Воспитание нравственных качеств дошкольника через произведения К.И. Чуковского
консультация на тему

Фетисова Светлана Николаевна

В дошкольных учреждениях особое место занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге, потребности в чтении.

Необходимость чтения очевидна: с развитием технического прогресса- телевидение, компьютерные игры- чтение книг занимает мало места в жизни человека.

Литература всегда была тем необходимым инструментом, который   помогал выработать систему нравственных взглядов на происходящее вокруг нас.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Воспитание нравственных качеств дошкольника через произведения К.И. Чуковского


Внимание учёных и практиков к проблеме нравственного воспитания вообще и подрастающего поколения в особенности всегда было неослабевающим.

Нравственное воспитание – многосторонний процесс формирования принципов и норм поведения, охватывающих отношение людей друг к другу и обществу.

Нравственные принципы складываются постепенно, в ежедневных контактах детей с воспитателем и между собой.

В дошкольных учреждениях особое место занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге, потребности в чтении.

Необходимость чтения очевидна: с развитием технического прогресса- телевидение, компьютерные игры- чтение книг занимает мало места в жизни человека.

Литература всегда была тем необходимым инструментом, который   помогал выработать систему нравственных взглядов на происходящее вокруг нас.

 При помощи произведений детской литературы воспитатель осуществляет формирование норм поведения детей в новой для них школьной жизни.  

Чтение художественной литературы, как вид совместной деятельности педагога с ребенком интегрируется с познанием, развитием речи, художественным творчеством.

Самые лучшие детские писатели в своих рассказах, сказках, повестях и стихах не навязчиво показывают детям примеры поведения героев, предлагая как бы побывать на их месте, задуматься о мотивах и последствиях поступках.

Первыми произведения, с которыми я познакомила детей, стали бессмертные сказки в стихах К.И.Чуковского. В них забавные герои – букашки, животные, щётки, чайники – учат детей заботе, доброте, храбрости, щедрости, высмеивают трусость, жадность, нерадивость, неблагодарность.

Наверное, нет семьи, где есть маленькие дети, в которой нет хотя бы одной книги Чуковского.

К.И. Чуковский – настоящий классик детской литературы. Выразительные, яркие, динамичные сказки завораживают ребенка, ведь Чуковский в своих сказках играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру. И в то же время они развивают мышление и воображение ребенка, дают прекрасные образцы литературного языка. Поэтому так огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К.И. Чуковского.

Дети слышат его стихи с первых лет жизни. К старшей группе юные «читатели» уже многое знают наизусть.

В книжном уголке была оформлена выставка «Любимый детский писатель».

Первыми произведения, с которыми я познакомила детей, стали бессмертные сказки в стихах К.И.Чуковского. В них забавные герои – букашки, животные, щётки, чайники – учат детей заботе, доброте, храбрости, щедрости, высмеивают трусость, жадность, нерадивость, неблагодарность.

Наверное, нет семьи, где есть маленькие дети, в которой нет хотя бы одной книги Чуковского.

Но, проводя предварительную беседу перед чтением произведений этого мастера, я с удивлением и сожалением узнала, что только трое из всей группы помнят эти сказки. Тем важнее для меня начать это знакомство.

Первая сказка – «Муха-Цокотуха» – вызвала много положительных эмоций: дети начали вспоминать и повторять запомнившиеся строки. Затем прошла беседа по вопросам:

– Что сделала Муха после того, как нашла денежку? (купила самовар)

– А почему она купила самовар, а не маленький чайник? (она хотела пригласить друзей)

– Значит, она какая? (добрая, дружелюбная, щедрая)

Далее шло разъяснение этих понятий, затем приводились примеры из жизни семьи, класса, иллюстрирующие эти понятия.

– Как вела себя Муха с гостями? (она всех угощала, всем старалась угодить)

Знакомство с понятием «хлебосольная».

– А как назвать человека, который ни  с кем не любит делиться? (жадный, скупой)

– Что сделали гости, когда Муху поймал Паук? (попрятались, разбежались)

– Как можно такое поведение назвать? (трусость)

– А вас когда-нибудь бросали в беде?

Дети вспоминают случаи из жизни, сравнивая поведение своих знакомых с поведением Мухиных гостей.

– А как бы поступили вы? (защитили бы Муху, ведь она их кормила и просила о помощи)

– Какими словами мы можем описать поступок Комара? (это смелый поступок, он спас Муху, хотя сам не очень сильный)

Эта сказка учит нас, ребята, быть добрыми, как Муха, смелыми, как Комар, и не бросать никого в беде.

Далее мы с детьми прочитали сказки «Тараканище» (беседа о трусости и страхе), «Мойдодыр» (воспитание чистоплотности и аккуратности), «Краденое солнце» (борьба добра со злом, наказание зла) «Телефон» (беседа о правилах вежливого телефонного разговора), «Федорино горе» (как поддерживать порядок в доме, в классе, на своем рабочем месте), «Айболит» (воспитание доброты, отзывчивости, сострадания, заботы о других, любви к своей профессии), «Бармалей» (беседа о послушании – надо прислушиваться к запретам взрослых; надо вступать в борьбу со злом).

Конечно, дети, приобретая нравственные знания, не могу сразу правильно ими воспользоваться, но при многократном повторении эти знания перейдут в желание поступать соответственно нормам этики. А дети получают представление об этичном поведении впервые из сказок, пословиц, басен и других произведений.

Сказка является эффективным средством духовно-нравственного становления личности, поскольку включает в себя знания об окружающем мире, о взаимоотношениях людей, предлагает различные модели поведения. Сказки обращаются к глубинному «я» ребенка, помогают осознать отношение к самому себе, к миру, к другим людям. Сказку называют «копилкой жизненных рецептов». На примерах сказочных героев можно увидеть образец поведения, подумать о поступках героя, последствиях тех или иных действий для него самого, для окружающих его людей, сравнить себя с литературным героем. Слушая сказки, ребенок учится думать, рассказывать об услышанном, трудиться душой. Сильные впечатления детства остаются на всю жизнь. Мудрость сказки помогает вырастить душевно здорового ребенка. Сказка учит жить.

Произведения К.И. Чуковского способствуют всестороннему развитию ребенка. Его книги помогают пробудить в детях воображение и фантазию, привить вкус к слову и культуре речи, учат доброте и справедливости, доставляют удовольствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гуманно-нравственных качеств дошкольников через воспитание сказкой

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни...

Опыт работы по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников через экологическое воспитание

Воспитание духовно-нравственных качеств старших дошкольников через организацию  работы экологического кружка...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

           АКТУАЛЬНОСТЬ  ТЕМЫ            В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с проблемой у...

Воспитание нравственных качеству детей через знакомство с произведениями К.И.Чуковского

Этот материал может быть полезен для педагогов и родителей при формировании у детей  нравственных качеств....

Воспитание нравственных качеств дошкольника через произведения народного фольклора.

Юшкова Наталья Евгеньевнавоспитатель БДОУ города Омска                                        ...

Консультация для педагогов «Воспитание нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность»

Театрализованная деятельность - одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства. При постоянном целенаправленном использовании в педагогическом процессе,  позволит решать актуаль...

Консультация для родителей "Воспитание нравственных качеств дошкольников через семью"

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности,...