План - конспект сценария в мини - музеи приобщение детей к русской народной культуре в подготовительной группе.
материал (подготовительная группа)

Петухова  Евгения Сергеевна

План - конспект сценария в мини - музеи приобщение детей к русской народной культуре в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_v_mini_muzey_.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №7пгт Серышево

(МАДОУ Детский сад №7 пгт Серышево)

План - конспект сценария в мини - музеи приобщение детей к русской народной культуре в подготовительной группе.

Подготовила:  

Петухова Евгения Сергеевна, воспитатель

первой  квалификационной категории.

пгт Серышево, 2023г.

         Цель: создание условий для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству через музейную педагогику.

         Задачи:

- Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей.

-Формировать умение  детей видеть и выделять характерные элементы росписи: ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д.

-Приобщать детей к искусству, знакомя их с экспонатами  мини-музея

-Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.

-Воспитывать любовь к родному краю на основе знакомства с региональным компонентом - хохломской росписью.

        Предварительная работа:

Экскурсия в поселковый музей(взаимодействие с родителями), рассматривание иллюстраций о хохломской росписи, рисование хохломских узоров, просмотр презентации «Золотая хохлома», дидактические игры: «Собери картинку», «Укрась посуду хохломским узором», «Четвертый лишний», заучивание стихов о Хохломе, загадывание загадок, сбор экспонатов для мини – музея, разучивание частушек.

Демонстрационный материал:

Экспонаты мини – музея, иллюстрации элементы хохломской росписи.

Интеграция образовательных областей: 

познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие

Ход.

Воспитатель:

Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас друзья.

На открытие музея.

В чудесный мир зову вас я.

Вы со мной идти готовы?

Воспитатель: Чтобы узнать, на открытие, какого музея мы с вами пойдем, ребята, вам надо собрать картинку и назвать, что там нарисовано.  

Игра «Собери картинку»

Воспитатель: Что нарисовано на вашей картинке? Какой росписью расписана посуда на ваших картинках? Ребята, какая роспись у вас на картинке?

Дети:(ответы детей)

Воспитатель: Взрослые наверняка знаю правила поведения, а вы знаете как надо вести себя в музее? (повторяем правила поведения):

Воспитатель: Ребята, проходите да посмотрите, какие экспонаты собраны в нашем музее.

Посмотрите! Эти вещи сегодня в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир искусства, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

Воспитатель:  Какие предметы  вы видите в музее, ребята?

Дети: Ответы детей  ( кружки, ложки, подносы…)

Воспитатель: Как их  можно назвать одним словом? (посуда).

Посуда эта  не простая,
А точно – золотая! 
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она - Золотая Хохлома.

Воспитатель: Хохломская посуда появилась давно. Крестьяне вытачивали ее из дерева, расписывали и везли для продажи в село Хохлома. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома». 

А вы не знаете, ребята,

Отчего и почему
Очень часто называют

Золотою Хохлому?

Сейчас вам про это расскажут наши девочки, мои помощницы.

Девочка:  Старинная легенда рассказывает:

Жил когда-то на берегу реки Волга, человек. Вырезал он деревянные чаши да ложки и так их расписывал, что казалось, будто  сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?» Послал он своих солдат, чтобы доставили умельца во дворец. А мастер узнал  о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда царские солдаты подошли к деревне, то увидели, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли.  С тех пор вся хохломская посуда золотом, словно огнем горит.

Девочка:  По другой легенде:

Говоря, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой мужичок - умелец. Избу поставил, стол да лавку смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал подсыпать.  Прилетела как-то к его порогу Жар- птица .  Он и её угостил. Жар - Птица  задела  золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. С тех пор вся хохломская посуда золотом пылает.

Воспитатель:  

Игра «Что сначала, что потом»

Алгоритм «Последовательность изготовления хохломских изделий»

1.  Вытачивание изделий на станке.

2.  Шпаклюют – покрывают тонким слоем глины.

3.  Шкурят – протирают наждачной бумагой.

4.  Олифят – покрывают специальным составом для деревянных поверхностей.

5.  Лудят – покрывают алюминиевым порошком и закаляют в очень жаркой печи.

6.  Расписывают

7.  Покрывают изделие специальным лаком.

Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный золотой цвет

Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала делают бруски-заготовки из дерева. Затем мастер  за токарным станком, снимает излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается белая основа - резные ковши и ложки, поставцы и чашки. После сушки основу грунтуют жидкой глиной , затем  изделие сушат и покрывают несколькими слоями масла.. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. Следующий этап втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи.
Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Затем посуду покрывают лаком и снова помещают в печь, где от высокой температуры лак желтеет и посуда  становится золотого цвета.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, на этих карточках у меня нарисована посуда и  вся она нарядная, красивая, расписная. А вы сможете угадать какая из нее хохломская, а какая нет? Сейчас мы проверим, как же вы хорошо запомнили хохломские изделия и узоры. Предлагаю вам  поиграть в игру.

Игра «Четвертый лишний»

Воспитатель:  Рассмотрим хохломские  изделия. Сколько тепла излучают они, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

 Воспитатель:  Ребята, какие цвета используют художники для хохломской  росписи. (красная, желтая, черная)

 - Какие узоры вы видите на посуде?

Дети: Ответы детей (Листики, ягодки, завитки, точечки, усики.)

 Воспитатель:  А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?

Дети: Ответы детей (У природы – ягодки, веточки, листки, травка).

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам тоже стать мастерами умельцами и украсить посуду хохломской росписью. Возьмите себе по одному предмету и украсьте его элементами хохломской росписи.

Игра «Укрась посуду хохломским узором»

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все замечательно справились с заданием. Замечательная посуда у вас получилась: яркая, красочная, словно из золота. Как же  называется  наш мини-музей? Что больше всего вам запомнилось и понравилось сегодня?

Частушки

Хохлома, хохлома -

Наше диво дивное.

Мы рисуем хохлому

Красоты невиданной.            

Все листочки – как листочки,
Здесь же каждый – золотой.
Красоту такую люди
Называют хохломой.

             

Хохлома, да хохлома,
Разукрашу все дома,
А потом всю улицу,
Петуха и курицу.        

              

Бабка деда до обеда 
Заставляет рисовать:
Ведь в красивую посуду

Щи приятно наливать!      

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Посиделки «Приобщение детей к русской народной культуры» в подготовительной группе

Данное мероприятие направлено на развитие эмоциональной стороны речи детей, приобщение к народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами...

Конспект Совместной образовательной деятельности по приобщению к истокам русской народной культуры в разновозрастной группе на тему: «Знакомство с деревянными ложками»

КонспектСовместной образовательной деятельностипо приобщению к истокам русской народной культурыв разновозрастной группе на тему:«Знакомство с деревянными ложками»...

Проект по приобщению детей к русской народной культуре в средней группе

Проект познакомит детей с русским народным исскуством, обычаями, традициями, особенностями трудовой деятельности русского народа, создаст предпосулки патриотизма и любви к Родине...