Конспект семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через игровую деятельность»
план-конспект занятия
Конспект семинара-практикума
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через игровую деятельность»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
«Центр развития ребенка – детский сад № 61»
Конспект семинара-практикума
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через игровую деятельность»
Воспитатель: Додонова Светлана Валентиновна
ЦЕЛЬ:
- мотивация к нестандартности, самоанализу и самообразованию по духовно-нравственному воспитанию;
- освоение практических способов взаимодействия с детьми постановлению духовно-нравственного отношения;
- создание настроения у участников процесса воспитания.
ЗАДАЧИ:
1.Повышение знаний по духовно-нравственному воспитанию детей.
2.Развитие благоприятного эмоционального настроения с участием коллектива педагогов.
3.Совершенствование методов воспитания по духовно-нравствен ному воспитанию с использованием практических приемов.
Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, так как в этот период в ребенке те значимые изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте у ребенка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.
Играя, дети, развиваются, осваивают представления о нравственном поведении, получают определенные эмоции. Взрослые создавая игровую среду. Окружая детей вниманием и любовью, показывая общение на личном примере, играя с детьми, должны формировать нравственные качества у ребенка. Но на самом деле этого не происходит: мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. И самая большая опасность - в разрушении личности, ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Поэтому проблема духовно - нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
«Душа поёт» - каждый из нас не раз слышал эту метафору, а как вы думаете, что это значит? (ответы на заданный вопрос).
Всё самое красивое и восхитительное мы зачастую сравниваем с музыкой, а базой любой мелодии являются ноты – их всего 7
Итак, первая страница, первая нота. Какая?
1.Нота - До.
Правильно нота – ДО.
Как вы думаете, какие важные для духовно-нравственного развития личности слова начинаются на букву «Д» (ответы на заданный вопрос).
Правильно, это добро и доверие. Наша доброта является залогом доверия к нам. Нам, педагогам, доверено самое ценное - души детей. Без доверия все наши старания по воспитанию полноценной личности, будут напрасны.
Например: Игра «Добрые дела» Это игра на каждый день, которая не ограничивается временными рамками.
Участвовать в ней могут от одного человека до всей группы. Организатору игры (родителям, педагогам) нужно подыскать подходящий сундучок (или копилку, коробку с прорезью), а также изготовить красивые монетки, фишки. Каждая монетка соответствует одному доброму делу. В конце дня попросите ребенка бросить в копилку столько монет, сколько добрых дел он сделал за день. Если малыш затрудняется, помогите ему отыскать хорошее, даже в самых обыденных поступках. Игра помогает лучше ребенку разобраться в морально-этической стороне жизни и стимулирует его на нравственные поступки. (Звучит музыка)
Работая с детьми, мы часто обращаемся к народной мудрости. К неоценимому знанию, оставленному нашими предками, к пословицам.
Вспомните, пословицы о доброте, которые вы используете в работе по привитию основ нравственности детям (ответы на заданный вопрос).
2. Следующая страница нашей нотной книги Нота –… Ре
Назовите пожалуйста слова, которые начинаются на букву «Р» и являются важной ступенькой в Духовно-нравственном развитии (ответы на заданный вопрос). Правильно, это религия, Родина, родной край.
Предлагаю вам разгадать ребусы. В них зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашего семинара. Ваша задача расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова.
РОДИНА. Воспитание любви к Родине одна из основных задач нравственного воспитания, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития любви к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству.
Знакомство детей с историей и культурой родного края должно начинаться со: знакомства с прошлым и настоящим, географическим расположением, природными ресурсами, климатическими условиями, с достопримечательностями, традициями, обрядами, народными играми, с фольклором, произведениями писателей, поэтов, художников, музыкантов, архитекторов; развитие творческих способностей детей в изобразительном и музыкальном искусстве.
И это знакомство должно проходить через такие формы работы, как:
- целевые прогулки;
- экскурсии
- чтение художественных произведений
-Мини – музеи «Волшебный мир театра» «Русская изба»
-патриотические центры в группах
-работа в социуме.
3. Третья страница и третья нота – Ми
Нота МИ, она называется – ПРИНЦИП МОРАЛИ.
Ведь нормы морали не являются врожденными, они усваиваются ребёнком в окружении людей и зависят от отношения к нему окружающих, кто его воспитывает, в какой социальной среде он живёт.
Нужно помнить, что дать ребёнку понятия что такое «Хорошо», а что такое «Плохо», не самое важное, а необходимо еще привить умение разбираться в определенной ситуации и корректировать свои действия: избежать конфликта уступив в чем либо, помочь слабому, поддержать или направить друга.
В этом случае наиболее предпочтительным видом работы практическая деятельность с детьми, которая включает в себя: наблюдения за природой, трудом других людей, сюжетно-ролевые игры, обсуждения.
Я предлагаю вам сыграть в одну игру, которая называется «Палочка-выручалочка», но сначала разомнемся, используя упражнение «Гусеница»
Правила: Встаньте в одну линию и возьмитесь за руки. Первый должен начать закручиваться и тянуть за собой всех остальных в “спираль”.
В таком положении вы должны пройти несколько метров. Можете в конце движения осторожно или присесть на корточки, или наклониться, или подпрыгнуть, а потом раскрутиться обратно, не разъединяясь.
Расслабились? От души посмеялись, а теперь давайте сыграем еще в одну игру, а называется она «Палочка-выручалочка», в которую мы играем с детьми.
Игра «Палочка-выручалочка»
Правила: Встаньте в круг и вспомните ситуацию, в которой вам нужна была помощь. Например: болел зуб, порвали колготки, сломали ноготь, плохое настроение, и т. д. Вот у меня в руках "палочка - выручалочка".
Когда вы расскажете о своем затруднении, я скажу: «Палочка-выручалочка, помогай! Из беды выручай!». Если кто из вас, знает, как помочь или может дать совет, поднимает руку, и я даю палочку-выручалочку. (А с детьми: если никто из детей не знает, как помочь, вы сами прикасаетесь Палочкой-выручалочкой к ребенку и рассказываете детям, как можно выручить друга из беды.) Но не стоит забывать: в жизни все намного сложнее, чем кажется, и каждый человек индивидуален. Не бывает однозначно добрых или злых людей. И мы как никто это понимаем. У нас достаточно сложная работа, которая порою требует мобилизации всех наших душевных сил, и именно наша доброта и доверие к нам наших воспитанников помогает нам справиться с любой нестандартной ситуацией.
4. Следующая Нота - Фа
Это, пожалуй, самая активная в работе с детьми нота. Это нота – фантазия. Мир детских фантазий неистощим, дети легко и с удовольствием сочиняют и импровизируют. В наших группах есть все необходимое, для работы в этом направлении: можно сочинять собственные истории, разыгрывать кукольные спектакли с использованием сюжетов на тему добра и взаимопомощи, придумывать злых героев и «перевоспитывать» их. Фантазируйте, экспериментируйте и слушайте детей, ведь иногда и они могут увидеть то, что скрыто от наших «взрослых» глаз.
Каким же способом мы можем показать ребенку эти качества? Конечно, с помощью игр. Давайте поиграем в некоторые из них. «Тарелка с яблоком»
Задачи:
- развитие между детьми взаимопонимания, оптимизация взаимоотношений в группе; - преодоление замкнутости, эгоистических тенденций поведения.
Группа молча с закрытыми глазами передает по кругу тарелку с яблоком. В результате при передаче развиваются способы коммуникации: поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением и т. п.
Обсуждение может затрагивать вопросы взаимной заботы или ее отсутствия. В игре участвуют наблюдатели, которые после игры дают отчет о наблюдениях, адресованный тому, за кем они наблюдали.
5. Пятая страница нашей книги Нота – Соль
Нота СОЛЬ означает самостоятельность, а для того, чтобы мысли
воплотились в поступки недостаточно одного желания, надо самостоятельно формировать стимул, который будет побуждать ребенка к действиям. Наша задача давать детям свободу действий и выбора, даже несмотря на то, что это ведет к временным затратам. Чаще хвалите детей и верьте в них, помогайте незаметно, создавая ситуацию успеха.
6. Нота – Ля
Нота ЛЯ – это личностно-ориентированный подход.
Изначально все дети поставлены в неравные социальные условия, и в работе этот фактор необходимо учитывать, ведь то, что для одного ребёнка кажется неприемлемым и аморальным, для другого является нормой, к которой он привык с рождения (семейный фактор). В этом случае нашей первостепенной задачей становится создание условий для максимально быстрой адаптации и социализации таких детей в обществе.
7. И завершает нашу книгу Нота – Си.
И завершающим этапом нашей работы будет обсуждение последней ноты СИ, но мне хочется назвать ее нотой самосовершенствования и специализации воспитателей.
Наша профессия по- своему уникальна: как педагоги мы должны постоянно самосовершенствоваться, осваивать что-то новое, глубоко изучать нашу многонациональную культуру, находить в обыденных вещах что-то необычное интересное и познавательное. Мы постоянно идем вперед, и наша основная задача – воспитать хорошего человека, которому не чужды такие понятия как доброта и любовь.
Это не забываемое путешествие по стране «Духовно-нравственного воспитания». И именно от нас зависит, как по нашим нотам дети сыграют эту волшебную мелодию. И я от всей души желаю, чтобы в вашем оркестре малышей ни одна нота не звучала фальшиво!
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, справедливости, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы, научить их правилам общения и умению жить среди людей - вот главные идеи воспитания духовности и нравственности.
В первую очередь мы сами должны стать
носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через игровую деятельность»
Методическая разработка2 слайд «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через игровую деятельность» Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенк...

Экологическое воспитание дошкольников через игровую деятельность
ДОКЛАД: «Экологическое воспитание дошкольников через игровую деятельность»...

Семинар - практикум "ФЭМП у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
В игровой деятельности ребенок находится в позиции «равноправного партнера» по отношению к взрослому, что способствует укреплению уверенности в себе, в своих интеллектуальных возможностях....

«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность»
«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность» «Без игры нет, и не может быть полноценного развития.Игра – это огромное светлое окно...
Буклет "экологическое воспитание дошкольников через игровую деятельность"
В процессе экологических игр формируются знания об окружающем мире...

Семинар - практикум "Развитие интеллектуальных способностей у дошкольников через математическую деятельность"
Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений...

«Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников через игровую деятельность»
Актуальной задачей нашего времени является воспитание у дошкольников нравственных качеств: гуманных отношений (отзывчивость, доброжелательность, заботливое отношение, культуры поведения, чувства колле...
