Авторская программа кружка "Фокусники" (Поделки из бумаги по типу оригами) в подготовительной группе.
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Синицкая Ирина Михайловна

Программа включает в себя пояснительную записку, цели и задачи, принципы построения обучения, условия и материал, тематический план по изготовлению поделок оригами, план работы проведения занятий, список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  кружка «Фокусники»

(Поделки из бумаги по типу оригами)

Подготовительная группа

«Истоки способностей  и дарований  детей находятся на кончиках пальцев»

                            В.А.Сухомлинский.

Автор: Синицкая Ирина Михайловна

г. Мурманск

                                       Пояснительная записка.


  Отличительной особенностью любой культуры является творческое начало. Система формирования самостоятельного творческого конструирования дает новую тактику обучения детей конструированию из бумаги. Сейчас в практику входит истинное название техники изготовления фигурок путем выполнения определенных действий с бумагой оригами. Корни возникновения оригами уходит в глубокое прошлое и связаны с изобретением в Китае бумаги. В 17 веке секрет изготовления бумажных фигур стал известен в Японии. Бумажными фигурками украшали прически, использовались они и на праздниках. В наше время искусство оригами распространились по всему миру. Этот вид искусства является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в том числе и коррекционных. Единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный материал для творчества. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом.  

Возможности оригами в воспитательном процессе нельзя недооценивать:
Во - первых, это продуктивная деятельность, результат которой ребенок видит практически сразу, а не по истечении длительного времени. Это очень важно, т.к. у малышей долгое ожидание результата приводит к потере интереса. Во - вторых,  полученное изделие всегда может быть использовано в качестве подарка, праздничного украшения помещений, игрушки или дидактического материала. В- третьих, сам процесс изготовления бумажных фигурок способствует решению многих задач, стоящих перед дошкольным воспитанием. Прежде всего, это влияние на развитие мелкой моторики пальцев рук, что является одним из показателей интеллектуальности ребенка. Все мы знаем, насколько трудно ребенку овладевать письмом в школе, особенно если в дошкольном возрасте не было соответствующей подготовки. В.А. Сухомлинский писал, чем больше мастерства в детской ручке, тем умнее ребенок. Это и подвело меня заняться по обучению детей приемам оригами. Занятия оригами способствуют развитию психических процессов (внимание, память, мышление, воображение); совершенствуют трудовые умения детей, связанные с необходимостью овладеть разными приёмами и способами обработки бумаги (сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание и др.); развивают глазомер, точность движений и способствуют развитию координации работы обеих рук; умению подбирать и целенаправленно использовать материалы и инструменты, а также развивают художественный вкус. На занятиях оригами ребенка необходимо учить концентрировать свое внимание на объяснении педагога, так как необходимо запомнить точное  название заготовок и приемов. Складывание фигурок основано на освоении базовых форм, которые нужно знать и уметь выполнять желательно по памяти.  При складывании ребенку часто приходится самостоятельно искать ответ на вопросы: зачем, почему, как, что будет. Процесс изготовления поделки учит ребенка мыслить.  Ученые и педагоги считают, что в процессе развития творческих задатков осуществляется развитие конструктивных способностей, а появление желания у некоторых воспитанников создать что- то свое - это огромный шаг вперед, это плод развития воображения ребенка.

Ученые полагают, что существует тесная связь между оригами и медициной:
- оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную среду человека - это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или напротив излишне агрессивен.

 - оригами, идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.

- оригами при работе с больными детьми порой становится единственно возможным.

- любовь детей к складыванию фигурок разных животных можно использовать для борьбы с различными фобиями. Например, малыш боится волка. Можно предложить сложить фигуру волка методом оригами. Ребенок видит, что волк, по сравнению с ним совсем маленький, не страшный.  В работе с маленькими детьми, превосходные результаты может дать методика сочинения или пересказа сказки. В процессе складывания фигурки становятся своеобразной иллюстрацией рассказа. При этом очень важно, чтобы ребенок проговаривал текст, одновременно складывая лист бумаги.


Основные направления оригами в работе с детьми:
- создание фигур.

- применение фигур в оформление помещений, подарков, аппликации.

- развитие речи ребенка, выражающееся в обыгрывании готовых фигурок по сюжетам известных детских произведений.

- расширение кругозора за счет сообщения сведений различного характера, информация экологического характера: изготовление фигурок животных, насекомых, растений.

- уточнение сведений о геометрических понятиях: дети учатся действовать с бумажным листом конкретной формы, получают геометрические фигуры входе складывания.

Основные принципы при обучении оригами: 

- доступность, постепенность, системность.

Связь с другими видами деятельности:

- согласование тематического плана с календарными праздниками.

-учет индивидуальных способностей.


Цель программы:

1. Развитие психических процессов детей подготовительной к школе группе (память, мышление, внимание, речь, воображение).

2. Формирование познавательных потребностей.

Задачи программы:

1. Развитие мелкой моторики рук, обучение точным движениям пальцев.

2. Знакомство с основными геометрическими понятиями (квадрат, треугольник, диагональ, угол, сторона, деление угла пополам и др.)

3. Развитие способности следовать к устным инструкциям педагога.

4. Развитие уверенности в своих силах и способностях.

5. Развитие умения делать оригами из цветной бумаги в процессе различных игровых ситуаций.

6. Формирование навыков коллективной деятельности.

Программа составлена на 1 учебный год  для детей подготовительной к школе группе. Всего 36-38 занятий проводятся по 1 часу в неделю за одним большим общим столом.  Дети, посещающие кружок «Фокусники», привлекаются к участию  детей в городских, областных и международных конкурсах.

Принципы построения обучения:

Работу проводить в 5 этапов:

1. Ознакомление со свойствами бумаги.

     Первые занятия посвятить свободным действиям с бумагой, чтобы дать детям возможность познакомиться с её свойствами. Для игры «Воздушный футбол» дети делают «мячи» из бумаги и дуют на них, в процессе чего выясняют, что бумага лёгкая и сдвигается с места даже от воздушной струи.

     На одном из занятий дать детям бумажные кораблики, поиграть с ними и оставить в тазу с водой, а утром посмотреть, что они раскисли. Также дети рвут бумагу и в процессе этого занятия  узнают, что бумага бывает разной плотности, может рваться легко или более трудно. Увидеть, что разным бывает и разрыв: ровный или клочками. После этого начинаем работать с бумажными квадратами. Предложить детям сделать несколько сгибов на своём квадрате, и заметить, что бумага может легко сгибаться, а может ломаться на сгибах. После этого предложить детям развернуть квадрат и аккуратно разгладить сгибы рукой. В процессе этого упражнения выяснить, что если бумажный квадрат согнуть и загладить сгиб, то след от этого сгиба при разглаживании не исчезает, потому что бумага легко сгибается и мнётся. Таким образом, познакомить детей с основными свойствами бумаги. А также объяснить основное правило изготовления поделок: необходимо тщательно проглаживать сгиб, т.к. если сгиб плохо проглажен, то получившиеся в квадрате геометрические фигуры будут выглядеть неаккуратно.

2. Ориентировка в пространстве на квадратном листе бумаги.

     На этом этапе учить детей складывать из бумаги два прямоугольника, четыре треугольника, четыре квадрата; отрабатывать точность движений, ведь от совпадения сторон и углов зависит внешний вид фигурки. Занятия проводить живо и эмоционально, в игровой форме. Многократно показывать каждый приём в разных ситуациях, объясняя его словами: «Если приложить один угол бумажного квадрата к противоположному углу (объяснение всегда сопровождать показом), сгиб прогладить, затем развернуть и сделать то же с другими двумя углами, то, развернув квадрат, увидим четыре треугольника». (Дети повторяют действия, используя свои квадраты). Из квадрата путём складывания можно получить не только треугольники. «Если приложить одну сторону к противоположной стороне, аккуратно совместив углы и прогладив сгиб, получится два прямоугольника» (показывать, дети повторяют). А затем предложить детям подумать, что нужно сделать, чтобы в итоге получилось четыре квадрата?

     Дошкольникам необходимо поощрение и поддержка, и на первых порах сами намечайте некоторые сгибы. Вместе с умениями у детей появится уверенность в своих силах и желание работать дальше.

3. Изготовление простейших игрушек.

     Только после этого приступить к изготовлению простейших игрушек. Прежде самим всё складывать несколько раз и, лишь потом показывать  детям, как это делается. Затем правильно объяснить и сложить модель вместе с ними. Просим детей после этого попробовать сложить самостоятельно. Улучшение мелкой моторики, ориентировки в пространстве, умения преобразовывать геометрические фигуры позволяют перейти к следующему этапу.

4. Изготовление сложных игрушек.

     На данном этапе для изготовления фигур требуется не только умение выполнять поделку на основе чётких ориентировок на листе (угол, сторона), но и знание промежуточных понятий, достаточная развитость глазомера (умение определять середину стороны, делать сгиб, немного не доходя до угла, края).

5. Изготовление сюжетных композиций.

     Освоив технику выполнения моделей, дети за одно занятие могут успеть сделать несколько поделок, что позволяет объединять их в сюжетные композиции, дополняя элементами аппликативного оформления фона.

     Во время занятий беседовать о птицах, животных или цветах, которые складывают, выделяя характерные черты для того или иного живого существа. Это способствует развитию мыслительных процессов, речи. Для того чтобы детям было легче запомнить последовательность складывания фигурок придумывать вместе технологическую сказку, которая помогает запомнить базовые формы. Геометрические понятия заменить ассоциативными предметами: крыша, дверь, воздушный змей и др. Сложив из бумаги поделки животных и птиц, дети рассказывают с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями. Справившиеся с заданием дети идут играть с поделкой, сделанной своими руками.

     Для того  чтобы процесс изготовления поделок в стиле оригами стал для детей более доступен, познакомьте детей с пооперационной картой (работать с ней проще и интереснее, чем со схемой по изготовлению поделок в стиле оригами). Испытывая трудности на каком-то этапе, дети разворачивают заготовку на пооперационной карте и по сгибам складывают её вновь.

     В работе последовательно использовать систему «от простого к сложному». После того, как дети освоят технику выполнения поделок на основе пооперационных карт, можно вводить схемы.

Условия и материал:

     Так как это – продуктивный вид деятельности, в группе  необходимо создать творческую мастерскую. Совместно с детьми определить, что понадобится для работы:

1. Белая и цветная бумага. Цвет ее должен соответствовать поделке. Конструировать можно также из обычной «тетрадной» бумаги в клеточку и линеечку.

2. Ножницы. При использовании ножниц напомнить детям о правилах безопасности: не размахивать ими в разные стороны, следить за тем, чтобы не порезаться, твердо держать в правой (или левой) руке и при резании не подставлять левую (или правую), не оставлять ножницы открытыми на рабочем месте, передавать кольцами вперёд.

3. Клей. Части некоторых поделок необходимо склеивать. Для этого мы берём клей. Так как канцелярский клей оставляет жёлтые пятна, лучше использовать клей – «карандаш».

4. Цветные карандаши, фломастеры или маркеры. В некоторых поделках приходится рисовать отдельные элементы, например: глаза, нос, уши и др., а также делать аппликацию из цветной бумаги.

5. Пооперационные карты, образцы, схемы, литература.

6. Подносы для материалов, инструментов и обрезков бумаги.

7. Салфетки по мере надобности.

Общие правила при обучении технике Оригами:
1.Сложные заготовки для поделок дошкольникам помогает готовить взрослый.
2.Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
3.Бумага для оригами должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной.

4.Показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.

5.При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
6.Обучение складыванию каждой оригами должно быть поэтапным: показ одного приема — выполнение детьми, показ второго — выполнение детьми. 7.Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.

8.Совмещение углов и сторон в процессе складывания оригами должно быть точным.

9. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребенок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

    При выполнении поделок из бумаги, для более успешного освоения материала процесс изготовления игрушек разделить на ряд последующих операций:

- Знакомство с образцом готовой игрушки

- Анализ схемы с выполнением одной операции

- Одновременное складывание игрушек

- Оказание индивидуальной помощи на начальном этапе требуется постоянно
- При изготовлении игрушки с симметричным сгибом дети самостоятельно выполняют повтор операции по образцу.

Прежде, чем приступить к складыванию моделей, нужно ознакомиться с техническими приёмами и основными видами складок, которые используются в оригами. Складывать бумагу нужно аккуратно и точно, освоив сначала простые, а затем сложные складки.

 
Способы складывания:

сгиб «долиной»;  сгиб «горой»;  наметка;  складка «молния»

Тематический план по изготовлению поделок оригами.

Месяц

Тема

1 этап

Сентябрь

Цикл познавательных занятий:

1. «Путешествие в бумажную страну» (с элементами экспериментирования с разными видами бумаги).

2. «В некотором царстве, в бумажном государстве»

3. «Волшебные превращения бумажного квадрата»

4. «Давайте поиграем» Игры: «Покажи такую же геометрическую фигуру», «На что похоже?»

2 этап

Октябрь

1.Знакомство с базовыми формами: треугольник, квадрат, воздушный змей, птица.

2.Игры и упражнения:

«Преврати квадратик в другую форму»

 «Угадай, во что превратился квадратик?»

 «Где чья тень?»

 «Назови правильную форму»

 «Определи базовую форму»

3.«История о любопытном уголке», или «Как построить дом»

4.«История маленьких путешественников», или «Как превратить ковёр самолёт в современный самолёт»

 

3 этап

Ноябрь

1. «Стаканчик»
2. «Кошелёк»
3. «Шапочка»
4. «Пианино и стульчик в подарок для гномов»

4 этап

Декабрь

1. «Ёжик»

2. «Рамка»

3. «Ёлочки»

4. «Цветочная закладка»

Январь

1. «Рыбка -Скалярия»

2. «Жук»

3. «Лягушка»

4. «Цветок-лотос и стрела»

Февраль

1.  Коллективная работа «Зайчики на полянке»

2. День Святого Валентина «Сердце с цветком»
3. «Цыплёнок в яйце»

4. «Краб»

Март

Цветы – подарок маме
1. Коллективная работа «Цветик-семицветик»

2. «Корзинка»

3. «Тюльпаны»

4. «Гвоздики»

5 этап

Апрель

Изготовление рукописной книги «Птицы рядом с нами»

1. «Шустрые воробьи»

2. «Зимовье птиц»

3. «Ворона»

4. «Голуби»

5. «Чайки на волнах»

6. «Пингвины на льдине»

7. «Сова в ночном лесу»

Май

Участие в конкурсах и благотворительных акциях.

1.Тема: «Я хочу жить в мире с природой»

   Авторская работа: «Снегири и синицы на ветке рябины»

2.Тема: « Давайте жить не только для себя»

   Коллективная работа-картина для ветеранов «С днём Победы!»                    

3.Игрушки по желанию детей с использованием образцов, схем.

План работы проведения занятий:

1.Тема: «Игрушки для сюжетно-ролевых игр»

(стаканчик, шапочка, кошелёк).

Задачи:

1.Учить предварительно обдумывать последовательность действий.

2.Закреплять умение складывать квадратную форму по диагонали,                  чётко совмещая стороны и углы.

3.Развивать память, смекалку.

Материал: бумажный квадрат, фломастеры

Методические приёмы:

  • Беседа о предстоящих играх, в которых могут использоваться кошелёк, стаканчик, шапочка.
  • Рассматривание поделок, рассказ о последовательности их выполнения.
  • Поощрение проявления смекалки, творческой инициативы.

2. Тема: «Зайчики на поляне».

Задачи:

1. Учить складывать зайчика по типу оригами, дополнять деталями, придавая им выразительность.

2. Развивать творчество, самостоятельность.

Материал: квадраты цветной и белой бумаги, ножницы, клей, конфетти, фон для композиции (зелёный луг с цветами).

Приёмы складывания заготовки:

  • Складывание заготовки пополам по диагонали
  • Сгибание боковых сторон навстречу друг другу
  • Соединение 2-х сторон
  • Надрез до середины по диагонали для загиба ушей в разных направлениях
  • Закладывание 2-х складок для выделения хвоста
  • Склеивание складок и дополнение аппликацией (глаза)

Игровая мотивация: Я превращу вас в волшебников, и вы быстро сможете сделать сказочную полянку с зайцами.

               3.Тема: «Синицы и снегири на ветке рябины» (композиция)

Задачи:

1.Учить закладывать сгиб глубокой складкой, перегибать пополам, отгибать клюв, крылья, вырезать хвост.

2.Развивать интерес к конструированию из бумаги.

Материал: два квадрата на выбор: синего и жёлтого цвета, красного и чёрного цвета, ножницы, клей, конфетти.

Приёмы складывания заготовки:

  • Сгибание заготовки по диагонали, состоящей из 2-х слоёв бумаги разных цветов
  • Немного отступив от диагонального сгиба, нижний угол верхнего слоя загнуть вверх и пригладить его (сгиб)
  • Перевернуть заготовку согнутой стороной вниз (сгиб находиться в вертикальном положении) и поделить фигуру пополам сверху вниз
  • Сделать отвороты крыльев вверх с одной и с другой стороны поделки
  • Выделить клюв, наметить линию живота, форму хвоста и отрезать детали по намеченным линиям.

           4.Тема: «Белые медведи» (Футбольный матч белых медвежат)

Задачи:

Учить складывать белый прямоугольник вдоль, сгибать углы, делать надрез на спине для выделения ушей и линии спины.

Материал: белый прямоугольник. Обрезки бумаги, футбольное поле, мяч из пластилина, ножницы, клей, конфетти.

Приёмы складывания заготовки:

  • Согнуть прямоугольник пополам по долевой линии
  •  Сложить с одной стороны углы к середине, а с другой сгибы делать лишь на одну треть ширины угла
  • Конец острого угла вложить внутрь
  • Треугольником вырезать уши и часть спины
  • Наметить и вырезать по линии передние и задние лапы, закруглить линию живота.

5.Тема: «Сова в ночном лесу»

Задачи:

Учить складывать квадрат по диагонали пополам, стороны от угла к середине, с двух противоположных сторон делать надрезы.

Материал: белые и чёрные квадраты, цветная бумага для глаз и клюва, зелёные квадраты для ёлочек, тёмный фон (ночь в лесу), ножницы, клей.

Приёмы складывания заготовки «Совы»:

  • Квадратный лист сложить пополам по диагонали
  • Две стороны от нижнего угла согнуть к средней линии, подровняв их друг к другу
  • Держа заготовку острым углом вниз и согнутыми частями к себе, верхний треугольник загнуть вперёд. Он образует выступ, из которого затем формируют голову совы
  • Сгиб снова отодвинуть и с двух противоположных его сторон сделать надрезы, каждый равен примерно одной трети длины линии
  • От надреза углы снизу загнуть навстречу друг другу так, чтобы они встретились у края соединённых сложенных сторон в середине
  • Верхний треугольник опять заправить вперёд, и получиться треугольная голова с острыми большими ушами
  • Вырезать и наклеить крупные глаза со зрачками (кружки бумаги чередовать по цвету и величине)
  • Узкий длинный клюв сделать из обрезков яркой бумаги
  • Для завершения поделки сделать лапы и когти птицы – острый нижний угол разрезать по сгибу и концы загнуть вверх, потом, немного отступив, ещё раз, но вниз
  • Кончик коготка загнуть снова вниз

6. Тема: «Ёлочка»

 Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с искусством оригами.
2. Показать приемы складывания базовой формы «треугольник».
3. Упражнять детей в точном соединении углов и сторон квадрата.

Материал: квадраты бумаги разных оттенков зеленого цвета 6х6, 4х4, 3х3, белые квадраты 10х10, картон 20х12, клей.

Приёмы складывания заготовки:

  • Квадратную заготовку (3 величины) согнуть её дважды пополам по диагонали
  • Вложить стороны в середину
  • Отступив сверху от среднего угла, противоположные углы сложить навстречу друг другу
  • Наклеивать снизу, начиная с большого до самого маленького

7. Тема: «Рыба-скалярия»

Задачи:

1. Учить складывать квадрат по диагонали дважды, отрезать уголки с острых концов после складывания.

2. Выражать свою индивидуальность, фантазию

Материал: цветные квадраты (на выбор), обрезки бумаги для плавников, полосок, ножницы, клей, конфетти для наклеивания глаз, чешуек.

Приёмы складывания заготовки:

  • Квадрат делят по диагонали сначала с одной, затем с другой стороны
  • Боковые треугольники, образовавшиеся после сгибания заготовки, вкладывают внутрь так, чтобы получился треугольник с вписанными друг в друга слоями
  • После складывания все линии сгиба ещё раз тщательно прогладить.
  • Острые концы треугольной фигуры соединить друг с другом и, придерживая их левой рукой (не фиксируя сгиб посередине), отрезают хвост рыбы по косой линии (разрез не доводить до конца)
  • От линии разреза сделать косой сгиб до кончика противоположного угла согнутой фигуры
  • После этого углы расправляют, получается форма тела рыбы с плавником, и треугольным хвостом
  • Немного сбоку от среднего угла наклеить большой глаз с ярко выделенным по цвету зрачком, отодвинутым к краю первого, большего круга
  • Тело рыбки украсить полосками и другими наклейками, а также сделать надрезы на хвосте.

8.Тема: «Краб»

Задачи:

Учить сгибать стороны от углов и закладывать их послойно внутрь (после сгибания квадрата дважды пополам и вкладывания)

Материал: красный квадрат, разноцветные обрезки бумаги, ножницы, клей.

Дополнительная обработка поделки:

- Надрезание заготовки (по слоям) от острого угла посередине до пересечения со средними углами, расправление и отгибание в стороны острых концов

- Загибание угла с противоположного конца

Приёмы складывания заготовки:

  • Квадратную заготовку делят пополам вдоль и поперёк
  • Вставить боковые части внутрь, образуя в писанные друг в друга квадраты в несколько слоёв
  • Боковые стороны полученной заготовки сгибают от углов, вправляя их внутрь на обоих слоях поделки
  • Образуется ромбовидная фигура с подвижными острыми углами, сходными с щупальцами краба
  • На ней с острого конца по линии первоначального сгиба до пересечения сторон делают разрез по верхней, а затем по нижней части основы
  • Концы заготовки отгибают в стороны слева и справа в форме веера (послойно), чтобы получить щупальца краба
  • Повернуть заготовку обратной стороной, отогнуть назад голову, по бокам которой наклеить крупные глаза

9.Тема: «Чайка»

Задачи:

Учить сгибать белый квадрат по диагонали, складывать стороны от углов к сгибу.

Дополнительная обработка поделки:

- Надрез от бокового угла (после складывания пополам), отгибание клюва, крыльев, хвоста

Материал: белый квадрат, обрезки бумаги, ножницы, клей.

Приёмы складывания заготовки:

  • Две противоположные стороны квадрата согнуть от угла навстречу друг другу к середине
  • У нижнего угла делают (по сгибу) разрез примерно на одну треть длины
  • По сгибу заготовку отгибают вверх, соединяя её стороны (согнутые стороны должны быть сверху)
  • Острый конец складывают по сгибу в форме клюва, а с другого конца отгибают вверх крылья, их делят по длине пополам в направлении вперёд (с наружной стороны) и назад (с противоположной стороны)

Крылья оформляют в виде раздвоенных концов, оттенив их чёрными острыми треугольниками, наклеивают глаза, выделяют кончик клюва.

Содержание работы:

Конспекты занятий.

1. «Путешествие в бумажную страну» 
(с элементами экспериментирования с разными видами бумаги)

Программные задачи:

- Познакомить детей с бумагой разного качества, разного назначения.
-  Обогатить сенсорику ребенка.

- Развивать мышление детей, ориентировку в окружающем мире.
-  Расширить жизненный опыт детей.

-  Обогатить словарь.

- Познакомить со свойствами бумаги (мягкая, твердая; легко или трудно рвется).

Предварительная работа.

 Обращать внимание на использование бумаги в повседневной жизни.

Материал: конверт с набором бумаги разной по цвету, мягкости, фактуры (гофрированная, писчая, газетная, папиросная, туалетная, плакатная, гладкая, шершавая, матовая; столовые салфетки), ёмкость с водой.

                                                   Ход занятия.

Воспитатель: «Попробуйте догадаться, о чем я говорю: «Она бывает тонкой и толстой, белой и цветной, гладкой и шероховатой» (ответы детей). Правильно, я говорю о бумаге».

В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой: дома и на занятиях в детском саду вы на ней рисуете, на почте в бумагу упаковывают посылки. Где еще применяют бумагу? (ответы детей.) Давайте, определим, какая бывает бумага, какими свойствами она обладает. Потрогайте бумажные листочки, рассмотрите их как следует и скажите, вся ли бумага одинаковая. (Ответы детей.) Дети гладят листы бумаги ладонью, ощупывают ее (ответы детей). Правильно, она гладкая или шероховатая, толстая или тонкая.
Сейчас мы узнаем, какими свойствами обладает бумага. Попробуйте смять бумагу. Как вы думаете, любую бумагу можно смять? (Да, любую.) Правильно, вся бумага мнется: и тонкая, и толстая, и шероховатая, и гладкая. Теперь разгладьте бумагу, которую вы смяли. Стала она такой же, какой была? (Нет.) Значит, смятая бумага при разглаживании свой прежний вид не принимает.
Кто попробует смять вот эту бумагу? (Показывает небольшой кусок толстого картона, приглашает одного из желающих.) Видите, с каким трудом она мнется. Эта плотная бумага называется «картон». Картон бывает тонкий и толстый, белый и цветной. Найдите у себя на столе кусочек толстого картона. Попробуйте его разорвать непросто. (Дети выполняют задание.) Да, картон разорвать непросто. Теперь давайте попробуем разорвать бумагу. Трудно было ее порвать? (Нет.) Правильно, бумага легко рвется, она непрочная.
Как, вы, думаете, что будет с бумагой, если ее намочить (опускает бумагу в таз с водой). Верно, бумага намокнет.  В конце занятия воспитатель делает вывод о том, что бумага бывает разная по качеству, по назначению, по свойствам; бумага – материал непрочный: легко рвется, мнется, намокает.

2. «Давайте поиграем»

Программные задачи.

 - Выявить умение детей распознавать и называть геометрические    фигуры.
- Научить делить квадрат путем складывания на две равные части: два треугольника, два прямоугольника.

 -Укреплять мелкие мышцы рук.

 - Воспитывать аккуратность.

Материал.
Для дидактических игр – наборы геометрических фигур разного цвета и разного размера: больших для воспитателя, маленьких для детей. Для подвижной игры – четыре геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник) большого размера; такие же фигуры маленького размера (по одной на каждого ребенка); четыре обруча.
По два чистых листа белой бумаги: для воспитателя (20 х 20 см) и на каждого ребенка (10х10см)

Ход занятия.

Дидактическая игра «Покажи такую же геометрическую фигуру». Воспитатель показывает по очереди различные геометрические фигуры, дети находят в своих наборах такие же.

Дидактическая игра «Узнай по описанию». Педагог предлагает детям найти в своих наборах геометрическую фигуру по описанию (размеру, цвету, форме). В заключение игры дает описание квадрата: «У этой фигуры четыре угла и все стороны равны». Дети находят фигуру и называют ее.

Воспитатель. Правильно это квадрат. Квадрат – «волшебная» геометрическая фигура. Сейчас я расскажу о некоторых его превращениях. Если приложить один угол квадрата к противоположному углу (объяснение сопровождается показом), сгиб прогладить, затем развернуть и сделать то же с другими двумя углами, то, развернув квадрат, увидим четыре треугольника. (Дети повторяют действия воспитателя, используя свои квадраты.)
Из «волшебного» квадрата путем складывания можно получить не только треугольники. Если приложить одну сторону к противоположной стороне, аккуратно совместив углы и прогладив сгиб, получается два прямоугольника (показывает).
Подвижная игра «Найди свой домик». На полу произвольно разложены обручи, внутри каждого – геометрическая фигура большого размера. У детей в руках – по одной маленькой геометрической фигуре. Дети бегают врассыпную под музыку. По сигналу «Раз, два, три – свой домик найди!» каждый ребенок подбегает к обручу, в котором лежит геометрическая фигура, соответствующая той, которую он держит в руках.

Игра повторяется.

3. «В некотором царстве, в Бумажном государстве».

Программные задачи:

 - Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в стиле оригами, продемонстрировать их.

 - Начать знакомить с искусством оригами.

Материал.
Царь картон (игрушка-самоделка, изготовленная из пустой картонной коробки). Различные виды корабликов, лодок, птиц, зверей и рыб, выполненных в стиле Оригами.

Ход занятия.

Воспитатель: Я знаю, что вы любите слушать сказки. Сегодня я расскажу вам об одном маленьком мальчике и царе Картоне. (Рассказывая сказку, иллюстрирует ее поделками-оригами). «Жил-был маленький мальчик, добрый, веселый. Он очень любил делать игрушки своими руками и дарить их друзьям. Однажды ему приснился сон…

 …В некотором царстве, Бумажном государстве правил царь Картон. Все было в этом царстве-государстве из бумаги: и горы высокие, и леса дремучие, и реки глубокие, и дворцы красивые, и сады цветущие.
Счастливы были его жители, пока не узнали, что в других странах живут различные звери, рыбы, птицы, а у них нет. Опечалился царь Картон, снарядил корабли в заморские страны, чтобы привезли они зверей, птиц и рыб. Долго ли, коротко ли плавали корабли по морям и океанам, по дальним странам, но ни с чем домой вернулись. От тоски-печали заболел царь, загрустили жители Бумажного государства…

Проснулся мальчик и стал думать-гадать, как им помочь. Думал он, думал и придумал: ведь можно сделать зверей и птиц, рыб из цветной бумаги. И закипела работа: к вечеру волк, лиса, заяц, петух заполнили весь стол. Очень усталый, но довольный мальчик уснул прямо за столом. И снова приснился ему сон.

…Пришел к нему в гости царь Картон, поблагодарил за замечательные поделки, произнес волшебное заклинание, и все бумажные звери, птицы и рыбы очутились в садах цветущих, в лесах дремучих, реках глубоких. Обрадовались жители сказочного царства-государства. И зажили весело и счастливо… В хорошем настроении проснулся мальчик. Видит: на столе ни одной поделки, только листы цветной бумаги и письмо от царя Картона: «Спасибо тебе, маленький друг. Ты вернул счастье и покой нашей стране. Не забывай о нас, продолжай делать чудесные поделки из волшебной цветной бумаги, которую я тебе дарю. ЦарьКартон».

 С тех пор любимым занятием мальчика и его друзей стало изготовление поделок из бумаги. Сколько бы они ни делали новых игрушек, волшебный подарок царя Картона не заканчивается».

Понравилась вам сказка? (Ответы детей.) Хотите научиться делать фигурки из бумаги? Тогда давайте откроем свою школу Волшебников и попробуем освоить искусство оригами (это слово в переводе с японского языка означает «сложенная бумага»).

                                                    4. «Ёлочки».

Программные задачи:

-Продолжать знакомить детей с искусством оригами.
-Показать приемы складывания базовой формы «треугольник».
-Упражнять детей в точном соединении углов и сторон квадрата.

Материал:
квадраты бумаги разных оттенков зеленого цвета 6х6, 4х4, 3х3, белые квадраты 10х10, картон 20х12, клей.

Ход занятия.
Предложить детям размять пальчики. Выполнить пальчиковую гимнастику «Наш малыш».

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

 Этот пальчик – наш малыш.

 Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать, начиная с большого.
Воспитатель. Давайте вспомним, как называется фигура, которая имеет четыре уголка («Квадрат»). А сейчас из квадрата мы получим два треугольника. Для этого возьмите белые квадраты (Показ и объяснение).
Квадраты нужно складывать осторожно, чтобы противоположные углы сложились ровно. Нужно соединить аккуратно, и лишь потом проглаживать шов. Вот какие у нас «волшебные квадраты».

Ребята назовите, пожалуйста, праздник, который мы недавно отмечали. Правильно, Новый год. Какое дерево мы наряжали на Новый год? Ёлку. Давайте же продлим мы наш праздник, и превратим наши «волшебные квадраты» вот в такие симпатичные елочки, как эта (показывает готовую поделку). Чтобы изготовить такую елочку, нужно сложить три квадрата разного размера и наклеить их на готовый фон. (Дети складывают квадраты в треугольники. Помощь оказывается тем детям, которые затрудняются в выполнении задания.) Когда «треугольники» будут готовы, дети выкладывают их по мере убывания на листе картона и приклеивают. (В свободное время можно предложить украсить елочки.)


5. «Зайчики на полянке» (коллективная).

Программные задачи:

-Продолжать знакомить детей с искусством оригами.
-Показать приемы складывания базовой формы «треугольник».
-Упражнять детей в точном соединении углов и сторон квадрата.

Материал: квадраты голубого (серого) цвета 10х10 см, готовый фон, клей.

                                           Ход занятия.

Предложить детям размять пальчики. Выполнить пальчиковую гимнастику «Наш малыш».

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – наш малыш.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать, начиная с большого.
Загадать загадку про зайчика:

 Прыгает ловко,

 Любит морковку

Воспитатель. Сегодня я хочу пригласить вас в лес (Обращает внимание детей на картину зимнего леса, нарисованную воспитателем).
Посмотрите, как красиво кругом: деревья спят под снежным покрывалом. В лесу тихо-тихо.

- Но, что это? Кто там плачет? (показывает зайчика (поделку оригами), говорит за него).

-Заинька, ты что плачешь?

-Все с друзьями, а я один, одному, плохо, скучно.
- Не плачь, заинька, поможем мы твоему горю (прикрепляет поделку к картине). Дети, сделаем заиньке друзей? Возьмем квадратики и положим перед собой, затем сложим квадрат по диагонали, уголок к противоположному углу, как следует прогладим сгиб. (Объяснение сопровождается показом). Полученный треугольник сложим пополам. Затем делаем надрез ближе к голове, чтобы получились длинные уши. Затем необходимо отогнусь уголки – получаются лапки и хвостик. Затем возьмем фломастеры и нарисуем нашим зайчикам глазки, носики и усы. (Показывает и при необходимости оказывает индивидуальную помощь.) Дети наклеивают зайчиков на панораму зимнего леса.

- Спасибо, ребята! Побегу новым друзьям зимний лес показывать.

6. «Рыбки» (коллективная)

Программное содержание:

 - Закрепить умение детей складывать базовую форму «треугольник», точно совмещая углы и стороны квадрата.

- Развивать уверенность в своих силах.

- Воспитывать интерес к искусству оригами.

- Вызвать у детей желание сложить фигуру из бумаги.

Материал:
Квадраты цветной бумаги 10 х 10, готовый фон в виде аквариума, клей.

                                               Ход занятия.

Предложить детям разогреть пальчики, выполнить пальчиковую гимнастику: «Встали пальчики».

 Этот пальчик – хочет спать,

 Этот пальчик – прыг в кровать,

 Этот пальчик - прикорнул,

 Этот пальчик – лишь уснул,

 Встали пальчики – «Ура!»

 В детский сад идти пора!

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

 Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, где у нас в группе живут рыбки (ответы детей). Правильно, в аквариуме. Посмотрите, какие они красивые, разноцветные, как они резвятся, плавают. А вот у наших кукол нет аквариума. А им так бы хотелось его иметь. Куклы оставили записку у меня на столе. И я решила им помочь: нарисовала аквариум. А вот рыбок мы сделаем вместе. Чтобы аквариум был красивым, мы сделаем разноцветных рыбок. Возьмите квадратик того цвета, какой вам нравится.
Складываем квадратик по диагонали пополам. Квадрат сгибаем осторожно, чтобы противоположные углы сложились ровненько. А теперь берем уголочки, накладываем друг на друга. Хорошенько проглаживаем. Вот у нас и получилась рыбка. Наклеиваем им глазки (круглые готовые заготовки белого цвета), дорисовываем зрачки.  А теперь запускаем наших рыбок в аквариум. (Дети наклеивают рыбок на изображение аквариума). Во время наклеивания можно включить музыку. Вот какой красивый аквариум получился. Я думаю, куклы будут очень довольны.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. 100 игрушек из  бумаги. – СПб: Кристалл, 1999. – 320 с. – (От простого к сложному).

2. Аручидзе, Марина. Быть подобным творчеству: Из опыта работы детского сада “Ладушка” г. Ростов-на-Дону // Дошкольное образование. –2000.–Окт.(№37-38).


3. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992. – 208 с.

4. Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я. Степина Н.М. В мире детских эмоций.- М.: Айрис Пресс, 2004. - 160 с.

5.  Михайленко, Л. Оригамские сказки /Л. Михайленко, Л. Романова // Дошкольное воспитание. - 1997. – 304 с.

6. Простякова, Н. Игры – сказки в обучении детей оригами / Н. Простякова, О. Кузнецова // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 5. – С. 51.

7. Рогаткина, Т. Нескучное оригами / Т. Рогаткина, Л. Бородина // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 8. – С. 74-76.

8. Рогаткина Т. Сказки-подсказки / Т. Рогаткина, Л. Губанова // Дошкольное воспитание. –1999.  - №10. – С. 53-58.

9.   Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. М, «Айрис Пресс», 2005

10.  Сержантова, Т.Б. Оригами для всей семьи. – М.: Рософ, 2002. – 192 с. дети!).

11.   Соколова С.В. Театр оригами. Игрушки из бумаги. М: «Эксмо», С-Пб: «Валери СПД», 2003

12. Соловьева Н.Г.Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром с помощью техники оригами.     Айрис-Пресс        2004.-С.56

13. Сунбоук Смит. Волшебный мир. Оригами - Харьков: Книжный клуб,2007

14. Тарабанова Т.И. Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.И. Тарабанов, Худож.: Г.В., Соколов, В. Н. Куров. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 224с.: ил. - (Вместе учимся, играем).

http://stranamasterov.ru

http://www.solnet.ee/sol/023/u_044.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Грибочки для белки». Интегрированное занятие по конструированию из бумаги в технике оригами в подготовительной группе

Интегрированное занятие по конструированию из бумаги в технике оригами в подготовительной группе. "Грибочки для белки"...

Конспект НОД по конструированию из бумаги в технике оригами в подготовительной группе

Конспект НОД по конструированию из бумаги в технике оригами в подготовительной группеЦели: -          продолжать знакомить детей с конструированием из...

Конспект НОД по конструированию из бумаги в технике оригами в подготовительной группе «Рождественская звезда»

В данном конспекте рассказано и показано как сложить в технике оригами "Рождественскую звезду"...

Конспект НОД по художественному конструированию из бумаги в технике оригами в подготовительной группе «Снегирь»

Материал расчитан на детей подготовительной к школе группе, поможет воспитать у детей интерес к конструированию из бумаги в технике оригами....