Воспитание нравственных качеству детей через знакомство с произведениями К.И.Чуковского
консультация по художественной литературе

Соколова Светлана Юрьевна

Этот материал может быть полезен для педагогов и родителей при формировании у детей  нравственных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chuk.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание нравственных качеств у детей

через знакомство с произведениями К. И. Чуковского

«Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонности и манерам, основывая все преимущественно на привычке», -  подчеркивал В.Г.Белинский.

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для   нравственного   развития   детей.   В   этот   период   расширяется   и перестраивается   система   взаимоотношений   ребенка   со   взрослыми   и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность.

Формирование нравственных качеств личности человека начинает уже в раннем детстве, а продолжается всю жизнь.

Какими же инструментами воздействовать на формирование нравственных качеств личности ребенка, чем воспитывать его душу? Нигде в мире писатель не пользовался таким авторитетом, нигде чтение не считалось таким важным и необходимым занятием, как в России. Литература подсказывает детям поведенческую модель, манеру коммуникативного взаимодействия. Именно то, что ребенок слышит и замечает, будет для него эталоном поведения.

Какие же это книги? Прежде всего - сказка, детская сказка, детские стихи. Детская литература всегда развивала чувства справедливости в человеке, ненависти к злу, будила воображение и фантазию. Ведь фантазия побуждает людей делать открытия, фантазия окрыляет и ведет за собой.

В детстве все читают (или даже еще только слушают) одни и те же тонкие книжки с картинками. У множества взрослых (пускай и начитанных) может не оказаться ни одного общего, знакомого всем текста, кроме сказок, усвоенных в детстве. Тогда эти книжки становятся единственным общенациональным текстом. Страшно вымолвить — главным текстом культуры.

Что тебе читали в детстве?  "Быть русским - пройти инициацию книгой. Это своеобразный код: свой-чужой. Сталкиваясь с непониманием, с несправедливостью, с невоспитанностью, мы задаемся вопросом: "Неужели книги не научили его чувствовать, думать, сопереживать? Неужели он прошел мимо них? Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы."

Обратимся к словам Белинского: "Детским писателем нельзя сделаться, им должно родиться...

Может ли такой человек, как К.И. Чуковский, наделенный литературным талантом, через свое творчество воспитывать детей, формировать их личностные качества, формировать представления о добре и зле, любви, милосердии, дружбе?  Конечно – да!

Любовь и привязанность к людям, животным, природе, первое чувство дружбы и товарищества, первая благодарность за добро, ненасытная любознательность - вот что должно наполнять духовный мир ребенка.

Как играют дети? Какие рисунки рисуют? Как говорят дети? Мы видим, каким солнечным, ярким, переполненным самыми невероятными чудесами видится им мир! Таким же рисует мир в своих произведениях Чуковский. Он вселяет в детей веру в этот прекрасный мир!

Без сказок К.И.Чуковского были бы не мы, а какие-то другие люди, неспособные к сопереживанию Айболиту, к прощению Бармалея.

По произведениям К.И.Чуковского дети учатся:

- взаимопомощи /Телефон/

- Ладно! Бегу! Бегу!

Если могу, помогу!

- возможности перевоспитания и прощения /Бармалей /. Очень важно, как изображен новый, прощенный Бармалей. Он больше не требует уважения и страха, которые заменяли ему любовь. Он готов, он хочет любить. И в этом своем желании Бармалей прекрасен.

К.И.Чуковский неисправимому злодею - Бармалею дает шанс исправиться. После «перевоспитания» в животе у крокодила, где «темно и уныло», Бармалей полюбил детей.

"О, я буду добрей,

Полюблю я детей!

Не губите меня!

Пощадите меня!

О, я буду, я буду, я буду добрей!"

- состраданию /Федорино горе/

И сказала скалка:

"Мне Федору жалко".

И сказала чашка:

"Ах, она бедняжка!"

“Федорино горе” — замечательная христианская сказка, в которой “детским” языком рассказано о чуде преображения души.

Но чудо случилося с ней:

Стала Федора добрей.

Тихо по лесу идет

И тихую песню поет…

- вере в справедливость.  

К.И.Чуковский в своей поэме хотел прославить борьбу правды с неправдой, доброй воли со злой силой. Победа Вани Васильчикова вносит в отношения людей и зверей обоюдно приемлемый лад, справедливость, гармонию.

И наступила тогда благодать:

Некого больше лягать и бодать.

Смело навстречу иди Носорогу -

Он и букашке уступит дорогу.

- любви к животным /Крокодил/. Дети, прочитавшие эти строки,  навряд ли будут обижать животных:

О, этот сад, ужасный сад!

Его забыть я был бы рад.

Там под бичами сторожей

Немало мучится зверей,

Они стенают, и зовут,

И цепи тяжкие грызут,

Но им не вырваться сюда

Из тесных клеток никогда.

- получают представление о ходе времени, истории, Африке

/Можно выяснить маршрут доктора Айболита в сказке К. И. Чуковского «Айболит»/Стихотворения, как музыка, как поток звуков - волнующих, тревожащих детское воображение, дающих ощутить существование иных миров... Скорее это магический гул, ритмизованный шум.

Мы живём на Занзибаре,

В Калахари и Сахаре,

На горе Фернандо-По,

Где гуляет Гиппо-по

По широкой Лимпопо

- борьбе маленького и слабого с большим и сильным, так как важна сила духа /Ваня и горилла /Крокодил//

Он сказал: - Ты злодей.

Пожираешь людей,

Так за это мой меч -

Твою голову с плеч!-

И взмахнул своей саблей игрушечной.

- Сейчас особенно актуальны вопросы истории страны, межнациональных отношений, войны и мира, как никогда остро встал вопрос цены человеческой жизни. /Крокодил/

Живите вместе с нами,

И будемте друзьями:

Довольно мы сражались

И крови пролили!

Мы ружья поломаем,

Мы пули закопаем,

Сказки Корнея Ивановича Чуковского просты для понимания и, в то же время, имеют глубокий смысл. В сказках Чуковского сохраняются чёткие границы между добром и злом. Например:

- Муха-Цокотуха попадает в беду и все её «друзья» разбежались, всё же нашелся храбрец – маленький Комарик, спасший пленницу из лап коварного паука.

- "Тараканище". Основной конфликт в этой сказке между трусостью и храбростью. Писатель объясняет детям, что нужно уметь постоять за себя.

Разве это великан?

Это просто таракан!

Таракан, таракан, таракашечка.

Жидконогая козявочка-букашечка.

- тема любви к животным и прославление тяжелой и трудной, но в то же время очень благородной профессии – доктор (врач, лечащий людей и животных)/Айболит/. Доктор Айболит является воплощением доброты, ума, чуткости, сострадания к ближним, сильным героем, идущим к поставленной цели, побеждающим все зло - и это главные качества, характеризующие большинство героев сказок Чуковского.

Но, кажется, полнее всего он выразил себя в стихотворении «Радость». Радость – это такое чувство, от которого меняется все и в человеке, и в природе: «Куры стали павами, / Лысые – кудрявыми». Он готов нести безоглядную радость всем, увлекая этим чувством и больших, и маленьких:

Так бегите же за мною

На зеленые луга, Где

 над синею рекою

Встала радуга-дуга.

Мы на радугу

вска-ра-б-каемся

Поиграем в облаках

 И оттуда вниз по радуге

На салазках, на коньках!

В стихотворении выразился весь Чуковский.

-  ощущение радости и счастья, понятные ребенку.

Рады, рады, рады

светлые березы...

В это стихотворение заложен один из принципов формирования нравственных ценностей - принцип "обещания счастья".

Ведь это стихотворение входило в забытую военную сказку Чуковского «Одолеем Бармалея», написанное в 1942-1945 гг. В разгар войны Чуковский говорил тем, военным детям, о Радости, так необходимой во все времена.

- актуален язык. Познание языкового мира. Некая звуковая игра, такая понятная и используемая детьми - есть у Чуковского и свои блаженные, бессмысленные слова.

И одно только слово твердит:

Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо.

Почему Чуковский выбрал сказку? Замечательно звучит его признание: «По-моему, цель сказочника заключается в том, чтобы какою угодно ценой воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою. Сказочники хлопочут о том, чтобы ребенок с малых лет научился мысленно участвовать в жизни воображаемых людей и зверей и вырвался бы этим путем за рамки эгоцентрических интересов и чувств.  Вся наша задача заключается в том, чтобы возбудить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность со-переживать, со-страдать, со-радоваться, без которой человек – не человек»

Чуковский - самый первый поэт, он входит к нам бессознательно. Мы не читаем сами Чуковского, его нам читают взрослые, сами наслаждаясь яркими картинами прочитанного. А у нас остается вечная связь взрослые - Чуковский. Встреча с ним длится всю нашу жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста через слушание музыкальных произведений, посвящённых теме «Игрушка»

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста через слушание музыкальных произведений, посвящённых теме «Игрушка» Методическая разработка Яблокова Е.В. ГБДОУ д/с № 61 (филиал) Колпинск...

"Формирование нравственно-эстетических качеств детей через знакомство с видом декоративно-прикладного искусства "вытынанка" (из опыта работы).

«Истоки творческих способностей и дарования детей -    на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли…Другими словами: чем ...

Конспект НОД по воспитанию нравственных качеств в старшей группе по произведениям Л. Толстого "Котенок" и "Два товарища"

«Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требова...

Воспитание нравственных качеств дошкольника через произведения К.И. Чуковского

В дошкольных учреждениях особое место занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге, потребн...

Воспитание нравственных качеств дошкольника через произведения народного фольклора.

Юшкова Наталья Евгеньевнавоспитатель БДОУ города Омска                                        ...

Доклад на тему: «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста через восприятие художественного слова»

Педагогические чтения «Духовно-нравственное воспитание детей посредством художественных и музыкальных произведений, произведений искусства»....