Консультация для воспитателей: «Методы и приемы руководства детским конструированием на занятиях».
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Хуснутдинова Гулия Хайдаровна

Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
А. Сухомлинский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_i_priemy_obucheniya_doshkolnikov_konstruirovaniyu.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей: «Методы и приемы руководства детским конструированием на занятиях».

Выполнила: воспитатель

Хуснутдинова Гулия Хайдаровна.

Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
А. Сухомлинский

Конструирование  – это особая форма детской деятельности. Интерес к нему у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребёнка данного возраста.

Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы:                                           -  наблюдение и обследование натурального объекта;                                                      -  показ и анализ образца;                                                                                                                  -  объяснение последовательности и способов выполнения постройки,  игрушки;                                                                                                                                                    -  постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т.е. задач проблемного характера;                                                                             -  анализ и оценка процесса работы;                                                                                                           -  анализ и оценка детских работ, качества готовой продукции.

В применении методов и приемов обучения конструированию нельзя установить прямую последовательность: сначала, например, пользоваться образцом, затем показывать лишь некоторые приемы конструирования, после чего переходить к предложению условий или темы.                                      

Применение того или иного метода или приема зависит от опыта детей. От сложности конструкции, от задач обучения. При отборе методов воспитатель должен помнить. Что основная цель обучению конструированию заключается не в том, чтобы научить ребенка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребенка, его нравственные качества, эстетические чувства.

На развитие творческих способностей детей по конструированию большое влияние оказывает использование игровых приёмов. На занятиях по конструированию игровая мотивация открывает перспективу на интересную игру, провоцирует детей к созданию игровой обстановки. Например, занятие на тему “Город мастеров” начинается с рассказа о сказочном городе, который предлагают построить детям. В дальнейшем все происходящее в городе события требуют от детей создания разного рода построек. Так, благодаря заданной игровой мотивации происходит и непосредственное объединение детей для игры.

Создание игровой мотивации на занятиях по ручному труду осуществляется иначе. Вначале создаётся ситуация необходимости создания той или иной поделки. Например, можно рассказать, что в затаённом уголке группы хотят поселиться маленькие человечки. Ребята получают от них письма и посылки с просьбой что-то сделать. Просьба человечков и становятся заданием на занятии. Занятия, целиком построенные на игровых методах и приёмах, обязательно перерастают в увлекательную игру, приносят детям много радости и позволяют более плодотворно внедрять обучающие элементы.

Первая младшая группа

При работе с детьми третьего года жизни по конструированию выделяется четыре основные задачи:

  • вызвать у детей интерес к конструированию из различных видов конструктивного материала;
  • способствовать развитию у детей целенаправленного конструирования;
  • побуждать детей к практическому использованию выполненных ими построек;
  • знакомить детей с простейшими способами конструирования (накладывать одну деталь на другую, приставлять детали друг к другу, обстраивать предмет).

Далее рассмотрим эти задачи более конкретно.

Решаются эти задачи в единстве в процессе специально организованной работы с детьми по конструированию. Решать эти задачи в единстве подсказывает сама логика конструктивной деятельности. Ведь если строят, то обязательно овладевают какими-то способами конструирования. Выполненная постройка должна иметь практическое применение (построил мостик – по нему можно пройти), её можно использовать в игре (сделал машинку из модулей – можно ехать в гости к ёжику).

Задача способствовать становлению у детей целенаправленного конструирования довольно сложна. Целенаправленно конструировать – это значит ещё до начала работы знать, какой результат нужно получить в конце. Но ввиду психологических особенностей детей данного возраста формирование у них целенаправленности в конструировании не требует точного соответствия созданного задуманному, оно только формируется к трём годам.

Ведущими, главными в обучении конструктивной деятельности являются наглядные методы. Среди наглядных методов и приемов выделяют следующие: наблюдение, рассматривание предмета (обследование), образец, показ способов действия. Прием показа способов действия – один из важнейших в обучении, так как у маленьких детей еще нет опыта изображения. Пояснение часто сочетается с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы (совет, напоминание, поощрение). Из практических методов и приемов используются упражнения, в первую очередь игровые.

Для развития конструктивных навыков у детей целесообразно использовать различные игрушки, которые помогают детям хорошо ориентироваться на высоту и другие размеры постройки. Например: ребёнок ставит зайчика, и как бы вокруг него строит домик, обстраивая его строительными деталями со всех сторон. Делая крышу, ребёнок замечает, что заячьи ушки мешают – значит, нужно увеличить высоту стен.

Задача воспитателя, показывая способы конструирования обязательно называть строительные детали: кубик, кирпичик, столбик (цилиндр), но не требовать от детей называть их. Главное, чтобы они умели отыскать нужные детали среди других.

Для плодотворной работы в данном направлении необходимы разнообразные материалы, расширяющие диапазон способов, которыми может овладеть ребёнок. Следует использовать все виды “Строителя”, мягкие модули, коробки большие и маленькие и т.д. Очень нужны для конструирования различные по форме и величине пластины, бросовый материал (чурбачки, брусочки с просверленными дырочками из натурального дерева), всевозможные виды конструкторов (кроме металлического). Всё это полезно для ориентировочно – исследовательской деятельности, дают работу голове и рукам, позволяют много экспериментировать.

Вторая младшая группа.

Конструктивная деятельность и ручной труд детей 3-4 лет представляет собой особую форму собственно детской деятельности.

Отсюда и задачи педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста:

  • Способствовать освоению, детьми пространственных отношений между предметами и некоторых физических закономерностей, познанию свойств материалов;
  • Сформировать у детей практические навыки работы с материалами и инструментами;
  • Заложить созидательное отношение к окружающему миру.

Работа с детьми по конструктивной деятельности осуществляется по двум направлениям:

– создание условий для самостоятельных практических действий детей;
– проведение специально организованного обучения.

Для того чтобы проводимая работа по этим направлениям была более успешной необходимо использовать различный материал.

Для конструирования основным материалом является строительные наборы с деталями разных форм и размеров, конструкторы с разными способами крепления деталей. Дети четвёртого года жизни предпочитают строить поодиночке. Поэтому строительному материалу необходимо выделить в группе свободное пространство. Конструкторы чрезвычайно полезны для детей данного возраста, так как развивают интеллектуально и развивают мелкую моторику.

Для совместной деятельности по ручному труду рекомендуется использовать следующие материалы: бумагу разных видов, вату, поролон, текстильные материалы (верёвочки, ленточки), природный материал, клей; инструменты: ножницы, кисть. В самостоятельное использование эти материалы можно предоставлять лишь после того, как дети научатся работать с ними и мастерить поделки в совместной с воспитателем.

Реализация потребностей детей требует организовать в группе уголок труда. Главное требование к нему – возможность свободного доступа к материалам и инструментам.

Необходимым условием самостоятельной работы детей в конструктивной деятельности является не только наличие различных материалов, но и демонстрация им простых и доступных для воспроизведения образцов, сделанных взрослым. Образцы, предлагаемые взрослым, могут быть разными:

– очень простыми, такими, которые ребенок может легко воспроизвести;
– более сложными, опережающими его возможности.

Во второй младшей группе обучение конструированию проходит по следующим направлениям:

– обучение детей некоторым обобщенным принципам создания построек;
– обучение конструированию из строительного материала и конструкторов с соблюдением определенных, заранее заданных условий;
– обучение конструированию по простейшим рисункам и схемам;
– обучение некоторым простейшим способам работы с материалами и инструментами;

Для обучения детей конструированию и элементам ручного труда наиболее приемлема игровая мотивация их деятельности. Увлечённый желанием помочь, ребёнок принимает эту проблемную ситуацию и действует в ней. Мотивация может быть двух типов:

– мотивация личного интереса, создание игрушек для себя;
– мотивация общения со взрослым.

Чтобы обучение на занятиях по конструктивной деятельности проходило успешно и приносило детям радость и удовлетворение, необходимо соблюдать следующие условия:

– любой результат должен положительно оцениваться взрослым, даже если участие малыша было минимальным;
– сделанная ребёнком игрушка или постройка должна стать его собственностью, чтобы мог распоряжаться ею по своему усмотрению;
– о результатах продуктивной деятельности детей необходимо рассказывать их родителям, приходящим в группу взрослым, следует показывать их поделки, публично выражая своё одобрение и похвалу;
– при отборе содержания для ручного труда и образцов игрушек для изготовления детьми необходимо учитывать разницу в интересах мальчиков и девочек.

Осознание ребёнком своего пола – чрезвычайно важный момент в его развитии. Поэтому любое проявление различия в интересах, поведении нуждается во внимании и поддержке со стороны взрослого.

Совместная продуктивная деятельность в данной возрастной группе можно организовывать как с подгруппой, так и индивидуально, но обязательно с учётом желаний детей, т.е. необходимо подбирать содержание, интересное всем детям.

Средняя группа

Учитывая изменения в общем психическом развитии детей 4 – 5 лет изменяется и расширяется детская деятельность, появляются предпосылки трудовой деятельности.

На пятом году у детей совершенствуются способы работы с различными материалами и инструментами. Детям становится доступным выполнение более сложных практических задач, использование новых материалов и инструментов, овладение некоторыми обобщенными способами работы; в частности воспроизведением простейших образцов, изображённых на рисунке.

У детей данного возраста чётко выражена направленность на получение качественного результатаРебёнок может оценить результат своего труда, соотнести с образцом, заметить недостатки, усовершенствовать. Только красивая, аккуратно сделанная игрушка удовлетворяет ребёнка.

Особенности психического развития ребёнка на пятом году жизни позволяют определить задачи педагогической работы:

  1. Формировать психические предпосылки трудовой деятельности:
  2. В продуктивной практической и конструктивной деятельности способствовать появлению элементов сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  3. Совершенствовать способность воспроизводить простейшие образцы поделок и построек (работа по рисунку).

В программе реализация поставленных задач предлагается по трём

направлениям:

1) изготовление индивидуальных игрушек, обеспечивающих детям возможность в течение длительного времени заниматься с ними;
2) изготовление различных игрушек эпизодически, индивидуально или совместно со взрослыми;
3) обучение работе по образцу (картинке, рисунку) с различными конструктивными материалами.

Совместная деятельность педагога и детей представлена разнообразной работой, направленной на закрепление пройденного материала, отделку и доработку игрушки, совершенствование способов работы с различными материалами и инструментами. В работе педагога главное, чтобы учитывались интересы мальчиков и девочек, их потребности и желания, а также уровень их умений и навыков.

Игрушки и поделки можно изготавливать из следующих материалов:

  • готовые формы (цилиндры, конусы и различные предметы бросового материала: банки, пакеты, крышки, коробки и т.д.);
  • текстильные материалы (лоскутки тканей, шнур, верёвка, сутаж);
  • синтетические материалы.

Если интересы детей можно как-то сгруппировать (например, большинство девочек захотело иметь кукол из ниток, а большинство мальчиков – машины), то показ и обучение детей способам изготовления игрушек можно провести по подгруппам. Можно также организовать работу более мелкими подгруппами или даже индивидуально. Не надо торопить детей сразу сделать всю игрушку полностью. Отделку и доработку игрушки целесообразно провести позднее.

После изготовления игрушки можно ставить другие цели: оборудование для нее жилища и предметов быта, изготовление средств передвижения, оборудование природного окружения вокруг домика и т. п.

Дети данного возраста не могут выполнять работу пооперационно: кто-то делает только вагоны, а кто-то – колёса к ним, и т. п. Дети могут только объединять готовый результат своего труда. Например, если все решили сделать железную дорогу для гномов, то каждый ребёнок получает задание сделать вагончик или платформу для

своего гнома и затем объединить их в общий поезд. Паровоз или электровоз делает воспитатель.

В совместной деятельности с ребенком педагог выступает не только в роли учителя, передающего малышу свой опыт, знания, способы работы. Он старается постепенно стать для ребенка его равноправным партнером по совместной деятельности. Появление элементов сотрудничества со взрослым в совместной деятельности – важный этап для дальнейшего формирования коллективной деятельности и установления между ними взаимоотношений в этой деятельности.

Работу по обучению детей конструированию по рисунку можно организовать как с подгруппой, так и индивидуально, но обязательно с учётом желаний детей.

Чтобы работа была успешной, необходимо учитывать определенные требования, предъявляемые к рисункам для конструирования:

– образцы должны быть расчлененными, т. е. каждая деталь постройки должна хорошо просматриваться и легко выделяться на рисунке;
– первые образцы должны быть легкими для воспроизведения. Это необходимо для появления у ребенка интереса к работе;
– усложнение в образцах должно нарастать понемногу и постепенно, чтобы ребенок не испытывал страха, разочарования, опасения, что снижает интерес к данной деятельности;
– предлагаемые детям для воспроизведения образцы должны соответствовать их интересам (робот и машина из конструктора — для мальчиков, мебель, карета, дворец — для девочек и т. п.).

Наиболее целесообразно использовать для этого мелкий и средний по размерам строительный материал и различные конструкторы, готовые объёмные формы, и т.д. Постепенно разнообразные образцы можно использовать в самостоятельной практической работе детей.

Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте у детей сохраняется устойчивый интерес к продуктивным видам деятельности.

Изменения, произошедшие в общем психическом развитии, возросшие возможности детей, а также интерес к продуктивной деятельности и желание заниматься ими позволяют решать следующие задачи:

  • формирование предпосылок трудовой деятельности;
  • привлечение детей к выполнению общего дела, к участию в решении коллективных задач;
  • совершенствование у детей обобщённых способов работы (воспроизведение образцов);
  • готовить руку ребёнка к письму и развивать мелкую моторику.

Организуя продуктивную и конструктивную деятельность детей, воспитатель должен побуждать их создавать поделки, длительное время обустраивая жизнь игровых и вымышленных персонажей (сделать для листовичков дом, слепить для них мебель, посуду и т. п.), показывать детям способы получения обобщенного продукта, который они могут по своему желанию “превращать” в разные предметы или использовать в качестве средства украшения. Педагог может помогать детям украшать их изделия, используя широкий ассортимент средств выразительности, создавать ситуации совместной продуктивной деятельности по конструированию и рукоделию, позволяющей получать интересный для детей коллективный продукт.

Для конструктивной деятельности и ручного труда необходимо создать условия, которые способствую творческому развитию детей.

  • Наличие в распоряжении детей необходимых материалов для конструирования и рукоделия;
  • Обеспечение возможности для свободного и доступного пользования материалами;
  • Наличие образцов различных поделок и конструкций.

Изобразительные материалы, коробки с бросовым материалом, клей и т. п. должны всегда находиться в доступном месте – эти стационарные условия побуждают детей к активной продуктивной деятельности: они с удовольствием конструируют, вышивают, плетут и т. д. Маленькие размеры изделия вынуждают ребенка к кропотливой работе, делают движения более точными, тренируют мелкую мускулатуру рук. И такая работа не возникает сама по себе, она требует специального руководства.

Необходимым условием для самостоятельной работы детей является наличие различных образцов игрушек и поделок (рисунки, схемы, чертежи и др.), подобранных взрослым. Это позволяет ребенку видеть возможности использования разных материалов, заимствовать новые идеи, знакомиться с вариантами применения известных ему приемов и способов работы, цветовых решений, конструкций.

Иногда в ходе самостоятельной детской работы возникает необходимость в индивидуальном или подгрупповом обучении различным видам конструктивной деятельности и рукоделия. Инициатива чаще исходит от детей, которые просят помочь, показать, научить, как выполнить задуманное. Так возникают условия для полезного и интересного общения между взрослым и одним ребенком или группой детей.

С детьми этого возраста возможны многие виды работ: бумажная пластика, изготовление игрушек, вязание крючком, моделирование конструкций, вышивание, работа с природным материалом, плетение, составление букетов, макраме.

Предложенный список может быть расширен за счет других видов ручных работ с учетом местных традиций, наличия необходимых материалов, условий в детском саду, уровня подготовки педагога и его личных склонностей и вкусов, умений и интересов детей.

Важно включать в конструктивную деятельность детей старшего дошкольного возраста различные задания, способствующие интеллектуальному развитию детей. Это конструирование по картинкам и схемам из конструкторов и строительных материалов по расчлененным и нерасчлененным образцам, работа с разнообразными плоскостными мозаиками и играми типа “Танграм”, преобразование поверхности листа бумаги и объемных форм их бумаги.

Список литературы

  1. Давидчук, А.Н. Развитие у детей конструктивного творчества . – М., - 1976.
  2. Давидчук, А.Н. Формирование конструктивного замысла // Дошкольное воспитание – 1969. - № 4.
  3. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядешко и Ф.А. Сохина. – М., - 1978. – 416 с.
  4. Куцакова, Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду : - М., 1990. -158 с.
  5. Лиштван, З.В. Конструирование. – М., 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Методы и приемы цветотерапии в детском саду"

Цветотерапия – эффективное средство сохранения здоровья....

Семинар для воспитателей «Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой в детском саду»

Семинар для воспитателей «Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой в детском саду» ...

Методы и приемы руководства детским конструированием на занятиях и в свободной деятельности

Методические рекомендации по конструированию для воспитателей ДОУ....

Методы и приемы руководства детским конструированием на занятиях

Конструирование  – это особая форма детской деятельности. Интерес к нему у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребно...

Консультация для родителей: "Методы и приемы руководства детским конструированием"

Игры со строительным материалом очень интересны для малышей. Они незаменимы для умственного развития. Игра способствует развитию его познавательного интереса.Конструируя, дети узнают цвет, форму,...