Конспект занятия по ознакомлению с окружающим Тема: «Путешествие в прошлое куклы» (подготовительная группа).
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Открытое занятие на аттестацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_proshloe_kukly.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад №17 «Белочка»

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим

Тема: «Путешествие в прошлое куклы»

(подготовительная группа).

Воспитатель: Карандей Е. В.

Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.

Тема: «Путешествие в прошлое куклы».

Программное содержание.

1.Познакомить детей с историей создания куклы, с процессом преобразования её человеком.

2. Закрепить последовательность изготовления глиняных игрушек.

3. Продолжать учить изготовлять куклы из разных материалов.

4. Развивать доказательную речь, умение задавать вопросы описательного характера,  активизировать познавательную деятельность, зрительную, тактильную и слуховую память.

5.Воспитывать интерес к рукотворному миру, нравственные чувства, бережное отношение к результатам труда взрослых.

6.Активизировать словарь: деревянная, соломенная, тряпичная, глиняная, пластмассовая.  

Предварительная работа: знакомство со свойствами дерева, пластмассы, металла, глины, выделение их свойств и качеств. Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов - Дымковская, Филимоновская, Богородская, Каргопольская, Тверская, матрёшка, организация выставки «Куклы прошлого века». Чтение книги Нуждиной «Мир вещей», загадывание загадок об игрушках, изготовление кукол – самокруток из ткани, кукол из глины. 

 Оборудование и материалы: сундук, куклы, сделанные из разных материалов – деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная, разные куклы, куски ткани и ложки для изготовления кукол, коробочки – колыбельки, модели кукол из разного материала, лист бумаги с изображением ступеней, схемы изготовления глиняных кукол, ступени – подставки для кукол прошлого.

Ход занятия.

1 часть. История создания.

 (Звучит магнитофонная запись).

У бабушки Насти

Волшебный ларец… (обращаюсь к сундуку)

Там заперт на ключ…(показываю ключ)

Волшебный дворец…

Позвонили в бубенец…(звук колокольчика)

И попали во дворец…

Открывается палата (поднимаю крышку)

Смотрим, чем она богата?

Нет ли там чудовища? (Нет)

Есть ли там сокровища? (Да)

- Смотрите-ка, ребята, что это у меня в сундуке?

- Как вы думаете? (предположения детей).

- Да здесь куклы! Интересно, как они попали в сундук.

- Ребята, а вы бы хотели с ними подружиться?

- Сейчас я вам не только покажу, но и расскажу.

- Давным – давно, когда ещё не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, ни искусственных волос, ни ткани дети играли вот такой (показываю) куклой.

- Как вы думаете, из чего она сделана?

-  Интересно с ней играть? Почему?

- Да, деревянная кукла совсем не похожа на современную куклу. У неё нет ни рук, ни ног, она некрасочная, нет выражения лица. Но ребята, раньше не было других кукол  и наши прапрабабушки играли такими куклами. Они их любили, так же как и вы любите свои игрушки.

 - Ребята, а давайте сейчас попробуем сами сделать кукол, вспомнить, как их делали наши далёкие предки.

- Как можно сделать такую куклу? (Варианты ответов детей).

- А ты, Ира как думаешь?

- А я вам предлагаю сделать вот такую. (Показываю, как пеленать куклу - младенца). (Делаем кукол с помощью ложек, тряпочек и ниток).

- Ребята, как вы думаете, нужно рисовать лицо таким куклам? Почему?

- Ребята, а какие вы знаете современные куклы, сделанные из дерева? (Матрёшка,                           Богородская игрушка).

- Чем интересны эти куклы?

- Вот человек и придумал другую  куклу.

- Как вы считаете, из чего сделана эта кукла?

-  Спустя много лет человек догадался, что можно добывать глину, и, помесив её в воде, можно что-то вылепить. Например, куклу. Любимым детям лепили такую куклу, а потом раскрашивали её угольками.

- Чем отличается глиняная кукла от деревянной?

- Интересно играть с такой куклой? (Даю детям для обследования).

- Верно, ребята, она тяжёлая, не гнётся. Если упадёт, то может разбиться, одежду на неё не наденешь.

- Ребята, а что у неё появилось? (Руки и выражение лица).

- Вскоре люди придумали искусственные краски и стали раскрашивать глиняных кукол. Эти куклы сохранились до наших дней.

- Что это за куклы? (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская).

- Ребята, а сейчас с помощью схем давайте вспомним, как делали Дымковскую игрушку.

Игра «Выложи и расскажи».

- А теперь расскажите.(Сначала брали кусок глины, потом делали из неё куклу, обжигали в печи, белили с помощью молока и мела, расписывали и «ставили» золото.)

- В наше время мы играем такими игрушками?

- Какую же игрушку придумали потом?

- Вот такую. (Показываю соломенную куклу). Сначала собирали солому. Варили её, чтобы она стала мягкой и эластичной, блестящей, а уж потом украшали. Вот такая она получалась. (Даю детям для обследования).

- А с соломенной куклой интересно играть? Почему?

- Действительно, её неудобно держать в руках, её нельзя одеть и раздеть.

Прошло много лет. Человек придумал другую (показываю тряпичную куклу).

- Из чего сделана эта кукла? (Из материи).

- Ребята, это тряпичная кукла.

- Как вы думаете, почему она так называется? (Её делали из тряпочек).

- Из ткани люди шили себе одежду, а для детей кукол. Вот таких. (Даю детям для обследования).

- Нравится вам такая кукла? Какая она на ощупь?

- Посмотрите и скажите, чем она вам нравится?

- Чем она отличается от предыдущих кукол?

- А вам интересно узнать, как её шили?

- Ткань сшивали мешком, набивали вовнутрь что-нибудь мягкое и украшали. Удобна такая кукла? Можно было её одеть, раздеть, поменять одежду?

- Ребята, а какие ещё делали куклы из ткани? Как они назывались? (Самокрутки, закрутки).

- А много лет спустя человек изобрёл пластмассу и научился делать из неё различные предметы, а для детей игрушки.

- И так  появились  вот такие куклы? (Даю пластмассовую куклу для обследования).

- Из какого материала сделана эта кукла? (Из пластмассы).

- Из пластмассы можно сделать и куклу – пупсика, и большую куклу с искусственными волосами.

- Чем удобны такие куклы, как вы считаете?

- А ты, Диана, как считаешь?

- А ты как думаешь, Саша?

- А как можно играть с современными куклами?

- У кого из вас есть такие куклы?

Человек придумал таких кукол, которые ходят, танцуют, говорят, поют. У них сгибаются руки, ноги, поворачивается голова.

- Ребята, а это что за кукла?

- Как с ней можно играть?

- У современных кукол даже есть дома, мебель посуда.

- Вот мы и подружились с куклами, сами того не замечая.

2 часть.  Дидактическая игра «Расставь по порядку».

– А сейчас, ребята разложите куклы по порядку, я хочу посмотреть, как вы запомнили, какие были раньше куклы и какие сейчас.

- Для этого у меня есть вот такие схемы. (Вывешиваю на доску). Давайте с вами договоримся,  какая схема будет обозначать дерево, солому, глину, ткань, пластмассу.

 (После того, как договариваемся, дети выкладывают модели кукол из разного материала).

- А сейчас расскажи мне, Яна, какая кукла была самой первой и из чего она была сделана?

- А теперь, Аня?

(Деревянная - глиняная -  соломенная -  тряпичная – пластмассовая).

- Из каких? (Из соломы, из глины, из дерева, из ткани, из пластмассы).

- Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. Я вижу, что вы были внимательными.

- Сейчас поиграем в игру «Да - нет».

-  Вы уже эту игру играли с другими предметами.

 - Перед вами находятся разные куклы. Внимание, нужно задавать вопрос о цвете, размере, о материале. (Играем 2 – 3 раза).

3 часть.

- Ребята, что же такое кукла? (Игрушка для детей; вещь, которой играют).

- Что объединяет кукол? Чем куклы отличаются друг от друга? (Материалом, лицом, яркостью, одеждой, размером).

- А где делают современных кукол? (На фабрике взрослые люди).

- Правильно. Их делают на фабрике в разных цехах, вкладывают любовь, трудятся, чтобы детям было интересно играть.

- Как с ними нужно обращаться? (Бережно, беречь труд взрослых).

- Сейчас можете взять кукол, которых вы сделали сами, и пойдём с вами поиграем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Путешествие в прошлое профессии» в подготовительной группе

Задачи: Познакомить детей с профессиями прошлого, поддерживать интерес к истории.Уточнить и расширить знания детей о современных профессиях.Закрепить представления о необходимости труда взрослых....

Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в прошлое ложки" (старшая группа)

Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в прошлое ложки" (старшая группа)...

Конспект логопедической НОД на тему «Путешествие в прошлое» в подготовительной группе.

Формирование у детей интереса к жизни и быту наших  предков, развитие звукового анализа и синтеза посредством дидактических игр....

конспект занятияпо ознакомлению с окружающем

ознакомление детей с животным миром...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Путешествие в прошлое пылесоса». Старшая группа.

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Путешествие в прошлое пылесоса». Старшая группа.Провела Седова О. А. 05.04.2021. Литература. О. В. Дыбина. Ознак...


 

Комментарии

Калиянц Людмила Сабировна

Спасибо, Елена Викторовна, очень интересно. Желаю удачи на аттестации!

Спасибо за комментарий!
Андреева Елена Викторовна

Уважаемая Елена Викторовна! Сотрудница нашего ГДОУ №18 Московского района Санкт-Петербурга Акиншина Ирина Анатольевна тоже освящала эту тему в аттестации,свяжитесь с ней по сайту "социальная сеть работников образования"
Шекера Лариса Владимировна

Уважаемая Елена Викторовна, мне очень понравилось ваше занятие, я-музыкальный руководитель, но мне интересен ваш материал, так как я работаю по теме музыкальный фолькор!