НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДЕТСОМ САДУ ЧЕРЕЗ ЧУВАШСКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Миронова Надежда Ивановна

 

 

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

 В ДЕТСОМ САДУ ЧЕРЕЗ ЧУВАШСКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание, если оно хочет быть бессильным, должно быть народным».
К.Д.Ушинский

Ребенок не может успешно расти и развиваться без гармонии с окружающим миром, ему необходимы мир, согласие и любовь. Прежде всего – это любовь к Родине, которая формируется с первых дней жизни. Сначала Родина для ребенка – это его мама, комната, семья, родные. Вот он пошел в детский сад и начинает дружить, учиться, относиться к окружающим людям, природе, по законам совести. А совесть – это народная память. Каждый народ в бездонных копилках памяти имеет никогда не иссякающее богатство это искусство народа, правила и обычаи его жизни, любимые предания и сказки, мудрые мысли, архитектура, быт и верование, любимые праздники. Каждый человек «с молоком матери» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим личность гражданина, патриота

 Чтобы воспитать такие чувства, я предоставляю детям условия, в которых они ощутили бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердили себя в ней, приняли и полюбили родной язык, историю и культуру нации.

Задача: моя задача как воспитателя – помочь детям воспользоваться этими сокровищами, стать богаче, умнее и добрее. Чувство патриотизма формируется в дошкольном возрасте, когда дети начинают осознавать частью ценного культурно-исторического сообщества, становятся сопричастными к народным праздникам и традициями.

Для формирования нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста я в своей воспитательно-образовательной работе объединяю фольклорный, краеведческий, культурологический, исторический и литературный материал. Руководствуясь принципами доступности, наглядности, историзма, вариативности и системности – эта работа дает положительные результаты и оказывает благотворное влияние на чувствительные детские души. Моя педагогическая технология состоит из следующих этапов:

  1. Первый этап работы с младшими дошкольниками:  я  приобщаю их к устному народному творчеству через песенки, потешки, прибаутки («Нянине-паппине», «Пукане», «Хевел тух»), загадки, о природе, о животных, о своих родных и о себе самом,  чтение чувашских народных сказок («Сармантей», «Сарак»), драматизация, театрализованные представления, игры: «Автан», «Пулара», «Асамат кепере»).
  2. В среднем дошкольном возрасте работа по формированию нравственно-патриотических качеств строю на ознакомлении с историей и культурой наших предков, связанной с бытом, с повседневной жизнью простых чувашских людей: сказки, потешки, прибаутки, знакомство и обучение игре на чувашском народном инструменте, начальное, избранное знакомство с народным календарем. Это позволяет видеть разные аспекты явления: социальные, нравственно-этические, художественно-эстетические.
  3. Чтобы в старшем дошкольном возрасте полученные знания трансформировались в зачатки патриотизма (интереса к истории своего края, города, страны, к народным промыслам, к духовным ценностям, созданным предшествующими поколениями),  показываю и даю почувствовать красоту созданных веками бытовых и культурных ценностей, помогаю полюбить своё, родное, близкое. Читаю сказки, былины («Кампасем», «Дед, баба и луна», «Девушка-гусыня»), знакомлю с обширным музыкальным материалом («Суркунне», «Сурет Ваня»),  осваиваем фольклорные традиции, поем чувашские народные песни («цвет черемухи», «Печек сес путене»), изучаем народный календарь,  приметы, обычаи, обряды, суеверии чувашского народа («Уяв», «Акатуй», «Сурхури», «Саи», «Йыхрав». Развиваю интерес к театрализованным играм на основе чувашского фольклора, сказок, былин, легенд, преданий путем активного вовлечения детей в игровые действия. А также организую встречи с местной писательницей  Л.А. Васильевой которая знакомила детей со своими новыми книгами «Зайкина семья», «Мурочка». Такие встречи помогают привить в детях любовь к художественной и познавательной литературе.

Форма работы с воспитанниками, педагогами, родителями многообразны:

- одна из форм работы – проведение совместных праздников, утренников, вечеров досуга, выставок, традиционных народных игр («Вечер любимых национальных блюд семьи», «Игры Батыра», «Сенкер тепел»;

 - экскурсии (в детском саду «Изба чувашского крестьянина» и в городской музей Лобачевского) позволяет объединить детей разного возраста общими чувствами переживаниями. При этом старшие дети как правило делятся с младшими опытом, готовят материалы, необходимые как для собственной деятельности, так и для занятий с малышами, делают подарки, показывают театрализованные представления.

Лучше всего занятия и беседы проводить там где создан быт наших прабабушек и прадедушек: чувашская печь, лавки, прялка, самовар, сундук, чугунок, поленья дров, образцы льна и шерсти, вышитые салфетки, тканные половики, полотенца, для детей это будет не просто слова, а название предметов которые можно потрогать своими руками. Такая форма работы необходима в детском саду в рамках нравственно-патриотического воспитания.

При отборе фольклорного материала опираюсь на принципы доступности содержания, познавательности и духовно-нравственной значимости. Для этого постоянно пополняю наглядный материл: макеты, муляжи, альбомы, иллюстрации, коллекция открыток, библиотека детских книг по устному народному творчеству, предметы быта, куклы в национальных костюмах, детские и взрослые национальные костюмы, народные игрушки, изделия из лозы, расписные матрешки.      

Для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ по данной проблеме провела открытые просмотры мероприятий «Что такое масмак»,    «Волшебный платочек», конкурс «Край родной», оформила тематическую выставку «Чувашское народное декоративно-прикладное искусство», представила театрализованную постановку «Масленица идет, блины да мед несет».                                

О необходимости воспитания любви к родному Отечеству говорили и писали в свое время русские педагоги. Чтоб считать себя сыном или дочерью России, надо понять духовную жизнь  народа, принять историю и культуру Родины как свои собственные. К.Д.Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Воспитанный на любви к малой родине, на народном фольклоре и литературе человек всегда будет принадлежать к своей культуре, где бы он ни родился.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Звездочка»

выступление на РМО

(семинаре дошкольных работников Козловского района)

по теме:

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

 В ДЕТСОМ САДУ ЧЕРЕЗ ЧУВАШСКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР

Воспитатель1 кв.кат.

 Миронова Н. И.

г. Козловка   2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».

В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...

Презентация для воспитателей детского сада по теме: "Формирование нравственно - патриотических чувств детей младшего дошкольного возраста через народный фольклор"

Презентация рассказывает как выстроить работу с детьми младшего дошкольного возраста по формированию нравственно - патриотических качеств используя народный фольклор....

статья "Чувашский народный фольклор в детском саду".

статья "Чувашский народный фольклор в детском саду"....

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Воспитание нравственных качеств дошкольника через произведения народного фольклора.

Юшкова Наталья Евгеньевнавоспитатель БДОУ города Омска                                        ...