Примерная программа кружка по прикладному творчеству для старших дошкольников.
рабочая программа по конструированию, ручному труду на тему

Якобсон Надежда Владимировна

Программа расчитана на детей 5-7 лет. Продолжительность обучения 2 года. В программу кружка входят ряд разделов "Работа с природным материалом", "Работа с бумагой и картонам", "Работа с соленым тестом", "Рукоделие из ткани и ниток",  "Работа с подручным и бросовым материалом".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr_kr_n_r.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

Примерная программа

кружка по прикладному творчеству

(для старших дошкольников)

«Наши руки

не для скуки»

 «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

Пояснительная записка.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста предоставляет образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Однако, по учебному плану в старшей и подготовительной группе на аппликацию и лепку отводится всего 1 занятие в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества.  Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.

Кружок по прикладному творчеству развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия воспитанников, расширению их кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, воспитанники смогут углубить знания и умения по интересующему их делу.

При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях кружка придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.

На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, ровно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

Подведение итогов осуществляется в виде проведение выставок, участие в различных конкурсах.

Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию дошкольников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Продолжительность обучения 2 года. Занятие проводится со всей группой 1 раз в неделю, продолжительность занятия 25 минут в старшей группе и 30 - в подготовительной.

В программу кружка входит ряд разделов «Работа с природным материалом», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с соленым тестом», «Рукоделие из ткани и ниток», «Работа с подручным и бросовым материалом».

В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.

Цель программы:

- формирование художественно-творческих способностей воспитанников путём создания условий для самореализации личности;

- развитие самостоятельности анализа и мышления;

- воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Задачи программы:

-обучить конкретным трудовым навыкам;

- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;

- познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;

-формировать интерес к прикладному искусству;

-формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;

-формировать эстетический, художественный вкус;

-развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение,

-поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;

-воспитывать нравственные качества детей;

- воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;

-содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Педагогические принципы:

- принцип природосообразности, один из самых старых педагогических принципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности дошкольников, зоны их ближайшего развития; следует, направлять обучение на самовоспитание, самообразование;

- принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень - ученик заслуживает такого же уважения, как и педагог;

- принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;

- принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспитании тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде;

Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
  • метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
  • частично- поисковый;
  • практический.

Поделки, включённые в кружковую деятельность,

могут иметь разное назначение:

1.        для игр детей;

2.        для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;

3.        их можно использовать в качестве подарков.

Так как материал для работы относится к категории бросового,  при его подборе предъявляется определённые требования:

  1. должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию );
  2. тщательно промытым и высушенным;
  3. доступным в обработке ( вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д. )

Используемые  материалы:

 Пластилин, крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов, небольшие  коробки различной формы, бумажные тарелки, сухие листья, коряги, ветки, шишки, жёлуди, семена растений, цветная бумага, салфетки, картон, ватные диски, фольга, клей, краски, шерстяные нитки , нитки для шитья,  кусочки ткани, соленое тесто.

Инструменты и приспособления:

 Ножницы, карандаш, линейка, набор стеков и доска для лепки, клеёнка для  аппликации, кисточки для клея и красок, краски гуашь

 

Разделы программы.

1. «Работа с природным материалом». (9 часов)

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только  их структурно отображают , сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.

Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала , видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы . Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых  лежит овладение детьми обобщёнными способами построения образа с опорой на наглядность ( природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.

Задачи:

1. Дать понятие о природном материале на основе дидактического материала (загадок, практических опытов, сбора природного материала, экскурсий в природу).

2. Развивать у детей интерес и желание изготовлять элементарные игрушки- самоделки из природного материала.

3.Развивать умение делать аппликацию, используя в работе сухие засушенные листья различных деревьев и различных цветовых оттенков.

Темы для бесед: «Флористика», «Как сделать гербарий?», «Семена различных растений».

2. «Работа с бумагой и картоном». (10 часов)

Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.

Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества.

Задачи:

1.Формировать   практические навыки  в  технике работы с ножницами и бумагой:

- разрезать бумагу в различных направлениях: прямо, по диагонали, срезая углы у квадратов  и прямоугольников; отрезать длинные и короткие полоски.

-  развивать способность вырезать различные геометрические формы, круги из квадратов, овалов, прямоугольников, треугольников.

2. Дать понятие об элементах художественного труда, изготовления поделок типа: открытки, альбомы, сувениры и подарки из картона, украшая их по замыслу узорами.

3.Совершенствовать умение складывания бумаги в технике «Оригами».

4. Делать простейшие украшения к праздникам (подвески, гирлянды).

 Темы для бесед: «История создания бумаги», «Свойства бумаги», «Как появились ножницы», «История клея».

3. «Работа с соленым тестом». (8 часов)

В ходе работы с соленым тестом дошкольники знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.

Задачи:

1.Закреплять  у детей умение   оттягивать детали из целого куска; соединять части, прижимая  и примазывая их.

2.Развивать умение изображать в лепке типичные, индивидуальные, характерные признаки предметов.

3.Продолжать развивать у детей  умение  использовать в работе с  тестом стеку; украшать изделия с помощью стеки и налепов.

Темы для бесед: «Как пекли хлеб наши бабушки»

4. «Рукоделие из ткани и ниток». (2часа)

Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы.

Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет.

Задачи:

1.Развивать умение делать игрушки - самоделки плоскостных форм, ткань плотной структуры (Сатин, тик, лён )

2.Развивать умение изготавливать сувениры к праздникам;

Темы для бесед: «Как делают ткань», «Что может обычная ниточка»

5. «Работа с подручным и бросовым материалом». (6 часа)

«Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс.

Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.

Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.

Задачи:

  1. Развивать  умение делать простейшие игрушки из коробок различной формы, упаковок из под яиц, ватных дисков и т.д.
  2. Развивать умение делать игрушки из подручного и бросового материала  (различных коробок, ватных дисков и т.д.), используя в качестве дополнительного материала пластилин, , клей ПВА.

Темы для бесед: «Вторая жизнь знакомого предмета»

1 год освоения программы

№ п/п

Тема занятия

Техника

Материалы

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

Инструменты, ножницы, клей, стеки; альбом с фотографиями работ

1 час

1. «Работа с природным материалом». (9 часов)

2.

Сбор природного материала (прогулка по территории детского сада)

1 час

3.

Осенние фантазии из природного материала.

Мозаика.

Гербарий листьев разного размера, клей

1 час

4.

Поделка из кленовых листьев «Бабочка»

Аппликация.

Кленовые листья, пластилин

1 час

5.

«Роза»

Моделирование

Кленовые листья

1 час

6.

«Сказочные цветы».

Аппликация.

Семена клена, пластилин

1 час

7.

«Ежик»

Лепка

Шишки, пластилин

1 час

8.

Картины из листьев.

Аппликация.

Сухие листья

2 часа

9.

Осенний цветок из фисташек

Моделирование

Скорлупки от фисташек, пластилин, веточки

1 час

2.«Работа с бумагой и картоном». (10 часов)

10.

Цветок для мамы

Аппликация.

Цветная бумага, ножницы, клей

1 час

11.

Осенний пейзаж из «ладошек» (коллективная работа)

Аппликация

Цветная бумага, ножницы, клей

1 час

12.

Новогодняя снежинка

Вырезание

Белая бумага, ножницы, клей

1 час

13.

Украшения для Нового года

Вырезание

Цветная бумага, ножницы, клей

1 час

14.

Новогодняя елочка

Аппликация

Зеленая бумага, ножницы, клей

1 час

15.

Украшение елочки (продолжение работы)

Аппликация

Цветная бумага, ножницы, клей

1 час

16.

Новогодние гирлянды (групповая работа)

Аппликация

Цветная бумага, ножницы, клей

1 час

17.

Цветочные фантазии.

Торцевание.

Цветная бумага, ножницы, клей

1 час

18.

Цветочные фантазии. Продолжение работы

Торцевание.

Цветная бумага, ножницы, клей

1 час

19.

Подводные мир

Оригами

Цветная бумага

1 час

3.«Работа с соленым тестом». (8 часов)

20.

Черепашка

Лепка

Соленое тесто, стеки, краски- гуашь, кисти

2 часа

21.

Елочка

2 часа

22.

Жаворонки

2 часа

23.

Фрукты-медальоны

2 часа

4.«Работа с подручным и бросовым материалом». (6 часов)

24.

Каллы

Вырезание Аппликация

ватные диски

1 час

25.

Мимоза

Вырезание Аппликация

Салфетки, веточки или пластилин, клей

1 час

26.

Весенний первоцвет

Вырезание Аппликация

Бумажная упаковка для яиц

1 час

27.

Черепашка

Вырезание Аппликация

Круглые бумажные тарелки, ножницы, краски, кисти

1 час

28.

Марсиане

Вырезание Аппликация

Любой материал

1 час

29.

Волшебный цветок

Вырезание Аппликация

Фантики от конфет

1 час

5. «Рукоделие из ткани и ниток». (2 часа)

30.

«Цыпленок» из нарезанных ниток

Моделирование Разрезание

Разноцветные нитки

1 час

31.

Птички-веснянки

Моделирование

Ткань, нитки

1 час

2 год освоения программы

№ п/п

Тема занятия

Техника

Кол-во часов

1.

 Техника безопасности на занятиях.

Все инструменты: ножницы, клей стеки, бумага

1 час

1. «Работа с природным материалом». (9 часов)

2.

Сбор природного материала (прогулка по территории детского сада)

1 час

3.

Осенние фантазии из природного материала.

Мозаика.

Любой собранный природный материал

1 час

4.

Поделка из сухих листьев «Осеннее дерево»

Аппликация.

Сухие листья

1 час

5.

Поделка из кленовых листьев «Букет из роз»

Моделирование.

Кленовые листья, нитки

1 час

6.

Поделки из кленовых «парашютиков» - «Мир животных».

Аппликация.

Семена клена, пластилин

1 час

7.

Поделка из желудей «Веселые человечки»

Лепка

Желуди, веточки, пластилин

1 час

8.

Картины из листьев.

Аппликация.

Листья любых деревьев

2 часа

9.

Каштановые фантазии

Моделирование, Лепка.

Плоды каштана, пластилин, веточки

1 час

2.«Работа с бумагой и картоном». (10 часов)

10.

Бусы для мамы

Моделирование

Цветной картон, ножницы, клей

1 час

11.

Фантазии из «ладошек»

Аппликация

Цветная бумага, ножницы, клей

1 час

12.

Объемная снежинка

Моделирование вырезание

Белая бумага, ножницы, клей

1 час

13.

Объемные украшения для группы

Моделирование вырезание.

Цветная бумага, ножницы, клей

1 час

14.

Елочка - зеленая иголочка. (Групповая работа)

Вырезание

Цветная бумага, ножницы, клей

1 час

15.

Украшение елочки (продолжение работы)

Моделирование вырезание

Цветная бумага, ножницы, клей

1 час

16.

Новогодние гирлянды (коллективная работа)

Моделирование вырезание

Цветная бумага, ножницы, клей

1 час

17.

Цветочные фантазии (объемные)

Оригами

Цветная бумага

1 час

18.

Мир природы

Торцевание.

Цветная бумага

2 часа

3.«Работа с соленым тестом». (8 часов)

19.

Веселая гусеничка

Моделирование лепка

Соленое тесто, стеки, краски- гуашь, кисти

2 часа

20.

Ваза с цветами

2 часа

21.

Подвесные снежинки

2 часа

22.

Буквица-инициал

2 часа

4.«Работа с подручным и бросовым материалом». (6 часов)

23.

Ромашки (из ватных дисков)

Аппликация

Ватных диски

1 час

24.

Гиацинты для мам

Моделирование вырезание

Бумага разных цветов, картон

1 час

25.

Солнышко

Аппликация

Круглые коробки, ножницы, клей

1 час

26.

Полет на луну

Объемная аппликация

Любой подручный материал

1 час

27.

У кого какой нос

Моделирование вырезание

Бумажная упаковка для яиц

1 час

28.

Полевые цветы

Аппликация  

Фантики от конфет, ножницы, клей

1 час

5. «Рукоделие из ткани и ниток». (2 часа)

29.

 «Корзина с цветами» Коллективная работа из ниток

Моделирование аппликация

Разноцветные нитки

1 час

30.

Веселые человечки из ткани

Моделирование

Ткань, нитки

1 час

Достижения ребенка:

- ребенок умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

- осуществляет творческий подход к каждой работе;

- владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;

- проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов.

Ресурсы.

  1. http://podelkino.com/tag/podelki-iz-nitok/ 
  2. http://stranamasterov.ru/
  3. Гульянц Э.К., Бозик И.Я. «Что можно сделать из природного материала» / Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение. – 2004.
  4. Давыдова Г.Н.  « Поделки из бросового материала». - Скрипторий 2006
  5. Малышева А. Н. ; Ермолаева Н  « Аппликация в детском саду».- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. 144 с.
  6. «Оригами для самых маленьких». Соколова С. В. - "Детство-пресс», 2010.- 64 с
  7. Поделки из всякой всячины. Шухова С. – М: Айриспресс, 2008.
  8. Поделки из природного материала / автор-составитель О. В. Белякова. – М: АСТ. 2009.
  9. Рабочая тетрадь для занятий с детьми дошкольного возраста «Необычные поделки из природных материалов». – Е.А. Румянцева. – Дрофа. – Москва. – 2008.
  10.         Рабочая тетрадь для занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Рисунки и подарки к праздникам». – М.М. Евдокимова. – Дрофа. – Москва. – 2008.
  11. Рабочая тетрадь для занятий с детьми дошкольного возраста «Необычная аппликация». – Е.А. Румянцева. – Дрофа. – Москва. – 2008.
  12. Салагаева Л.М « Объёмные картинки».  Издательство: Детство-Пресс, 2010г
  13. Хоменко В.А. Соленое тесто. Шаг за шагом. – Харьков. Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга». – 2007

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа по декоративно-прикладному творчеству «Умей-ка» ( возраст 5-7 лет)

Программа разработана для педагогов дополнительного образования,  работающих в детских дошкольных учреждениях со старшими и подготовительными группами с учетом Федерального государственного образ...

Рабочая программа кружка декоративно – прикладного творчества «ФАНТАЗИЯ»

    Творчество обучающихся – это создание ими оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. Результатом раз...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Магия творчества» (для детей 7-10 лет)

Неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей. Развитие мелкой моторики и координации движений руки - важный момен...

дополнительная образовательная программа студии декоративно-прикладного творчества "Талантоха"

Изобразительная деятельность с применением различных нетрадиционных художественных техник – это маленькая игра, которая позволяет детям почувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, дает п...

Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР

1 слайд.  Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР 2 слайд. Использование такого вида декора...

Программа кружка «Декоративно-прикладное творчество»

Рабочая программа по декоративно-прикладному творчеству в подготовительной группе...