Конспект совместной деятельности с детьми «Народная тряпичная кукла «Колокольчик»»
методическая разработка (подготовительная группа)

Бакланова Ирина Аркадьевна

Цель образовательной деятельности: Познакомить с историей народной тряпичной    куклы, технологией изготовления куклы «Колокольчик».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_2020.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №29

Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект совместной деятельности с детьми

«Народная тряпичная кукла «Колокольчик»»

                                                               

                                  Составила и провела:

                                   Педагог-организатор Бакланова Ирина Аркадьевна

                                                   Санкт-Петербург

2020 г.

Цель образовательной деятельности: Познакомить с историей народной тряпичной    куклы, технологией изготовления куклы «Колокольчик».

Задачи:

Образовательные: познакомить  с историей появления народной куклы, с различными видами  тряпичных кукол, с материалами, из которых сделана кукла.

Развивающие: развитие воображения, фантазии, творческого мышления; развитие мелкой моторики в процессе изготовления куклы.

Воспитательные: воспитание художественного и эстетического вкуса, творческого восприятия окружающего мира.

Материал:

Народные тряпичные куклы; материалы, из которых изготавливались куклы (ткань, лён, дерево, береста, зола)

Технологическая карта «Изготовление куклы «Колокольчик»

Раздаточный материал: ткань для изготовления куклы «Колокольчик»

Формы организации:

Коллективная.

Длительность: 30 минут.

Ход деятельности:

Структурные компоненты деятельности

Деятельность педагога

Деятельность  участников процесса

1. Мотивация на деятельность

Педагог приветствует собравшихся  и  предлагает  занять места за столами. Здравствуйте, гости дорогие!

Сегодня мы отправимся в путешествие в увлекательный мир  народной тряпичной куклы.

Но для этого нам надо произнести заклинание: «Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок!»

   В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Каждая кукла, сделанная тем или иным автором, индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ.

      С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

     Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно более 90 видов кукол.

     Народная тряпичная кукла  несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Чаще всего куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая сила.

      На изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы,  из золы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша,  из травы, из сучьев и веток деревьев,  но в основном из тряпочек.

   Сегодня мы познакомимся с одним из замечательных видов декоративно-прикладного искусства – русской народной тряпичной куклой.

Участники процесса занимают места.

Участники произносят волшебные слова.

Участники слушают.

2.Действия

Педагог рассказывает о некоторых видах кукол и материалах, из которых они сделаны.                            Кукла  известна с глубокой древности.                         «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», – гласит поговорка. Кукла была не просто игрушкой, она была знаком продолжения рода, залогом семейного счастья и благополучия. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства. К куклам относились очень бережно, передавая от матери к дочери, от бабушки к внучке. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы, как дар рода. В каждом роду сохранялись свои особенности, приемы изготовления кукол. Создавая кукол, девочки  учились шить, вышивать, кроить, плести кружева, ткать, плести бисерные украшения. В игровой форме маленькие хозяйки постепенно овладевали сложными женскими ремеслами, мамы воспитывали в дочках терпение, усидчивость, аккуратность.

В приданом девушки обязательно были и её собственные куклы. Каждая девушка должна была уметь делать этот оберег.

Народные куклы, в старину, играли огромную роль:                                                                                                              они были участницами многих праздников и обрядов;                                                                                            были оберегами;                                                                                                                                                         являлись символами счастья, добра, благополучия  и продолжения рода;                                                                                       ребенок, играя с ними, приобщался к культуре и традициям своего народа.                                   тряпичные куклы дают большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка и фантазии.

Сейчас мы познакомимся с некоторыми видами кукол.                                                                             Народные куклы по своему назначению делились на обереговые, обрядовые и игровые.

Кукла – полено. Исследователи считают, что наиболее ранней является кукла“полено’’.(демонстрация куклы)

Берестушка. Народная тряпичная кукла Берестушка распространена на Севере России. Она изготавливается из бересты свернутой в трубочку, а платье делается из тряпочек. Внутрь Берестушки можно вложить записку с заговором или молитвой, можно просто написать желание на бересте. Обычно такую куколку ребенку дарила бабушка, поэтому еще она называется Бабушкина кукла. Наряд у Берестушки может быть любой: сарафан или юбочка, повязка на голову или платок, неизменно остается только основа куклы – трубочка свернутая из бересты. (демонстрация куклы)

Зерновушка. Крупеничка.

Зерновушка – наполненная зерном кукла, предназначение которой сводилось к охране от злых духов и порчи хозяйских закромов.

Место ее «проживания» определялось там, где хранятся запасы с едой – кладовка, кухонный шкаф или кухня. Обычно изготавливали ее, наполняя отборным зерном собранного урожая, чтобы хорошая энергетика приносила удачу и сытость хозяевам подворья.

В давние времена такая куколка была своеобразным хранилищем зерна на «черный день». В неурожайный год Крупеничка выручала тем, что спрятанное в ней зерно можно было употребить в качестве посевного материала. (демонстрация куклы)

Кубышка-травница.

Кубышка-Травница была призвана предупредить болезнь, улучшить состояние уже больного человека. Кроме того, и со сглазом она превосходно могла справиться, и атмосферу в доме сделать более благополучной.

Секрет такой куколки заключался в том, что она была начинена не искусственными наполнителями, а травами, да ещё и целебными!

Было принято в одном доме держать несколько Травниц. Одна обеззараживала воздух и служила профилактикой простудных недугов. Если в семье был маленький ребёнок, вешать куколку рекомендовалось над его кроваткой.

Вторая Кубышка начинялась успокоительными травами и размещалась около подушки — это обеспечивало спокойный и здоровый сон, бодрое пробуждение.

Третья кукла нередко жила на кухне, пробуждая аппетит и устраняя неприятные запахи.

Зольная кукла. Это очень древняя кукла, хранительница домашнего очага. Её делали из золы, смешав золу с водой и сделав шарик, который потом оборачивали тряпицей.

Зола издавна означала домашний, а изначально родовой очаг.(демонстрация куклы)

Убоженька.

Куклу «Убоженьку» делали для детских игр. Однако и в этой игрушке был скрыт особый смысл. «Убоженька» выглядела как завернутая в тряпье нищенка – худенькая, на ножках-ниточках. Играя этой куколкой, дети жалели ее, защищали, кормили. «Убоженька» учила их сострадать, протягивать руку помощи нуждающимся.

Участники слушают и рассматривают кукол и материалы, из которых они сделаны.

3.Практическая деятельность

Педагог рассказывает историю куклы «Колокольчик».

Колокольчик – это кукла добрых вестей, родиной которой является Валдай. Именно оттуда пошли валдайские колокольчики. С давних времен звон колоколов оберегал народ от разных болезней. Более того, колокольчики всегда звенели под дугой праздничной тройки. Эта  куколка считается хранительницей домашнего очага. Также она оберегает дом от дурных вестей. Педагог  предлагает  сделать куклу «Колокольчик».   

Перед тем как приступить к изготовлению, нужно уяснить одно важное правило: при выполнении кукол-оберегов нельзя использовать колющие и режущие инструменты.                                                                 Педагог показывает этапы изготовления куклы, комментируя каждый этап.

Первый этап.  Берём  кусочек ваты или синтепона. Наполнителю придаём форму шарика. Второй этап. В центр самого большого и плотного круга укладываем шарик, оборачиваем его тканью и стягиваем  нитями таким образом, чтобы получилась заготовка в виде юбочки и головы.

Третий этап. Надеваем две оставшиеся юбочки и  перевязываем место шеи.

Четвёртый этап. Когда основа будет полностью готова, необходимо переходить к оформлению головы. Для этого понадобится заготовка из белой ткани. Два противоположных уголка необходимо соединить так, чтобы они соприкасались друг с другом в центре, затем деталь необходимо сложить пополам. Далее в середину заготовки нужно вложить голову куклы и стянуть ее нитями так, чтобы ткань была хорошо зафиксирована. Для фиксации нужно использовать красные нити, поскольку именно этот цвет обладает большой защитной силой. По завершении этих действий куколка приобретает достойный вид, и у нее появляется личико и ручки.

Пятый этап. Для того чтобы оформить ручки, необходимо далее работать с куском белой материи. Уголки белого квадрата подгибают внутрь и перевязывают по краям.

Шестой этап. На головку нашей куколке надо надеть очелье и повязать платочек

Участники слушают и рассматривают  образец куклы «Колокольчик»

 

Участники повторяют за педагогом действия.

4.Результат деятельности и рефлексия (оценка)

Педагог просит показать получившихся кукол и высказать своё мнение по поводу работы.

Участники показывают получившихся кукол и  высказывают своё мнение.

Участники знакомятся с выставкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с использованием (ЦОР) «Тряпичная кукла- оберег».

На данном занятии дошкольники узнают о народных игрушках. Делают куклы своими руками....

Конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста по теме: «Поможем кукле Кате»

Конспектсовместной деятельности с детьми раннего возрастапо теме: «Поможем кукле Кате»(группа детей раннего возраста)...

Конспект совместной деятельности с детьми первой младшей группы по физическому развитию "Поможем кукле Кате"

Конспект совместной деятельности в первой младшей группе по физическому развитию "Поможем кукле Кате"...

Конспект мастер-класса для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик» «Народная кукла для наших детей»

Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в прошлом красоту находим,Хоть новому принадлежим....

Мастер – класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик».

Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка поя...

Конспект совместной деятельности с детьми 1 младшей группы "Баю, баю, баю, куклу покачаю"

Данный коспект совместной деятельности воспитателя с детьми разработан в рамках духовно-нравственного воспитания детей. Целью совместной деятельности  стало: формирование интереса у детей 2-3 лет...