Детский дизайн
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду ( группа) на тему

Иванова Елена Николаевна

тема по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskiy_dizayn.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию

«Детский дизайн»

Подготовила воспитатель группы № 3:

Иванова Е.Н.

Москва 2014 г.


Практикой дошкольного  воспитания накоплен богатый опыт работы по составлению художественных композиций из природных и искусственных материалов. Эта деятельность представляет собой элементарную проектную деятельность, поскольку предполагает постановку цели, планирование определенного результата, знакомство с различными материалами и инструментами, а также со способами изготовления и украшения изделий. Как показывает опыт, дети охотно выполняют задания по изготовлению открыток, сувениров и игрушек, участвуют в создании изо- и фотомонтажей, фитоаранжировок, элементов декора предметов одежды и помещений.

Какова в этом процессе роль педагога? Он учит детей ставить цель, планировать работу, подбирать соответствующие замыслу материалы, инструменты, использовать наиболее рациональные способы достижения результата, проявлять самостоятельность и активность, доводить работу до конца, давать оценку, следить за порядком на рабочем месте.

Дети выполняют аранжировки трех типов.

Первый тип работ – плоскостной (аппликативно-графический) дизайн включает рисунки, мозаики, силуэты (узорные, сюжетные, вырезные, прорезные), фитокомпозиции и гербарии, аппликации из лоскутов, изо- и фотомонтаж, плакаты, панно, фризы и т.п. Такие работы используют в играх, для украшения кукольной одежды, минипространств и групповых помещений.

Второй тип – объемный (предметно-декоративный) дизайн включает игрушки-сувениры и художественные изделия из природных и искусственных материалов, бумажную пластику (оригами и др.), произведения флористики (икебана и др.), украшения для одежды, детскую бижутерию, образцы сервировки стола и убранства помещений.

Третий тип – пространственный (декоративно-пространственный) дизайн – аранжировки кукольного и игрового интерьера, декорации и реквизит для кукольных и детских спектаклей, оформление зала к празднику, композиции из живых цветов и сухостоя и др.

Созданные детьми композиции из цветов и природных материалов (ветки, сучья и корни, кора, береста и соломка, шишки, плоды и ягоды, мох, пух, перья, камни, ракушки, глина и песок, листья), иначе называемые фитодизайном, используются в играх для украшения одежды и интерьера.

На прогулках воспитатель обращает внимание детей на красоту природы в разные времена года (листопад, снегопад, разнотравье, радуга, иней на ветках, туман и др.), особенно на красоту того, что дети обычно не замечают: узор листьев над головой и под ногами, причудливый корень, солнечные блики и тени бегущих облаков  др. Полезно предложить им посмотреть вокруг глазами фитохудожника.  Для этого используют известный прием – с помощью рамки «видоискателя» «фотографируют» самые красивые объекты (рамку «фотоаппарата» - 7*10 см – делают из плотной бумаги, картона, пластика. В центре вырезают кадр – 2*3 см). Рассматривая объекты природы, дети «кадрируют» разные композиции, приближая к себе или отодвигая от себя «видоискатель» (один глаз закрыт). Затем – в группе – они по памяти воспроизводят то, что было «Сфотографировано» на прогулке.

Дети сами собирают природный материал для создания сюжетных и декоративных композиций, учитывая, что при их создании материал надо будет сочетать с лепкой и росписью. Постепенно они начинают понимать, что корневища, коряги, спилы веток особенно красиво смотрятся с сухими цветками; обращают внимание на корни, напоминающие фигурки животных и людей. Составляя фитоаранжировки и букеты – «настроения», дети учатся передавать в композициях грусть, радость…

Педагог показывает, как красивым маленькие корзиночки из бересты, прутьев ивы, украшенные живыми и сухими цветами, веточками, мелкими шишками, плодами рябины, листьями; как хорошо смотрятся крупные садовые цветы в сочетании с мелкими полевыми и травами, а также фитокомпозиции с искусственной подсветкой. Педагог знакомит детей с использованием аквариума и других емкостей для создания живописных мини-водоемов, комнатных альпинариев с декоративными фонтанчиками и ручейками.

Сервируя стол, дети подбирают вазочки и розетки, аранжировки из живых цветов, зелени (укроп, петрушка и т.п.) и природного сухостоя; плетут или вырезают нарядные салфетки под столовые приборы и вазочки; учатся раскладывать столовые приборы, соблюдать порядок и чистоту.

Приведем конспект одного из занятий.

Природа в детском творчестве (моделирование из природного материала)

Цель. Формировать эстетическое отношение к объектам живой и неживой природы, развивать чувство композиции при составлении ландшафтного дизайна для оформления игры и помещения. Приобщать к совместной деятельности по выполнению дизайн-проекта.

Материал. Природный материал (живая зелень, сухостой растений, в том числе цветущих, коряги, мех, камешки и т.п.); гуашь, глина, пластилин, фломастеры, клей ПВА, стеки, ножницы, подставки разной формы и размера для поделок; наглядный материал (фитоаранжировки, альпийские горки, альпинарии и др.); лист картона (зеленый) и стол-подиум для размещения панорамы ландшафтного дизайна.

Предварительная работа. Накануне дня проведения занятия дети рассматривают и сортируют собранный на прогулке природный материал. Воспитатель предлагает рассмотреть варианты ландшафтных композиций и фитоаранжировок (иллюстрации, слайды, видео). Непосредственно перед занятием раскладывает лист картона ( в форме квадрата, овала, круга) для будущей панорамы на столах.

Ход занятия

Дети вместе с педагогом обсуждают возможные варианты ландшафтного дизайна, опираясь на ассортимент и объем собранного материала. Выбирают вариант «Осенние заботы лесных зверушек». Педагог предлагает детям разделиться на группы: одна группа декорирует поле для будущей панорамы (листья, мох, ручьи и т.п.),  другая – конструирует, лепит, склеивает и расписывает фигурки зверушек, избушку и Лесовичка, деревца и пенечки, норы, холмы и т.п. Постепенно поле оживляется тематическими сценками. Педагог фиксирует совпадение того, что ребенок делает, выполняя творческое задание, с выбранным им «кадром» на прогулке. Затем дети рассматривают панораму и отгадывают, что выбрал на прогулке и отразил в панораме тот или иной участник коллективного творчества.

Педагог дарит детям рамки «фотоаппарата» и предлагает снимать не только на прогулках, но и в помещениях детского сада, дома и в других местах. После занятия организует выставку «Природа в детском творчестве», на которую приглашают родителей.

На занятиях дизайн-аранжировками детей знакомят с доступными им подручными материалами, прежде всего с бумагой разной фактуры, плотности и окраски (рисовальная, чертежная, гофрированная, копировальная, калька, оберточная и др.). Дети осваивают способы работы с бумагой: разрывание, разрезание, выгибание, сминание, скручивание, складывание, а также тиснение, гофрирование, склеивание, нанесение покрытий, плетение, составление коллажей и т.п. Сочетая эти способы между собой, а также с рисованием, лепкой и конструированием, дети создают забавные игрушки, сувениры, детали костюмов и декораций к спектаклям, утренникам.

Из старых журналов, буклетов, проспектов и календарей дети выполняют плоскостные и объемные композиции (флажки, гирлянды, подвески), сочетая их с силуэтами и объемными фигурами.

Детей уже с 3-4 лет интересует работа с цветными полосками, процесс их соединения, сплетения, перекрещивания и сминания. Выполняя творческие задания, экспериментируя, они создают оригинальные аксессуары (бантики, галстуки-бабочки, цепочки, серьги, кольца, браслеты, диадемы и т.п.), детали интерьера (кашпо, фонарики, игрушки, розетки, букеты, праздничные гирлянды и т.п.). Сочетая полоски с другими материалами (тесьма, пряжа, ленты, лоскуты, соломка и т.п.) и формами (цилиндры, конусы, кубы, призмы и др.), дети постарше конструируют более сложные игрушки, шапочки, маски и др. Творчески используя технику складывания бумаги с декоративным вырезыванием (киригами), создают фигурки людей, животных, силуэты знакомых предметов.

Старшим дошкольникам полезно предлагать задания по созданию, к примеру, нарядных упаковок для сладостей. Они рисуют фантики, расписывают их, конструируют коробки для торта и печенья, стаканчики для мороженого и т.д. Предложите им придумать упаковку, например, для мороженого с лимоном. Посмотрите, как кисло-сладкий вкус карамели они выразят в цвете и узоре фантика. Пусть они сначала попробуют разные конфеты, а затем придумают для них фантики. Зачем? Дизайнеры упаковки всегда учитывают вкусовые и ароматические качества оформляемой продукции (сладости, соки, йогурты; духи, одеколон, мыло и т.п.). Полезно провести занятия по рисованию, аппликации, лепке и конструированию на темы «Детское мороженое», «Ароматы цветов» и др.

А на занятии «Разноцветные крылышки» детей знакомят с насекомыми России и экзотических стран, вырезают разные по размерам силуэты насекомых из картона, кальки, фольги и вместе с детьми разрисовывают их фломастерами. Дети и сами могут вырезать силуэты насекомых  и украсить их узорами. Этими изделиями можно декорировать стены, можно подвесить их к потолку, сделать их них нарядное панно, использовать в ходе развлечений, в том числе на участке.

Дети с удовольствием выполняют дизайн-работы  на темы «Волшебная лужайка», «Осенний букет», «Летняя мозаика», «Бал цветов», «Цветы альпинария» и др. По собственным рисункам или шаблонам, подготовлены взрослым, они создают плоскостные и полуобъемные силуэты, подбирая красивые сочетания по форме и цвету. Например, на большой общей «клумбе» зеленого цвета (картон диаметром примерно 50 см) размещают цветы или в свободной композиции (альпийский луг), или с выделением центра, по периметру, по спирали и т.п. Удачные варианты композиции могут украсить игровой уголок, комнату.

На занятиях и в часы досуга дети вместе с педагогом могут выполнить дизайн-проект, к примеру, на тему «Сладкоежки».

Занятие 1.

Декоративное панно «Сладкоежки» (аппликация)

Цель. Знакомить с работой дизайнера, создающего упаковки для сладостей. Развивать представление о декоративности.

Материал. Коллекция фантиков, фольга, старые журналы, фломастеры, клеящие карандаши, салфетки, ножницы; наглядный материал (упаковки для сладостей идр.), конфеты разной формы и вкусовых качеств (карамель, суфле, шоколадные и др.).

Предварительная работа. Задолго до проведения занятия дети начинают собирать фантики от конфет и приносят их в группу. Педагог рассказывает о художниках-дизайнерах, которые нарисовали эти фантики, сообразуясь с формой, размером и вкусом конфет. Дети рассматривают фантики, сортируют их, вспоминают вкус конфет. Педагог подготавливает лист плотной бумаги или картона (не менее 50х70 см) для наклеивания фантиков, материалы, инструменты и вместе с детьми  определяет место, где будет размещаться настенное панно.

Ход занятия

 Педагог предлагает из фантиков создать лоскутное панно для украшения групповой комнаты либо столовой или для игры в магазин (кафе) и назвать его «Сладкоежка» (или «Лакомка»). Дети разбирают фантики и выкладывают из них ковровый узор, выделяя центр и кайму и сочетая фантики по цвету, узору и размеру. Аккуратно приклеивают каждый фантик, смачивая его клеем по периметру и прижимая салфеткой до высыхания. Можно сделать иначе: предварительно нарезав фантики и журнальные иллюстрации, создать коллаж способом наложения полуобъемных силуэтов. После просушки панно тщательно проклеивается с обратной стороны скотчем (по периметру) для жесткости; к нему приклеиваются петли. Педагог внимательно наблюдает за тем, как работают дети, выясняет, кто из них «декоратор», кто мастер композиции и довольны ли они результатами своего труда (запись, фото, видео). Дети помогают педагогу повесить панно, приглашают родителей, которые угощают детей конфетами в ярких фантиках.

Занятие 2.

Нарядный фантик для конфеты (рисование, аппликация)

Цель. Знакомить с работой дизайнера, занимающегося росписью предметов. Развивать фантазию, воображение, представление о декоративности и композиции. Учить расписывать фантик с учетом формы, размера, вкуса конфеты.

Материал. Белая и цветная бумага разных сортов, нарезанная по размерам фантика, фольга, фломастеры, клеящие карандаши, ножницы; образцы разных по форме конфет (круг, овал, прямоугольник); панно «Сладкоежка», выполненное на предыдущем занятии; коллекция фантиков.

Предварительная работа. Педагог знакомит детей со способами росписи фантика с учетом формы конфеты. Разворачивает конфеты и на развертках фантиков показывает, где главная сторона узора (фасад), а где боковые. Дети на других фантиках определяют форму конфет и сортируют фантики (по форме, узору, окраске).

Ход занятия

Дети берут нарезанную по размеру и форме конфет бумагу и расписывают фантики. Педагог напоминает: узор должен соответствовать форме, он может располагаться по кругу, в центре, по периметру или свободно (показ образцов). В конце занятия собирает фантики и, примеряя к ним разные по форме конфеты, вместе с детьми отбирает наиболее удачные. Организуется выставка  и угощение детей.

Занятие 3.

Красивая форма фантика для конфеты (конструирование, рисование, аппликация)

Цель. Продолжать знакомить с работой дизайнера (пластика формы). Развивать чувство формы и композиции.

Материал. Белая и цветная бумага, плотная (для фантика «коробочка») и мягкая (для фантиков «шарик», «цилиндр»). Фломастеры, ножницы, карандаши, линейки, клей, салфетки; образцы форм (шар, конус, цилиндр, коробочка), фантики конфет, фольга цветная; развертки (крой) фантиков.

Предварительная работа. Детей знакомят с работой дизайнера-конструктора форм для конфет, рассматривают крой и узоры фантиков. Педагог учит конструировать фантики по форме и размеру  конфеты (сгибание и складывание «коробочек», скручивание «шарика» и «цилиндра»). Дети упражняются в конструировании этих форм.

Ход занятия

Педагог предлагает сконструировать фантик и расписать его, помогает детям – показывает, как можно украсить фантик «коробочка» (фасад и боковые стороны), как лучше расписать фантик для круглой конфеты. В конце занятия все детские работы обсуждаются, наиболее удачные отбираются на выставку и в музей детского дизайна. Детям предлагают дома создать оригинальный дизайн фантиков с учетом вкусовых качеств конфет.

Занятие 4.

Коробочка (набор) для конфет (конструирование, аппликация, роспись)

Цель. Продолжать знакомить с работой дизайнера. Развивать художественное воображение, проектное мышление. Учить конструировать по замыслу и украшать изделия из бумаги.

Материал. Белая и цветная бумага разных сортов, старые журналы и проспекты, коллекция фантиков и картинок с кондитерских упаковок; фломастеры, клеящие карандаши, линейки, лекала, ножницы, степлер, скотч; иллюстрации из книг по кулинарии, рекламных изданий, образцы коробок и упаковок. Коллекция конфет разного дизайна.

Предварительная работа. Накануне педагог знакомит детей с темой занятия и подготавливает необходимые материалы и пособия. Дети рассматривают и сортируют конфеты по размеру и форме. Педагог предлагает детям подумать, как бы они оформили коробочки для конфет разных сортов: карамели, шоколада, суфле и т.п.

Ход занятия

Педагог. Вы любите, когда вам дарят конфеты и другие сладости? На прошлых занятиях вы конструировали и расписывали фантики, сделали из них панно «Сладкоежка», которое украшает групповую комнату. Сегодня перед нами стоит задача сконструировать удобную и красивую коробку для конфет разных сортов, а затем украсить ее. Конфет много, и все они разные: карамель и шоколад с разной начинкой (малина, смородина, лимон, орехи и т.п.), мармелад, суфле. Посмотрите, как это учитывают художники-дизайнеры, украшая коробки для разных конфет (показ разных коробок и упаковок).

Тем детям, которые еще не умеют склеивать коробки, педагог дает готовые коробки, а другим – выкройки разных коробок; показывает, как можно сконструировать (свернуть и склеить) коробки (кубик, кирпичик, конус, цилиндр и др.) для конфет ассорти. Помогает детям украсить коробки, так чтобы захотелось положить в них сладости и подарить близким. Дети определяют, где главная и боковые стороны коробки, украшают ее цветными ленточками, бантами, мишурой. После занятия дети на досуге могут мастерить упаковки для печенья, вафель, зефира, тортов и др., придумывать им красивые названия. Могут вместе с педагогом сделать тематические коробки («Зайчик», «Медвежонок» и др.), коробки с сюрпризом, например, если потянуть с двух сторон за ушки (петельки), то она раскроется, и конфетка поднимется кверху. Можно разнообразить задания: дети лепят сладости по форме ячеек коробок из слоеного теста, заворачивают из в фольгу, фантики, украшают их блестками.

Серию занятий на тему «Сладкоежки» можно закончить творческим дизайн - проектом «Кафе «Сладкоежка» с использованием поделок, ранее выполненных детьми.

Детское кафе-магазин «Сладкоежка»

Цель. Пробуждать чувство собственной компетентности в общении со сверстниками и педагогом. Развивать проектно-образное мышление.

Материал. Упаковка от бытовой техники, мебели, крупных игрушек. Дизайн-продукция, выполненная детьми на предыдущих занятиях (фантики, коробки, упаковки); картинки с изображением рекламных изданий, витрин и др., бумага и картон (60х80 см), цветной лоскут, обои, скрепки, степлер, скотч.

Предварительная работа. Педагог и дети вспоминают занятия по теме «Сладкоежка», рассматривают выполненные ими изделия. Читают фрагмент сказки Э. Гофмана «Щелкунчик» (о волшебной столице сладостей Конфетенбурге), знакомятся с иллюстрациями  к ней, декорациями к балету П. Чайковского, мультфильмами (видео). Обсуждают детали и этапы совместной работы.

Ход занятия

Педагог вместе с детьми из крупногабаритных упаковок создают трехстворчатую основу для «Кафе-магазина». Его стены может украсить декоративное панно из фантиков, выполненное детьми на первом занятии. На столах целесообразно разместить коробки с конфетами, цветные воздушные шары и т.п.

Можно создать настольный вариант «Сладкоежки». Украсить панно «Фантики», на фоне которого дети выстраивают композицию «городка» из коробок, разных по форме, размеру и цвету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность

Раскрываются и уточняются представления педагогов и воспитателей о содержании понятия детский дизайн и детская дизайн-деятельность...

Детский дизайн пуговицами

Сообщение из опыта работы на тему:Детский дизайн пуговицамиВоспитатель: Цехановская Е.В....

План кружка "Детский дизайн"

В данном плане я предлагаю изготовить с детьми поделки из бросового материала....

Детский дизайн

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн. Актуальность данной деятельности обусловлена необходи...

"Детский дизайн - простор детскому творчеству "

Моя статья " Детский дизайн - простор детскому творчеству " предназначена для творческих педагогов,воспитателей.В статье говориться о том, что в настоящее время детскому дизайну уделяется достаточно м...

Детский дизайн в оформлении детского пространства.

Презентация по оформлению детского пространства, в детском саду и дома, детскими работами....

Дизайн для детей и детский дизайн

В совокупности «дизайн для детей» и «детский дизайн» отвечают фундаментальнымпедагогическим задачам: они формируют эстетику среды, окружающей ребёнка, стимулируютего творчество...