РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Конструктивно-модельная деятельность»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему

Настоящая программа описывает курс подготовки по конструированию детей младшей группы (3-4 года) и разработана на основе методического пособия Куцаковой Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду».

Реализация данной программы проводится в ходе организованной образовательной деятельности, образовательной деятельности при проведении режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kostruirovanie_ml._lopuhova.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     

Актуальность

«Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

                                                                                                                                    В.А.Сухомлинский

В концепции непрерывного образовательного процесса дошкольный период рассматривается как важнейший, базовый период в развитии человека.  «Это период первоначального фактического складывания личности» (А.М.Леонтьев). И если говорить о творческом потенциале ребенка, то именно в дошкольном периоде ребенок делает первые шаги в мир искусства. Именно в дошкольном детстве у ребенка развиваются первичные формы творчества, эмоционально-ценностное отношение к миру, ассоциативное мышление, художественно-образные представления об окружающем мире, фантазия и воображение.

Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, конструирование знакомит ребенка со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного материала и пр.

Основные цели и задачи:

 Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.

Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в

соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы

будет выполнять.

 

 

Настоящая программа описывает курс подготовки по конструированию детей младшей группы (3-4 года) и разработана на основе методического пособия Куцаковой Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду».

Реализация данной программы проводится в ходе организованной образовательной деятельности, образовательной деятельности при проведении режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями детей.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

        

Раздел

Программное содержание

Конструирование

   Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали, сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, прикладывание, приставление), использовать в постройках детали разного цвета. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке.

   Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно к друг другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами – кубики и др.) Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд).

   Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома – улица; стол, стул, диван – мебель для кукол. Приучать детей после игры аккуратно складывать детали в коробку.

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 младшая группа

Тема

источник

Период

1.

Безопасность на дорогах.

Конструирование: «Горка в детском саду»

Горка с двумя лесенками

Занятие № 1, стр. 37

01.09.15-04.09.15

Конструирование: «Дорожка моего города»

Закреплять знания о длине и цвете.

Занятие № 4, стр. 39

07.09.15-11.09.15

«Забор»

Воспитывать у детей и умение выполнять указание педагога; закреплять умение замыкать пространство, ритмично располагать кирпичики на плоскости их длинной узкой стороной.

З. В. Лиштван, 1989, стр. 40-41.

14.09.2015-18.09.2015

2.

Осень.

«Ворота»

Учить детей распологать кирпичики вертикально; выполнять постройку в определенной последовательности, добиваясь  точности в работе.

З. В. Лиштван, 1989, стр. 41-42.

21.09.2015-25.09.2015

«Мебель для кукол (стул, стол, диван)

Закреплять у детей представления  о знакомых предметах в окружающем, знать их назначение, видеть их особенности, выделять зрительно основные части ( у стола крышка и ножки, у стула сиденье, спинка, ножки и т.д.)

З. В. Лиштван, 1989, стр. 42-43.

28.09.2015-02.10.2015

«Домик для куклы»

Формировать у детей обобщенные представление о домах; познакомить с новой деталей призмой.

З. В. Лиштван, 1989, стр. 43-44.

05.10.2015-09.10.2015

«Башенка и лесенка»

Закреплять понятия высоты,  цвета. Учить рассказывать, как будут строить, строить по образцу.

Куцакова

Занятие № 5, стр. 39

12.10.2015-16.10.2015

3.

Овощи и фрукты.

Конструирование: «Горка в детском саду»

Горка с двумя лесенками

Занятие № 1, стр. 37

19.10.2015-23.10.2015

4.

Мой дом.

«Дорожки» 

Учить изменять постройку, преобразования её в высоту, длину, ширину. Выделять части построек, рассказывать, из каких деталей состоит постройка

 конспект

26.10.2015-30.10.2015

Конструирование: « Дорожка в осенний лес»  

Научить строить дорожки разной длины и ширины из крупного строительного материала (кирпичиков) .

Закрепить название строительного материала, цвета, величины (широкая – узкая, длинная – короткая) .

Обогащение словаря: узкая, длинная, короткая, широкая, разноцветная, одноцветная, задобрить.

Закрепить понятие пространства: в лес, из леса, в сад, из сада.

Занятие № 2, стр. 38

02.11.2015-06.11.2015

«Горка»

Уметь самостоятельно строить горку Рассказ детей о том, как они ка- тались на горке, рассматривание картинок с изображением зимних забав, показ способа действий, игра «А мы с горочки скати- лись»

09.11.2015-13.11.2015

5.

Игрушки.

Конструирование: «Осенняя река»

Учить изменять постройку, преобразования её в в длину, ширину. Выделять части построек, рассказывать, из каких деталей состоит постройка

Занятие № 3, стр. 38

16.11.2015-20.11.2015

6.

Мой город.

«Башенка и лесенка»

Закреплять понятия высоты,  цвета. Учить рассказывать, как будут строить, строить по образцу.

конспект

23.11.2015-27.11.2015

7.

Я и моя семья.

 «Забор»

Воспитывать у детей и умение выполнять указание педагога; закреплять умение замыкать пространство, ритмично располагать кирпичики на плоскости их длинной узкой стороной

З. В. Лиштван, 1989, стр. 40-41.

30.11.2015-04.12.2015

Конструирование: «Дорожка моего города»

Закреплять знания о длине и цвете.

Занятие № 4, стр. 39

07.12.2016-11.12.2015

8.

Новый год.

 « Катя пришла в гости в детский сад»

Уметь строить стульчики

Настольный (мелкий) строительный матери- ал: кубики, призмы, кирпичики, пластины. кукла «Катя»

конспект

14.12.2016-18.12.2016

«Маша и Дружок гуляют по улице»

Уметь достраивать постройки в высоту и ширину

конспект

21.12.2015-24.12.2015-25.12.2015 каникулы

9.

Зима.

«Мебель для кукол (стул, стол, диван)

Закреплять у детей представления  о знакомых предметах в окружающем, знать их назначение, видеть их особенности, выделять зрительно основные части ( у стола крышка и ножки, у стула сиденье, спинка, ножки и т.д.)

З. В. Лиштван, 1989, стр. 42-43.

28.12.2015-31.12.2015 каникулы

Конструирование: «Ворота для зверей»

уметь строить по готовому образцу (два варианта), называя детали, их цвет

Занятие № 8, стр. 40

11.01.2016-15.01.2016

10.

Дикие и домашние животные

«Заборчики для животных»

уметь строить по готовому образцу (два варианта), называя детали, их цвет

Занятие № 7, стр. 40

18.01.2016-22.01.2016

11.

Транспорт.

«Делаем самолетики»

уметь строить самолет по готовому образцу ( два варианта), называя детали, их цвет.

конспект

25.01.2016-29.01.2016

12.

Профессии

«Машенька летит на самолете»

Уметь строить самолётик из разных дета- лей (пластины, кирпичики, кубики», различая их по форме, цвету, величине,

конспект

01.02.2016-05.02.2015

«Мостик для машин»

Уметь строить по образцу, называя детали строительного материала, их цвет, подводить детей к пониманию функции создаваемой конструкции.

конспект

08.02.2016-12.02.2016

13.

День защитника отечества

Конструирование: « Домик для всей семьи»

уметь строить по готовому образцу (два варианта), называя детали, их цвет.

Занятие № 10, стр. 41

15.02.2016-19.02.2016

14.

Мамин день.

Конструирование: «Праздничные ворота»

Повтор пройденного

Занятие № 9, стр. 41

24.02.2016-27.02.2016

Конструирование: «Новый забор»

Повтор пройденного

Занятие № 14, стр. 43

29.02.2016-05.03.2016 каникулы

15.

Весна.

«Ворота»

Учить детей распологать кирпичики вертикально; выполнять постройку в определенной последовательности, добиваясь  точности в работе.

З. В. Лиштван, 1989, стр. 41-42.

09.03.2016-11.03.2016

«Мебель для кукол (стул, стол, диван)

Закреплять у детей представления  о знакомых предметах в окружающем, знать их назначение, видеть их особенности, выделять зрительно основные части ( у стола крышка и ножки, у стула сиденье, спинка, ножки и т.д.)

З. В. Лиштван, 1989, стр. 42-43.

14.03.2016-18.03.2016

«Домик для куклы»

Формировать у детей обобщенные представление о домах; познакомить с новой деталей призмой.

З. В. Лиштван, 1989, стр. 43-44.

21.03.2016-25.03.2016

16.

Здоровье.

Конструирование: «Горка в детском саду»

Горка с двумя лесенками

Занятие № 1, стр. 37

28.03.2016-01.04.2016

Конструирование: «Дорожка моего города»

Закреплять знания о длине и цвете.

Занятие № 4, стр. 39

04.04.2016-08.04.2016

17.

Пожарная безопасность.

«Маша и Дружок гуляют по улице»

Уметь достраивать постройки в высоту и ширину

конспект

11.04.2016-15.04.2016

«Мостик для машин»

Уметь строить по образцу, называя детали строительного материала, их цвет, подводить детей к пониманию функции создаваемой конструкции.

конспект

18.04.2016-22.04.2016

18.

День победы.

Конструирование: «Новый забор»

Повтор пройденного

Занятие № 14, стр. 43

25.04.2016-29.04.2016

19.

Лето.

«Маша едет на дачу»

Уметь строить во вза- имодействии со взрослыми знакомые конструкции: поезд, скамеечку, остановку; уметь обыгрывать

конспект

03.05.2016-06.05.2016

«Ворота»

Учить детей распологать кирпичики вертикально; выполнять постройку в определенной последовательности, добиваясь  точности в работе.

З. В. Лиштван, 1989, стр. 41-42.

10.05.2016-  13.05.2016

«Заборчики для животных»

уметь строить по готовому образцу (два варианта), называя детали, их цвет

Занятие № 7, стр. 40

16.05.2016-20.05.2016

«Мостик для машин»

Уметь строить по образцу, называя детали строительного материала, их цвет, подводить детей к пониманию функции создаваемой конструкции.

конспект

23.05.16-

27.05.15

«Домик для куклы»

Формировать у детей обобщенные представление о домах; познакомить с новой деталей призмой.

З. В. Лиштван, 1989, стр. 43-44.

30.05.15-

31.05.15

Оценка индивидуального развития воспитанников:

  • Называть детали строительного материала.

  • Сооружать разнообразные постройки по образцу и самостоятельно.

  • Располагать кирпичик и пластины вертикально.

  • Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

  • Разворачивать игру вокруг собственной постройки.

Способы педагогической диагностики

Реализация Образовательной программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).     Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции его развития;
  2. оптимизации работы с группой.

Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (первичная – в сентябре,  итоговая – в мае). Основные показатели развития детей определяются содержанием Образовательной программы образовательной организации, разработанной на основе  ФГОС ДО.

Инструментарий прилагается.

СПИСОК СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

 Строительный материал, игрушки по количеству детей, цветная бумага.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества / А.Н. Давидчук. М.: Просвещение, 1976.
  2. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду / Л.В. Куцакова. М.: Просвещение, 1990.
  3. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий / Л.В. Куцакова. М.: Сфера, 2005.
  4. Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду / З.В. Лиштван. М.: Просвещение, 1971.
  5. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», направление «Музыкальное развитие» для детей 1,5 -2 лет (на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика»)

Рабочая программа по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», направление «Музыкальное развитие» для детей 1,5 -2 лет (на основе Примерной основно...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в старшей группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в старшей группе (рабочая программа воспитателя)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (разделы: музыка, художественно-продуктивная деятельность) для подготовительной к школе группы «А»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность» на 2020 – 2021 учебный год Составлена на основе парциальной программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольц

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»раздел «Музыкальная деятельность»на 2020 – 2021 учебный годСоставлена на основе парциальн...