"Ознакомление с нетрадиционными художественными техниками на занятиях изодеятельности и в свободной деятельности детей" консультация для воспитателей.
консультация по рисованию по теме

Грачева Ирина Леонидовна

Консультация для воспитателей по изобразительной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_tekhniki_risovaniya.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление с нетрадиционными художественными техниками на занятиях изодеятельности и в свободной деятельности детей.

                

Консультация для воспитателей

Одним из условий развития творчества дошкольника является последовательность освоения ребёнком материалов и техник изодеятельности. Нужно начать обучение с таких нетрадиционных способов изображения: пальчиковая живопись,  тычок  ватной палочкой, затем вводить более сложные способы: оттиск смятой бумаги, тычок жёсткой кистью, ладошковая живопись; далее можно использовать такие виды техник, как: по-сырому, процарапывание, монотипия.

 Какие необычные материалы можно включать в детское творчество? Их очень много. Можно рисовать поролоном, ватным тампоном, получая пушистые облака (занятие «Живые облака») и пушистых зверьков ( «Животные, которых я сам придумал»), зубной щеткой (занятия «Одуванчики», «Золотая осень», «Первый снег» ), полой трубкой гоняя по листу веселую капельку («Хмурая поздняя осень», « Волшебный зимний лес»), пальцем и ладошкой (занятия Вместо кисточки рука - «Бабочка», «Солнышко», «Цветочек» или «Радужная рыбка»), свечой (занятия «Зимушка-зима», «Снежинки», « Морозные узоры»). Я считаю, что нетрадиционная техника рисования близка и понятна ребенку, так как может помочь ему раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, побороть свою нерешительность. И любой новый материал, и каждый приобретенный навык предмет гордости ребенка. Даже тонирование листа для последующего на нем рисования можно превратить в увлекательную игру с детьми.  Предложить заполнять фон по-сырому сначала одним цветом, а затем добавлять по желанию детей еще несколько цветов. Дети наблюдают, как растекаются и смешиваются краски, ведь самое увлекательное в процессе рисования волшебство. Далее способ действия детей в технике по-сырому можно усложнить, порисовать на сыром листе (занятие «Прощание с летом»). Попробуйте с детьми нарисовать летний натюрморт на сыром альбомном листе, краски смешиваются, и получается красивое цветовое решение, которое в дальнейшем можно оформить пестрокрылыми бабочками, цветами, изображениями природы, выполненными в технике монотипия. Детям очень нравится использовать такой способ, как сминание бумаги. Мы сминаем  бумагу, сделав из нее жесткий тампон, и, обмакивая его в краску одного или нескольких цветов, заполняем весь лист. Очень увлекает детей тонирование листа целлофаном. Дети наносят на него краску, а затем раскрашенный накладывают на лист, ладошкой разглаживают и снимают - фон готов и какой необычный! Попробуйте тонировать листы восковыми мелками, а потом по нему процарапывать рисунок (занятие «Город вечером»). Если у детей возникают проблемы, нужно вместе обсуждать все трудности, с которыми они могут столкнуться, и вместе находить способы преодолеть трудности.  

Чтобы поддержать интерес детей к занятиям  ИЗО,  используйте занятия – игры. Помня о том, что игра является основным видом детской деятельности, в своей работе нужно постоянно включать разнообразные игры, игровые приемы и ситуации. Такие методы, по утверждению Т.С.Комаровой, максимально способствуют формированию значимой для каждого ребенка мотивации обучения, овладения деятельностью и развитию творческих способностей у детей. Это также является условием развития детского воображения.

Соединяя мир игры с обучением, мы стараемся соблюдать определенные правила:

во-первых, ребенок всегда знает, что результат его труда необходим какому-нибудь персонажу, например, художнику Торопыжкину, который  всегда куда-то торопится и все портит или перепутал материалы и совсем неправильно нарисовал зимний рисунок. Как исправить его ошибку? (занятие на тему «Зимушка-зима» в технике воском или свечой) У детей возникает желание помочь одному из обитателей игрового мира.

Во-вторых, для того чтобы привлечь внимание детей к нуждам и заботам игрового персонажа используйте специальные приемы: вначале знакомьте детей с теми персонажами, которые станут героями данного занятия, например, рисуя волшебный лес, мы встретили злую Бабу Ягу, которая собирается выбраться из сказочного леса и навредить сказочным жителям. Мы не только обозначаем трудности, но и стараемся добиться отклика у детей. Но у этих сказочных жителей есть защитники, подчеркиваем мы и указываем на ребят. Тем самым мы ставим детей в позицию помощников, защитников, что особенно важно для решения воспитательных задач.

В-третьих, чтобы дети активно включились в работу, нужно объяснить, что для спасения игрового персонажа, необходим именно тот предмет, который предстоит нарисовать. Так, чтобы спасти Деда Мороза и Снегурочку, детям нужно нарисовать ледяной дворец (занятие «Дворец Деда Мороза и Снегурочки»- упражнять детей в технике печатания). Получается, с одной стороны, помогая Деду Морозу и Снегурочке, дети играют, а с другой действуют не в воображаемом плане, а реально. Дети проявляют фантазию, творчество, интерес к рисованию и с удовольствием занимаются даже те, которые не любили этот вид деятельности. Благодаря игре и игровым заданиям, занятия становятся более интересными, привлекательными для детей, вызывают у них яркий эмоциональный отклик. Результат получается более высоким, так как дети не просто рисуют, а передают в изображении образы игры.

Я считаю, что такие творческие задания необходимо использовать на занятиях: это головоломки, требующие пространственных преобразований, всевозможные превращения отпечатков в различные образы, а так же сочетание работ красками с другими видами художественной деятельности: аппликацией, лепкой и др.      

В-четвертых,  не забываем, что дети решают не учебную задачу, а игровую. Они в мире игры, поэтому, если и замечаем какие-либо недостатки, то предлагаем (и только в игровой форме): «Наташа, твоему цыпленку очень хотелось бы погулять по мягкой травке и полюбоваться небом».

 К концу занятия, дети приходят к какому-то результату: нарисовали дома, звездное небо или что-то другое, все это они рисовали для солнышка, которое никогда не видело вечернего города («Город вечером в технике проступания») и с нетерпением ждало окончания работы. Доброжелательный совет взрослого (или игрового персонажа) в момент выполнения рисунков ребенок воспринимает как искреннюю заинтересованность в их успехе. Такие игровые действия весьма важны для процесса обучения и развития творчества. Если дети не проявляют желания и инициативы, мы берем в руки игрушку «солнышко» и проходим по рисункам детей. Солнышко любуется рисунками детей и благодарит их.

Анализ – момент деликатный, тонкий, в противном случае легко посеять зерна зависти, негатив и зло в отношениях детей.

Именно они являются рациональным зерном всей предыдущей деятельности плюс положительный результат. Я считаю, что такой подход к обучению через игру – очень важный педагогический и психологический процесс, от которого во многом зависит успех всего последующего обучения детей работы с нетрадиционными техниками.

Каждый из нетрадиционных материалов, которые могут быть предложены дошкольникам, имеют свою специфику, изобретательные возможности. При применении различных материалов мы сначала тщательно  продумываем и предполагаем технику работы и ожидаемый результат, чтобы дети поняли различие между ними и могли в дальнейшем использовать их для создания выразительных творческих рисунков.

Выбирая изобразительные материалы для работы с детьми, нужно руководствоваться следующими требованиями:

  1. Безопасность материала для здоровья детей;
  1. Высокое качество материала, влияющее на его изобразительные свойства и способствующее получению удачного рисунка;
  1. Учет возрастных способностей и возможностей детей.

 Беседуя с дошкольниками о разных материалах, важно уже с первых занятий выработать у них понимание того, что это не просто средства изображения, но и  богатейшие помощники для развития творческой мысли.

 При организации изобразительной деятельности мы опираемся на следующие положения:

  1. Изобразительные материалы и обучение технике работы с ними не являются самоцелью;
  1. Предлагаемые изобразительные материалы и показ вариантов их использования должны побуждать творческое воображение детей, помогать им в создании ярких и выразительных образов;
  1. Получение продукта деятельности – главный результат каждой встречи ребенка с новым изобразительным материалом;
  1. Обучение технике работы следует строить на решении простых и доступных для выполнения задач, а методика работы должна быть  интересной и занимательной;
  1. При подборе тем и содержание работы взрослому необходимо учитывать свойства качество и первоначальное назначение материала;
  1. Решение задач «открытого типа», экспериментирование и изучение свойств и качеств современного изобразительного материала – эффективные методы и приемы сотрудничества взрослого с ребенком.

Поэтому  при организации каждого занятия нужно продумывать приемы руководства изобразительной деятельности дошкольников.

 Рассматривание картин и иллюстраций широко – широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Дети учатся видеть красоту окружающих предметов и явлений, отмечать, как по-разному их изображают в своем творчестве художники. Рассматривая произведения искусства, дети узнают знакомые образы, сравнивают персонажи, учатся определять образы животных – реальные и сказочные, выразительные средства, которые использует художник (линию, цвет, дальний и передний план), предметы декоративно-прикладного искусства и др.

 Использование художественного слова также является эффективным методом руководства деятельностью детей. Художественное слово помогает детям обобщить впечатления от наблюдений, помогает узнать знакомый образ в новых вариациях.  Используйте в работе с детьми разнообразные стихи, загадки, пословицы, поговорки, театрализованную деятельность (показ пальчикового театра «Сказка о барышне-боярышне Кисточке, и о простом карандаше – грифельной душе»). Такой метод руководства изобразительной деятельностью обогащает и разнообразит содержание детских рисунков, способствует внесению в них моментов, которые при обычном наблюдении не всегда замечаются детьми.

 В каждом случае выбор художественного материала обусловлен конкретной задачей. Сначала мы предлагаем детям тот или иной художественный материал.  По мере взросления и накопления опыта, формирования навыков изобразительной грамоты, к выбору материала привлекаются сами дети. Соответствующие вопросы с нашей стороны побуждают их сделать правильный выбор. Постепенно дети овладевают умением самостоятельно выбирать наиболее подходящий для воплощения замысла художественный материал. Это обусловлено тем, что введение новых художественных материалов и техники активизирует процесс художественного творчества дошкольников.

 Чтобы преодолеть стереотипность мышления, нужно предложить дошкольникам создать одинаковые объекты с применением разных изобразительных материалов и техник.

Для развития воображения и альтернативного мышления используем метод «открытых» творческих задач, ценность которых заключается в том, что они дают дошкольнику возможность поиска и нахождения нескольких ответов и вариантов решения.

Так изображая: «Город вечером» дети могут работать не только в технике проступания, но и технике процарапывания;

«Ночное небо» - в технике рисования набрызгом, ватными палочками, проступания, объединенное далее в коллективное панно.

«Ветка рябины» в технике тычка,  печатания ватными палочками, скатывание кусочков мятой бумаги.

«Снежная семья» - в технике тычка, рисования воском, комбинирование с аппликацией.

«Сказочное царство» - в разнообразных художественных техниках.

Дети, рисуя на эти темы свободны в выборе содержания, способов, материалов  инструментов для воплощения замысла. Творческие мысли будят общение во время создания рисунков, обмен идеями и знаниями.

  Темы занятий ограничивают воображение, условно обозначив лишь общее направление замысла. Предоставляя детям возможность  применить свой эстетический опыт в рисунках, мы будем радоваться тому, с какой фантазией воспитанники украшают морозными узорами окна, населяют леса и поля пушистыми зверьками.

 Ребенку предлагается не только воспроизвести необходимое действие, связанное с усвоением той или иной технологической художественной единицы, но и проявить свою индивидуальность в сотворчестве с другими участниками реализации художественного замысла – родителями, воспитателями, своими сверстниками.

Результатом деятельности на занятиях по изобразительному искусству будет как индивидуальный художественный продукт (рисунок, аппликация), так и продукт коллективного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок по изодеятельности с использованием нетрадиционных художественных техник рисования «Солнышко в ладошках»

Развитие творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и техники....

Программа кружковой работы по изодеятельности с использованием нетрадиционных художественных техник рисования "Веселые пальчики".

Материал работы предполагает: познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования и применять их на практике; выявить способности у детей младшего дошкольного возраста к изодеятельности, посредств...

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства- пластилинографии.

Конспект занятия по изобразительной  деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства- пластилинографии.Для детей старшего дошкольного возраста...

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства как одно из средств развития сенсомоторной сферы детей с НОДА (ДЦП). Пластилинография как средство коррекции у детей с НОДА (ДЦП).

статья посвящена особенностям обучения лепке  с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства детей с НОДА и ДЦП. Пластилинография  как средство коррекции у...

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники - кляксография с трубочкой. Тема: "Новогодняя ёлка".

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным...

Технологическая карта (конструкт) организации совместной деятельности с детьми Тема: «Букет для мамы», нетрадиционная художественная техника рисования

Занятие по художественной деятельности разработано в соответствии с  ФГОС; примерной основной образовательной программой дошкольного образования для детей группы общеразвивающей направленности с ...