Воспитание нравственных качеств дошкольника через произведения народного фольклора.
консультация (средняя группа)

Юшкова Наталья Евгеньевна
Юшкова Наталья Евгеньевна
воспитатель БДОУ города Омска                                                                                                 
 «Детский сад № 339 общеразвивающего вида» 
 
 
Воспитание нравственных качеств  дошкольника через
произведения народного фольклора.
 
Воспитатель ежедневно устанавливает душевную связь с ребенком. Если это достигнуто, то ребенку легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе. И только тогда воплощаются мудрые слова Я. Корчака:  «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут».
Нам доверяют самое дорогое – воспитание маленьких детей. И даже имея опыт в работе, постоянно ищешь новые пути к душе ребенка. Дошкольный возраст является периодом начала становления личности, формирования духовно-нравственного мира ребенка. В современном мире остро чувствуется дефицит внимания, доброты. В общении и взаимоотношениях окружающих ребенка людей преобладает грубость, эмоциональная глухость, враждебность. Дети это могут наблюдать в поведении окружающих на улице, в транспорте, во дворе и даже в семье.
Мы считаем, что из всех видов деятельности именно игра оказывает существенное влияние на духовно-нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста. Первые литературные произведения, с которыми каждый ребенок знакомится буквально с колыбели,- это произведение фольклора.
Знакомство с народным творчеством для детей мы начинаем с потешек и колыбельных песенок, которые вводят ребенка в мир, учат его жить.
С помощью потешки мы учим детей не только движению, но и пониманию того, что такое хорошо, а что такое плохо. Например: «Маму дочка слушайся», «Ты водички не принес». Приятно было наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки – матери», как бережно и с любовью они относятся к своим куклам. Мы также заметили, что у детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая тем самым, заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Правильно подобранная потешка, помогает нам устанавливать доброжелательную атмосферу в группе, вызывает эмоциональный отклик у детей, воспитывает положительное отношение к режимным моментам, делая их для ребенка более интересными.
Ещё один вид малых форм словесного народного творчества, который мы используем в своей работе - это загадки. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Игра в узнавании, отгадывании, в разоблачении того, что спрятано и скрыто.
Загадки мы  используем на любом занятии, усложняя с возрастом детей, а также на прогулках, например, зачем мы сегодня будем наблюдать: «Белая простыня всю землю обошла».
В старшем возрасте, 4-5 лет,  используем пословицы и поговорки. Их ещё называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицу использую во всех процессах воспитательной работы. Например: Одеваемся на прогулку, медлительному ребенку говорю: «Семеро одного не ждут». Замечаю на занятиях по аппликации не аккуратность, спешку в работе, говорю: «Поспешишь - людей насмешишь». 
На прогулке во время трудовой деятельности, дети отказываются выполнять работу, применяю такую пословицу: «Труд человека кормит, а лень портит», «Одна пчела много меду не натаскает». Некоторые поговорки дают меткую характеристику человеку или его деятельности: «Наш пострел везде поспел», «Всё готово, да бестолково», «Поспешишь - людей насмешишь». Дети легко запоминают пословицы и поговорки и используют их в повседневной жизни. 
Таким образом, пословицы и поговорки помогают  прививать детям нравственные нормы поведения, показывают им моральные эталоны.
Большое внимание мы уделяем русской народной сказке, которая помогает детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширить кругозор, развить речь, фантазию, воображение, а также духовно-нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. 
В старших группах для развития эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества, раскрытия своих творческих способностей, предлагаем детям поиграть в сказку, чтобы почувствовать себя ее героем, волшебником, пережить все приключения сказочных героев, помогаем найти выход из трудной ситуации. Кроме того, предлагаем детям проиграть старые знакомые сказки на новый лад: «Веселое путешествие колобка», «Муха-цокотуха», «Чей домик». Детей увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий в сказке, необычность приключений и обязательная победа Добра над Злом.
Для того чтобы сделать фольклор ближе детям, мы создали соответствующую развивающую среду в группе детского сада: пособия в игровых уголках, мягкие игрушки из ткани, самодельные куклы в русских национальных костюмах, различные виды театров, фотографии. В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов (как для мальчиков, так и для девочек) и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, настольный и пальчиковый театры, театр по сюжетам русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Волк и семеро козлят». 
Всю работу по развитию у дошкольника нравственных качеств,  проводим  в тесном сотрудничестве  с родителями, беседуем о достижениях и проблемах детей, с учётом индивидуальных особенностях каждого ребёнка, рекомендуем  родителям придерживаться нравственных устоев  воспитания в семейной обстановке. Положительный опыт нравственного воспитания можно было наблюдать при совместной творческой деятельности детей и родителей в постановке сказки: «Колобок».
В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедились, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ds_339_etich_chteniya_16g_yushkova_n.e.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Юшкова Наталья Евгеньевна

воспитатель БДОУ города Омска                                                                                                

 «Детский сад № 339 общеразвивающего вида»

Воспитание нравственных качеств  дошкольника через

произведения народного фольклора.

Воспитатель ежедневно устанавливает душевную связь с ребенком. Если это достигнуто, то ребенку легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе. И только тогда воплощаются мудрые слова Я. Корчака:  «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут».

Нам доверяют самое дорогое – воспитание маленьких детей. И даже имея опыт в работе, постоянно ищешь новые пути к душе ребенка. Дошкольный возраст является периодом начала становления личности, формирования духовно-нравственного мира ребенка. В современном мире остро чувствуется дефицит внимания, доброты. В общении и взаимоотношениях окружающих ребенка людей преобладает грубость, эмоциональная глухость, враждебность. Дети это могут наблюдать в поведении окружающих на улице, в транспорте, во дворе и даже в семье.

Мы считаем, что из всех видов деятельности именно игра оказывает существенное влияние на духовно-нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста. Первые литературные произведения, с которыми каждый ребенок знакомится буквально с колыбели,- это произведение фольклора.

Знакомство с народным творчеством для детей мы начинаем с потешек и колыбельных песенок, которые вводят ребенка в мир, учат его жить.

С помощью потешки мы учим детей не только движению, но и пониманию того, что такое хорошо, а что такое плохо. Например: «Маму дочка слушайся», «Ты водички не принес». Приятно было наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки – матери», как бережно и с любовью они относятся к своим куклам. Мы также заметили, что у детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая тем самым, заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Правильно подобранная потешка, помогает нам устанавливать доброжелательную атмосферу в группе, вызывает эмоциональный отклик у детей, воспитывает положительное отношение к режимным моментам, делая их для ребенка более интересными.

Ещё один вид малых форм словесного народного творчества, который мы используем в своей работе - это загадки. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Игра в узнавании, отгадывании, в разоблачении того, что спрятано и скрыто.

Загадки мы  используем на любом занятии, усложняя с возрастом детей, а также на прогулках, например, зачем мы сегодня будем наблюдать: «Белая простыня всю землю обошла».

В старшем возрасте, 4-5 лет,  используем пословицы и поговорки. Их ещё называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицу использую во всех процессах воспитательной работы. Например: Одеваемся на прогулку, медлительному ребенку говорю: «Семеро одного не ждут». Замечаю на занятиях по аппликации не аккуратность, спешку в работе, говорю: «Поспешишь - людей насмешишь».

На прогулке во время трудовой деятельности, дети отказываются выполнять работу, применяю такую пословицу: «Труд человека кормит, а лень портит», «Одна пчела много меду не натаскает». Некоторые поговорки дают меткую характеристику человеку или его деятельности: «Наш пострел везде поспел», «Всё готово, да бестолково», «Поспешишь - людей насмешишь». Дети легко запоминают пословицы и поговорки и используют их в повседневной жизни.

Таким образом, пословицы и поговорки помогают  прививать детям нравственные нормы поведения, показывают им моральные эталоны.

Большое внимание мы уделяем русской народной сказке, которая помогает детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширить кругозор, развить речь, фантазию, воображение, а также духовно-нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

В старших группах для развития эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества, раскрытия своих творческих способностей, предлагаем детям поиграть в сказку, чтобы почувствовать себя ее героем, волшебником, пережить все приключения сказочных героев, помогаем найти выход из трудной ситуации. Кроме того, предлагаем детям проиграть старые знакомые сказки на новый лад: «Веселое путешествие колобка», «Муха-цокотуха», «Чей домик». Детей увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий в сказке, необычность приключений и обязательная победа Добра над Злом.

Для того чтобы сделать фольклор ближе детям, мы создали соответствующую развивающую среду в группе детского сада: пособия в игровых уголках, мягкие игрушки из ткани, самодельные куклы в русских национальных костюмах, различные виды театров, фотографии. В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов (как для мальчиков, так и для девочек) и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, настольный и пальчиковый театры, театр по сюжетам русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Волк и семеро козлят».

Всю работу по развитию у дошкольника нравственных качеств,  проводим  в тесном сотрудничестве  с родителями, беседуем о достижениях и проблемах детей, с учётом индивидуальных особенностях каждого ребёнка, рекомендуем  родителям придерживаться нравственных устоев  воспитания в семейной обстановке. Положительный опыт нравственного воспитания можно было наблюдать при совместной творческой деятельности детей и родителей в постановке сказки: «Колобок».

В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедились, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДЕТСОМ САДУ ЧЕРЕЗ ЧУВАШСКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДЕТСОМ САДУ ЧЕРЕЗ ЧУВАШСКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР...

"Воспитание нравственных качеств через знакомство детей с русскими народными сказками"

В статье представлен опыт работы  по проблеме: "Воспитание нравственных качеств через знакомство детей с русскими народными сказками". В своей работе с детьми по данной теме я опир...

Научно-патриотическое воспитание детей через русский народный фольклор

Научно-патриотическое воспитание детей через русский народный фольклор...

Научно-патриотическое воспитание детей через русский народный фольклор

Научно-патриотическое воспитание детей через русский народный фольклор...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЭТОВ - КЛАССИКОВ

В отечественной педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим. Важную роль в формировании н...

Методическая разработка "Воспитание нравственных качеств через фольклор"

Фольклор – это духовная культура народа существующая в разных его формах: словестные тексты, музыка, танцы, театр, декоративно-прикладное творчество.Фольклор как развитие творческих способностей...

Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников через русское народное творчество.

В  настоящей статье рассматривается проблемы  нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях  дошкольного образовательного учреждения, представляе...