Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в прошлое ложки" (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в прошлое ложки" (старшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Путешествие в прошлое ложки»
Цель: развивать устойчивый познавательный интерес к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете — ложке.
Задачи:
Познавательно развитие:
Образовательные: формировать представления об истории  возникновения ложки, о процессе  ее преобразования человеком; формировать  представления о разнообразии ложек (разные по размеру, форме, цвету, материалам) ; конкретизировать знания о свойствах разных материалов (легкий – тяжелый, гнется – не гнется, тонет – не тонет, притягивается магнитом – не притягивается) .
Развивающие: развивать познавательный интерес к скрытым свойствам материалов (дерево, металл, стекло, пластмасса, алюминий) ; развивать внимание, память, ассоциативное мышление, воображение;  развивать самостоятельность, инициативу и творчество в познавательно- исследовательской деятельности. 

Воспитательные: воспитывать интерес к истории. 
Речевое развитие: 

Образовательные:  Учить самостоятельно высказывать свои суждения; учить детей в словообразовании, обогащать словарный запас детей (резьба по дереву, алюминий, ложкари).
Развивающие:  развивать диалогическую речь; развивать умение самостоятельно рассуждать, высказывать свое мнение. 
Воспитательные: воспитывать умение слушать других. 
Социально – коммуникативное развитие:
Образовательные: Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и с взрослыми. 
Развивающие: развивать умение делиться своим замыслом, делиться советом. 
Воспитательные: воспитывать умение оказывать дружескую помощь, уверенность в своих силах. 
Художественно – эстетическое развитие:
Образовательные: Учить проявлять инициативу и самостоятельность в подборе материала, использовании разнообразных средств выразительности. 
Развивающие: Развивать эстетический вкус, творческий подход к деятельности; развивать технические навыки работы с разнообразными инструментами и материалами (ножницы, бумага, пластилин, краски, карандаши) ; развивать умение сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности. 
Воспитательные: воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, воспитывать навыки сотрудничества, ответственности, аккуратности. 
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, художественно-эстетическое развитие. 
Материал: коробочка,  палочки, камни, ракушки, коллекция ложек из разных материалов, ноутбук, проектор, экран, презентация: «Путешествие в прошлое ложки»; аудиозапись «Шум реки», карточки – схемы для проведения экспериментальной деятельности, магнит, ёмкость с водой, пластмассовые ложки на каждого ребёнка, гофрированная бумага,  пластилин для самостоятельной работы, ножницы, салфетки. 
Предварительная работа: 
рассматривание разных, применяемых в быту ложек; подбор стихов, загадок, пословиц, посвященных ложкам; опытно – экспериментальная деятельность с водой, магнитом. 
Ход НОД:
1. Организационный момент. 
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие, на нём присутствуют гости. Давайте их поприветствуем. Скажем: «Доброе утро!»

Доброе утро!

Улыбнись скорее!

И сегодня весь день

Будет веселее!
Воспитатель: Посмотрите, какой красивая у меня коробочка.  А что в ней вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Если я пуста бываю, 
Про тебя я забываю, 
Но когда несу еду –
Мимо рта я не пройду. 

Дети: Ложка! 
Воспитатель: Правильно, ребята это ложка (открывает коробочку, показывает).
Воспитатель: Ребята, для чего человеку нужна ложка? 
(Ответы детей)
Воспитатель:. Молодцы, оказывается, ложка- очень важный предмет. И без него невозможно обойтись. Ложка предназначена для переноса жидкой и полужидкой пищи; её можно использовать и в качестве вилки, и в качестве ножа, и в качестве поварёшки. 
Воспитатель: А кто – нибудь из вас задумывался, когда и как появилась эта незаменимая помощница? 
(ответы детей) 
Воспитатель: А хотите ли вы об этом узнать? 
Дети: Да. 
Воспитатель:. А как мы это можем сделать? (предположения детей) . А сегодня я хочу вам предложить отправится в путешествие по реке времени в прошлое ложки, и узнаем как появился этот необходимый предмет. Закроем глазки и послушаем, как шумит река, относит нас далеко, далеко (аудиозапись «Шум реки»)
Воспитатель: Смотрите куда мы с вами попали, в самые древние времена, когда люди ели мясо руками (слайд 2). 
Но однажды человек выронил горячий кусок мяса, который упал на острую палочку. Человек поднял кусок мяса за палочку и понял, что с палочки есть удобнее. С тех пор люди стали пользоваться палочками. (слайд 3) Как вы думаете  удобно ли было есть суп палочкой? (предположения детей, проведение эксперимента) 
Палочкой суп не поешь, неудобно. 
Как вы думаете,  из чего сделал человек самую первую ложку? 
Воспитатель: Древний человек брал камень и долбил его другим острым камнем. Посмотрите, что у меня на столе? (камни). Какие они? ( Дети обследуют камни, рассказывают об их свойствах – гладкие, шершавые, тяжелые) (слайд 4) 
Как вы думаете, удобно было есть такой ложкой? Почему? Да, она была очень тяжёлая, края у неё были неровные, и во время еды она обжигала рот. 
Воспитатель: Постепенно люди поняли, что деревянные и глиняные ложки гораздо удобнее. Первые деревянные и глиняные ложки были очень простые, без украшений. (слайд 5) 
Воспитатель: Люди, живущие около морей, использовали ракушки, которыми было удобно загребать пищу. Позднее к ракушкам приделали ручки. Но такие ложки были достаточно хрупкими. (слайд 6) Что это? (Ракушки). У вас есть вода. Давайте попробуем зачерпнуть ракушками воду. Вода льётся, выливается, руки мокрые, зачерпывается мало воды. А представьте, что вы кушаете горячий суп. Удобно вам? А почему? (Ответы детей) Края острые, неровные. А чего не хватает? (Ручки) . (проведение эксперимента удобно ли есть ракушкой) 
Воспитатель: Там, где не было деревьев и глины, люди научились делать ложки из костей и рога. Эти ложки были более гладкими и легкими и не обжигали губы во время еды, как это случалось с каменными ложками. Например, в древнем Египте ложки вырезали из слоновой кости (Слайд 7)
Воспитатель: В Японии люди пользовались и пользуются до сих пор ложками-палочками, которые люди называют хаси (Слайд 8) .
Воспитатель: Как вы думаете, какими ложками ели раньше на Руси? (ответы детей). На Руси ложку изготовили довольно рано. Простые русские люди с незапамятных времён ели щи да кашу деревянными ложками (Слайд №9) .
Слайд 10 – Так выглядела старинная ложка, а это мастера ложечники. 
Слайд 11 – Посмотрите, как делали деревянные ложки:
а) раскалывали полено на чурбаки, 
б) разбивали чурбаки на мелкие чурочки – баклуши, 
в) снимали все ненужное (сучки, неровности, 
г) придавали ложке окончательную форму, украшали резьбой или узорами. 
Воспитатель: Прошло время, и мастера-ложечники стали украшать ложки резьбой по дереву (Слайд № 12). 
А короли и богатые люди  использовали серебряные и золотые ложки (Слайд №13) .
Воспитатель: Время шло, и вид ложки изменился, стал простым и удобным. Но на этом человек не останавливается, и материалы, из которых их делают, тоже меняются.(слайд 14).  А еще есть ложки не простые, а подарочные, сувенирные. Их дарят или покупают на память о каких – нибудь памятных местах, или событиях. (слайд 15).
Воспитатель: Ребята, я знаю место, где находится очень много ложек. Это место — музей ложек. Самый большой музей ложек находится в городе Нытве. (Слайд № 16) .
Воспитатель: А вы бы хотели побывать в музее ложек? (ответы детей). Давайте произнесём волшебные слова: «Раз, два, три покружись и в музее окажись» .
Дети выполняют и оказываются в «музее», где на столе лежит большое количество разных ложек.) 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь ложек. Какие они?. (Дети рассматривают ложки) .
Посмотрите, ребята, из какого только материала не изготавливают ложки! 
Из металла – металлические
Из алюминия – алюминиевые
Из дерева – деревянные
Из пластмассы – пластмассовые

Из фарфора – фарфоровые. 
Воспитатель: А сейчас наиболее часто из какого материала изготавливают ложки? Верно, современная ложка сделана из металла. 
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а чем ещё отличаются ложки друг от друга? (форма, размер, цвет, материал). А чем ещё? А как мы можем узнать? (провести эксперимент) . Давайте пройдем в свою лабораторию и проведем несколько экспериментов с ложками, чтобы узнать, чем же они похожи и чем отличаются друг от друга.

Воспитатель: А провести опыты нам помогут карточки- схемы. 
• 
1 карточка с изображением воды. Что мы сможем узнать в этом опыте? ( Какие ложки тонут в воде, а какие нет) .
ОПЫТ С ВОДОЙ: Ложки одну за другой опускают в таз с водой и определяют, что две ложки - из нержавеющей стали и алюминиевая утонули сразу, а деревянная и ложка из пластмассы держатся на поверхности воды. 
Воспитатель: Как вы думаете, почему две ложки утонули? (Они тяжёлые). А почему плавают на поверхности две другие ложки? (Они лёгкие) . А если ложки в воде ведут себя по-разному, они одинаковые? (Разные) .
• 
2 карточка с изображением магнита. Что мы можем узнать в этом опыте? (Какие ложки магнит притягивает, а какие нет) 
ОПЫТ С МАГНИТОМ: Все ложки проверяют с помощью магнита. Делают выводы. 
• 
3 карточка с изображением силового движения. Что мы сможем узнать в этом опыте? (Какой материал прочный) 
ОПЫТ С СИЛОВЫМ ДВИЖЕНИЕМ: дети начинают сгибать ложки: алюминиевая – гнется, пластмассовая - сломалась, деревянная и металлическая – не гнутся. (Дети делают вывод, что прочные материалы дерево и металл.) 
Воспитатель: В России мастера-ложечники изготавливали и расписывали разными узорами ложки. Расписывали ложки как героев сказок (Слайд №17  и с помощью этих ложек люди показывали детям сказки) 
Воспитатель: А еще ложки бывают не простые, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, но и играть и даже танцевать. Еще в старину ложки на Руси использовали, как музыкальный инструмент. Музыкантов, играющих на ложках, называют ложкарями. (слайд 18) 
Воспитатель: Дети, а у вы любите праздники? Почему? (Ответы детей). Ребята, скоро приближаются  праздники 1 мая и 9 мая.  Давайте поможем нашим ложкам к нему подготовиться?  На праздник вы все одеваете красивую праздничную одежду и встречаете гостей. А наши ложечки тоже хотят принарядиться на свой праздник, но у них нет нарядных платьев. А как мы можем помочь ложкам, стать нарядными? 
(
Предложения детей) .
Самостоятельная творческая деятельность детей: дети выбирают из разного материала (цветная бумага, салфетки, гофрированная бумага) наряд для ложки и изготавливают платье, украшают лица ложечек (пластилином, рисуют карандашом). Дополняют свои работы другими предметами декора. Ставят ложечки в хоровод.) 
Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться домой в детский сад. Дети закрывают глаза, слушают звуки волн (аудиозапись № произносят слова: «Раз, два, три, вот и в группе мы! »)
Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, ничего не стоит на месте. Идёт время, и благодаря знаниям и умениям человека, всё вокруг изменяется. Изменяются условия жизни, изменяются бытовые приборы, изменяется одежда. Сегодня мы увидели, как появилась и изменилась ложка — простой столовый прибор. Мы увидели, как на смену каменным ложкам пришли удобные, прочные красивые ложки. 
Скажите, пожалуйста, что вам понравилось в нашем путешествии. 
(Дети делятся своими впечатлениями) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной к школе группы по теме: "Знакомство с деревянным зодчеством г.Торопца"

Цель данного занятия - знакомство детей с особенностями деревянного зодчества Тверского края (г.Торопца), воспитание устойчивого интереса к местной архитектуре, умения замечать прекрасное в обыденной ...

конспект занятия по познавательно- речевому развитию в первой младшей группе. "На прогулку к солнышку"

На занятии формируется познавательная активность детей, дети учатся отвечать на вопросы взрослого.Здесь закрепляются цвета :красный, жёлтый, зелёный; расширяется диапазон использования пальчиковых фор...

Конспект занятия по познавательному развитию (нравственно-духовное воспитание) средняя группа «Русские обычаи, традиции и народное творчество»

Знакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме.Познакомить с историей игрушки формировать интерес и бережное отношение к ней.Расширять кругозор детей, развивать...

Конспект занятия по познавательному развитию (нравственно-духовное воспитание) старшая группа «Защитники Руси»

Закрепить;Дать детям представление о защитниках земли Русской;Поддержать интерес к истории русского народа, вызвать желание подражать русским богатырям;Воспитывать гордость за свой народ, за свою стра...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Это русская сторонка, это Родина моя!"

Занятие рекомендую проводить во втором полугодии, поскольку материал сложный и базируется на знаниях детей. Но занятие прошло с большим успехом,вызвало интерес у детей и коллег.  Одной из основны...

Конспект НОД по познавательному развитию "Без прошлого - нет настоящего"

Цель:Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества; Способствовать воспитанию уважения к людям старшего п...

Конспект занятия по познавательному развитию в 1-й младшей группе Тема: «Знакомим куклу Таню с нашей группой»

Тема: «Знакомим куклу Таню  с нашей группой» Доминирующая образовательная область: познавательное развитиеИнтеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное ...