Занятие по приобщению детей к истокам народной культуры в подготовительной группе «Кукла оберег».
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

 

Изготовление народной тряпичной куклы «Пеленашка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_kukly-pelenashki.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №760 им. А.П.Маресьева

структурное подразделение детский сад 1848

Занятие по приобщению детей к истокам народной культуры в подготовительной группе «Кукла оберег».

Изготовление народной тряпичной куклы «Пеленашка»

Воспитатель:Путинцева.М.И.

Тема: Кукла из бабушкиного сундука пеленашка.

Цель: вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре,  продолжать знакомить детей с народной игрушкой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая). Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров. Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу. Учить работать руками, развивать мелкую моторику рук. Познакомить с новыми словами и их значением: «тулово», «кукла-закрутка», «оберег», «безликая».

Задачи:

1. Продолжать знакомить с народным художественным творчеством.

2. Познакомить с традицией крестьянской семьи – изготовлением тряпичной куклы.

3. Расширить кругозор детей о применении тряпичной куклы как оберега в старину и в наши дни.

4. Научить пользоваться тряпичной куклой как игрушкой, как оберегом, как предметом культуры

 5. Воспитывать детей на народных традициях, передаваемых из поколения в поколение; хранить и почитать обычаи русского народа.

Развивающая среда: куклы современные; куклы тряпичные, изготовленные детьми и родителями; мультимедийный проектор, презентация «Кукла из бабушкиного сундука»; звукозаписи русских народных мелодий; материалы для изготовления куклы – пеленашки.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, безопасность.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В старину когда-то

Время не теряли

Вечерами зимними

Много пряли, ткали.

А еще когда-то

Куколок крутили

Под рукой что было -

Из того лепили.

Это сундук, он не простой, а волшебный. Чтобы узнать, что в нем лежит, мы с вами попробуем отгадать загадку:

Глазки голубые, кудри золотые.

Губки розовые, что все это значит?

Дочка, а не плачет, спать уложишь –

Будет спать день, и два, и даже пять. (Кукла)

Молодцы, правильно, это кукла. (воспитатель достает  из сундука красивую современную куклу)

 А что еще в нем в старину хранили, как вы думаете?

Ответы детей (одежду, занавески, рушники)

Издавна говорили, что матушка Русь богата не только лесами и реками. Красивы и необычны ее слова, праздники, песни, игрушки.

Какие народные игрушки вы знаете?

Ответы детей (свистульки, гармошки, матрешки)

«Из цветного лоскуточка появилась моя дочка.

Куколка тряпичная, очень симпатичная! »

Воспитатель: Кукла – это образ человека, в котором, как в зеркале, люди могут увидеть себя, как и человек она может быть: дружелюбной, весёлой, грустной.

Скажите, ребята, а для чего нужны куклы? (играть)

А вы любите играть в куклы? (Да)

Да, во все времена девочки больше всего любили играть куклами.

Кукла для девочки, словно ребёнок для мамы, поэтому кукла помогает девочкам стать добрыми и чуткими мамами.

Сейчас вы играете фабричными куклами.

Посмотрите, внимательно, что есть у этих кукол? (глаза, волосы, руки, ноги, платье.)

А из какого материала они сделаны? (из пластмассы, фарфора и т. д.) Воспитатель: Ребята, а эта кукла похожа на кукол, которыми вы играете в настоящее время.

Дети: нет, не похожа (дети сравнивают современную куклу с тряпичной)

Воспитатель: а чем они отличаются?

Дети (они сделаны из разных материалов, у них разные волосы, одежда, у тряпичных и соломенных кукол лица нет.

Воспитатель:Тряпичные куклы безликие.

Воспитатель: Сундук у нас волшебный, в нем есть еще куклы. (достает куклы: тряпичные и соломенные)

Скажите, а такие куклы у вас есть? (Нет)

Как вы думаете, из чего они сделаны? (из тряпок, ниток, соломы)

Посмотрите, на этих кукол, скажите, они отличаются друг от друга? (Да)

Дети: материалом: пластмасса, а эти куклы из соломы (показывают). Эти из тряпок (показ) .

Воспитатель: А чем они похожи? Что у них общего? (общее - все эти куклы создавались для игры, чтобы ими играли)

Правильно.

Воспитатель: как одета современная кукла?

Дети: у современных кукол красивые платья из разных шелковых тканей, в волосах всяческие заколки, бантики.

Воспитатель:  в старину женщины и девочки носили одинаковые белые рубахи, которые назывались сорочки, поверх сорочки надевали длинный красный сарафан. Сарафаны были широкие и приталенные. Украшались вышивкой и бисером. Когда в таком сарафане шла русская красавица, о ней говорили «красна девица идет, словно лебедушка плывет».

Воспитатель: Раньше в каждом доме было много таких кукол. Это была самая распространённая игрушка. Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Красивая кукла, с любовью, сделанная своими руками, была гордостью девочки и её верной подруги.

И главной особенностью этой куклы являлось что?

Дети: (то что её делали без иголок)

Воспитатель:У каждой хозяйки в доме в «красном углу» была такая кукла, и когда в семье были ссоры, то хозяйка оставалась одна, открывала окно и будто маленьким «веником» выметала сор из избы.

Сегодня я расскажу вам и покажу, как создавалась первые игрушки-куклы. Посмотрите, перед вами игрушки – самоделки. Как вы думаете, почему они так называются?

Дети: Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Изготавливали игрушки из подручного материала: соломы, бересты, тряпки, мочалки.

Как вы думаете, что значит подручный материал?

Дети: Подручный, это значит материал, который всегда под рукой. (Солома, ткань, нитки, мочала)

Давным-давно были вот именно такие куклы.        

На какие группы делились куклы?

Дети: обрядовые, игровые, куклы – обереги.

Еще куклы называют кукла-оберег. Как вы думаете почему? Кукла-оберег, это, кукла, которая оберегала человека от несчастья.

Еще куклы были игровые. Как вы думаете игровые, для чего они?

Дети: Конечно, для того, чтобы использовать их для игры.

Воспитатель: Раньше, давным-давно, когда садились делать куклу всегда это сопровождалось пением песен, потешек, рассказыванием сказок.

Куклы – обереги передавались от матери к дочери, они были наделены силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, приносили в дом счастье.

Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.

Игровые куклы предназначались для забавы детям.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни, помочь хорошему урожаю. Многие куклы – талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.

Куколки – потешки (закрутки) делались из лоскутков очень быстро и дарились близким родственникам.

Воспитатель: Ребята, я думаю, вам всем хочется изготовить такую куклу?  А сейчас давайте попробуем смастерить тряпичную куклу- оберег самым простым способом. 

Технология процесса

1. Для изготовления возьмем белую ткань и аккуратно скрутим ее в валик.

2. Затем также аккуратно перетянем ее нитью. Это и есть основа куклы.

3. Для того чтобы сделать голову, необходимо кусочком белой ткани обвернуть верхний край валика и тоже стянуть нитью на уровне шеи. При формировании головы куклы обратить внимание на то, что сборки образуемые лоскутком, следует заложить таким образом, чтобы лицо оставалось гладким.

4. А теперь можно одеть куклу. Повяжем косынку и опять затянем нитью на уровне шеи.

5. И последнее – куклу завернем в одеяльце и завяжем тесьмой

Мы с вами сегодня узнали много нового о народных куклах. Наша Родина богата талантами, наверняка и из вас вырастут хорошие мастера. И не важно, где вы, будете трудиться, когда станете мастерами, главное, чтобы вы вкладывали в свой труд, всю душу, старания и умения.

 Молодцы, какие замечательные куклы у вас получились, не хуже чем у наших прабабушек. Давайте этих кукол поставим в наш музей и будем бережно их хранить, а они будут оберегать нас, приносить счастье, радость и удачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие во 2 младшей группе «Приобщение детей к истокам народной культуры»

Данное занятие знакомит дошкольников младшего возраста с интерьером русской избы, с предметами обихода (деревянными ложками, самоваром). В занятии использованы пословицы, загадки, о быте, о доме....

Занятие по приобщению детей к истокам народной культуры. Изготовление народной тряпичной куклы «Зайчик на пальчик»

Цель:   вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре, продолжить знакомить детей с народной игрушкой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции( кукла – ...

Мастер-класс на тему: «Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры»

Мастер-класс на тему: "Народная кукла как средство приобщения к истокам народной культуры"...

Посиделки «Приобщение детей к русской народной культуры» в подготовительной группе

Данное мероприятие направлено на развитие эмоциональной стороны речи детей, приобщение к народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами...

Конспект занятия по приобщению детей к истокам народной культуры в старшей группе «Литературный калейдоскоп «Хорошо ли ты знаешь сказки?»

МБДОУ детский сад №5 «Улыбка»  Конспект занятия по приобщению детей к истокам народной культуры в старшей группе «Литературный калейдоскоп «Хорошо ли ты знаешь сказки...

Мастер-класс на тему: «Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры»

Проблема:Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. М...