Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание нравственных качеств дошкольников через игровую деятельность"
консультация (младшая группа)

Цель консультации: Показать, как игровая деятельность может стать эффективным инструментом для формирования нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Горки-Х»

дошкольное отделение детский сад №51

(МБОУ СОШ «Горки-Х» дошкольное отделение детский сад №51)

Консультация для воспитателей по теме:

«Воспитание нравственных качеств дошкольников

через игровую деятельность»

Составила:

воспитатель

Цюпина Юлия Сергеевна

п. Горки-10

2024 г.


Воспитание нравственных качеств дошкольников через игровую деятельность (во второй младшей группе)

Игровая деятельность является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста, и именно в игре формируются основы их личности. В младшей группе особое внимание уделяется развитию таких нравственных качеств, как доброта, отзывчивость, умение сопереживать, честность и справедливость. Правильно организованные игры позволяют не только развивать мышление и речь, но и закладывать основы нравственного воспитания.

Цель консультации: Показать, как игровая деятельность может стать эффективным инструментом для формирования нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет).

Основные задачи нравственного воспитания во второй младшей группе:

1. Формирование навыков сотрудничества и взаимодействия со сверстниками.

2. Воспитание у детей уважения к окружающим людям, их труду и вещам.

3. Обучение элементарным правилам поведения: умению делиться, соблюдать очередь, не обижать других.

4. Развитие чувства эмпатии и доброжелательного отношения к сверстникам.

5. Воспитание вежливости, терпеливости и культуры общения.

Методы и приемы воспитания нравственных качеств через игру.

Игровая деятельность предлагает богатые возможности для воспитания нравственности у детей. В младшей группе рекомендуется использовать следующие виды игр и методики:

1. Сюжетно-ролевые игры.  

Эти игры помогают детям примерить на себя разные социальные роли, усваивая через них нормы поведения и правила общения. Например, игры «Семья», «Магазин», «Больница» учат детей заботе о других, внимательности и уважению.

2. Игра-забота.  

   Предложите детям поиграть в игру, где они заботятся о своих игрушках, питомцах или младших. Например, игра «Доктор Айболит», где ребенок лечит свои игрушки, развивает такие качества, как заботливость и сострадание.  

3. Игры на развитие умения делиться.  

   Примеры: «Угощение друзей», где ребенок делится игрушечной едой или угощает «гостей». Подобные игры прививают чувство щедрости и учат получать удовольствие от того, что они делятся с другими.

4. Подвижные игры с правилами.  

   Игры с четкими правилами, например, «Ладушки», «Прятки», «Лови мяч», помогают детям учиться подчиняться общим требованиям, контролировать свои эмоции и уважать очередь. Обсуждение правил игры до её начала важно для осознания детьми важности честности и справедливости.

5. Игры на развитие эмпатии.  

   Примеры: «Радуга настроения» — игра, где дети показывают или называют, что бы им понравилось или что их огорчило. Это учит их понимать чувства других и развивает эмоциональную отзывчивость.

6. Чтение и обсуждение сказок с последующей игрой по мотивам.  

   Сказки часто содержат нравственные уроки, понятные детям младшего возраста. Например, сказка «Колобок» учит доброжелательности и осторожности. После прочтения сказки можно предложить детям разыграть её сюжеты, обсудить поведение героев и осознать последствия их поступков.

Советы для воспитателей:

1. Создавать положительный пример. Дети в этом возрасте склонны подражать взрослым, поэтому важно, чтобы воспитатели демонстрировали уважение, доброжелательность и заботливое отношение.

2. Организовать игровую среду, стимулирующую к взаимодействию. Размещайте игрушки и предметы так, чтобы они поощряли детей к совместным играм, обсуждению и обмену.

3. Использовать игровые ситуации для обсуждения. После игры обсудите с детьми, что они чувствовали, правильно ли поступили герои, как они могли бы поступить иначе.

4. Поощрять положительное поведение. Одобрение и похвала за добрые поступки, даже небольшие, помогут детям осознать ценность хороших поступков и начнут воспитывать в них осознанное отношение к другим.

Вот наши простые правила детского общения:

Чаще говори: давай дружить, давай играть.

Играй честно.

Зовут играть – иди, не зовут – попросись, это не стыдно.

Не дразни, не выпрашивай ничего. Никогда два раза ни о чем не проси.

Начав одно дело, доводи его до конца.

Разговаривая, умей слушать и понимать.

Не перебивай в разговоре.

Будь заботливым, внимательным, умеющим прийти на помощь.

Сам ни к кому не приставай, не ябедничай за спиной товарищей.

И последнее: нужно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагога, который занимается духовно-нравственным воспитанием дошкольников. Педагог, используя игры, будет развивать детскую душу, если и сам будет постоянно совершенствовать свой собственный духовный мир.

Заключение:

Воспитание нравственных качеств в младшей группе — это кропотливый, но очень важный процесс. Через грамотно организованную игровую деятельность дети учатся понимать и уважать друг друга, проявлять доброту и отзывчивость. Воспитатели играют ключевую роль, поскольку именно их терпеливое руководство и добрый пример позволяют детям постепенно усваивать нормы и правила нравственного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через игровую деятельность»

Методическая разработка2 слайд «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через игровую деятельность»     Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенк...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

           АКТУАЛЬНОСТЬ  ТЕМЫ            В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с проблемой у...

Консультация для родителей и воспитателей на тему: «Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире».

Консультативный материал по духовно-нравственному воспитанию дошкольников по средствам семьи и педагогов дошкольных организаций...

Программа по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность "В хороводе народных традиций".

Данная программа построена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и направлена решать следующие задачи:-  Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развити...

РМО заведующих ДОУ, выступление по теме: «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством национальных традиций православных праздников», октябрь 2021 г.

Тема: «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством национальных традиций православных праздников»...

Консультация для педагогов «Воспитание нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность»

Театрализованная деятельность - одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства. При постоянном целенаправленном использовании в педагогическом процессе,  позволит решать актуаль...

Конспект семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через игровую деятельность»

Конспект семинара-практикума«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через игровую деятельность»...