План по самообразованию по теме: «ТИКО – моделирование, как средство формирования навыков конструктивной деятельности детей»
материал по конструированию, ручному труду
Повышение педагогического мастерства через создание условий для развития технического творчества, инженерного мышления у детей дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 652.91 КБ | |
| 31.11 КБ |
Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 10 «Золотой улей»
Карасукского муниципального округа Новосибирской области
План по самообразованию по теме:
«ТИКО – моделирование, как средство формирования навыков конструктивной деятельности детей»
Педагог дополнительного образования:
Малинина О.В.
Карасук 2025
Индивидуальный план работы по самообразованию.
Ф.И.О. педагога Малинина Оксана Викторовна
Специальность –педагог дополнительного образования
Образование - среднее профессиональное педагогическое
Стаж педагогической работы – 21 г
Квалификационная категория - категории нет
Переподготовка: ООО «Центр повышения квалификации и переподготовки «Луч знаний» квалификация -«Педагог дополнительного образования технической направленности». 14 августа 2023г.в объёме 300часов.
Курс повышения квалификации: инновационные методы преподавания технического творчества в учреждениях дополнительного образования» 01.07.2024г., 72 часа
ООО «Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки», курс повышения квалификации: Организация образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО. 15.01.2024.,72 часа
Курс повышения квалификации: инновационные методы преподавания технического творчества в учреждениях дополнительного образования» 01.07.2024г., 72 часа
Курс повышения квалификации: «Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. Важнейшие мероприятия Минпросвещения» 21.07.2024., 144 часа
Курс повышения квалификации в учебном центре ООО «УчиЛаб»: «Профессиональное развитие педагога в системе дополнительного образования» 19.07.2025, 72 часа
Тема: Тико – моделирование, как средство формирование навыков конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста по средствам Тико -моделирование
Цель: создание условий для формирования навыков конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста через Тико – моделирование
Задачи:
1.Разработать и апробировать программу Тико мастера для развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста
2. Пополнить развивающую предметно – пространственную среду, обеспечивающей развития конструктивных способностей воспитанников (разработать схемы, картотеки игр по Тико – моделирование)
3.Создать систему работу с педагогами по профессиональной готовности к внедрению технологии ТИКО - моделирования в конструктивно- модельную деятельность с воспитанниками.
4.Выстроить работу с родителями создать клуб «Тико моделированию» волшебный мир фантазии в аспекте развития конструктивных способностей их детей.
Актуальность
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. В данный период в современной России по статистическим данным отмечается низкий статус инженерного образования. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления. Поэтому, начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше — в дошкольном возрасте, развивая у воспитанников конструктивные способности.
Наблюдая за детьми, их общением и поведением в образовательной, индивидуальной и совместной деятельности поняла, что дети не обладают полнотой знаний в конструктивной деятельности. У большинства детей незначительный интерес к конструированию из строительных материалов. Дети затрудняются самостоятельно разворачивать игру вокруг собственной постройки, сравнивать и классифицировать фигуры по одному свойству, конструировать фигуры по образцу, по схеме, по словесной инструкции и по собственному замыслу. Допускают ошибки в выборе и расположении деталей. Требуется постоянная помощь взрослого.
Анализ полученных мной данных по выявлению уровня развития конструктивной деятельности показал, что у детей преобладает низкий уровень - 65%.
Большое количество детей с низким уровнем развития объясняется недостаточностью компетентности родителей в знаниях конструктивной деятельности. Проанализировав анкетирование родителей, пришла к выводу, что многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся всему и всё усвоят в процессе взросления. Таким образом, есть необходимость в повышении уровня развития конструктивной деятельности детей .
Следовательно, пришла к выводу, что необходимо формировать систему работы для развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста. Поэтому в своей деятельности решила исследовать эту проблему и создать цикл мероприятий, направленных на формирование конструктивной деятельности детей дошкольного возраста.
В процессе работы над темой самообразования «Тико – моделирование, как средство формирования навыков конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста». Использовала конструирование из строительных наборов, природного и бросового материала, из бумаги и картона. Среди материалов, используемых для организации детского конструирования, практически не использовала готовые наборы современных развивающих конструкторов. Это стало моей педагогической находкой, которая дает возможность мне как педагогу уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами геометрии, развивать логическое мышление и навыки работы по схеме.
Работая с современными конструкторами, дети экспериментировали, обсуждала идеи, воплощали их в постройке, усовершенствовали и так далее. Это повысило самооценку ребёнка, умение действовать самостоятельно, сформировалось чувство уверенности в своих силах. Поэтому конструктивная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры.
Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор – эта та вещь, которая должна быть в каждом доме. А польза от такого приобретения налицо – с одной стороны, ребёнок увлечен интересным занятием, а, с другой стороны, это занятие способствует его всестороннему развитию.
План самообразования на 2025-2026 учебный год.
Месяц | Мероприятия | ||
С детьми | С родителями | С педагогами | |
Сентябрь | Диагностика уровня знаний и умений по ТИКО – конструированию. Знакомство с конструктором ТИКО. Введение. Правила поведения в кабинете ТИКО при работе с конструкторами | ||
Буклет для родителей «Что такое ТИКО конструирование?» Консультация «Возможности конструктора ТИКО» |
| ||
Октябрь | Конструкторы ТИКО 1.Найди деталь по указанным ориентирам. Учить различать детали, определять место положения в пространстве по словесному указанию; развивать зрительные функции. 2. Конструировать по схеме плоскостную постройку: «Волшебная дорожка». Учить самостоятельно конструировать дорожку с узором, чередуя квадраты, прямоугольники трёх цветов и двух размеров. Закреплять цвет, форму, размер. 3. «Кладовая осени» (конструирование осеннего урожая, осенних деревьев, осенних листьев) Развивать фантазию и воображение детей, развивать конструктивные навыки, коммуникативные способности и навыки общения. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других. | Консультации для педагогов и родителей «Что такое ТИКО конструирование | |
Привлечение родителей к изготовлению картотеки: «Картотека игр с конструктором ТИКО, развивающие логическое мышление» | |||
Ноябрь | Раздел «Плоскостное моделирование»
Развивать фантазию и воображение детей, развивать конструктивные навыки, коммуникативные способности и навыки общения. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других. 2.Дом в котором я живу из ТИКО конструктора» Формировать умение детей конструировать постройку по схеме. 3. Акция «Синичкин день» Формировать умение детей конструировать синичку по образцу. | Мастер класс для родителей и детей: «Мама для Умки» | |
Декабрь | 1.«Дикие животные» (белка, медведь, ёжик, заяц и т.д) Закреплять умения соединять ТИКО детали и конструировать плоскостную поделку. 2.«Игрушки для новогодней ёлки» (конфета, снежинка, снеговик, звезда) . Закреплять умение работать по схеме. | Оформление фото –выставка: «Вот как мы умеем!»
| |
Январь | Объёмное моделирование 1.«Весёлая ферма» (собачка, кот, корова, баран, лошадь и т.д). Познакомить детей с приёмом «превращения» плоскостной фигуры в объёмную. Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно убирать рабочее место. | Консультация «Развитие познавательных способностей с помощью конструктора ТИКО" | Мастер класс «Знакомство с конструктором ТИКО» |
Февраль | Творческие задания с конструктором 1. Техника Российской Армии из ТИКО конструктора. Находить и различать различные ТИКО детали и их соединять, конструировать объёмную постройку . Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место | Консультация «Маленькие фантазёры» | |
Март | ТИКО постройки - мебель . Находить и различать раз личные детали. Соединять различные блоки, вал, втулку. Устанавливать связи между видом работы и используемыми деталями. Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место | Папка-передвижка «Дидактические игры с конструктором ТИКО» |
|
Апрель | 1.ТИКО постройки - этот загадочный космос (ракеты) . Находить и различать различные детали и соединять их. Закрепить умение различать многоугольники: четырёхугольник и пятиугольник. Конструирование треугольных призм, имеющих в основании прямоугольный треугольник, из развёртки. 2.Рассказывание сказки «Колобок» с помощью моделирования из ТИКО конструктора. | Оформление фото - выставки «Чудеса конструирования» с трансформируемым игровым ТИКО-конструктором | |
Май | Диагностика уровня знаний и умений по ТИКО -конструированию . | Представление опыта работы по теме самообразования. Цель: систематизировать работу, обосновать и показать необходимость внедрения конструирования; познакомить с формами и принципами работы; выявить и устранить пробелы в работе по самообразованию | |
Выход темы:
1. Буклет для родителей «Что такое ТИКО конструирование?»,
2.Консультация «Возможности конструктора ТИКО»
3. Консультации для педагогов и родителей «Что такое ТИКО конструирование»
4. «Картотека игр с конструктором ТИКО, развивающие логическое мышление
5. Мастер класс для родителей и детей: «Мама для Умки»
6. Фото – выставка: «Вот как мы умеем!»
7. Консультация «Развитие познавательных способностей с помощью конструктора ТИКО"
8. Мастер класс: «Знакомство с конструктором ТИКО»
9. Консультация «Маленькие фантазёры»
10. Папка-передвижка «Дидактические игры с конструктором ТИКО»
11. Оформление фотовыставки: «Чудеса конструирования» с трансформируемым игровым ТИКО- конструктором.
12. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Список литературы для педагога
1.ПомораеваИ.А.,ПозинаВ.А.Занятияпоформированииэлементарныхматематических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
2.Конина Е.Ю.Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики.– М.:ООО
«Издательство «АЙРИС-пресс»,2007.
3.Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.
4.Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006.
5.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников.
–Ярославль: Академия развития Академия холдинг, 2004.
6.Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. – М.: Дрофа, 2006.
7.http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik /- интернет-
ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.
Диагностика уровня знаний и умений
по ТИКО конструированию
у детей 5-7 лет по методике Т.В. Фёдоровой
Уровень развития ребенка | Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме | Умение правильно конструировать поделку по замыслу |
Высокий | Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого. | Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения). Ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования. Самостоятельно работает над постройкой. |
Средний | Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их. | Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого. Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей. |
Низкий | Ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга. Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого. | Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может. Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Формирование навыков конструктивной деятельности с помощью леготехнологии".
Формирование навыков конструктивной деятельности с помощью ЛЕГО BAUER...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СПОСОБНОСТЕЙ К НАГЛЯДНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.
Конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов детской деятельности. К сожалению, сейчас к конструированию родители отводят незначительное место в занятиях с ребенком, а деревянный ...
Дополнительная общеобразовательная программа по формированию навыков конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста
нетрадиционные формы работы по конструированию...

ТИКО-моделирование как средство формирования навыков конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста
ТИКО-моделирование как средство формирования навыков конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возрастаАвтор: Пархоменко Лиана СергеевнаОрганизация: МБДОУ д/с 76 «Везелица»Нас...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ: «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:...

Театрализованная деятельность, как средство формирования навыков коммуникации у детей с РАС.
Основным недостатком при аутизме является нарушение общения ребенка с окружающим миром (Лебединская, Никольская, Баенская, 1989). Основной целью системы психолого-педагогической помощи детям с РАС явл...

План по самообразованию на тему: «Здоровьесберегающие технологии как средство формирования основ ЗОЖ у детей среднего дошкольного возраста»
laquo;Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошк...
