Квиллинг - познавательно, полезно, интересно.
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Кириленко Юлия Михайловна

Данная статья посвящена особенностям использования новой технике обработки бумаги "квиллинг" в практике детского сада. Отражено влияние занятий квиллингом на всестороннее развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kvilling.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Кириленко Юлия Михайловна,

студентка 2 курса, специальность  44.02.01

«Дошкольное образование»,

группа ДО –2.1

АНОО ВО

«Одинцовский гуманитарный университет»,

факультет довузовской подготовки,

г. Одинцово

КВИЛЛИНГ – ПОЗНАВАТЕЛЬНО, ПОЛЕЗНО, ИНТЕРЕСНО.

Аннотация  

Данная статья посвящена особенностям использования новой техники   обработки бумаги  «квиллинг» в практике детского сада. Отражено влияние занятий квиллингом на всестороннее развитие ребёнка.

Ключевые слова: развитие речи детей, деликатная моторика пальцев рук, ручной труд, конструирование, техника обработки бумаги «квиллинг», «бумагокручение», «бумажная филигрань», всестороннее развитие, формирование экологической культуры, природоведческий сюжет, кинетическое восприятие.

В дошкольном возрасте продолжается формирование и развитие речи детей. Всем известно, что хорошо и правильно развитая речь – залог учебы в школе. Сегодня уже не требует доказательств тесная связь речевого развития и развития мелкой моторики пальцев рук: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Невозможно оспорить факт пользы тренировки тонких движений пальцев рук для стимуляции общего развития ребёнка, развития речи. Разработка тонких и точных движений необходима ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, синтезировать.

Среди разнообразных видов детской деятельности особое место принадлежит художественному и ручному труду и, в частности, конструированию из бумаги – «квиллинг». Квиллинг (англ. «quill» - птичье перо) – техника обработки бумаги; это искусство изготовления различных узоров из тонких, длинных, скрученных в спиральки или роллы разнообразной формы полосок бумаги. Квиллинг также называют «бумагокручение», «бумажная филигрань». Возникло в Европе в конце 14- начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. В России  же данное искусство стало популярным только в конце XX века.

Квиллинг – это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги, в данной технике можно создавать новые элементы декора  с использованием природных мотивов, придать современное звучание традиционным народным промыслам, создавать  иллюстрации к литературным произведениям. Для дошкольников важным является то, что с помощью квиллинга возможно создание элементов декорирования групповой комнаты, оформление зала к утренникам, высокохудожественных композиций, элементов народного костюма. Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются как мальчики, так и девочки. Такие занятия позволяют в совместной художественно – творческой деятельности объединить разнополых исполнителей.  А еще квиллинг очень нравится детям.

Дети старшего дошкольного возраста очень охотно выполняют изделия из бумажных полосок, несмотря на то, что на начальном этапе обучения процесс бумагокручения кажется довольно сложным. Но уже после выполнения нескольких работ дошкольник достаточно легко справляется с накручиванием бумажной полоски на инструмент (зубочистку), увлекается превращением заготовки в ту или иную форму, а затем и в различные изображения.

 «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок » - утверждал Василий Александрович Сухомлинский.

Но развитие умственных способностей – не единственное назначение квиллинга в работе с дошкольниками. В процессе занятий и при использовании полученных работ в данной технике воспитатель может решить многие другие задачи обучающего и воспитательного характера. Творческая деятельность детей с использованием цветных бумажных полосок помогает достичь желаемого результата, например, в формировании экологической культуры. На занятиях по художественно-эстетическому развитию с применением конструирования из бумаги, способствующей не только совершенствованию моторики рук ребенка, но, прежде всего, формированию мышления, практикуется наблюдение за природой, её красотой и неповторимостью, воспитывается бережное отношение к материалам, взятым из природы для использовании в собственных целях.

На начальном этапе работы в данной технике, очень важно дать детям информацию о том, как родилась бумага, рассказать историю ее возникновения, перечислить ее свойства, ее виды. Вместе с детьми обсудить весь «путь» бумаги от дерева до мусорного ведра. Совместно сделать вывод о том, что чем экономнее мы используем этот материал, тем больше елей и берез остается в лесу. Дети могут предложить свои варианты экономии и вторичного использования бумаги (например, экономно вырезать из листа бумаги детали поделок, рисовать на обеих сторонах листа, использовать обрезки цветной бумаги для изготовления других поделок и аппликаций).

«Бумагокручение» развивает эстетический вкус и художественное воображение, способствует изучению цветов и форм, дает первичные знания о композиции. Осваивая технику «квиллинг» ребенок в процессе работы создает игровую ситуацию на листе бумаги, используя готовые формы, формирует природоведческий сюжет. Знания, умения, навыки, полученные на занятиях квиллингом, дают возможность дошкольнику стать автором оригинальных подарков для своих родных и близких, а также участвовать в изготовлении коллективных работ, которые сближают детей общим делом и помогают установить добрые отношения со сверстниками.

При организации и проведении занятий в технике «квиллинг» для детей старшего дошкольного возраста ставлю основную цель: заинтересовать и увлечь детей занятиями по конструированию из бумаги; научить способам создания из бумаги базовых форм и элементов.

Так же в ходе проведения занятий при помощи «бумагокручения» планирую осуществить следующие задачи:

  • развивать способность работать руками, точность движений пальцев, улучшать кинетическое восприятие информации;
  • развивать пространственное воображение, зрительное восприятие информации, учить читать схемы и выстраивать по ним композицию;
  • учить следовать устным инструкциям и последовательности действий;
  • стимулировать развитие памяти, в том числе мышечной;
  • учить концентрации внимания;
  • развивать коммуникативные и творческие способности, исследовательские навыки.

Превращая тонкие полоски из бумаги в роллы определенной формы, ребенок поневоле концентрирует свое внимание на этом процессе. Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься квиллингом невозможно. Поэтому занятия «бумагокручением» являются своеобразной психотерапией, способной на время отвлечь ребёнка от повседневных мыслей, т. е. направить его внимание на творческую работу. Квиллинг повышает активность как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что в свою очередь, ведет к позитивному изменению целого ряда показателей: улучшает глазомер, снижает тревожность, стабилизирует на высоком уровне эмоциональное состояние, развивает интеллектуальные способности, активизирует творческое мышление, пространственное воображение.

Литература

  1. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги: книга для воспитателей детского сада и родителей / З. А. Богатеева. – М: Просвещение, 1992. – 208 с.
  2. Гнатко А. Квиллинг – красота из бумаги / А.Гнатко//Дошкольное воспитание.-2010.-№12. -С.115.
  3. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы / Г.Н.Давыдова. – М: Скрипторий 2003, 2007 - 153 с.
  4. Дженкинс Д. Узоры и мотивы из бумажных лент / Д.Дженкинс. –Издательство: Контэкт, 2010. – 48 с.
  5. Зайцева А. Искусство квиллинга / А.Зайцева. –Издательство: Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с.
  6. Линд Х. Бумажная мозаика / Ханна Линд. – М: Айрис-Пресс, 2007.-32с.:цв.ил.+вклейка 16с. – (Чудесные фантазии).
  7. Пенькова, С. Н., Дубровская, С. Г., Оксеем, М. В. Коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, в дошкольной образовательной организации: методические рекомендации/ С. Н. Пенькова, С. Г. Дубровская, М. В. Оксеем. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2013. – 48с.
  8. Уолтер Х. Популярный квиллинг / Хелен Уолтер. – Издательство: Ниола – пресс, 2008. – 104 с.
  9.  Уолтер Х. Узоры из бумажных лент / Хелен Уолтер. – М.: Университет, 2000. - 112с.
  10. Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги / Д.Чиотти. – Издательство: Мир книги, 2008. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика -весело, полезно, интересно"

Что нужно знать при выполнении артикуляционной гимнастики дома....

Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика – это весело, полезно, интересно»

Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции.Органы артикуляции (органы речи, ...

Артикуляционная гимнастика дома-это весело, полезно, интересно!

Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях....

Артикуляционная гимнастика -это весело,полезно ,интересно

Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции,...

Создание аудиокниги! Интересно, увлекательно, познавательно, полезно!

Мир сказок! Какой он интересный, разнообразный, загадочный! Но современный мир вносит свои коррективы. Телефоны, планшеты, компьютеры -  с пелёнок детки уже знают куда нажать, какую игру запустит...

Выступление на семинаре Арт-технология в работе с дошкольниками (создание инсталляций: познавательно, увлекательно, интересно, полезно).

Инсталляция — форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных готовых материалов и форм (природных объектов, промышленных и ...