Консультация для педагогов "Методы и приемы руководства детским конструированием в свободной деятельности"
консультация (старшая группа)

Разумова Елена Петровна

   Основной особенностью детского конструирования является его тесная связь с игрой (дети создают постройки и играют с ними, делают из бумаги и других материалов игрушки и используют их в своих играх и т.д.).

   Игры раскрывают ребенку практическую целесообразность конструирования, в них закрепляются и совершенствуются умения и навыки, приобретенные на занятиях.

   Но игра в то же время ставит перед детьми новые конструктивные задачи, требующие проявления инициативы и изобретательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы руководства

 детским конструированием

в свободной деятельности

   Основной особенностью детского конструирования является его тесная связь с игрой (дети создают постройки и играют с ними, делают из бумаги и других материалов игрушки и используют их в своих играх и т.д.).

   Игры раскрывают ребенку практическую целесообразность конструирования, в них закрепляются и совершенствуются умения и навыки, приобретенные на занятиях.

   Но игра в то же время ставит перед детьми новые конструктивные задачи, требующие проявления инициативы и изобретательности.

   В игре конструирование представляет собой динамический процесс: одну и ту же постройку дети совершенствуют, перестраивают, дополняют различными деталями на протяжении многих дней. При этом постройки детей, как правило, значительно сложнее тех, которые им были даны на занятиях.

   На занятиях каждый ребенок может проявить свою индивидуальность только в рамках тех задач, которые перед ним ставятся; в игре же ребенок сам выбирает тему постройки, сам придумывает конструкции, самостоятельно решает конструктивные задачи. По этой причине в играх наиболее полно раскрываются индивидуальные особенности ребенка, выявляются его интересы и склонности, знания и представления. Конечно, все это происходит при условии внимательного руководства педагога, направляющего инициативу и творчество детей.

    Руководство педагога играми должно быть направлено на развитие их содержания, на организацию детского коллектива, на установление правильных взаимоотношений между детьми, на закрепление знаний, полученных на занятиях, на развитие у детей самостоятельности мышления, конструктивного творчества и т.п. При этом педагог может пользоваться различными приемами с учетом возрастных особенностей детей и задач воспитания.

    Систематическое руководство педагога игрой крайне важно и в старшей, и в подготовительной к школе группах.

    Иногда педагог может принимать активное участие в строительных играх детей этого возраста. Включаться в игру нужно так, чтобы не изменить ее содержания, не навязывать свою тему, а вместе с детьми сооружать постройки, которые они задумали. Советом, наводящим вопросом педагог напоминает, как определить размер постройки, наметить интересные объекты, более точно воспроизвести увиденное, правильно распределить обязанности.

Дети подготовительной к школе группы критически оценивают результаты своей работы, но не всегда могут преодолеть встречающиеся у них затруднения и, зная, что педагог готов оказать им помощь, сами обращаются к нему с вопросами, в случае если испытывают трудности в их разрешении.

   Иногда педагог может подсказать сюжет будущей игры, используя чтение художественной литературы, и вместе с детьми обсудить предстоящую игру, отобрать нужные материалы для построек.

   Для развития игр старших дошкольников можно использовать альбом с фотографиями разнообразных построек. Альбом не предназначается для копирования изображенных в нем построек: дети лишь заимствуют некоторые темы, способы украшения конструкций и т.д., обогащая этим свой строительный опыт. Желательно в группе иметь и альбом с фотографиями, в котором способы конструктивного решения не показаны. Эти фотографии помогают найти общие конструктивные решения, а способы дети находят сами.

   Иногда у детей бывает потребность поиграть в одиночку. В индивидуальных строительных играх дети часто увлекаются не столько сюжетом игры, сколько конструированием. Для таких игр следует создавать условия: они полезны тем, что ребенок самостоятельно решает конструктивные задачи, ярко проявляя свою индивидуальность.

   Особенно ценны индивидуальные строительные игры для детей застенчивых, нерешительных, так как дают им возможность пробовать свои силы, видеть свои достижения, помогают приобрести уверенность. Индивидуальные игры привлекают к себе внимание других ребят, которые наблюдают за работой. Οʜᴎ отгадывают, что строится, что будет строящий делать дальше, высказывают свое мнение о том, как лучше строить, какие детали следует взять. Индивидуальные игры со строительным материалом не мешают развитию коллективных игр, напротив, они дополняют друг друга. Часто дети, увлекающиеся индивидуальной стройкой, одновременно любят участвовать и в коллективных постройках.

    Характерной особенностью коллективного конструирования в игре является то, что здесь не только деятельность каждого ребенка подчиняется общей цели игры (когда каждый ребенок строит свою постройку в соответствии с общим сюжетом, как это происходит у малышей), но и самый процесс создания постройки преимущественно выполняется детьми совместно. Так, к примеру, дети строят для своих игр теплоход, зоопарк, детский сад, театр и т. д. В процессе стройки у детей возникают некоторые затруднения, которые они не всегда могут самостоятельно преодолеть. Одним из таких затруднений является неумение детей распределять обязанности.

   Задача педагога состоит, по сути, в том, чтобы организовать взаимоотношения детей на базе активного участия каждого ребенка в создании и осуществлении строительного замысла; не допускать такой совместной работы, когда одни строят, а другие лишь помогают.

    Почему в процессе стройки у детей могут складываться такие неправильные отношения? Это объясняется рядом причин. У дошкольников не сразу развивается умение согласовывать свои замыслы. Собственный замысел в первое время особенно сильно захватывает ребенка, поглощает все его внимание, и это затрудняет обмен мыслями с товарищами, осознание себя частью коллектива.

   Необходимо содействовать тому, чтобы в сюжетные игры детей включалась не только стройка, но и конструирование из бумаги и других материалов. По совету педагога дети могут сделать, к примеру, для игры в пароход много дополнительных предметов: рупор, часы, телефон, бинокль, матросские шапочки, спасательные круги, якорь и т. п. При этом педагог должен быть не только советчиком, но и активным помощником (подсказывать конструктивные решения, делать наиболее трудные поделки и т. д.).

   Сочетание обучения конструированию на занятиях и целенаправленная организация конструктивной деятельности в свободной деятельности являются важнейшим условием эффективности обучения конструированию.

                                                                                       Подготовил: Разумова Е.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы руководства конструированием в свободной деятельности

Очень меня заинтересовала роль воспитателя  и его руководство конструированием в свободной деятельности. Чаще всего педагог играет очень посредственную роль в конструировании в свободной деятельн...

«Музыкальные игры с дошкольниками в свободной деятельности», консультация. 01.03.16 г.

Музыкальные игры с дошкольниками в свободной деятельности...

Консультация для педагогов «Методические приемы для занятий театрализованной деятельностью с детьми раннего возраста»

Продуктивным видом деятельности для коммуникативного развития, одним из самых эффективных способов воздействия, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип: учить играя, детей раннего возраста...

Методы и приемы руководства детским конструированием на занятиях и в свободной деятельности

Методические рекомендации по конструированию для воспитателей ДОУ....