Детский дизайн – перспективное направление художественно-эстетического развития детей
учебно-методический материал на тему

Мамбедалиева Эльмира Февзиевна

Доклад к педсовету с презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Чебурашка»

________________________________________________________________

Доклад на педагогический совет

«Детский дизайн –

перспективное направление художественно-эстетического развития детей

подготовила:  Мамбедалиева Э.Ф.

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который дает широкий простор детскому творчеству, развитие которого в свою очередь является согласно Федеральным Государственным Требованиям центральной задачей образовательной области «Художественное творчество».

Современному педагогу  необходимо овладеть культурой дизайна, знать, а главное уметь показать детям, как можно грамотно и красиво обустроить среду обитания.

Детский  дизайн - деятельность сравнительно нова и мало изучена, но она обладает, несомненно, большим развивающим потенциалом для всех сфер личности. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества.

Еще недавно идея дизайнерского образования дошкольников вызывала в официальных педагогических сферах категорическое отрицание. Тем не менее, жизнь не стоит на месте, и, как известно, именно она диктует свои требования. Одним из таких требований времени, которое сегодня невозможно игнорировать, является включение элементарных дизайнерских знаний и умений в образовательный процесс детского сада.

Актуальность проблемы определяется и тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Таковой деятельностью и является, на  мой  взгляд, детская дизайн-деятельность.

Одной из проблем внедрения детского дизайна в образовательный процесс ДОУ является полное отсутствие научной литературы по данному вопросу. И хотя многие педагоги считают необходимым введение обучения дизайн-деятельности в дошкольных учреждениях, методической литературы по детскому дизайну явно недостаточно.

Изучением детского дизайна в нашей стране и внедрением его в практику работы дошкольных учреждений занимаются сегодня отдельные педагоги, такие как Г. Н. Пантелеев, Г. Ярыгина, О. Кузнецова, Г. Давыдова, Широкова С., представляющие свои мысли и наработки в отдельных небольших статьях некоторых периодических изданий: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» и др., а также на различных сайтах Всемирной сети Интернет.

Вплотную, на основе многолетних исследований, занимается проблемами детского дизайна кандидат педагогических наук Пантелеев Георгий Николаевич.

Именно он является автором единственной на сегодняшний день книги, основанной на многолетних научных исследованиях «Детский дизайн» .

Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального   построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена.

Г.Н. Пантелеев рассматривает два понятия – «дизайн для детей» и «детский дизайн». Он считает, что в совокупности «дизайн для детей» и «детский дизайн» отвечают фундаментальным педагогическим задачам: они формируют эстетику среды, окружающей ребенка, стимулируют его творчество, готовят к жизни в социуме. Дизайн одежды для детей, к примеру, эстетизирует внешний вид ребенка, вырабатывает культуру гардероба, прически и др.

Дизайн для детей – это создание для ребенка комфортной, материальной среды.

Что же касается детского дизайна, то он ориентирован на выполнение задач в области художественно-эстетического образования дошкольника.  Потребность ребенка в практической деятельности помогает педагогу направить его усилия на полезные занятия детским дизайном. Дети моделируют украшения и сувениры, мастерят одежду для кукол, костюмы и декорации к своим спектаклям и утренникам, обустраивают игровые комнаты и домики. В содержание понятия «детский дизайн» Г. Н. Пантелеев включает понятия «дизайн-рукоделие» и «дизайн-проект». Дизайн-рукоделием можно назвать небольшие украшения-аранжировки, выполняемые детьми самостоятельно и одномоментно. «Дизайн-проект» предусматривает более сложный, длительный и коллективный характер деятельности (моделирование одежды, архитекртурно-художественный, декоративно-пространственный дизайн).

Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн-творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту.

Типы детского дизайна:

  • плоскостной (аппликативно-графический),
  • объемный (предметно-декоративный),
  • пространственный (архитекртурно-художественный).

 Виды дизайна.

  • книжный дизайн (конструирование, аппликации, декоративное рисование, шрифт),
  • театральный дизайн (папье-маше, декоративно-оформительская деятельность, конструирование из мягких материалов),
  • дизайн игр и игрушек (каркасное папье-маше, конструирование из бытового материала, конструирование из бумаги),
  • кукольный дизайн (изготовление текстильной куклы, из бересты, соломенная скульптура),
  • дизайн одежды (рисование по замислу),
  • декоративная роспись ткани в различных техниках («батик», «декупаж»)

Почему меня заинтересовала эта тема?

Во-первых, потому что  на протяжении ряда лет я посещала городские методические  объединения по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста, где пополнила свои теоретические знания и практические умения современными нетрадиционными техниками: «Знакомимся с квиллингом», «Айрис-фолдинг» – техника радужного складывания».  А в 2015-2016 году одной из  из годовых задач, поставленных перед педагогическим колективом нашего детского сада, стала задача повышения профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей детей средствами детского дизайна.

Во-вторых, это продиктовано моим личным интересом к проблеме: меня всегда привлекало рукоделие, стремление выполнить интересную поделку, аранжировку, творческую работу самой и научить этому моих воспитанников.

Так же стараюсь активно использовать Интернет-ресурсы, регулярно заходя на сайт Международного образовательного проекта «МАААМ. ru», «Город Мастеров» и др.

Следует отметить, что работа, проводимая мною по формированию творческих способностей детей средствами детского дизайна, строится в двух  направлениях: с детьми, родителями.

Основная цель, которую я поставила перед собой в работе с детьми - создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала дошкольника средствами художественно-конструктивного дизайна.

Для успешной работы с детьми в группе созданы благоприятные условия для развития интереса детей и самореализации их и в различных видах творческой деятельности.

Имеются, так называемые «Полочки красоты», на которых представлены произведения декоративно-прикладного искусства России и Крыма.

В уголке изобразительного творчества сосредоточен весь необходимый материал для организации детского дизайна: различные виды бумаги и картона, природный материал (семечки, косточки, солома и т. д., различный бросовый материал (упаковочный картон, пластмасса, проволока и др., ткань и другие волокнистые материалы.

Чтобы эффективнее приобщать ребенка к дизайну, нужно посещать с ним выставки, музеи и празднества.

На начальном этапе рассматривали картины известных художников-пейзажистов И. И. Шишкина, И. И. Левитана, беседовали о выразительных средствах, используемых художниками для передачи состояния природы, наблюдали на прогулках и экскурсиях за красотой окружающей природы, устраивали «минутки красоты», используя «визирную рамку» (прямоугольник, вырезанный в листе бумаги, рассматривали красоту окружающих объектов.

На прогулках по городу обращала внимание детей на  своеобразие оформления витрин и рекламы, интерьеров, на внешний облик людей, их гардероб.

В организацию работы по детскому дизайну активно включились и родители моих воспитанников. Именно они помогли нам собрать разнообразный материал для детского творчества и оснастить им творческую мастерскую. Заметно возросла активность родителей нашей группы в различных выставках проводимых в детском саду: «Осень золотая», «Новогодняя игрушка моей семьи» и т.д.

Таким образом, приобщение детей к дизайну, благородное, но трудное и длительное дело.

Занятия детским дизайном развивают у детей интеллект, культуру речи и общения, способности к анализу и обобщению, творческие способности, пространственное воображение, проектно – образное мышление. Дети начинают осознавать свое соавторство, авторскую компетентность, участвуя в создании объектов красоты, учатся благоустраивать быт, используя опыт дизайна в детском саду,  бережно относится к процессу и результату детской деятельности.

Искусство дизайна активно входит в нашу жизнь. Именно детский дизайн является перспективным направлением художественно-эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий: скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением и др.

Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на всё новое и необычное, и, перевоплощаясь в маленьких дизайнеров, могут на равных конкурировать с взрослыми, опережая последних в нестандартности решений.

Результатом моей работы стало повышение качественного уровня творческого развития детей. У них наблюдается ярко выраженная творческая фантазия, желание создавать неповторимые, оригинальные предметы, делающие мир приятней и уютней. Они научились планировать свою работу, придумывать образ, искать средства его воплощения, добиваться результата. В сотворчестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Конспект НОД по реализации задач познавательного, художественно-эстетического, речевого развития детей второй младшей группы "Водичка, водичка..."

Материал подготовлен с целью способствовать развитию любознательности и познавательной мотивации, формированию представлений об объектах окружающего мира....

Обобщение опыта работы по теме "Развитие художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста через детский дизайн"

Работа с детьми старшего дошкольного возраста строится на работе студии детского дизайна....

Презентация "Детский дизайн – перспективное направление художественно-эстетического развития детей".

Актуальность введения в дошкольную жизнь работы по художественному дизайну обусловлена:•Необходимостью воспитывать творчески активную личность;•Отказом от шаблонного восприятия действительно...

Наглядное моделирование – перспективное направление познавательно-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи ( из опыта работы)

В  выступлении обобщен опыт работы воспитателя компенсирующего вида по использованию технологии моделирования в процессе познавательно-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи....

Дополнительная общеразвивающая программа «Пряничный домик» направление: художественно – эстетическое (пластелинография) возраст детей: 3-5 лет

Пластилинография — это один из сравнительно недавно появившегося, нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: ...

Презентация "Художественно - эстетическая зона развития детей"

Получить в детстве начало - эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному тво...