Главные вкладки

    Ручной труд в детском саду
    учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

    Манина Ирина Владимировна

    Педагогическая концепция

    «Я мастер своего дела»

    к районному конкурсу «Лучший педагог детского сада – 2009» 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_kontseptsiya_manina.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

    учреждение детский сад

    комбинированного вида «Брусничка»

    Педагогическая концепция

    «Я мастер своего дела»

    к районному конкурсу «Лучший педагог детского сада – 2009»

    Тема: «Ручной труд в детском саду»

                                        Воспитатель: И.В. Манина

    г. Тарко-Сале

    2009 год

    ТЕМА: «РУЧНОЙ ТРУД В ДЕТСКОМ САДУ»

                                                               ЯНАО, Пуровский район,

                                            г. Тарко-Сале,

                                                  ул. Сеноманская, 4

                                                                      МБДОУ «ДС КВ «Брусничка»

                                                        Воспитатель: Манина

                                                          Ирина Владимировна.

    СУЩНОСТЬ ОПЫТА

       Рука учит мозг – чем свободнее ребёнок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление.

        Ручной труд полностью отвечает интересам детей, их особенностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Следовательно, благодаря ему, ребёнок особенно быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии.

       Ребёнок – прирожденный творец, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в художественном труде, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои поделки, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

         Работая над поделками, ребенок вынужден узнавать о них как можно больше – таким образом, развиваются познавательные интересы. А совместная деятельность детей представляет большие возможности для воспитания первоначальных навыков работы в коллективе.

          Правильно организованный ручной труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к декоративному искусству, готовит к обучению в школе. Есть все основания рассматривать ручной труд как важный элемент гармоничного развития ребенка.  

    1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

     

    «Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство».

    В. Сухомлинский.

       Известно: ребенку интересны не только игрушки и предметы быта, но и различные материалы, из которых можно что-то сделать. Он с удовольствием исследует, изучает их. Но этот спонтанный интерес может вскоре угаснуть. Только взрослый способен поддерживать его и научить творить.

        В детских учреждениях ручной труд присутствует во всех программах, что не мало важно для развития детей. Практика показывает: дети, которые занимались ручным трудом, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом.

       Ручной труд позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся совершенствования речи ребенка, интеллектуально и художественно-эстетического восприятия, физического совершенствования, обогащает опыт ощущений и восприятий (сенсорный опыт) ребенка, формирует эмоциональный и речевой контакт со взрослыми, приучают к аккуратной работе за столом.

        Ни с чем не сравнимо чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такие игрушки милы сердцу, с ними можно беседовать, бережно их охранять. О  них хочется рассказывать другим.

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА:

        Важно максимально реализовать детскую способность, создать условия для свободной деятельности, чтобы дети могли выразить свои чувства, разбудить их фантазию. Детям необходимо общение в сотрудничестве со взрослыми, оно помогает им узнать мир. Нужно чаще хвалить его: положительная оценка со стороны взрослого придает уверенность, дает ощущение собственной компетенции, формирует фундамент творческой и счастливой взрослой жизни.

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА:

           В  работе по ручному труду использованы:

    - методы формирования навыков художественного труда  Л.В. Куцаковой; О.В.

       Дыбиной; А.В. Козлиной.

    - пальчиковые игры и упражнения;

    - русский фольклор, художественное слово, наблюдения в природе;

    - метод использования поделок в театральной деятельности;

    - метод рассказа-показа на занятиях, сочинения сказок.

     НОВИЗНА:

     - Тесное взаимодействие воспитателя и ребенка.

     - Кружковая работа с детьми по ручному труду.

     - Встречи с родителями на семейном клубе «Очумелые ручки».

     ПРОДУКТИВНОСТЬ:

       Чтобы лучше отслеживать индивидуальные способности каждого ребенка в работе по ручному труду, ведутся диагностические карты, они позволяют судить, на что необходимо обратить внимание, выявить слабые и сильные стороны каждого воспитанника. Как видно из диаграммы на конец учебного года возрос средний и высокий уровень. Таких результатов нам удается достичь благодаря совместной работе детского сада и семьи.

     

      УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ОПЫТА:

    Для применения опыта необходимо:

    1. Наличие методической литературы.
    2.  Тесный контакт с родителями.
    3. Расширение своего кругозора через самообразование.
    4. Проведение выставок детских работ и совместных работ детей и родителей.
    5. Сотрудничество с музеями, Домом Детского творчества, библиотеками.

    1. СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА

     Создана организационно-методическая система развития  творческой  личности ребенка через ручной труд в условиях детского сада.

    ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ:

    1. Направленность приемов и методов организации воспитательно-образовательного процесса на активизацию познавательной и практической деятельности детей;
    2. Организация работы с родителями;
    3. Самостоятельная художественная деятельность детей в свободное время от занятий время;
    4. Использование межпредметных связей;
    5. Кружковая работа.

     ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И КОМПОНЕНТЫ:

         Ручной труд – увлекательная творческая работа, которая объединяет детей, учит взаимопомощи, формирует умения, навыки, которые пригодятся в школе и во всей дальнейшей жизни. Работа по ручному труду формирует умение преодолевать трудности, планировать свою работу, доводить начатое дело до конца.

       В процессе занятий по ручному труду открывается духовный потенциал ребенка, совершенствуются конструкторские навыки, умение экспериментировать.

        Основными принципами являются: наглядность, систематичность, дифференцированность.

         Использование разных поделок, в разных видах деятельности повышает активность детей.

    4. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

       Так как ручной труд связан с другими видами деятельности необходимо его систематизировать на занятиях и в свободной деятельности детей.

         Используя в работе различные инструменты, дети учатся технике безопасности. Учатся, как правильно пользоваться инструментами, как и где их хранить.

          На занятиях по познавательному развитию, дети на своем опыте усваивают элементарные представления о свойствах и качествах различных материалов (материал превращается различным превращениям), делают самостоятельно свои выводы, эксперименты.

          На занятиях  по развитию речи театрализованной деятельности, используя свои поделки, дети учатся инсценировать и пересказывать произведения, придумывать свои сказки и рассказы.

         На занятиях по изодеятельности создают индивидуальные и коллективные композиции, применяя также свои поделки.

         Ручной труд развивает сенсорику у детей, мелкую моторику пальцев,  дети легко усваивают ориентировку в пространстве: справа, слева, вверху, внизу, посередине и т.д.; качество предметов: цвет, форму, величину, твердость, что не мало важно знать на занятиях по математике.

        С большим интересом и увлечением свои фигурки дети используют во время игр, особенно сюжетно-ролевых.

    5. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

          Ребенок легко может перенести все знания, умения и навыки в свободную деятельность, это и является показателем его сформированности.

         В младших группах необходимо создать разнообразную предметную среду.

         Уже в средних группах нужно создать уголок для самостоятельной деятельности детей, имея свободный доступ к материалам.

          В старших и подготовительных группах дети работают коллективно. В этом возрасте детям предоставляется право самостоятельного выбора, даётся возможность создать творческие работы, осуществлять свой замысел.

       

    6. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

         В работе  использует как традиционное занятие, так и другие формы обучения, например:

    1. Комплексные и интегрированные занятия.

    2. Разработан краткосрочный проект «Наши руки не знают скуки». Тип проекта: познавательно-творческий. Вид проекта: краткосрочный. Цель проекта: познакомить детей с разнообразием природного, бросового, подручного материала, используя самые разнообразные виды деятельности: театрализацию, игровую, экспериментирование, занятия; развивать свободную творческую личность ребенка.

         Задачи проекта:

    - Формировать поисково-познавательный интерес к окружающему миру.

    - Развивать творческие способности актерского мастерства.

    - Развивать мелкую моторику рук и связанные с ней речевые структуры.

    - Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс группы.

    - Воспитывать умение с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками поделки.

    3. Метод: рассказ-показ. Во время занятия рассказывается какая-нибудь сказка, приключение и одновременно в игровой форме идёт объяснение

    изготовления поделки.

    7. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

         Один из важнейших компонентов воспитательной работы — это совместная работа педагога и родителей.

         Все навыки и умения, приобретённые детьми на занятиях, находят применение в домашних условиях. Дома проходит закрепление всех знаний. С помощью консультаций, бесед, информаций в папках - передвижках проходит разъяснение о значении ручного труда в развитии детей. Привлекаем родителей к различным выставкам семейных  поделок внутри сада и группы.

         Организован семейный клуб «Очумелые ручки», цель которого:   налаживание эмоционального контакта с родителями и детьми; обучать родителей различным приёмам ручного труда; эффективно готовить детей к школе.

    8. КРУЖКОВАЯ РАБОТА

       Приобщение к ручному труду проходит не только на занятиях, но и в свободной от занятий деятельности, на занятиях в кружке «Пчёлка, который проводится 2 раза в неделю по специально разработанной модифицированной программе.  Дети с желанием занимаются в кружке, так как они в любое время могут переключиться на другую деятельность.

       Кружок посещают дети,  которые особенно нуждаются:

         - в развитии мелкой моторики пальцев рук, в психотерапевтической  

           помощи, так как такие занятия успокаивают  (гиперактивные дети);

         - и способные дети, желающие заниматься трудом, творчеством.

         «Ребёнок по своей природе пытливый исследователь открыватель мира, так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках ярких трепетных звуках, в сказках и игре, в собственном творчестве, в красоте воодушевляющей его сердце… ».

    В.А. Сухомлинский


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация на тему: "Работа с различным материалом по ручному труду в детском саду".

    Ручной труд, является наиболее благоприятным для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, а также способствует познанию окружающего мира....

    Презентация на тему: "Работа с различным материалом по ручному труду в детском саду".

    Ручной труд, является наиболее благоприятным для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, а также способствует познанию окружающего мира....

    Ручной труд в детском саду (презентация для педагогов)

    Презентация для педагогов детского сада, о необходимости ручного труда в детском саду....

    «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

    Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

    Вариативная часть ООП парциальная программа: Л.В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду» (Пояснительная записка)

    Вариативная часть ООПпарциальная программа: Л.В. Куцакова  «Конструирование и ручной труд в детском саду»    Пояснительная записка...

    Методика и требования к организации ручного труда в детском саду

    Методика и требования к организации ручного труда в детском саду Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями...