Дизайн для детей и детский дизайн
консультация

Бондарева Ирина Николаевна

В совокупности «дизайн для детей» и «детский дизайн» отвечают фундаментальным

педагогическим задачам: они формируют эстетику среды, окружающей ребёнка, стимулируют

его творчество, готовят к жизни в социуме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bondareva_i.n._dizayn_dlya_detey_i_detskiy_dizayn.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

Дизайн для детей и детский дизайн

В совокупности «дизайн для детей» и «детский дизайн» отвечают фундаментальным

педагогическим задачам: они формируют эстетику среды, окружающей ребёнка, стимулируют

его творчество, готовят к жизни в социуме. Дизайн одежды для детей, к примеру, эстетизирует

внешний вид ребёнка, вырабатывает культуру гардероба, причёски и др. Взрослые создают

продукцию так называемой параллельной индустрии для детей: реклама и медицина, галанте-

рея и парфюмерия, кулинария, торговые марки и товарные знаки, ориентируемые на детей.

Дизайнер проектирует, производители создают, а педагог поддерживает эстетику среды, при-

влекая к этой работе и детей.

Программу дизайна для детей условно можно рассматривать с позиций искусствоведче-

ского анализа достижений проектировщиков, но важнее, на наш взгляд, осветить её педагоги-

ческие аспекты, пути пропедевтики и проведения занятий собственно детским дизайном.

Творчество ребёнка условно можно принять за элементарный образец «протодизайна»:

оно также питается природосообразностью чувства красоты, национальными традициями, к

которым взрослые его приобщают, опытом семейного воспитания малыша.

Чтобы эффективнее приобщать ребёнка к дизайну, нужно посещать с ним выставки,

музеи и празднества. На экскурсиях и в музеях он рассматривает образцы старинной архитек-

туры (избы, палаты, особняки, терема, усадьбы, дворцы) и современного зодчества (типового

и оригинального); знакомится с разнообразием фасадов и украшений (окон, крылец, фронто-

нов, крыш), с фактурой строительных материалов (камень, кирпич, дерево, черепица, железо,

стекло и т. п.). На прогулках по городу следует показывать детям своеобразие оформления

витрин и рекламы, интерьеров и площадей, обращать внимание на внешний облик людей, их

гардероб.

Необходимо любоваться с детьми природными ландшафтами родного края, отмечая его

флору и фауну – это самые первые и потому самые яркие, запоминающиеся на всю жизнь

уроки эстетики для ребёнка.

Дизайнер, работающий для детей, должен знать особенности их психического и художе-

ственного развития, учитывать специфику формирования творческих способностей ребёнка,

то, что он воспринимает в окружающей его среде прежде всего визуально и перцептивно-эмпи-

рически: ощупывая, поглаживая разные фактуры поверхностей, малыш тактильным обследо-

ванием закрепляет свой зрительный опыт. Ребёнок сядет и на невзрачный, но более устой-

чивый стул, однако заинтересуется ярким и назовёт необычным стул-треножник. Он возьмёт

игрушку, декоративно раскрашенную, предпочитая цвета тёплой, солнечной гаммы (жёлтый,

красный, оранжевый), и не обратит внимание, к примеру, на бумагу мрачных тонов (корич-

невый, тёмно-синий, чёрный). Малыши любят обтекаемые силуэты и формы, остерегаясь ост-

рых. Дети улавливают в окраске предметов цвета и оттенки, которые есть в природе: «мор-

ковный цвет», «солнечная краска». В дизайн-продукции для детей учитывается то, насколько

хорошо они чувствуют себя в предметном пространстве. В кукольно-игровом интерьере дети

ощущают себя комфортнее, чем во взрослом, как и в знакомой обстановке, нежели в непри-

вычной. Однако новизну они воспринимают эмоционально.

Нельзя при этом не учитывать стихийный опыт ребёнка в познании окружающего. Дети

любят всё необычное: принимают самые неожиданные положения, чтобы иначе увидеть при-

вычное. Например, лёжа на коврике, они осматриваются вокруг, закидывая голову: «Как в

космосе, я лечу на корабле – всё наоборот». Рассматривая групповую комнату через проёмы

макета игрушечного замка или окон кукольной комнатки, они чувствуют себя Гулливерами.

Ребёнку с колыбели присуще целостно образное восприятие явлений жизни. Малыши живо

воспринимают движущиеся объекты, мобильные конструкции: вращающиеся элементы пред-

Г. Н. Пантелеев. «Детский дизайн»

14

метов, различные перевёртыши, качающиеся растения, звери, птицы – всё это привлекает

внимание детей, им нравится смотреть на движущиеся игрушки-самоделки, подвесы (звёзды,

шары, снежинки, гирлянды и т. п.), действовать с игрушкой динамичной конструкции. Транс-

формация оборудования (складируемое, сборное, откидное, раздвижное, распашное и др.)

вызывает у ребёнка интерес и активность. Эстетическую информацию дети получают от цвето-

световых эффектов: местный подсвет, локально направленное освещение (стол для рукоделия,

доска для рисования, картина, декор настенный и т. п.). В театрализованных представлениях,

на утренниках и в развлечениях они испытывают восторг от таких эффектов, как пульсация

света, бегущее, нарастающее и лучевое освещение (фейерверки, салют и др.). В современных

постройках для детей потолочные пространства пытаются использовать полезнее: на стропи-

лах и перекрытиях подвешивают физкультурные снаряды, там же размещают детские поделки,

свободно вращающиеся на разных уровнях, – фонарики, шары, гирлянды, силуэты и фигурки

животных.

Если дизайнер учитывает интересы и возрастную специфику детей дошкольного воз-

раста, то его продукция имеет спрос и, задействуя скрытые творческие импульсы ребёнка,

помогает педагогам детского сада и родителям в воспитании и образовании малышей. И это

подтверждает та работа, которую проводили и проводят специалисты и в том числе автор насто-

ящего пособия.

В России в 1961 году впервые группой московских дизайнеров и архитекторов была

успешно реализована проектная («пилотная») разработка художественного оформления и обо-

рудования дошкольных учреждений; выдвинутый молодыми специалистами принцип ком-

плексного проектирования был воплощён в жизнь во многих новостройках страны и одоб-

рен специалистами2. Дизайнеры воспротивились безликости и однообразию типовых зданий

и интерьеров детских учреждений. Новые идеи и проекты были ориентированы на оригиналь-

ность в оформлении возрастных групповых ячеек (игровая-столовая, спальня, раздевальная,

санузел) и других. помещений (зал, вестибюль, коридоры, лестницы и др.). На специфику дет-

ских игр и разнообразных занятий стал ориентироваться дизайн интерьера. Проводился опрос

старших дошкольников и персонала детских садов г. Москвы, городов и областей Российской

Федерации.

К пожеланиям детей стал прислушиваться проектировщик «дизайна для детей», не огра-

ничивая требования к интерьеру лишь принятыми нормативами. Красивая разнообразная цве-

товая отделка помещений, комплектная мебель для детей и взрослых, текстильный декор,

новые интерьерные крупные игрушки и обеспечение детской деятельности современными

пособиями и материалами привлекли внимание педагогов и дизайнеров к этим поискам. Твор-

ческие работы детей и воспитателей стали занимать достойное место в оформлении интерьера,

являясь визитной карточкой каждой возрастной группы. Многие дошкольные учреждения и

сегодня используют опыт комплексного, художественно-образного подхода в оформлении и

оборудовании среды для ребёнка, кардинально изменившего на многие десятилетия практику

дизайн-убранства детского сада. Итак, дизайн для детей как создание для ребёнка комфорт-

ной, материальной среды – одно из важных условий педагогической работы.

Детский дизайн ориентирован на выполнение этой задачи в области художественно-эсте-

тического образования дошкольника. Потребность ребёнка в практической деятельности

помогает педагогу направить его усилия на полезные занятия детским дизайном. Как дея-

тельность продуктивная и эстетически содержательная, дизайн-деятельность имеет свои цели,

образовательные принципы и развивающие ребёнка методики. Дети играют в «ряжения

2 Ю. В. Максимов, Г. Н. Пантелеев, Л. В. Пантелеева, И. А. Прилуцкий, В. С. Смирнов, Н. И. Молодова, Б. С. Столяров.

См.: «Альбом комплексного художественного оформления и оборудования детского сада». – М.: Просвещение, 1962.Сбор-

ники и статьи автора пособия в журнале «Дошкольное воспитание» и др.

Г. Н. Пантелеев. «Детский дизайн»

15

кукол», в «дочки-матери», обустраивают игровые комнаты и домики, строят «крепости» и

«замки». Они моделируют украшения и сувениры, мастерят одежду для кукол, костюмы и

декорации к своим спектаклям и утренникам. Всё это можно делать не только с интересом,

но красиво, со вкусом и аккуратно, для последующего использования в играх и украшениях

праздников и в быту. В этом случае уже можно говорить о том, что ребёнок занимается про-

ектированием, истоками дизайн-деятельности, ещё не вполне это осознавая.

Детская дизайн-деятельность сходна с рукоделием, поэтому её называют дизайн-руко-

делием (Япония, Италия, США, Франция и др.). В содержание понятия «детский дизайн»

автор включает понятия «дизайн-рукоделие» и «дизайн-проект». Дизайн-рукоделием можно

назвать небольшие украшения-аранжировки, выполняемые детьми самостоятельно и одно-

моментно. «Дизайн-проект» предусматривает более сложный, длительный (этапный) и кол-

лективный характер деятельности (моделирование одежды, архитектурно-художественный,

декоративно-пространственный дизайн). При проектировании объекта профессионального

дизайна обычно изучается его прикладная функция и условия эксплуатации (зачем, где и

как), прорабатываются варианты его композиционно-конструкторских решений с оптималь-

ным сочетанием материалов и эстетической отделки, его эргономические показатели (учёт

антропологии, гигиены и моторики ребёнка). В деятельности детского дизайна, не предпола-

гающей техническое проектирование и, тем более, производство, всё намного естественнее,

доступнее и творчески свободнее. Данная деятельность, как справедливо считают зарубеж-

ные педагоги, работающие с малышами, – это, в основном, детское декоративное рукоделие,

однако, при достаточно ограниченных возможностях дошкольника, но при грамотном руко-

водстве она вполне может быть нацелена на поэтапное решение ряда доступных им творческих

задач.

Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию простран-

ства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду для ребёнка (игру-

шек, сувениров, предметов одежды и интерьера). Продукты детского дизайн-творчества могут

быть использованы детьми сразу же в играх и в быту. В этом случае ребёнок полнее ощу-

щает себя творцом, познаёт свою индивидуальность, уровень умений, сравнивая свои поделки

с работами сверстников (по стилистике, манере-почерку).

Взрослый художник, прежде, чем что-то создать, делает эскизы, много рисунков для

ткани, предметов одежды, игрушек, бытовых изделий и т. п. Ребёнок же склонен представлять

некую общую картину, он не обучен ещё расчленять творческую задачу на отдельные фраг-

менты, структурировать их в своём сознании. Он не может создавать чертежи и схематические

рисунки (плана помещения, выкройки одежды). Однако чертеж, рисунок, эскиз, графическая

схема какого-либо изделия могут быть ему понятны: уже с четырёх лет дети оказываются спо-

собны представить себе то, какую форму и размер имеет знакомая комната или участок земли;

они способны понять, что значит макет того или иного предмета, комнаты. Обычно, получая

задание, дети обдумывают пути его выполнения, используя подручные средства. Если млад-

ший дошкольник выполняет задание обычно методом «проб и ошибок», то старшие дошколь-

ники способны мысленно представить пути решения задачи, конечный результат – образ буду-

щего изделия. Как проектно-поисковая, такая деятельность является деятельностью «детского

экспериментирования» (Н.Н. Поддъяков и др.). Проигрывая практически и «в уме» варианты

решений (выбирая, сравнивая, меняя, пробуя), ребёнок достигает результата, и тем быстрее,

чем интереснее задание, ярче его способности и богаче опыт дизайн-рукоделий. Наш опыт

работы выявил предпочтения детей одного возраста, но разного пола при выполнении одного и

того же задания: девочки стремятся к декорированию изображаемого, к украшательству, ярко-

сти палитры и аккуратности исполнения; мальчики же склонны к сюжетным интерпретациям

темы, некоторой небрежности в работе.

Г. Н. Пантелеев. «Детский дизайн»

16

В содержаниях понятий «дизайн для детей» и «детский дизайн» прослеживаются опреде-

лённые сходства и различия. Дизайн для детей требует от его исполнителей определённых спо-

собностей и профессиональных умений. Ребёнок последним, естественно, не обладает. Вместе

с тем, схватывая суть замысла (функцию, идею, сюжет), он со всей непосредственностью, при-

сущей детям, воплощает задуманное в своём продукте. Детский дизайн может быть деятель-

ностью, в которой творческие идеи («проекты») вызревают постепенно, реализуются в течение

длительного времени, результат творческих поисков появляется не сразу.

Известно, что в создании дизайн-продукта вместе с художником участвуют инженер, тех-

нолог, конструктор, психолог, педагог и другие специалисты. Группа детей также может созда-

вать свой общий оригинальный продукт при разделении труда и обязанностей каждого, или

он изготавливается поэтапно разными группами детей. Взрослый (музыкальный руководитель,

воспитатель, дизайнер) выступает в этом случае как главный дизайнер (дирижёр) проекта.

Дизайнеры пользуются в своей работе разными природными и искусственными материа-

лами, способами и приспособлениями. Дети во многом используют те же материалы и инстру-

менты: бумагу, картон, лоскут, краски, карандаши и фломастеры, глину и пластикаты, клей,

природные материалы, линейки, лекала, ножницы, шаблоны и трафареты, детский пантограф,

изготовленные макеты изделий и т. п.

Использованная продукция дизайн-индустрии подлежит промышленной утилизации:

это позволяет экономить материалы, обеспечивать воспроизводство товаров, не нарушать эко-

логию. Ребёнка также можно научить бережно обращаться с исходными материалами, привить

ему навык использования остатков материалов, утилизируя при изготовлении изделий «бро-

совый» материал.

Дизайнерские изделия должны быть исполнены на высоком художественном уровне,

обладать высокими эргономическими качествами. Дизайн для детей охватывает широкую

область от дизайна игрушки до дизайна интерьера и ландшафта. Детский дизайн также много-

образен по своим проявлениям: дети пробуют себя в рисовании, лепке, изготовлении аппли-

каций и коллажей, в конструировании и моделировании, в декоративно-прикладном искусстве

(плетение, ткачество, вышивание). Появляются перспективные направления детского дизайна:

игровой и декоративно-пространственный дизайн, моделирование предметов одежды, созда-

ние новых аранжировок для одежды, её аксессуаров и оформление игрового, бытового и празд-

ничного интерьера.

Если качество изделий влияет на успех дизайн-фирмы, карьеру дизайнера, на воспита-

ние художественного вкуса у потребителя, то ребёнок не ставит качество изделия целью своей

деятельности, а лишь стремится к этому, самовыражаясь, развивает свои умения, учится на

собственных ошибках. Однако продукция детского дизайна вполне может занимать своё место

на рынке продуктов художественного творчества, что и подтверждают многие специалисты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дизайн-деятельность детей в детском саду.

В детском  возрасте художественные замыслы устойчивы и ребенок способен взять на себя любую роль «художник», «скульптор», «дизайнер». Он способен мотивировать выбор материала, для передачи настро...

Занятие по конструированию с элементами детского дизайна для детей подготовительной группы Тема: «Карусель».

Занятие по конструированиюс элементами детского дизайнадля детей подготовительной группы Тема: «Карусель»....

«Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна»

От природы каждый ребенок талантлив, одарен, но развитие одаренности в дошкольном возрасте имеет скрытый характер, который необходимо раскрыть, развернуть, развить. Художественная одаренность ярч...

Коллективные работы детей кружка "Пастилинография - детский дизайн"

Пластилиновая живопись требует высокого уровня сосредоточенности. Она доступна детям старшего дошкольного возраста. Чем глубже познается этот вид изобразительного творчества, тем больше радости принос...

Конспект комплексного занятия по окружающему миру с элементом детского дизайна для детей среднего возраста. Тема: "Веселая Масленица"

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры. Развивать познавательный интерес к различным явлениям и ярким событиям общественной жизни (праздники)....

Обобщение опыта работы по теме "Развитие художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста через детский дизайн"

Работа с детьми старшего дошкольного возраста строится на работе студии детского дизайна....