Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Путешествие в прошлое профессии» в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Белинова Марина Вячеславовна

Задачи: Познакомить детей с профессиями прошлого, поддерживать интерес к истории.

Уточнить и расширить знания детей о современных профессиях.

Закрепить представления о необходимости труда взрослых.

Развивать мышление, воображение, связную речь

Воспитывать интерес, желание узнать больше о людях труда, уважения к ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Путешествие в прошлое профессии»

подготовительная группа

Цель: Формирование представления детей о профессиях людей прошлого и    

настоящего.

Задачи:

    1. Познакомить детей с профессиями прошлого, поддерживать интерес к

истории;

     2. Уточнить знания детей о знакомых профессиях;

     3. Развивать мышление, воображение, связную речь;                      

  1. Воспитывать интерес, желание  узнать больше о людях труда, уважения к ним;
  2. Закреплять умение находить место звука в слове.

Предварительная работа:  

  • Чтение рассказов и заучивание стихотворений по теме «Профессии»;
  • Отгадывание загадок;
  • Рассматривание  иллюстраций;
  • Дидактические игры: «Угадай, какая профессия у человека», «Скажи правильно», «Угадай, кем я буду», Добавь словечко»;
  • Составление описательных рассказов по схеме;
  • Работа с родителями: интервью «Профессия моих родителей».

Материал:  

Картинки с изображением людей разных профессий;

Презентация: «Все профессии нужны, все профессии важны».

Ход:

Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

Воспитатель: 

У вас, у всех растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать вам тогда,

Чем вам заниматься?

Вы уже скоро пойдете учиться в школу. Время пролетит быстро и вы окончите ее. Станете взрослыми. И пойдете учится в институты, университеты изучать  профессию.

Ответьте мне: что такое профессия?  (ответы детей)

Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь и приносит пользу обществу!

Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.

Посмотрите на эти картинки и скажите очень кратко, не перечисляя всех по отдельности. Кто изображён на этих картинках?                      ( Слайд 1: все профессии)

Дети: Люди разных профессий, люди труда.

Воспитатель: В  мире профессий очень много, вспомним, чем занимаются люди некоторых профессий.

                                    Игра «Скажи правильно»                                                

  • Повар лечит (готовит) -  лечит врач
  • Маляр рисует  (красит) — рисует художник
  • пожарный шьет (тушит) — шьет портниха
  • Космонавт ездит, (летает) — ездит шофер
  • писатель печет  (пишет, сочиняет) — печет пекарь
  • композитор чинит часы (сочиняет музыку) — чинит часы часовщик
  • фотограф учит детей (фотографирует) — учит детей учитель

Воспитатель: Мы с вами знаем немало профессий, некоторые из них зародились ещё в давние времена, когда не было ваших мам и пап, бабушек и дедушек.      

Ребята, вы хотите узнать, какие профессии были в далёком прошлом? Тогда нам надо как-то попасть в прошлое. (дети встают с мест)

Давайте скажем:

Чудо чудное явись,

Нашим деткам покажись,                                           (слайд 2: «Волшебная дверь»)

Двери в прошлое открой,

Волшебство зовет с собой.!  

Воспитатель: Давайте откроем дверь и шагнем в прошлое.

  (Этюд: открываем дверь и заходим в нее)

 (Волшебная музыка. Дети садятся на места)

Воспитатель:  Сейчас мы увидим профессии, которые были на Руси.     ( Презентация « Профессии прошлого»)

Прачка. Как вы думаете, как называется эта профессия? (Ответы детей) Как вы узнали? (ответы детей)

Прачка старинная профессия, вначале стирали вручную, затем появилась стиральная доска.                            

Ребенок 1. Белая простыночка,
                 
Фартук и косыночка.
                 
Белый свет весь обойдёшь -
                 
Лучше прачки не найдёшь! 

Парикмахер (цирюльник) эта профессия появилась так же очень давно, ведь люди во все века хотели хорошо выглядеть и быть красивыми.

Ребенок 2. Дайте ножницы, расчёску,

                   Он вам сделает прическу.

                    Парикмахер непременно

                    Подстрижёт вас современно.

Воспитатель: Эти профессии: прачка и парикмахер существуют и сейчас.

 Фонарщик. Как называется эта профессия? 

Электричества на Руси не было, а чтобы вечером, было светло, они зажигали фонари.

Ребенок 3. Фонарщик - сторож тишины,
                 
И на посту он до зари.
                 
От страхов охраняет сны,
                 
Под утро гасит фонари. 

Глашатай. Они ежедневно обо всём информировали большое количество людей, под барабанный бой глашатаи оповещали народ о любых событиях.  Скажите, сейчас новости, откуда мы узнаём? (ответы детей).    

Трубочист.  Как вы думаете, что делали трубочисты? (ответы детей).                          

 В обязанности трубочиста входило очистка печей и труб, им запрещалось ходить по тротуару, чтобы не запачкать чистеньких прохожих.      

Ребенок 4.  Я весёлый, а не грубый,
                   
Хоть люблю большие трубы,
                 
А ещё люблю по крышам,
                   
Забираясь выше, выше,
                   
Я бродить порой ночной,
Как лунатик под луной.
Там я трубы ловко чищу
Огромадною метлищей,
И по городу пешком
Я иду с большим мешком.
Я шагаю, прям и важен,
А в мешке – простая сажа.
Потому и нос мой чёрен,
Что в работе я проворен,
Не трубач, не пианист,
А обычный трубочист!         

Извозчик. Конные экипажи, украшали собой города  и сёла, сейчас они исчезли из жизни современного общества. Говоря современным языком, это городские таксисты прошлых веков.

Физкультминутка

Мы в профессии играли –                                  (ходьба на месте)

В миг мы лётчиками стали!                            (прямые руки в стороны)

В самолёте полетали                                        (покружиться вокруг себя)

И шофёрами вдруг стали!                                    (ходьба на месте)

Руль теперь в руках у нас—                          (руль перед собой, «держим руль»)

Быстро едим, просто класс!                              (бег вокруг себя)

А теперь на стройке мы,                                   (ходьба на месте)

Кладём ровно кирпичи.                                  (руки перед собой согнуты в логтях)

Раз - кирпич и два, и три –                              (поднимаем руки вверх)

Строим дом мы, посмотри!                              (соединяем прямые руки над головой)

Вот закончена игра,

Нам на стульчики пора.

Мельник — работал на  мельнице, занимался производством муки, приправ, растительных масел и других продуктов. Еще называли его мукомол.

Водовоз.  Как вы думаете чем занимался водовоз? (Ответы детей).

Да, правильно. Когда не было водопровода, водовоз привозил воду из водоемов. Наливал воду в большую бочку а, за тем подъезжал к домам и разливал воду в вёдра. Воду люди использовали для приготовления пищи, мытья посуды, стирки белья. Эта профессия в те времена была очень необходима людям.

Ребенок 5. Удивительный вопрос, -

                   Почему я водовоз?

                    Потому что — без воды

                    Ни туды и ни сюды.                  

Гончар — Мастер изготовляющий глиняную посуду.

Ребёнок 6. Гончар сидит за верстаком
                 
И мнет руками мягкий ком,
                 
Вертящийся на диске,
                 
И ком становится горшком,
                 
Кувшином или миской. 

Стеклодув - мастер, создающий изделия из разогретой стеклянной массы путём выдувания. 

Кузнец - мастер, занимающийся обработкой металла.

Ребёнок 7. К наковальне наклоняясь,
                 
Машут руки кузнеца,

                   Сетью красной рассыпаясь,
                   
Вьются искры у лица. 

 Воспитатель: Мы с вами узнали,  профессии, которые были на Руси в прошлом, какие- то профессии сохранились, а какие - то исчезли.                                                                  

Нам пора возвращаться, но чтобы вернуться обратно в детский сад нужно отгадать,  какой профессии нужно то, что лежит в этой шкатулке.

(Подойти к ребенку. Открывает шкатулку, в шкатулке ничего нет)

Назовите, людям, какой профессии не нужно никаких предметов труда. (ответы детей)  

Приходим к выводу, что нет такой профессии. В каждой профессии есть свои  инструменты и предметы труда.

Какому человеку не нужны никакие предметы труда? (ответы детей)

Карандаш и краски взял-

Пекаря нарисовал,

Детвора к нему вприпрыжку,

Малыши к нему бегом,

За ватрушкой, за коврижкой,

За румяным пирожком.

Карандаш и краски взял-

Лодыря нарисовал,

Погляжу-ка я, узнаю-

Кто придёт к нему лентяю?

Не идёт никто к нему...

Ты не знаешь почему?  (ответы детей)

Во всех профессиях, нужно хорошо трудиться.

(Дети переносятся из прошлого в настоящее)

Снова в дверь мы ту войдем                    (слайд «Волшебная дверь», музыка)

И домой мы попадем.

Профессии мы помнить будем

О нашем прошлом не забудем.             (этюд)

Воспитатель: Давайте вспомним пословицы и поговорке о труде:

Терпение и труд все перетрут.

Какие труды такие плоды.

Маленькое дело лучше большого безделья.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

Была бы охота - будет ладится работа.

Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Предлагается создать азбуку профессий.

Был на речке на Чернильной
Город маленький, не пыльный,
С незапамятных времен
Букваринском звался он.
Там, не ведая невзгод,
Очень славный жил народ:
Хлебосольный,
Незлобивый,
Дружный
И трудолюбивый.

А – актер,

Б – библиотекарь,

В – водитель,

Г – гончар,

Д – дворник,

Е – егерь,

Ж – жонглёр,

З – закройщик,

И – инспектор,

К – кассир,

Л – летчик,

М – маляр,

Н – носильщик,

О – официант,

П – повар,

Р – режиссер,

С – сапожник,

Т – трубочист,

У – учитель,

Ф – фотограф,

Х – художник,

Ц – цирюльник,

Ч – часовщик,

Ш – швея,

Э – электрик,

Ю – ювелир,

Я – ямщик.

Ребята, как вы думаете, какая профессия самая нужная? (ответы детей).

Правильно,  все профессии нужны, все профессии важны.

Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. Я желаю вам правильно выбрать свой путь в жизни.

(отрывок из песни) Спроси у жизни строгой, Какой идти дорогой. Куда по свету белому отправиться с утра. Как путь не был бы долог, Иди прямой дорогой, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе «Дорога в школу»

Программное содержание:1. Закрепить знания детей: о разметке дороги, видах пешеходных переходов, действия предупреждающих (дорожные работы, дети): запрещающих (движение пешеходов запрещено, движение н...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в подготовительной группе

1.    Познакомить детей с историей использования огня, свойствами, его ролью в жизни человека, пользой и опасностью.2.    Через эксперименты с разными предметами учить де...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе по теме: «Знакомство с бумагой и ее свойствами».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитиюречи в подготовительной группе по теме: «Знакомство с бумагой и еесвойствами»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе на тему: «Зимушка-зима».

Конспект по занятия по ООМ и развитию речи для детей с задержкой психического развития....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Путешествие в город профессий"

В даном конспекте предлагается материал для закрепления знаний детей 5-6 лет о профессиях...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Путешествие в прошлое лампочки"

Конспект занятия подготовлен с учётом требований ФГОС...