"Путешествие в прошлое куклы"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Щулькина Ольга Юрьевна

Занятие по ручному труду в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_proshloe_kukly.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в прошлое куклы.

Цель: Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

  1. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Обогащать и активизировать словарь детей (безликая, оберег), познакомить с видами народных тряпичных кукол.
  2. Развивать познавательный интерес, внимание, речь, мелкую моторику рук (заматывание, завязывание узлов), эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление, чувство пропорции, ощущения композиции
  3. воспитывать уважение к народным традициям, бережное отношение к игрушкам как результату труда человека, старательность, аккуратность, доброжелательность.

Оборудование:

Картинки с различными видами тряпичных  кукол.

Раздаточный материал:

Белый квадратный отрезок ткани, цветной прямоугольный отрезок ткани, цветной треугольный отрезок ткани, по кусочку ваты, нитки, ленточки, конфеты.

Предварительная работа:

Беседа «Откуда берутся игрушки?»

Чтение сказок Г. Каменная «Приключения старой куклы», индийская народная сказка «Кукла», Д. Бейли «Ненужная кукла»

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

1.Мотивация.

Девочки, сегодня я вам принесла свою любимую игрушку. Отгадайте, какую:

Ей меняю я наряды, 
Спать кладу, гулять вожу, 
Расчешу и если надо, 
Бант красивый повяжу. 

Подскажите-ка, подружки,

Что же это за игрушка? (кукла)

Это моя любимая кукла. Её зовут Маняша. Похожа она на ваших кукол? Чем похожа? Чем отличается? Из чего она сделана? В детстве мы с нею были неразлучны. Я до сих пор её храню.

А вот ещё одна кукла (тряпичная кукла). Как вы думаете, кто играл такой куклой? Это любимая кукла моей бабушки. Из чего она сделана? Что в ней необычного? (нет лица). В старину кукол делали без лица, то есть кукла была безликой. Считалось, что только тогда она приносит счастье, оберегает человека. Как вы думаете, где можно было взять такую куклу? Такую куклу делали своими руками. Поэтому каждая кукла была не похожа на другую. А сделала для моей бабушки эту куклу её мама – моя прабабушка.

2.Новый материал.

Тряпичные куклы бывают разные. С ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность. Наши прабабушки считали, что такая кукла может защитить дом и семью. Для каждого случая нужна особенная кукла.  У старинных кукол даже имена были необычные,  но очень красивые.

Пеленашка.  Как вы думаете, почему её так называли? В старину считали, что такая кукла оберегала новорождённого ребёнка от зла. Их клали в люльку к новорождённому или привязывали к ручке или на одежду.

Отдарок на подарок. Этих кукол делали в ответ на полученный подарок. При этом говорили «Все подарочки любят отдарочки». Это кукла – знак благодарности за полученный подарок.

Веснянка. Как вы думаете, почему у куклы такое имя? Этих кукол делали к весеннему празднику Пасхи. Иногда их развешивали на деревья или делали петельку, чтобы ребёнок мог носить её на пальчике.  Какой расцветки ткань для куклы Веснянки? Как вы думаете, почему? Для куклы веснянки подбирали лоскутки особенно ярких весенних расцветок.

«Утешница». Посмотрите, какая она нарядная и яркая. Как вы думаете, почему её называют Утешницей? С ребёнком во время игр могли произойти всякие неприятности. Малыш мог упасть, удариться, поцарапаться колени, может просто капризничать. На крик малыша прибегали мать или няня, успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку, юбочкой утирали ребёнку слёзы, утешали, успокаивали его и предлагали с куколкой поиграть. А ещё к кукле привязывали конфеты,  чтобы малыш её съел и перестал капризничать.

А ещё такую куклу девочки дарили своим подружкам, или незнакомой девочке, когда хотели познакомиться с ней и играть вместе.

Поэтому любимой куклой моей бабушки была именно Утешница.

А вы хотели бы научиться делать куклу Утешницу своими руками?

3.Продуктивная деятельность. 

Главный секрет куклы Утешницы в том, что во время её изготовления нужно обязательно думать о чём-то хорошем. Ведь только тогда кукла принесёт радость.

Что же нам понадобится, чтобы сделать куклу Утешницу? (ласкутки ткани, нитки, ленточки, вата).

Но сначала разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика: 

Вот помощники мои

Их как хочешь, поверни.

Раз, два, три, четыре, пять,

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Стоит только захотеть,

Могут куколку вертеть.

1. Сначала сделаем нашей куколке голову. Для этого берем белый ситец. Какой формы лоскуток? (Квадрат)

Теперь берем ватку и формируем в шарик, кладем его в центр нашего квадрата.

2. Далее складываем квадрат углом, зажимаем пальцами «в пучок» и начинаем обматывать нитками. Помним золотое правило «Три витка три узелка». Получилась головка у куколки!

3. Берем цветную ткань, из неё мы будем делать сарафанчик! Какой формы лоскуток? (Прямоугольник).

Кладем перед изнаночной стороной и ровно по центру кладем нашу куколку. Накрываем куколку одной стороной ткани, затем другой. Закрепляем юбочку ниткой, делаем три витка и завязываем на три узелка.

4. У вас две ленточки одного цвета, но разной длины, возьмите короткую ленточку. Завяжите ленточку на голову куколке.

5. Осталось повязать косыночку на голову Утешницы. Какой формы косынка?

(Треугольник).

Теперь кладем куколку головой на серединку платочка. Укрываем ее с одной стороны и с другой. Возьмите длинную ленточку и завяжите её впереди.

Ах. Какие красивые куколки у вас получились. Но посмотрите, чего не хватает? (Нет конфет)

А что лежит в этой корзиночке? (конфеты)

Привяжите конфетку к ленточке. Наша куколка готова! Теперь они ваши. Что же вы с ними будете делать? Для кого вы сделали этих кукол?  А как вы думаете, кому ещё можно подарить этих кукол в детском саду? Кого  часто приходится утешать? Конечно, малышей.

4.Рефлексия.

Что нового вы узнали? Какую куклу научились делать? Для чего делали в старину куклу Утешницу? Что было труднее всего? Что вам больше всего понравилось?

Сегодня вы хорошо потрудились, все успешно справились с работой. А дома с мамами или бабушками вы можете сделать подружек для своей куклы. А помогут вам в этом вот эти «напоминалочки» (раздать детям карточки-схемы). Если вам понравилось мастерить кукол, то в следующий раз мы научимся делать и других старинных кукол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового мероприятия недели «Знакомство с народной культурой и традициями» в средней группе, занятие по теме: «Путешествие в прошлое куклы»

ЦеееПривлекать внимание детей к  народной игрушке – кукле. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. Закрепить умение  выделя...

«Путешествие в прошлое куклы»

Работа состоит из 2 частей: 1 часть- информация для воспитателей и родителей Цель:- развить кругозор (история народной куклы )- приобщить взрослых к народной культуре (кукла Пеле...

Презентация "Праздник кукол" - путешествие в прошлое куклы

В начале марта в Японии отмечается праздник кукол или как его еще называют - праздник девочек. К этому дню можно провести занятие, посвященное истории кукол. Показать, как менялись куклы, их внешний в...

Беседа «Путешествие в прошлое куклы»

Конспект занятия по кружковой работе старшая группа (1 год обучения)...

Конспект открытого занятия для родителей в средней группе. Тема: «Путешествие в прошлое куклы». (занятие проводится совместно с эстетом)

Занятие проводится как итоговое. На это занятие приглашаются родители. Ему предшествует большая работа, которая проводиться совместно с эстетом. Дети рассказывают о том, что узнали на других занятиях....

«Путешествие в прошлое куклы».

Тема: «Путешествие в прошлое куклы».Воспитатель МБДОУ ЦРР д\с №15 «Светлячок»Карпухина Наталья МихайловнаПрограммное содержание.1. Познакомить детей с историей создания куклы, с процессом преобразован...