Программа по декоративно - прикладному творчеству."Бумажная фантазия"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Дорощенко Елена Серафимовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bumazhnaya_fantaziya.doc71.35 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

«Способность понимать прекрасноеумом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности».

А.В. Запорожец

Программа  дополнительного образования «Бумажная фантазия» является  программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Куцаковой Л.В «Конструирование и художественный труд в детском саду», Давыдовой Г.Н. «Бумагопластика», Садиловой Л.А «Поделки из мятой бумаги», Мейстер Н.Г «Лепим из бумаги».            Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение  детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к народному прикладному творчеству, архитектуре, к миру предметов и вещей, созданных людьми, на воспитание уважение к их

творцам.

        Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Непосредственно образовательная деятельность по конструированию и художественному труду развивают творческие способности детей, сноровку, воспитывают трудолюбие, усидчивость, аккуратность, целеустремлённость, самостоятельность, терпение. Накапливая художественный опыт, ребёнок получает возможность воплощать свои представления, фантазии в поделках. Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги.

При конструировании из бумаги дети учатся различным приемам работы таким, как сгибание, смятие, скручивание, многократное складывание, надрезание, вырезание, склеивание. Комплекс мероприятий данной программы позволит развить у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они научатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона. Очень важный момент работы с бумагой восприятие красоты природных форм через практическую деятельность будет способствовать воспитанию у детей бережного отношения к окружающему миру, развитию эмоционально-чувственной сферы, художественно-образного мышления, реализации их творческих возможностей.

Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование соответствующих педагогических технологий, в частности, технологии, предполагающие построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего, игровой основе. Выбор методов и приемов способствует формированию мотивации учения, формированию умений и навыков. При отборе содержания методов и форм учебно-воспитательного процесса учитывается уровень подготовки развития детей, индивидуальные и психологические особенности, склонности детей.

Цель программы –развитие художественных способностей детей,

создание оптимальных организационно-педагогических условий для усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой,  воспитание творческой активности, общее и творческое развитие личности.

Задачи программы:

Обучающие:

 -Обучать технологиям бумажной пластики: аппликации, бумажному конструированию, оригами,

 -Формировать практические умения в процессе обучения и воспитания правил трудовой и экологической культуры;

 -Сформировать у них эстетический вкус

Развивающие:

 -Развить у детей умения создавать художественные образы

 -Развить фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию  свойств материалов, желание экспериментировать сними.

 -Развивать эмоциональную отзывчивость на искусство, отношение к творчеству и искусству как созданию красоты и пользы;

 -Развивать образное и пространственное мышление, творческую активность, а также моторику рук, последовательность в выполнении действий.

Воспитательные:

 -Воспитывать у детей любовь к труду, аккуратность при выполнении работы, усидчивость, кропотливость;

 -Воспитывать интерес к конструкторской деятельности.

 -Воспитать чувство коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки.

 -Воспитать умение критически относиться к своим ошибкам и достойно воспринимать достижения других.

  -Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Программа «Бумажная мастерская» рассчитана на 2 года обучения (старший дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять  не более 15 человек. Кружок «Бумажная мастерская» посещают дети по запросам родителей.  Занятия проводятся  восемь раз в месяц, с октября по  май.

Год обучения

Возраст детей

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1-й год

5-6 лет

2 раза

50 мин

26ч40мин

2-й год

6-7 лет

2 раза

32ч


Учебно-тематический план

1-й год обучения

Кол-во занятий

Наименование разделов и тем

Всего

В том числе

Теория

Практика

 «Волшебные свойства бумаги»

25мин

5мин

20мин

 «Фантазии с листом бумаги»

25мин

5мин

20мин

 «Что нам осень принесла» (овощи)

25мин

5мин

20мин

“Осеннее дерево”.

25мин

5мин

20мин

Черепашки из бумажных полос

25мин

5мин

20мин

Гусеница на листочке.

25мин

5мин

20мин

 «Лебеди»

25мин

5мин

20мин

 «Ёжики в лесу»

25мин

5мин

20мин

 «Белый гриб»»

25мин

5мин

20мин

 «Рыбка»

25мин

5мин

20мин

 «Любимая игрушка»

25мин

5мин

20мин

 «Мой портрет»

25мин

5мин

20мин

Объёмная аппликация для детей из цветной бумаги  «Цветы»

25мин

5мин

20мин

«Мухомор»

25мин

5мин

20мин

«Кот Васька»

25мин

5мин

20мин

«Собачка"

25мин

5мин

20мин

«Ёлочка красавица»

25мин

5мин

20мин

 «Заснеженный дом»

25мин

5мин

20мин

 «Снежинки»

25мин

5мин

20мин

Снеговик

25мин

5мин

20мин

“Снегурочка»

25мин

5мин

20мин

“Дедушка Мороз”.

25мин

5мин

20мин

 «Символ года»

50мин

10мин

40мин

 «Снегири на рябине»

25мин

5мин

20мин

 «Белые медведи»

25мин

5мин

20мин

«Весёлый клоун»»

25мин

5мин

20мин

«Неваляшка»

25мин

5мин

20мин

“Цыплёнок”.

25мин

5мин

20мин

«Пудель»

25мин

5мин

20мин

Дом

25мин

5мин

20мин

 «Матрёшка»

25мин

5мин

20мин

 «Валентинка»

25мин

5мин

20мин

«Открытка к 23 февраля»

25мин

5мин

20мин

 «Моя любимая игрушка»

25мин

5мин

20мин

 «Петушок-золотой гребешок»

25мин

5мин

20мин

 «Пингвины на льдине”.

25мин

5мин

20мин

 «Матросы»

25мин

5мин

20мин

“Золотая рыбка”.

25мин

5мин

20мин

Знакомство с техникой “Торцевание”.

25мин

5мин

20мин

 «Кактус»

25мин

5мин

20мин

 «Открытка для любимой мамочки»

25мин

5мин

20мин

Знакомство с техникой “Обрывная аппликация”.

25мин

5мин

20мин

«Ваза»

25мин

5мин

20мин

 «Гиацинт»

25мин

5мин

20мин

 «Подснежники»

25мин

5мин

20мин

 «По морям , по волнам»

25мин

5мин

20мин

 «Разноцветные шарики»

25мин

5мин

20мин

 «Яблоня в цвету»

25мин

5мин

20мин

"Ромашки в корзине"

25мин

5мин

20мин

 «В космосе»

25мин

5мин

20мин

 «Цветы»

25мин

5мин

20мин

 «Цветик семицветик»

25мин

5мин

20мин

 «Каллы»

25мин

5мин

20мин

«Птица»

25мин

5мин

20мин

«Пасхальная открытка»

25мин

5мин

20мин

"Рыбки"

25мин

5мин

20мин

 «Змея»

25мин

5мин

20мин

 «Сыр и мыши»

25мин

5мин

20мин

 «Объёмная Бабочка из журналов»

25мин

5мин

20мин

 «Лягушки на пруду»

25мин

5мин

20мин

 «Лисички»

25мин

5мин

20мин

«Мозаика из кусочков бумаги».

25мин

5мин

20мин

 «Божья коровка»

25мин

5мин

20мин

Итого:

26ч40мин

5ч20мин

21ч20мин

Учебно-тематический план

2-й год обучения

Кол-во занятий

Наименование разделов и тем

Всего

В том числе

Теория

Практика

«Беседа по охране труда.

Знакомство с различными видами бумаги»

30мин

5мин

25мин

«Осенний натюрморт»

30мин

5мин

25мин

«Девочка осень»

30мин

5мин

25мин

«Осенний дождь»

30мин

5мин

25мин

«Осенний лес»

30мин

5мин

25мин

«Ёжик в осеннем лесу»

30мин

5мин

25мин

«Мухомор»

30мин

5мин

25мин

«Спелые овощи»

30мин

5мин

25мин

 «Ветка рябины»

30мин

5мин

25мин

«Грибы на лесной полянке»

30мин

5мин

25мин

«Кленовый лист»

30мин

5мин

25мин

«Попугай»

30мин

5мин

25мин

«Жостовский поднос»

30мин

5мин

25мин

 «Сказка .Баба дед».

30мин

5мин

25мин

«Колобок»

30мин

5мин

25мин

«Животные»

30мин

5мин

25мин

Дед Мороз

30мин

5мин

25мин

Ёлочка зелёная иголочка

30мин

5мин

25мин

Снеговик

30мин

5мин

25мин

Новогодняя открытка

30мин

5мин

25мин

 «Снежинка»

30мин

5мин

25мин

«Снегурочка»

30мин

5мин

25мин

Символа года

30мин

5мин

25мин

«Санта Клаус»

30мин

5мин

25мин

«Сова на ветке»

30мин

5мин

25мин

«Весёлый клоун»

30мин

5мин

25мин

«Пингвины на льдине»

10мин

50мин

Попугай

30мин

5мин

25мин

«Снегирь на ветке

рябины»

30мин

5мин

25мин

«Замок кота в сапогах»

10мин

50мин

«Валентинка»

30мин

5мин

25мин

«Матрос»

30мин

5мин

25мин

«Открытка для папы»

30мин

5мин

25мин

«Золотая хохлома»

30мин

5мин

25мин

 «Клубника»

30мин

5мин

25мин

«Матрёшка»

30мин

5мин

25мин

«Кукла масленица»

30мин

5мин

25мин

«Ваза»

30мин

5мин

25мин

«Астра»

30мин

5мин

25мин

 «Нарцис»

30мин

5мин

25мин

«Яркие гиацинты из гофрированной бумаги»

30мин

5мин

25мин

 «Розы»

30мин

5мин

25мин

 «Астра»

30мин

5мин

25мин

«Маки»

30мин

5мин

25мин

«Портрет  Времени года»

30мин

5мин

25мин

 «Панно уточка»

30мин

5мин

25мин

«Жираф»

30мин

5мин

25мин

 «Космос"

30мин

5мин

25мин

«Букет цветов из бумаги»

30мин

5мин

25мин

Блинная кукла масленица

30мин

5мин

25мин

 «Лев»

30мин

5мин

25мин

 «Моя любимая игрушка»

30мин

5мин

25мин

 «Подводный мир»

30мин

5мин

25мин

 «Божья коровка»

30мин

5мин

25мин

«Открытка с днём победы»

30мин

5мин

25мин

"Голубь мира"

30мин

5мин

25мин

 «Лебеди на пруду»

30мин

5мин

25мин

 «Сказка к нам приходит»

30мин

5мин

25мин

 «Весеннее дерево»

30мин

5мин

25мин

 «Весенние цветы на лугу»

30мин

5мин

25мин

 «Тучи по небу бежали

10мин

50мин

Итого:

32ч

5ч20мин

26ч40мин

Содержание дополнительной программы.

1-й год обучения

Задачи:

  • Развивать у детей активный интерес к конструированию из бумаги.
  • Поддержать стремление проявлять изобретательность, экспериментирование.
  • Поупражнять детей в работе с бумагой, в разных способах вырезания симметричных форм, разной технике изображения
  • ( обрывании,  выщипывании, смятии).
  • Поупражнять в изготовлении игрушек по принципу оригами.
  • Научить  эстетически оформлять поделки аппликацией, прорисовывать мелкие детали фломастерами.
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
  • Практически знакомить со свойствами бумаги.
  • Способствовать овладению простейшими техническими приемами работы с различными материалами.
  • Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
  • Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.
  • Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

Количество

Название

Содержание

Время

Октябрь

1

«Волшебные свойства бумаги»

Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки.

25мин

2

«Фантазии с листом бумаги»

Познакомить со способами использования разных видов бумаги применительно к разным фактурным поделкам; развивать воображение, фантазию; воспитывать интерес к конструированию из бумаги.

25мин

3

«Что нам осень принесла» (овощи)

Совершенствовать технику вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое. Развивать чувство формы и композиционные умения (готовить элементы натюрморта в соответствии с величиной корзинки, размещать силуэты в корзинке, частично накладывая их друг на друга и размещая выше - ниже).

25мин

4

“Осеннее дерево”.

Продолжать развивать умение устанавливать связь между создаваемыми поделками и тем, что дети видят в окружающей жизни.

Продолжать учить составлять композицию разными техниками.

25мин

5

Черепашки из бумажных полос

Учить применять полученные на занятиях по конструированию навыки в практической деятельности при изготовлении поделки « Черепашки» из полосок бумаги.

Развивать творческие способности детей.

25мин

6

Гусеница на листочке.

Учить делить салфетку на 4 части. Продолжать учить скатывать шаровидные комочки одинаковые и разные по величине. Составить изображения из частей.

25мин

7

«Лебеди»

Активизировать технику вырезания по нарисованному контуру. Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Воспитывать усидчивость, умение довести работу до конца.

25мин

8

«Ёжики в лесу»

Учить  нарезать полоски шириной 1 см. и склеивать их  петелькой. Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

25мин

Ноябрь

1

«Белый гриб»

«Закреплять навыки  нарезания  и  скатывания салфетки». Воспитывать аккуратность. Развивать чувство композиции.

25мин

2

«Рыбка»

Закрепить приёмы нарезания полосок, склеивание петелек и наклеивания аппликации; подбор контрастных цветов; аккуратность и внимательность.

25мин

3

«Любимая игрушка»

Продолжать учить детей скатывать бумагу в форме шара, наносить на них клей, умение работать с ножницами. Развивать точность и координацию движений. Учить детей дополнять композиции.

25мин

4

«Мой портрет»

Учить составлять портрет из отдельных частей (овал – лицо, полоски или комки мятой бумаги – прическа).

Закреплять умение вырезывания овала из бумаги, сложенной вдвое.

Развивать цветовое восприятие (подбирать цветовой тон для фона в соответствии с цветом волос).

25мин

5

Объёмная аппликация для детей из цветной бумаги  «Цветы»

Развивать творческую активность детей через индивидуальное раскрытие творческих способностей;

Формировать эстетическое восприятие и художественный вкус при выполнении работы;

Обучать выработке качественных умений и навыков, точности выполнения технологических приемов, соблюдению техники безопасности;

25мин

6

«Мухомор»

Продолжать детей знакомить с техникой оригами, развивать мелкую моторику пальцев рук;

Закреплять знания о грибах, воспитывать бережное отношение к природе, отзывчивость и доброту.

25мин

7

«Кот Васька»

Закрепить навыки складывания ранее изученных фигур, на основе базовой формы «Треугольник».

Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.

25мин

8

«Собачка"

Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз.

25мин

Декабрь

1

«Ёлочка красавица»

Учить детей пользоваться ножницами, резать бумагу на полоски, создавать поделки из бумажных петель, развивать мелкую моторику руки пальцев рук, творчество детей.

25мин

2

«Заснеженный дом»

Учить детей раскрывать особенности образа, творчески  применяя разные технические аппликации (симметричная, обрывная, накладная).

Расширить спектр технических приёмов обрывной аппликации (разрывание, обрывание, выщипывание, сминание) и показать её изобразительно-выразительные возможности.

25мин

3

«Снежинки»

Учить детей создавать разнохарактерные узоры на сложенной вчетверо бумаге. Учить детей предвосхищать результат. Развивать воображение; совершенствовать навыки вырезания; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

25мин

4

Снеговик

Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирование круглых комочков разной величины. Скатывание тонкого и остроконечного жгутиков.

25мин

5

“Снегурочка»

Учить детей делать объёмную игрушку из неполного круга. Закреплять умение работать по шаблону. Учить работать с ватой, скатывая её комочки между ладошками. Развивать целостное восприятие предмета

25мин

6

“Дедушка Мороз”.

Совершенствовать умение делать объёмную игрушку из неполного круга. Закреплять умение работать по шаблону. Учить работать с ватными дисками, украшать ими лицо . Развивать целостное восприятие предмета.

25мин

7-8

«Символ года»

Совершенствование приемов лепки из бумаги; формирование круглых комочков из бумаги; научить детей чувствовать специфику материала.

50мин

Январь

1

«Снегири на рябине»

Познакомить с новой техникой работы с бумагой – «торцевание». Учить детей выполнять работы новым методом. Развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук.

25мин

 2

«Белые медведи»

Воспитывать эстетически-нравственное отношение к животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках; развивать чувство цвета и композиции

25мин

3

«Весёлый клоун»

Совершенствование приемов лепки из салфеток; формирование круглых комочков из  салфеток ; , стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение клоуна.

25мин

4

«Неваляшка»

Учить детей  складывать прямоугольник пополам  совмещая длинные стороны, и равномерно сгибать  углы, проглаживать лини сгиба. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и клеем, самостоятельность.

25мин

5

“Цыплёнок”.

Учить создавать игрушку в технике бумажной пластики. Развивать творчество, умение передавать образ.

25мин

6

«Пудель»

Продолжать учить создавать полуобьёмные изображения средствами бумажной пластики-лепки из бумаги, формированию ровных  округлых комочков из салфеток. Учить чувствовать специфику материала.

25мин

7

«Дом»

Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.                                                                                                 Используя базовую форму «книжечка», изготовить дом

25мин

8

«Матрёшка»

Учить детей многократному сгибанию, по принципу «гармошка»; развивать эстетические чувства; развивать мелкую моторику рук

25мин

Февраль

1

«Валентинка»

Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду. Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

25мин

2

«Открытка к 23 февраля»

Продолжать учить детей делать подарок папе из бумаги в виде объемной аппликации. Закреплять навык работы с бумагой. Развивать творческие способности, фантазию детей.

25мин

3

Знакомство с техникой торцевания.

«Моя любимая игрушка»

Познакомить с новой техникой торцевания. , рассказать историю возникновения. Показать методы выполнения поделок в технике торцевания.

Воспитывать уважительное отношение к окружающему, умение слушать взрослого.

Совершенствовать умение детей работать с бумагой в технике «торцевание». Развивать творческое воображение.

25мин

 4

 «Петушок-золотой гребешок»

Воспитывать интерес к работе с гофрированной бумагой, желание порадовать композицией близких;

Научить детей создавать работы в технике торцевания;

Научить планировать свою работу.

25мин

5

 «Пингвины на льдине”.

Совершенствовать умение работать с бумагой, Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры.

Развивать мелкую моторику рук и глазомер;

25мин

6

 «Матросы»

Учить создавать игрушку на основе цилиндра.

Формировать умения следовать устным инструкциям;

Создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.

Развивать мелкую моторику рук и глазомер;

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

25мин

7

“Золотая рыбка”.

Совершенствовать умение детей работать с бумагой в технике «торцевание».

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;

Развивать пространственное воображение.

25мин

8

“Торцевание”.

Показать методы выполнения поделок в технике торцевания.

Воспитывать уважительное отношение к окружающему, умение слушать взрослого.

25мин

Март

1

 «Кактус»

Обучить основным приемам работы, научить создавать композиции в данной технике; развивать моторику, чувство вкуса, воображение, творческое мышление; воспитывать интерес к работе с гофрированной бумагой, желание порадовать композицией близких.

25мин

2

 «Открытка для любимой мамочки»

Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду. Воспитывать интерес к конструированию из бумаги;

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

25мин

3

Знакомство с техникой “Обрывная аппликация”.

Вызвать интерес к созданию композиции Продолжать знакомить с  техникой обрывной аппликации (разрывать полоски бумаги на кусочки);

Аккуратно наклеивать;

Развивать чувство формы, цвета и композиции;.

25мин

4

«Ваза»

Учить вырезать из прямоугольника сложенного пополам вазу, разрезать её на несколько частей и наклеивать по центру в нижней части основы.

Развивать чувство формы и композиции.

25мин

5

 «Гиацинт»

Совершенствовать художественно-творческие способности детей в процессе продуктивной деятельности, воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру;

продолжать осваивать навыки изготовления цветов из бумаги;

развивать художественный вкус, фантазию, творчество.

25мин

6

 «Подснежники»

Учить выполнять в художественной форме свои представление о первоцветах.

Совершенствовать аппликативную технику-составлять  аппликативный цветок из отдельных элементов, стараясь передать особенности внешнего вида растения.

25мин

7

 «По морям , по волнам»

Учить детей создавать из бумаги разные  кораблики, самостоятельно комбинируя освоенные приёмы силуэтной и рельефной

аппликации.

25мин

8

 «Разноцветные шарики»

Закрепить сотворения аппликативных изображений из бумажных комочков.

Развивать способности маленькой моторики

Развивать  у детей творческую активность, фантазию, художественно - креативные возможности

25мин

Апрель

1

«Яблоня в цвету»

Учить вырезать симметричные формы из бумаги, сложенной "гармошкой"; продолжать учить приему гофрирования бумаги. Развивать глазомер и координацию движений рук. Учить обсуждать композицию, выслушивая мнение других детей. Развивать воображение.

25мин

2

"Ромашки в корзине"

Закреплять умение вырезать круги,

складывать бумагу "гармошкой" и разрезать ее на полоски по линии сгиба; создавать объемное изображение лепестков ромашки, сгибая бумагу петлей. Закреплять навык переплетения полос бумаги. Продолжать учить работать сообща. Развивать воображение.

25мин

3

«В космосе»

Закрепить умение детей работать с разнообразным материалом, применяя знакомые приемы и методы, проявлять творчество, фантазию, инициативу, дружеские взаимоотношения.

25мин

4

«Цветы»

Закрепить  с детьми способ складывание листа бумаги» гармошкой».

Учить изготавливать поделки на основе этого способа. Поощрять творческие проявления детей, их инициативу в поисках сочетаний цвета, форм.

25мин

5

«Цветик семицветик»

Учить детей складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на треугольник другой, совмещая вершины углов и стороны деталей..

25мин

 6

«Каллы»

Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получать модель распустившегося цветка, создавать общую композицию.

25мин

7

«Птица»

Используя новую базовую форму, учить детей изготавливать детали моделей гусей, соединять их в определённой последовательности, используя аппликацию, создавать коллективную композицию.

25мин

8

«Пасхальная открытка»

Учить создавать игрушку в технике бумажной пластики. Развивать творчество, умение передавать образ.

25мин

Май

1

"Рыбки"

Развивать навыки работы с бумагой, выполнения аккуратных точных сгибов;

отрабатывать навыки сгибания квадратного листа бумаги по диагонали, по

горизонтали и вертикали пополам;

Обучить детей выполнению базовой формы «двойной треугольник» в техники

оригами;

Воспитывать аккуратность, умение находить нестандартные решения творческих задач.

25мин

2

«Змея»

Закрепление приёмов изготовления «гармошки» развитие фантазии, творчества.

25мин

3

«Сыр и мыши»

Продолжать учить детей конструировать игрушку на основе конуса;

Самостоятельно вырезать и соединять детали между собой в указанной последовательности и по образцу;

Развивать эстетический вкус, сенсорный опыт, творческие способности, мелкую моторику рук;

Воспитывать усидчивость и трудолюбие.

25мин

4

«Объёмная Бабочка из журналов»

Учить детей многократному сгибанию, по принципу «гармошка»; развивать эстетические чувства; развивать мелкую моторику рук»

25мин

5

«Лягушки на пруду»

Закрепить навыки складывания ранее изученных фигур, на основе базовой формы «двойной треугольник»

25мин

6

«Лисички»

Совершенствовать умение работать с бумагой. Закреплять умение экономно и рационально расходовать материалы.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

25мин

7

«Мозаика из кусочков бумаги».

Развитие мелкой моторики; привитие ребенку трудолюбия, усидчивости, аккуратности; развитие творческих способностей.

25мин

8

«Божья коровка»

Совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами. Закреплять умение мастерить поделки в стиле оригами. Развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук.

25мин

Прогнозируемые результаты.

В конце первого года обучения дети должны уметь:

  • Принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя, действовать по образцу;
  • Обследовать различные объекты с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета;
  • Владеть элементарными трудовыми умениями при работе с различными материалами и простейшими инструментами и приспособлениями;
  • Выполнять правила безопасного пользования инструментами;
  • Разрезать бумагу по нанесенным меткам в разных направлениях.
  • Планировать работу, рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

Содержание дополнительной программы.

2-й год обучения

Задачи второго года обучения:

  • Поупражнять в работе с бумагой, научить создавать изображения по представлению и с натуры.
  • Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.
  • Научить мастерить игрушки, в основе которых лежат объемные формы. Научить делать игрушки по принципу оригами. Подбирать материалы по цвету, фактуре, эстетически оформляя сделанные игрушки и поделки. Научить проявлять аккуратность в работе.
  • Создать условия, благоприятные для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
  • Способствовать развитию творческих способностей у детей через бумагопластику.
  • Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.
  • Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.
  • Развивать у детей навыки самоанализа, необходимых для оценки собственных и чужих работ.

Кол-во

Содержание

Время

Октябрь

1

«Беседа по охране труда.

Знакомство с различными видами бумаги»

Инструктаж по технике безопасности; беседа об инструментах, материале, используемых на непосредственно образовательной деятельности.

30 мин

2

«Осенний натюрморт»

Совершенствовать технику вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое.

Развивать чувство формы и композиционные умения (готовить элементы натюрморта в соответствии с величиной корзинки или вазы, размещать силуэты в корзинке, частично накладывая их друг на друга и размещая выше – ниже). Осенний натюрморт»

30 мин

3

«Девочка осень»

Продолжить обучение технике – объемная аппликация.

 Учить составлять портрет  из отдельных частей,  умение правильно располагая глаза, нос, рот, брови, щёки.

   Развивать цветовое восприятие (подбирать цвет бумаги в соответствии с                         цветом волос и глаз).

Развивать внимание, память, глазомер, логическое и образное мышление;

30 мин

4

«Осенний дождь»

 Продолжать формировать  навыки вырезания путем сложения детали пополам, аккуратного нанесения клея на детали

Развивать внимание, память, глазомер, логическое и образное мышление;

30 мин

5

Осенний лес

Продолжать учить вырезать силуэты кроны из бумажных прямоугольников, сложенных по полам. Развивать чувство формы и цвета.

30 мин

6

«Ёжик в осеннем лесу»

Продолжать формировать  навыки вырезания путем сложения детали пополам, аккуратного нанесения клея на детали

Развивать внимание, память, глазомер, логическое и образное мышление;

30 мин

7

Мухомор

Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали;

Закреплять навыки выполнения базовой формы “Воздушный змей”;

Продолжать учить выполнять поделку, используя схему.

30 мин

8

«Спелые овощи»

Продолжать совершенствовать навыки  детей складывать знакомые базовые формы, следуя словесному указанию воспитателя,

30 мин

НОЯБРЬ

1

«Ветка рябины»

Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.

30 мин

2

«Грибы на лесной полянке»

Учить детей, используя  различные приёмы оригами, создавать композицию «Грибы на лесной полянке»

30 мин

3

«Кленовый лист»

Научить изготавливать   «Кленовый лист» в технике оригами,  приклеивать на дерево, оформлять работу.

30 мин

4

«Попугай»

Активизировать и разнообразить технику работы с бумагой: учить разрывать бумагу (салфетку) и сминать ее (комком и жгутиком), наклеивать изображение соответственно замыслу. Подбирать световую гамму.

30 мин

5

«Жостовский поднос»

Познакомить детей с жостовом как видом народного  декоративно-прикладного искусства

Закрепить и разнообразить технику работы с бумагой: учить вырезать цветы из квадрата, закручивая лепестки ножницами. наклеивать соответственно замыслу.

30 мин

6

«Сказка . Баба дед».

Продолжить закреплять базовые формы техники оригами.

Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать мелкую моторику кисти рук и пальцев, воображение, мышление, творческие возможности, интерес к оригами.

30 мин

7

«Колобок»

Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, внутренние сгибы, складывать прямоугольник пополам, загибать углы. Продолжать учить выполнять поделку, используя схему.

30 мин

8

«Животные»

Совершенствовать навыки работы с бумагой и вызвать желание использовать бумагу для поделок. Развивать творческую активность, внимание, воображение, память, речь. Воспитывать любовь ко всему живому, желание беречь природу.

30мин

ДЕКАБРЬ

1

Дед Мороз

Учить детей делать объёмную игрушку из неполного круга. Закреплять умение работать по шаблону. Учить работать с ватой, скатывая её комочки между ладошками. Развивать целостное восприятие предмета.

30мин

2

Ёлочка зелёная иголочка

Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое, создавать композицию зимнего леса.

30 мин

3

Снеговик

Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, внутренние сгибы.

Продолжать учить выполнять поделку, используя схему.

30 мин

4

Новогодняя открытка

Композиционное решение  цветом, формой. Изготовление праздничной открытки с использованием выразительных средств бумажной пластики, аппликации

30мин

5

«Снежинка»

Создавать атмосферу доверия, психологического комфорта, настраивать на продуктивную совместную деятельность, активизировать творческий интерес. Развивать слуховое, зрительное внимание и восприятие, развивать мелкую моторику рук.

30мин

6

«Снегурочка»

Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали;

Закреплять навыки выполнения базовой формы “Воздушный змей”;

Продолжать учить выполнять поделку, используя схему.

30мин

7

Символа года

Закрепить и разнообразить технику работы с бумагой: учить разрывать бумагу (салфетку) и сминать ее (комком и жгутиком), наклеивать изображение соответственно замыслу.

30мин

8

«Санта Клаус»

Закреплять приемы складывания игрушки в стиле модульного оригами из двух составных квадратов.

30мин

ЯНВАРЬ

1

«Сова на ветке»

Совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами. Закреплять умение мастерить поделки в стиле оригами. Развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук.

30мин

2

«Весёлый клоун»

Развивать мелкую моторику рук, воображение, творчество мышление, память,  глазомер, кругозор, логическое мышление;

познакомить детей с профессией клоун

Создавать радостное настроение

30мин

3-4

«Пингвины на льдине»

Учить передавать  особенности строения птиц, используя способы и приёмы бумажной пластики. Создавать композиции на основе ранее полученных знаний.

5

Попугай

Развитие мелкой моторики, цветового восприятия, тактильного восприятия, воображения. Развитие интереса к аппликации.

30мин

6

«Снегирь на ветке

рябины»

Совершенствовать технику торцевания.

Развить цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев и  кистей.

Формировать интерес к аппликации и развивать эстетические чувства.

30мин

7-8

«Замок кота в сапогах»

Продолжать учить создавать выразительный образ в технике бумагопластики.

Закреплять умение дополнять аппликацию сюжетными моментами.

Развивать отзывчивость и доброту.

ФЕВРАЛЬ

1

«Валентинка»

Изготовление праздничной открытки с использованием выразительных средств бумажной пластики. Воспитывать интерес к ручному труду.

30мин

2

«Матрос»

Учить делать фигуру матроса из цилиндра. Развить цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев и  кистей.

Формировать интерес к аппликации и развивать эстетические чувства.

30мин

3

«Открытка для папы»

Вызывать у детей интерес к подготовке подарков и сувениров.

Подвести к пониманию связи формы и декора на сравнении разных орнаментальных мотивов.

30мин

4

«Золотая хохлома»

Познакомить детей с золотой хохломой как видом народного  декоративно-прикладного искусства .Учить создавать узоры из растительных элементов по мотивам хохломской росписи (вырезать  листочки  симметричным  или ленточным способом, ритмично  наклеивать, чередовать по цвету, катать комочки ягодки.

30мин

5

«Клубника»

Закрепить  навыки симметричного вырезания.

Совершенствовать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, терпение.

Использовать средства для развития глазомера, мелкой моторики рук, речи детей.

Побуждать детей создавать игровое и интерьерное пространство.

30мин

6

«Матрёшка»

Учить складывать квадрат по диагонали;

Учить проговаривать поэтапное изготовление поделки;

Развитие мелкой моторики, глазомера

Воспитывать творческий интерес к поделкам из бумаги.

Воспитывать усидчивость, умение довести работу до конца.

30мин

7

«Кукла масленица»

Учить детей делать из салфетки куклу масленицу.

Воспринимать красоту объемных форм через практическую деятельность.

30мин

8

«Ваза»

Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление.

30мин

Март

1

«Астра»

Учить детей складывать знакомые базовые формы, следуя словесному указанию воспитателя,  делать заготовки для цветов, соединять детали между собой, создавая цветочную композицию.

30мин

2

«Нарцис»

Учить передавать характерные особенности цветов лилии в стиле оригами. Помочь каждому ребенку добиться желаемого результата. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, творчество, образные представления, воображение. Воспитывать любовь и уважение к маме, стремление сделать ей приятное.

30мин

3

«Яркие гиацинты из гофрированной бумаги»

Закрепить технику  объёмного торцевания, обеспечить отработку умений при торцевании: вырезание квадратов с разметкой «на глаз

30мин

4

«Розы»

Учить детей складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы Складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на треугольник другой, совмещая вершины углов и стороны деталей

30мин

5

«Астра»

Учить детей складывать знакомые базовые формы, следуя словесному указанию воспитателя,  делать заготовки для цветов, соединять детали между собой, создавая цветочную композицию.

30мин

6

«Маки»

Закрепить технику плоскостного торцевания, обучить основным приемам работы, научить создавать композиции в данной технике; развивать моторику, чувство вкуса, воображение, творческое мышление; воспитывать интерес к работе с гофрированной бумагой, желание порадовать композицией близких.

30мин

7

«Портрет  Времени года»

Формировать умения видеть и передавать неповторимую красоту времени года. Учить работать ограниченной палитрой, присущей тому времени года.

Передавать характер образа через выразительные средства изобразительного материала.

30мин

8

«Панно уточка»

Продолжать освоение обрывной техники аппликации.

Развивать творческое воображение, чувство цвета, мелкую моторику, умение координировать движения глаз и рук.

Воспитывать интерес к познанию природы.

30мин

Апрель

1

«Жираф»

Развивать творческие способности детей;

Развивать аккуратность при работе с клеем.

Воспитывать любовь ко всему живому, желание беречь природу.

30мин

2

«Космос"

Продолжать учить создавать выразительный образ в технике бумагопластики.

Закреплять умение дополнять аппликацию сюжетными моментами.

Развивать отзывчивость и доброту.

30мин

3

«Букет цветов из бумаги»

Учить детей делать надрезы по стороне со сгибом, примерно через каждые 1,5-2 см. Затем скрутите заготовку в рулон.

30мин

4

Блинная кукла масленица

Познакомить детей с народным праздником Масленица.

Совершенствовать навыки рисования карандашом и наклеивания.

Упражнять в словообразовании.

Развивать глазомер, мелкую и общую моторику.

Воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа.

30мин

5

«Лев»

Закрепить у детей навык разметки круга по шаблону, правила резания по кривой;

научить склеивать части круга в конус;

прививать художественно-эстетический вкус.

Способствовать развитию навыков и умений ручного труда;

Воспитывать аккуратность и терпение;

30мин

6

«Моя любимая игрушка»

Закрепить навыки работы с бумагой и вызвать желание использовать бумагу для поделок. Развивать творческую активность, внимание, воображение, память, речь.

30мин

7

«Подводный мир»

Освоить в совершенстве технику торцевания.

Развить цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев и  кистей.

Формировать интерес к аппликации и развивать эстетические чувства.

30мин

8

«Божья коровка»

Совершенствовать навыки работы с бумагой и вызвать желание использовать бумагу для поделок. Развивать творческую активность, внимание, воображение, память, речь. Воспитывать любовь ко всему живому, желание беречь природу.

30мин

Май

1

«Открытка с днём победы»

Изготовление праздничной открытки с использованием выразительных средств бумажной пластики. Воспитывать интерес к ручному труду.

30мин

2

"Голубь мира"

Учить складывать  фигуру «голубя мира», на основе базовой формы «Треугольник», тщательно  выравнивая углы ; Воспитывать культуру труда, коммуникативные качества, эстетический вкус, чувство патриотизма.

Совершенствовать пространственное воображение, способность следовать устным инструкциям

30мин

3

«Лебеди на пруду»

Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали;

Закреплять навыки выполнения базовой формы “Воздушный змей”;

Продолжать учить выполнять поделку, используя схему.

30мин

4

«Сказка к нам приходит»

Учить детей самостоятельно изображать внешние особенности героев. Закреплять умение самостоятельно украшать аппликацию, используя ранее изученные приёмы.

30мин

5

«Весеннее дерево»

Обучать приемам и способам создания различных поделок из бумаги; создавать условия для развития творческой активности детей; воспитывать у детей интерес к бумажной пластике; развивать творческие способности детей; способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии

30мин

6

«Весенние цветы на лугу»

Создавать  педагогические условия для самореализации ребенка в творчестве, формировать умения  передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации; учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (сминание, скатывание в комок); обогащать сенсорные впечатления; развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер; воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.

30мин

7-8

«Тучи по небу бежали

Закрепить навыки симметричного вырезания

Формировать умение работать над замыслов Развивать композиционные умения, чувство цвета.. Мысленно представлять содержание своего рисунка. Развивать творческую фантазию.

       Прогнозируемые результаты.

В конце второго года обучения дети должны уметь:

  • Уметь правильно организовать свое рабочее место;
  • Расширить свой кругозор, быть восприимчивым к красоте и гармонии;
  • Уметь работать в коллективе;
  • Уметь критически относиться к своим ошибкам и достойно воспринимать достижения других;
  • пользоваться чертежными инструментами, уметь выполнять простейшие геометрические построения;
  • технологически верно выполнять работы в техниках оригами, объемного конструирования, бумагокручения, бумагопластике;
  • самостоятельно работать по схемам, чертежам;
  • уметь оформлять изделия из бумаги;
  • А также у детей будут воспитаны: любовь к труду, аккуратность при выполнении работы, усидчивость, кропотливость; интерес к конструкторской деятельности.
  • научаться различным приемам работы с бумагой;
  • научаться следовать устным инструкциям;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
  • разовьют мелкую моторику рук и глазомер;
  • разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  • познакомятся с различными техниками работы с бумагой;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Будут знать:

  • свойства различных видов бумаги;
  • материалы, инструменты и приспособления для работы с бумагой;
  • технологию изготовления изделий в техниках оригами, объемного конструирования, бумагокручения,  бумагопластики.
  • Знать основы композиции;

Методы, используемые на занятиях кружка:

  • беседа, рассказ, стих, сказка;
  • рассматривание иллюстраций;
  • показ презентаций
  • показ образца выполнения последовательности работы.
  • эвристический (проблема формируется детьми, ими и предлагается способ её решения).
  • эвристический (проблема формируется детьми, ими и предлагается способ её решения).
  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

        Форма мероприятий – тематическая совместная деятельность.

В результатеобучения по данной программе дети:

  • научаться различным приемам работы с бумагой;
  • научаться следовать устным инструкциям;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
  • разовьют мелкую моторику рук и глазомер;
  • разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  • познакомятся с различными техниками работы с бумагой;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов освоения программы:

  • составление альбома лучших работ;
  • проведение выставок детских работ.

Используемая литература

  1. Брыкина Е.К. “Творчество детей в работе с различными материалами” Педагогическое общество России М., 2002 г.
  2. Выгонов.В. В. Игрушки и поделки из бумаги . Москва2006г «Издательский Дом МСП»
  3. Давыдова. Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. Москва2011. «Скрипторий»
  4. Давыдова. М.А.,Агапова. И.А.  200 лучших игрушек из бумаги и картона. Москва 2007г «Лада».
  5. Давыдова.Г.Н. Подарки к праздникам. Москва 2012г «Скрипторий».
  6. Забавные поделки из подручных материалов. Харьков  Белгород 2010г. «Клуб семейного досуга»
  7. Каменская Е.А. Поделки из бумаги, игрушки , сувениры и подарки.      Москва 2011г РИПОЛ классик
  8. Комарова Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова / - М. Просвещение, 2005 -
  9. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей / Т.С. Комарова /- М. Просвещение, 1998 - 105с.
  10. Куцакова. Л. В. Творим и мастерим. Издательский дом 2004г.
  11. Куцакова.Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Издательство «ТЦ Сфера»,2012г
  12. Лопатина А. Скребцова М. “600 творческих игр” М., Амита – Русь 2005 г.
  13. Мейстер. Н. Г.  Лепим из бумаги. Ярославль 2007г «Академия развития»
  14. Парамонова Л.А. “Теория и методика творческого конструирования в детском саду”, М., “Академия”, 2002 г.
  15. Пудова В. П, Лежнёва. Л. В. Легенды о цветах. Москва 1998г «Аким».
  16. Рябко Н. Б. Занятия по изобразительной деятельности  дошкольника. Бумажная пластика. Москва 2007г. Педагогическое общество России.
  17. Садилова. Л. А. Поделки из мятой бумаги. Москва 2011г. «Скрипторий»
  18. Соколова. Л. В. Оригами для дошкольников. Санкт-Петербург 2007г. Детство-пресс.  
  19. Соколова. С. В. Сказка оригами: Игрушки из бумаги. «Эксмо» 2004 /М Издательский Дом «Белый ветер», 1961 -
  20. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка декоративно – прикладного творчества «ФАНТАЗИЯ»

    Творчество обучающихся – это создание ими оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. Результатом раз...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Магия творчества» (для детей 7-10 лет)

Неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей. Развитие мелкой моторики и координации движений руки - важный момен...

Инновационный педагогический проект «Ступеньки творчества» развитие творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно – прикладного творчества с использованием нетрадиционных техник.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Однако до сих пор проблема развития творчества остаётся наименее изученной и недоста...

Конспект НОД «Знакомство детей средней группы с декоративно-прикладным творчеством московского региона». «Декоративная лепка».

Продолжать знакомить детей с Филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства, выделять элементы росписи.Закреплять способ лепки на основе овала или цилиндра, добиваться т...

Выставка декоративно- прикладного творчества "Зимние фантазии"

Воспитатель: Мелехова Ольга АлександровнаВ преддверии Нового года в средней группе  открылась оригинальная выставка «Зимние фантазии»....

Декоративно-прикладное творчество – это народное творчество, рожденное в желании людей создать вокруг себя атмосферу уюта, красоты и делиться этим с окружающими.

При ознакомлении с народным искусством должны решаться следующие задачи: развитие интереса к предметам народного искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости; понимание содержания, выделение ...