Конспект образовательной деятельности с использованием (ЦОР) «Тряпичная кукла- оберег».
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

На данном занятии дошкольники узнают о народных игрушках. Делают куклы своими руками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kukla_-obereg.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности с использованием (ЦОР)

«Тряпичная кукла- оберег».

Воспитатель: Идрисова Е.В.

Место проведение: МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №6», старшая группа

Цели:  Формирование представлений о разнообразии народного декоративно -  прикладного искусства: обереговая кукла.

   Дать детям представления о предметах ближайшего окружения (игрушки,   посуда) и их назначении.

Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены.

Развивать интерес к старинным и современным игрушкам.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Упражнять детей в составлении описательных рассказов по игрушке, отражая ее назначение.

Развивать интерес к слушанию литературных произведений.

Упражнять в сравнении предметов по высоте.

Упражнять в определении количества предметов.

Познакомить с процессом изготовления тряпичной куклы.

Зрительный ряд: любимые куклы детей, кукла - оберег.

Литературный ряд: русская народная сказка «Василиса Прекрасная» в  

обработке А.Н. Афанасьева (отрывок об обереговой кукле).

Интерактивная доска с отрывком из видеофильма «Прикладное искусство»

Пособия: для изготовления куклы: кусок хлопчатобумажной ткани

квадратной формы, пестрый лоскут для юбки, толстые нити для волос,

украшения.

Словарь: оберег.

Предварительная работа. Рассматривание игрушек - самоделок, народных игрушек, изготовление куклы - пеленашки, игры с куклой - пеленашкой, рассматривание иллюстраций о процессе изготовления игрушек, сюжетно-ролевые игры «Дочки - матери».

Создание условий с учётом здоровьесберегающих технологий:

- занятие длится 20 минут,

- свет падает с левой стороны,

- столы и стулья соответствуют возрастным особенностям детей,

- учебная доска находятся на расстоянии 2м., на уровне глаз,

-  во время занятия педагог следит за осанкой детей,

- развитие мелкой моторики рук,

- пальчиковая гимнастика (развития общей и мелкой моторики, речи детей)

- м/п игра (координация речи с движением, профилактика укрепления глазных мышц).

Ход занятия:

- Сегодня в нашей группе много гостей - это любимые куклы наших девочек. Вы хотите познакомиться с нашими гостями? Давайте попросим девочек представить нам своих кукол.

Дети рассказывают о своих куклах (как зовут куклу, как она одета, из чего она сделана, как они с ней играют).

- Вот мы и познакомились с нашими гостями.

- Сколько кукол у нас в гостях?

- Как можно назвать всех кукол по-другому? (одним словом)

- Все ли здесь игрушки? Может, есть что - то лишнее?

- Почему посуда лишняя?

- Для чего нам посуда?

- Правильно, игрушками МЫ играем, а посудой мы пользуемся во время еды.

- Чья кукла самая высокая?

- Чья кукла самая низкая?

- А какая еще кукла здесь есть? Такими куклами играли ваши бабушки. Как она называется? (Кукла-пеленашка.)

- Из чего ее делали?

- Как с ней можно играть?

- Правильно, ее можно покачать, спеть ей колыбельную, а можно и рассказать сказку.

- Хотите, я вам тоже сказку расскажу?

Физминутка:

Поднимает кукла руки,

Вверх-вниз, вверх-вниз! (поднимать и опускать руки вверх)

А потом она танцует,

Покружись, покружись! (повороты вокруг себя)

После танца всем ребятам

Поклонись, поклонись! (наклоны вперед)

Воспитатель читает отрывок из сказки «Василиса Прекрасная».

Беседа по содержанию:

- Дети, скажите, что оставила мать для Василисы? (Куклу.)

- Вот такую же куклу, которую называли кукла - оберег, она передавалась от матери к дочери.

- Скажите, дети, из чего она сделана?

- А чем она отличается от наших современных кукол? (Нет лица.)

- Безликой куклу делали потому, что боялись уподобить ее человеку, т.к.

в старину считали, что кукла с лицом обретала «душу» и могла

повредить ребенку. Куколку клали в колыбельку маленькому ребенку и

считали, что она его оберегает, отсюда и пошло название: кукла -

оберег или обереговая кукла. Такие куклы были в каждой семье и

относились к ним очень бережно.

- Хотите, я покажу, как делалась такая кукла?

Воспитатель показывает процесс изготовления куклы.

- Эта кукла будет жить в нашей группе.

- Как называется такая кукла?

- От чего она будет нас оберегать?

- А как вы к ней будете относиться?

- Вы хотите, чтобы у вас дома была такая же кукла?- Покажите нашу куклу мамам и сделайте дома такую же.  - А сейчас хотите поиграть со своими куклами?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с использованием (ЦОР) для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Куклы-обереги»

Программные задачи:     * Расширять знания детей о народной игрушке - тряпичной кукле.    * Формировать творческие способности в создании кукол оберегов....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "История куклы-оберега"

Данный материал поможет педагогу сформировать представление детей о народной обереговой кукле: ее предназначении защиты от бед , охранении зодоровья и благополучия.Позволит понять какие этапы жизни ру...

Конспект совместной деятельности с детьми «Народная тряпичная кукла «Колокольчик»»

Цель образовательной деятельности: Познакомить с историей народной тряпичной    куклы, технологией изготовления куклы «Колокольчик»....

Конспект образовательной деятельности по теме «День рождение куклы» для детей возраста от 1,5 до 2 лет

Конспект образовательной деятельностиИнтегрированное (развитие математических представлений и развитие речи) занятие по теме «День рождение куклы» группа общеразвивающей направленност...

Конспект образовательной деятельности с использованием настольного театра по произведению С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» в музее «Волшебные куклы»

Драматизация художественного произведения С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», с использованием кукольного театра позволяет поддерживать  положительное эмоциональное состояние дет...