"Формирование нравственно-эстетических качеств детей через знакомство с видом декоративно-прикладного искусства "вытынанка" (из опыта работы).
консультация по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

«Истоки творческих способностей и дарования детей -    на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли…Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
                                                                                                      В.А. Сухомлинский                                                                                                                                                    
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком.  С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.                  Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.В соответствии с ФГОС дошкольного образования я стремлюсь развиватьу детей нестандартное видение прекрасного через элементарную работу с бумагой в технике вытынанка. Мой выбор - вид искусства «вытынанка».Вытынанка – один из видов декоративно-прикладного искусства, заключается он в изготовление ажурных узоров, орнаментов из бумаги.Термин «вытынака», как известно, впервые зафиксирован в украинской искусствоведческой литературе в 1913 году. С   помощью вытынанок можно украсить альбом, рамку для фотографии, открытку, сделать игрушку, подставку под горячее, декоративную посуду, картину и многое другое. Знакомство детей с народными  декоративно-прикладными промыслами поможет воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с  традициями, заложит основы эстетического воспитания.  Изготавливая поделки или открытки для своих близких дети  вкладывают в них свою любовь и таким образом проявляют заботу о своих близких.
Актуальность темы в том, что с помощью искусства «вытынинанка» возможно развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление,развивается мелкая моторика рук, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление и элементы исследовательской деятельности. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. Композиция, составленная своими руками, так популярна, что человек, мобилизовав свою фантазию и творческие способности, по своему вкусу создаёт красоту, реализуя при этом своё извечное стремление творить.                                                                                                                    Мною были поставлены следующие задачи:                                                                                                    -вовлечение детей в художественно-творческую деятельность;
-приобщение к эстетической культуре;
-формирование нравственно-эстетических качеств, эстетического вкуса у детей;
-развитие художественно-творческих способностей у детей, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь;
-рфантазии детей, настрой  на создание новых необычных композиций;
-развитие мелкой моторики;
-ословарного  запаса  детей.                                                                                                                 Выбраны  следующие направления в работе:
-знакомство детей с историей "вытынанки"                                                                                                                    -знакомство детей с видами  "вытынанок"
-самостоятельное создание детьми декоративных изделий.                                                         
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.      Духовно-нравственное и эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что ребёнок должен стать художником-профессионалом или специалистом-искусствоведом. Помимо ряда знаний художественных произведений, он должен приобрести некоторый объём сведений из области теории и истории декоративно-прикладного искусства.
Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.                                                                                                                                                         Всю свою работу строилю так, чтобы развитие ребенка было гармоничным. В процессе непосредственно образовательной деятельности решаю познавательные, обучающие и творческие задачи.  Старалась научить детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков, ведь вглядываясь, присматриваясь, размышляя, дети учатся понимать, чувствовать, любить. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов так же сопровождала художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, частушек, песен. Краткие образные характеристики помогали детям запомнить того или иного персонажа, формировали доброжелательное отношение к нему. Учила рассматривать предмет, обводя рукой по контуру, т.е. использовала «жест руки». Показывая элемент узора, ребенок дотрагивался до него пальцем, находил такой же или одинаковой формы.Постепенно от более крупных элементов узора переходила к более мелким. В геометрическом орнаменте учила детей выделять знакомые элементы и их украшения, чередование элементов, ритмичности. Показывала геометрические элементы, которые входят в изображение растительных элементов - ягод, цветов, листьев . Старалась показать, что сложный узор состоит из простейших, знакомых частей . Объясняла, как  вырезать несложный узор.   Старалась приободрить их пословицами, поговорками: «Терпение и труд - все перетрут», «Умелец да рукоделец и себе и людям славу приносит». На занятиях лепили отдельные предметы и создавали целые композиции. Вместе с детьми любовалась вытынанками.              
В  чем же состоит особенность вытынанки? Изготовить «вытынанку» очень просто, ее может сделать даже ребенок в детском саду. Это сложенный определенным образом лист белой или цветной бумаги (вдвое, вчетверо, или в восемь раз) с надрезами в определенных местах. При разворачивании листа перед нами предстает ажурный узор из звездочек, человеческих фигурок, крестиков, цветов, бабочек, животных и других изображений. Принцип вырезания несложен. Интересны более сложные способы, когда рисунок вырезается канцелярским ножом и отгибается в нужном направлении.              
 
Дети на занятиях легко осваивают технику вырезания. Учить вырезанию нужно с простых, несложных сюжетов. Многие умеют вырезать снежинки, салфетки, но не предполагают, что из бумаги можно вырезать целые сюжетные узорные композиции. Ученики при подробном объяснении легко справляются с заданием. Несмотря на то, что ажурнае вырезание кажется сложной техникой детям старшего дошкольного возраста оно вполне посилам. Начинать учить ребёнка ажурному вырезанию можно тогда, когда он уже умеет пользоваться ножницами и знает технику безопасности. , постепенно нужно предлагать более сложные схемы.                                                                                                                                            В процессе непосредственно образовательной деятельности, на занятиях у детей пробуждалась уверенность в своих творческих способностях, индивидуальности, неповторимости, вера в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова, музыки – все это помогало мне помочь попасть детям в необычный мир искусства, приобщения к художественной культуре. Это делало занятия живыми и интересными.                                                                                                                                      На своих занятиях я знакомлю детей с новым видом вырезания из бумаги- вытынанкой; расширяю запас знаний детей через знакомсиво с традиционными народными промыслами, с историческими фактами возникновения различных материалов и инструментов,знакомли детей со свойствами и выразительными возможностями бумаги;что является элементами исследовательской деятельности.Дети приобретают навыки работы с бумагой, опыт работы с ножницами. У детей формируется умение самостоятельно находить некоторые решения технических и художественных задач, отвечающих заданному условию. Я уделяю внимание повышению мотивации детей и помогаю им ощутить себя продолжателями древних традиций. По средствам занятия вырезанием развиваются волевые качества, любознательность, фантазия, воображение,творческое ,техническое и худоржественное мышлениеи формируется исследовательская деятельность, атакже формируется эмоциональное отношение к действительности и нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное в жизни.
 
 
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства"

Развитие творческих способностей  детей требует обновления содержания образовательной деятельности, поиска новых подходов. Актуализируется проблема  создания дополнительных условий для адапт...

«Формирование познавательных интересов к математике через воздействие с объектами окружающего мира.» сообщение из опыта работы ст.гр.

Формирование познавательных интересов к математике и создание предметно-развивающей среды...

Воспитание нравственных качеству детей через знакомство с произведениями К.И.Чуковского

Этот материал может быть полезен для педагогов и родителей при формировании у детей  нравственных качеств....

"ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ДУХОВНОЙ МУЗЫКОЙ".

Статья о формировании нравственно-эстетической сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с духовной музыкой....

Конспект ОД Формирование художественно эстетических качеств воспитанников, через знакомство с традициями и обычаями России

Конспект открытого занятия в группе раннего возраста формирование художественно эстетических качеств воспитанников, через знакомство с традициями и обычаями России.Тема: «Дорога в волшебный мир ...