курс повышения квалификации: инновационные методы преподавания технического творчества в учреждениях  дополнительного образования» 01.07.2024г., 72 часа

ООО «Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки», курс повышения квалификации: Организация образовательной деятельности  для детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО. 15.01.2024.,72 часа

Курс повышения квалификации: инновационные методы преподавания технического творчества в учреждениях  дополнительного образования» 01.07.2024г., 72 часа

Курс повышения квалификации: «Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. Важнейшие мероприятия  Минпросвещения» 21.07.2024., 144 часа

Курс повышения квалификации в учебном центре ООО «УчиЛаб»: «Профессиональное развитие педагога в системе дополнительного образования» 19.07.2025, 72 часа

Тема: Тико – моделирование, как средство формирование навыков  конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста по средствам Тико -моделирование

Цель: создание условий для формирования навыков конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста  через Тико – моделирование

 

Задачи:

 1.Разработать и апробировать программу Тико мастера    для развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста

2. Пополнить развивающую предметно – пространственную среду, обеспечивающей развития конструктивных способностей воспитанников (разработать схемы, картотеки игр по Тико – моделирование)

3.Создать систему работу с педагогами по профессиональной готовности к внедрению технологии ТИКО - моделирования в конструктивно- модельную деятельность с воспитанниками.

4.Выстроить работу с родителями создать клуб «Тико моделированию» волшебный мир фантазии   в аспекте развития конструктивных способностей их детей.

Актуальность

       Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. В данный период в современной России по статистическим данным отмечается низкий статус инженерного образования. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления. Поэтому, начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше — в дошкольном возрасте, развивая у воспитанников конструктивные способности.

       Наблюдая за детьми, их общением и поведением в образовательной, индивидуальной и совместной деятельности поняла, что дети не обладают полнотой знаний в конструктивной деятельности. У большинства детей незначительный  интерес к конструированию из    строительных материалов. Дети затрудняются самостоятельно разворачивать игру вокруг собственной постройки, сравнивать и классифицировать фигуры по одному свойству, конструировать фигуры по образцу, по схеме, по словесной инструкции и по собственному замыслу. Допускают ошибки в выборе и расположении  деталей. Требуется постоянная помощь взрослого.

    Анализ полученных  мной данных по выявлению  уровня развития конструктивной деятельности показал, что у детей  преобладает   низкий уровень - 65%.

Большое количество детей с низким уровнем развития объясняется недостаточностью компетентности родителей в знаниях конструктивной деятельности. Проанализировав  анкетирование родителей, пришла к выводу, что многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся всему и всё усвоят в процессе взросления. Таким образом,  есть необходимость в повышении уровня развития конструктивной деятельности детей .

Следовательно, пришла к выводу, что необходимо формировать систему работы для развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста. Поэтому в своей  деятельности  решила  исследовать эту проблему и создать цикл мероприятий, направленных на формирование конструктивной деятельности детей дошкольного возраста.

В процессе работы над темой самообразования «Тико – моделирование, как средство формирования навыков  конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста». Использовала  конструирование из строительных наборов, природного и бросового материала, из бумаги и картона. Среди материалов, используемых для организации детского конструирования, практически не использовала  готовые наборы современных развивающих конструкторов. Это стало моей  педагогической находкой, которая дает возможность мне как педагогу уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами геометрии, развивать логическое мышление и навыки работы по схеме.

Работая с современными конструкторами, дети экспериментировали, обсуждала идеи, воплощали  их в постройке, усовершенствовали и так далее. Это повысило самооценку ребёнка, умение действовать самостоятельно, сформировалось чувство уверенности в своих силах. Поэтому конструктивная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры.

Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор – эта та вещь, которая должна быть в каждом доме. А польза от такого приобретения налицо – с одной стороны, ребёнок увлечен интересным занятием, а, с другой стороны, это занятие способствует его всестороннему развитию.

План самообразования на 2025-2026 учебный год.

   

Месяц

Мероприятия

   С детьми

С родителями

С педагогами

Сентябрь

 Диагностика уровня знаний и умений

 по ТИКО – конструированию.

Знакомство с конструктором ТИКО.

Введение. Правила поведения  в кабинете ТИКО при работе с конструкторами

Буклет для родителей  «Что такое  ТИКО конструирование?»

Консультация «Возможности конструктора ТИКО»

   

Октябрь

Конструкторы  ТИКО  

1.Найди деталь по указанным ориентирам.

Учить различать детали, определять место положения в пространстве по словесному указанию; развивать зрительные функции.

2. Конструировать по  схеме плоскостную постройку:  «Волшебная дорожка».  

Учить самостоятельно  конструировать дорожку с узором, чередуя квадраты, прямоугольники трёх цветов и двух размеров. Закреплять цвет, форму, размер.

3. «Кладовая осени» (конструирование осеннего урожая, осенних деревьев, осенних листьев)   

Развивать фантазию и воображение детей, развивать конструктивные навыки, коммуникативные способности и навыки общения. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других.

 Консультации для педагогов и родителей  «Что такое ТИКО конструирование

 Привлечение родителей к

изготовлению картотеки: «Картотека игр с конструктором  ТИКО, развивающие логическое мышление»

                              Ноябрь

Раздел  «Плоскостное моделирование»

  1. Проект «ТИКО мастера»  

Развивать фантазию и воображение детей, развивать конструктивные навыки, коммуникативные способности и навыки общения. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других.

2.Дом в котором я живу  из ТИКО конструктора»

Формировать умение детей конструировать постройку  по схеме.

3. Акция «Синичкин день»

Формировать умение детей конструировать синичку по образцу.

Мастер класс для родителей и детей: «Мама для Умки»

Декабрь

1.«Дикие животные» (белка, медведь, ёжик, заяц и т.д)

Закреплять умения соединять ТИКО детали и конструировать плоскостную поделку.

2.«Игрушки для новогодней ёлки» (конфета, снежинка, снеговик, звезда) .

Закреплять умение работать по схеме.

Оформление

фото –выставка:

«Вот как мы умеем!»

 

Январь

 Объёмное моделирование

1.«Весёлая ферма» (собачка, кот, корова, баран, лошадь и т.д).

Познакомить детей с приёмом  «превращения» плоскостной фигуры в объёмную. Организовывать  свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно   убирать рабочее место.

Консультация «Развитие познавательных способностей с помощью конструктора ТИКО"

Мастер класс «Знакомство с конструктором ТИКО»

Февраль

 Творческие задания с конструктором

1. Техника Российской  Армии из ТИКО конструктора.

Находить и различать различные ТИКО детали и их соединять, конструировать объёмную постройку . Организовывать  свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место

Консультация «Маленькие фантазёры»

Март

ТИКО постройки  - мебель .

Находить и различать раз личные детали. Соединять различные блоки, вал, втулку. Устанавливать связи между видом работы и используемыми деталями. Организовывать  свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место

Папка-передвижка «Дидактические игры с конструктором ТИКО»

 

Апрель

1.ТИКО постройки  -  этот загадочный космос (ракеты) .

Находить и различать различные детали и соединять их. Закрепить умение различать многоугольники: четырёхугольник и пятиугольник. Конструирование треугольных призм, имеющих в основании прямоугольный треугольник, из развёртки.

2.Рассказывание сказки «Колобок» с помощью моделирования из ТИКО конструктора.

Оформление фото - выставки

«Чудеса конструирования» с трансформируемым игровым ТИКО-конструктором

Май

 Диагностика уровня знаний и умений

 по ТИКО -конструированию .

Представление опыта работы по теме самообразования.

Цель: систематизировать работу, обосновать и показать необходимость внедрения конструирования; познакомить с формами и принципами работы; выявить и устранить пробелы в работе по самообразованию

Выход темы:

1. Буклет для родителей  «Что такое ТИКО конструирование?»,

2.Консультация «Возможности конструктора ТИКО»  

3. Консультации для педагогов и родителей «Что такое ТИКО конструирование»

4. «Картотека игр с конструктором  ТИКО, развивающие логическое мышление

5. Мастер класс для родителей и детей: «Мама для Умки»

6.  Фото – выставка: «Вот как мы умеем!»

7. Консультация «Развитие познавательных способностей с помощью конструктора ТИКО"

8. Мастер класс: «Знакомство с конструктором ТИКО»

9.  Консультация «Маленькие фантазёры»

10.  Папка-передвижка «Дидактические игры с конструктором ТИКО»

11. Оформление фотовыставки: «Чудеса конструирования» с трансформируемым игровым ТИКО- конструктором.

12. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Список литературы для педагога

1.ПомораеваИ.А.,ПозинаВ.А.Занятияпоформированииэлементарныхматематических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2.Конина Е.Ю.Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики.– М.:ООО

«Издательство «АЙРИС-пресс»,2007.

3.Ермакова        Е.С.,        Румянцева        И.Б.,        Целищева        И.И.        Развитие        гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.

4.Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006.

5.Тихомирова        Л.Ф.        Упражнения        на        каждый        день:        логика        для дошкольников.

–Ярославль: Академия развития Академия холдинг, 2004.

6.Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. – М.: Дрофа, 2006.

7.http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik /-        интернет-

ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.

Диагностика уровня знаний и умений

 по ТИКО конструированию

у детей 5-7 лет по методике Т.В. Фёдоровой

Уровень развития ребенка

Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме        

Умение правильно

конструировать поделку по замыслу        

Высокий

Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого.

Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения).  

Ребенок самостоятельно создает  развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования.

Самостоятельно работает над постройкой.

Средний

Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их.

Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого.

Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей.

Низкий

Ребенок не умеет правильно «читать»  схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга.

Допускает ошибки в выборе и расположении  деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого.

Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может.

Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Формирование навыков конструктивной деятельности с помощью леготехнологии".

Формирование навыков конструктивной деятельности с помощью ЛЕГО BAUER...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СПОСОБНОСТЕЙ К НАГЛЯДНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

Конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов детской деятельности. К сожалению, сейчас к конструированию родители отводят незначительное место в занятиях с ребенком, а деревянный ...

ТИКО-моделирование как средство формирования навыков конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста

ТИКО-моделирование как средство формирования навыков конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возрастаАвтор: Пархоменко Лиана СергеевнаОрганизация: МБДОУ д/с 76 «Везелица»Нас...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ: «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.        Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:...

Театрализованная деятельность, как средство формирования навыков коммуникации у детей с РАС.

Основным недостатком при аутизме является нарушение общения ребенка с окружающим миром (Лебединская, Никольская, Баенская, 1989). Основной целью системы психолого-педагогической помощи детям с РАС явл...

План по самообразованию на тему: «Здоровьесберегающие технологии как средство формирования основ ЗОЖ у детей среднего дошкольного возраста»

laquo;Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошк...