Индивидуальный педагогический проект «Чудо – пуговка»
проект по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) по теме

Шабанова Ольга Владимировна

 

Одним  из важных  условий развития  и воспитания ребёнка является создание развивающей среды, что позволяет воспитателю предлагать детям интересные задания. Организация такой среды осуществляется с посильным участием детей, что создаёт у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть. Поэтому за  основу проекта  было взято создание игрового пособия  «Пуговичница» для развития мелкой моторики рук  и формирования умения застёгивать и расстёгивать пуговицы.                                                                                    

     В процессе реализации проекта дети не только учатся пришивать пуговицы, но и узнают много нового, играют, общаются.    Умение пришивать пуговицы помимо бытовой пользы,  прекрасно укрепляет пальцы, развивает трудолюбие и дает детям ощущение взрослости, значимости.   

  Цель: создание  «Пуговичницы» через организацию ручного труда по пришиванию пуговиц.

   Результат: развивающая игра  «Пуговичница» для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.                                                                                                                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект503.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное областное образовательное учреждение

для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Апатитский детский дом имени В. Р. Булычева»

Индивидуальный педагогический проект

«Чудо – пуговка»

                                                      Автор: Шабанова Ольга Владимировна,

                                                               воспитатель ГООУ «Апатитский  детский

                                                               дом имени В. Р. Булычева»                                                                                                            

                                                                             

                                           

Апатиты

Актуальность:

Вопросы по  нравственно-трудововому  воспитанию  детей  детских домов  всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в них трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становиться жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.  Дети старшего дошкольного возраста уже  имеют определенный опыт участия в труде, владеют рядом трудовых навыков, в первую очередь навыками самообслуживания. Они  уже самостоятельно одеваются, раздеваются, следят за чистотой одежды, порядком в своем шкафчике и комнате в целом. Детей приучают бережно относиться к своим вещам, чистить и просушивать одежду и обувь, пришивать пуговицы.  Но в большинстве случаев  дети, которые приходят в детский дом, этого не умеют.  

     Одним  из важных  условий развития  и воспитания ребёнка является создание развивающей среды, что позволяет воспитателю предлагать детям интересные задания. Организация такой среды осуществляется с посильным участием детей, что создаёт у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть. Поэтому за  основу проекта  было взято создание игрового пособия  «Пуговичница» для развития мелкой моторики рук  и формирования умения застёгивать и расстёгивать пуговицы.                                                                                    

     В процессе реализации проекта дети не только учатся пришивать пуговицы, но и узнают много нового, играют, общаются.                                                              Умение пришивать пуговицы помимо бытовой пользы,  прекрасно укрепляет пальцы, развивает трудолюбие и дает детям ощущение взрослости, значимости.                                                                                                                           

      Между тем ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются  именно в дошкольном и младшем школьном возрасте (Р.С. Буре, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева и др.).

     Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности. 

     Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых,  бережное отношение к продуктам труда, владение умениями и навыками есть не что иное, как проявление  познавательного интереса; осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей - коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.

        Особое внимание уделялось  формированию навыков организации коллективной  трудовой деятельности. Дети должны были   выслушать задание, продумывать план работы, готовить все необходимое для ее проведения, быть аккуратными во время работы, не мешать работать другим детям, помогать им, не бросать дело, не закончив его, не стесняться просить помощи. Наряду с участием в коллективной деятельности дети выполняли  и индивидуальные поручения, различные как по трудности, так и по характеру.

          Важно помнить, что ребенок – это личность, требующая к себе уважения. Необходимо уважать его труд. У ребенка теряется интерес к трудовой деятельности, если выполненная им работа переделывается взрослыми на его глазах. У него складывается мнение, что взрослый несерьезно, пренебрежительно относится к его труду, а если и хвалит его, то проявляет лицемерие.                                     

Цель: создание  «Пуговичницы» через организацию ручного труда по пришиванию пуговиц.

Результат: развивающая игра  «Пуговичница» для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.Сформировать  желание  заниматься ручным трудом; заинтересовать детей  в конечном  результате этого  труда – в создании «Пуговичницы»; познакомить с материалом – пуговицами.

2.Учить ставить цели, задачи и прогнозировать результат; планировать содержание деятельности; формировать  навыки  организации своей и общей работы.  

3.Формирование трудового  навыка  – пришивание пуговицы  и его  дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности; развитие  мелкой  моторики  рук.

4.Воспитание у детей  личностных качеств: готовности принять участие в труде, привычки к трудовому усилию, ответственность за выполнение работы, заботливости, самостоятельности, инициативности, самоконтроля.

5. Учить адекватно  оценивать результат своего труда.

             

Этапы и механизмы реализации проекта:

Проект рассчитан на 2 месяца и 16 дней.                                                      Участниками являются воспитанники дошкольной группы в возрасте 6 – 7 лет (8 детей).                                                                                                                     Содержание проекта: формирование навыка пришивания пуговиц.                                   Во время  реализации проекта использовались разные виды деятельности:

  1. Игровая деятельность.

                            Дидактические игры:

«На что похожа пуговица», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Составь картинку, «Одень куклу на прогулку», «Подбери по цвету» и т.п.

                           Сюжетно – ролевые игры:

                 «Ателье», «Магазин «Галантерея».

  1. Продуктивная деятельность.        

                Рисование «Нарисуем пуговицу».

                     Конструирование:

  • Создание конструкций из пуговиц с использованием проволоки,   пластилина.
  • Выкладывание из пуговиц мозаичных изображений.

Ручной труд:

  • Пришивание пуговиц.
  • Нанизывание пуговиц.
  1. Экспериментально – поисковая деятельность.

                             Рассматривание пуговиц:  

  • Знакомство с качествами и свойствами материалов, из   которых сделаны пуговицы.  

     4.  Речевая деятельность.

  • Составление описательных рассказов о пуговицах.
  • Придумывание сказок и историй.
  • Речевые упражнения «Какая пуговица?», «Подбери и    расскажи» и т. п.

Подготовительный этап:

       1.Обсуждение с детьми цели проекта, плана реализации.

       2. Подготовка необходимого материала для работы (коллекционирование пуговиц); его исследование; сбор информации о нём.

        3. Использование   дидактических пособий и игр, «сюрпризных моментов», игровых заданий  как средства концентрации внимания, заинтересованности детей.                                                      

Основной этап:

1.Формирование навыка пришивания пуговиц.                                                                      2.Коллективное оформление ручной книги «Чудо – пуговка».                                        3. Создание «Пуговичницы».

Заключительный этап:

     1.Презентация «Пуговичницы».                                                                              Апробировать на практике и оценить качество полученного  изделия.

     2.Сказочная викторина «Помоги Маше».

План реализации проекта:

Мероприятия

Сроки        

Ответственные

 Совместное составление детьми и воспитателем плана реализации проекта.

   1 марта

          Педагог.

Создание коллекции «Пуговицы»

     март

Участники проекта,   педагог.

Рассматривание пуговиц « Чудо - пуговка».

  22 марта

Участники проекта под руководством педагога.

Дидактические игры: «На что похожа пуговица»,  «Найди пару».

   22 марта -            29 марта

Участники проекта под руководством педагога.

Рисование «Нарисуем пуговицу».

   29 марта

Участники проекта под руководством педагога.

Занятие по познавательному развитию «История пуговицы».

   

   31 марта

         Педагог.

Развивающие игры  на застёгивание и расстегивание пуговиц «Одень куклу», «Пуговичницы».

  1 апреля -        8 апреля

Участники проекта.

Сюжетная игра «Ателье».

  10 апреля

Участники проекта под руководством педагога.

Посещение библиотеки «Что можно сделать из пуговицы?»

  11 апреля

Библиотекарь, педагог.

Конструирование «Пуговичная мозаика».

12 апреля –  18 апреля

Участники проекта под руководством педагога.

Конструирование  с использованием проволоки, пластилина «Очумелые ручки».

19 апреля –  25 апреля

Участники проекта под руководством педагога.

«Друзья Пуговки  и правила    Пуговки» (инструктаж по технике безопасности).

26 апреля

         Педагог

Чтение сказки «История про дружбу иголочки и ниточки».

29 апреля

 

          Педагог

Занятие по ручному труду: “Вдевание нитки в иголку”.

   3 мая

Участники проекта под руководством педагога.

Занятие по ручному труду: «Пришивание пуговиц»

  5 мая

Участники проекта под руководством педагога.

Занятие по ручному труду: «Знакомство детей с разными способами пришивания пуговиц»

  8 мая

Участники проекта под руководством педагога.

Коллективное оформление  ручной книги «Чудо – пуговка».

 

5 мая –           15 мая

Участники проекта под руководством педагога.

Создание «Пуговичницы».

   10 мая

Участники проекта под руководством педагога.

Презентация «Пуговичницы».

Опрос детей (что им понравилось, что было интереснее).  

   12 мая

Участники проекта под руководством педагога.

Сказочная викторина «Помоги Маше» (загадки о рукоделии; вопросы о пуговицах и о том, как их пришивать).

   16 мая

Участники проекта под руководством педагога.

                         

Ресурсы:

1. Материальные ресурсы.

Наименование

Количество

Пуговицы.

               80 штук.

Лоскутки ткани.

         27 штук.

Нитки.

               5 катушек основных цветов.

Иголки.

               10 штук.

Игольницы.

               4 штуки.

Ножницы.

               9 штук.

Цветной картон.

         2 набора.

Самоклеющая бумага.

               10 листов.

Карандаш.

               9 штук.  

Скоросшиватель.

               1 штука.

Файлы.

               8 штук.

Пластилин.

               8 наборов.

Проволока.

               16 отрезков.

1.Источник финансирования: собственные средства, средства детского дома.

2. Кадровые ресурсы: воспитатель – автор проекта, воспитанники дошкольной группы в количестве 8 человек, библиотекарь.

3. Информационные ресурсы: источники информации о пуговицах (Интернет, журналы, посещение библиотеки).

Критерии успешности проекта:

1. Завершение проекта в установленные сроки.

2. Соответствие цели конечному результату.

3. Малобюджетный проект.

4. Удовлетворённость результатами проекта его участниками.

Критические факторы успеха:

1. Использование в проекте дидактических пособий и игр, «сюрпризных моментов», игровых заданий, красочной наглядности как средства концентрации внимания, повышения восприимчивости и заинтересованности детей; 

2.Личный пример взрослого  как способ активизации деятельности  детей;

3.Доступность, последовательность мероприятий – от простого к сложному.

4.Индивидуальный подход к участникам проекта.

5.Трудовой  навык – пришивание пуговицы, формировался в процессе многократного упражнения.

Показатели эффективности:

  • Сформированость одного из навыков самообслуживания – пришивание пуговиц.          
  • Умение ребёнка самостоятельно мыслить, решать проблемы, используя полученные знания.
  • Сохранение интереса и желание продолжить работу – пришивание пуговиц на одежде.
  • Чувство удовлетворения от выполненной работы и использование  «Пуговичницы» в игре.
  • Желание ребёнка поучаствовать в организации развивающей среды: постановка новых целей.

Риск:

Незаинтересованность детей в реализации проекта.                                              Нехватка материала.                                                                                       Быстрая потеря интереса из – за трудностей.                                                                   Пропуск  мероприятий участником проекта из – за болезни и т. п.

Развитие проекта:

∙        Могут самостоятельно пришивать пуговицы на одежде.

∙        Применять пуговицы при оформлении поделок.

∙        Привлечение старших детей при работе с младшими детьми при игре с «Пуговичницой», тем самым повышая ответственность и проявление  заботы.

F:\др\пуговицы\IMG_3718.JPG


                       

 Совместное составление детьми и педагогами плана реализации проекта.

Задачи:

1. Выбрать тему проекта.                                                                                                                              2.Заинтересовать детей в участии в проекте.                                                     3.Совместное составление детьми и воспитателем плана реализации проекта.

                                Ход работы:        

  Воспитатель: «Ребята, сегодня я буду корреспондентом. Я буду брать у вас интервью». Сначала воспитатель задает детям первый вопрос «Что мы знаем?», записывая их ответы на большом листе ватмана. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом с ними их имена.                                                                                                                                                             Затем воспитатель задает второй вопрос «Что мы хотим узнать?», снова записывая ответы детей на большом листе бумаги. Ответы детей определяют содержание тематического проекта, причем записываются все ответы, независимо от того, какими глупыми или нелогичными они могут показаться.                                                                                                  Третий вопрос: «Как мы это будем делать?», предполагает планирование.                        Пошаговое планирование предполагает устное обсуждение с ребенком последовательности его действий («Что ты будешь делать вначале, а что — потом?») с одновременной их фиксацией на бумаге в виде рисунков, схем или слов, если ребенок умеет читать. Или можно составить с детьми такую схему:

Что необходимо сделать?

Где?

Кто будет делать?

Необходимые материалы

                      Создание коллекции «Пуговицы».

 Задачи:

- познакомить детей с рукотворными предметами -  пуговицами  с помощью создания коллекции;

-  продемонстрировать разнообразие пуговиц по качеству, размеру и цвету;

                                Ход работы:                                                                            

 Коллекционирование пуговиц (нахождение, приносят сотрудники детского дома, срезаем со старой одежды).

           

                    Рассматривание пуговиц « Чудо -  пуговка».        

Задачи:

-  знакомство с качествами и свойствами пуговиц;

-  рассказать о применении пуговиц в жизни человека;

-  развитие речи, мышления, тактильных ощущений.

                                Ход работы:

-Ребята, я хочу загадать вам загадку. Постарайтесь отгадать,  о чём говориться в этой загадке:

«Большая голова,
Да узок ворот».
(Пуговица в петле)

Что помогло вам  в этой загадке её отгадать?  (Ответы детей).

-Ребята, посмотрите на пуговицы, которые лежат у вас на столе. Какие они бывают по форме, размеру, цвету? (Ответы детей).        
Правильно, они бывают разных размеров, цветов, форм. В нашей коллекции есть пуговицы разной формы – круглые, овальные, квадратные, треугольные.

-А вы знаете, из каких материалов выпускают пуговицы? (Ответы детей).

Изготавливают пуговицы из разных материалов – они могут быть деревянные, пластмассовые, стеклянные, металлические, обтяжные из ткани.

Детям предлагается найти деревянные (пластмассовые и  др.) пуговицы.

-Ребята, пуговицы отличаются друг от друга не только по форме, цвету, материалу, но и по назначению.

   Для разных видов одежды (платья, пальто, брюк и т.д.) используют различные пуговицы. Поэтому их различают по назначению: плательные, пальтовые, костюмные, брючные, форменные, детские.

Как вы думаете, на вашей одежде, какие пуговицы по назначению? (Ответы детей).

Выберите пуговицу, которая вам понравилась, и расскажите о ней. (Рассказы детей).

 - Ребята, мы сегодня рассмотрели много пуговиц, узнали о них что – то новое. Кто мне скажет: для чего нам нужны пуговицы? (Ответы детей).

                 

                                Дидактические игры:

 «Найди пару».

Задачи:

  1. Развивать умение концентрировать  внимание и зрительную память.
  2.  Учить определять и сортировать пуговицы по виду и размеру.
  3. Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование:   комплект одинаковых пуговиц  (по 2 шт.).                  

                            Ход игры:

А). Воспитатель делит детей на две команды. Всем детям раздает пуговицы и предлагает найти каждому ребенку пару из второй команды так, чтобы у них были одинаковые пуговицы.

     Б). Предлагается детям разложить пуговицы по цвету, форме.

     В). Предлагается ребёнку  найти  каждой пуговице пару.

Развивающие игры  на застёгивание и расстегивание пуговиц «Одень куклу», «Пуговичницы».

Задачи:

-развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию     понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
- формируют навыки застёгивания и расстёгивания;
- способствуют развитию речи ;
- развивают творческие способности.

Оборудование: кукла с комплектом одежды; пособия «Пуговичницы».

                            Ход игры:

Ребёнку предлагается одеть куклу на прогулку, застегнув все пуговицы на одежде.

Детям предлагаются пособия на формирование навыков застёгивания и расстёгивания.

                         

                                             

                               «История пуговицы».

Задачи:

Познакомить детей с историей изобретения пуговиц. Рассказать об их видах. Развивать внимание, мелкую моторику рук.

Ход занятия.

Воспитатель:

Одеваться собираешься –                                                                                                        Без меня не обойдёшься.                                                                                              Знают взрослые и дети -                                                                                    Застегну я всё на свете. Что это? (Дети отгадывают загадку).                            Конечно, это пуговица. У каждого из вас на одежде есть эта помощница. Найдите на своей одежде пуговицы, расскажите, какие они? (Дети рассматривают пуговицы, описывают их).

Вспомните, для чего нужны пуговицы? Почему они такие разные? (Ответы детей). Какие ещё виды застежек  вы знаете? (Кнопки, крючки, молнии, липучки, шнуровки).

Откуда же пришла к нам пуговица? В далёкой древности люди делали себе одежду из шкур животных. Набрасывали шкуру на плечи и обвязывали её вокруг пояса. Неудобной была такая одежда: движения затрудняла, распахивалась. Для скрепления одежды стали использовать кости животных и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки.

 Шли века. Люди научились прясть шерсть, делать ткань, шить из неё одежду. Изменились и застёжки. К одежде стали прикреплять просверленные камешки, на которые набрасывались петли. Со временем одежда становилась более разнообразной и сложной по крою и фасону. Появились разные ткани: лёгкие и воздушные шёлковые, плотные и тяжёлые шерстяные.

Пуговицы в те далёкие времена были очень дорогой и модной вещью. На одежде богатых людей они превратились в настоящее украшение из золота и серебра. Для отделки своего бархатного костюма французский король Франциск 1 заказал придворному ювелиру почти 14 тысяч маленьких золотых пуговиц.

Пришиты они были от плеча до запястья и от воротника до самого низа  камзола. Такой наряд был очень тяжёлым. Для парадных костюмов пуговицы иногда делали из крупных драгоценных камней, в которых досверливали дырочки. Такие пуговицы стоили дороже, чем само платье, и каждая имела своё название.

На Руси делали пуговицы – «кляпыши»: палочку из серебра обвивали золотыми нитями до тех пор, пока  на одном конце не получился шарик. Самые маленькие кляпыши были с горошину, а крупные – размером с куриное яйцо.

 Одежду, застёгивающуюся на золотые и серебряные пуговицы, носили только богатые люди. Чтобы сделать пуговицы общедоступными, мастера стали использовать при их изготовлении дешёвые материалы – дерево, кость, стекло, металл и др. Простые люди верили, что украшенные узором пуговицы отгоняют злые силы, выполняют роль оберегов, поэтому – то их и называли пуговицами – от слова «пугать».

В Чехии, в городе Яблонец, есть музей пуговиц разных эпох и стан. В нашей группе есть коллекция пуговиц, которую мы с вами собрали. Рассмотрите их, из чего они сделаны?

Выложите пуговицы, лежащие перед вами, в прямую линию. Передвиньте их так, чтобы линия стала волнистой (превратилась в круг, квадрат и т.д.) А теперь выложите любое  изображение. Расскажите, что у вас получилось?

Чем отличаются пуговицы, лежащие перед вами? (Формой, размером, разным количеством отверстий). Рассортируйте их по количеству отверстий.

Закройте глаза и разложите пуговицы по размеру: крупные в одну сторону, мелкие в другую. (Дети на ощупь сортируют пуговицы). Откройте глаза и проверьте, правильно ли вы разобрали пуговицы.

По окончании работы воспитатель хвалит детей и спрашивает, что они нового и интересного узнали на занятии.                                                                                                              

             

                           

         

                  Конструирование "Пуговичная мозаика".

    Задачи:

  • учить выкладывать из пуговиц простые изображения.

                                      Ход занятия:

 Воспитатель показывает детям «Чудесный мешочек» (мелкие игрушки, пуговица).

Всем, конечно, интересно,        

Что лежит в мешке чудесном?

Каждый может угадать,

Стоит только в руки взять!

Проводится игра «Чудесный мешочек» до тех пор, пока один из детей не достанет пуговицу.

- Ребята, а вот и наша старая знакомая - пуговица. Вспомните: для чего она нужна? (ответы детей).

- А сейчас поднимите руки, кто любит рисовать?

Воспитатель опрашивает детей, чем они любят рисовать? (карандашами, фломастерами,  красками, мелками).

-Кто умеет рисовать ...пуговицами? (ответы детей).

- Сегодня мы будем учиться рисовать пуговицами. Для этого вы должны придумать, что вы будете изображать. Затем надо подобрать пуговицы нужного размера и цвета. Кому трудно выкладывать сразу, может сначала нарисовать карандашом.

Например, я хочу нарисовать солнышко. Мне нужно пуговицы жёлтого цвета. Я выкладываю круг, а потом - лучи.

Воспитатель спрашивает, что хотели бы изобразить дети.

Самостоятельная работа детей.

Оценка работ детьми.

               История про дружбу иголочки и ниточки.

    В одном доме, в шкафу за стеклянной дверью, жила маленькая иголка. И хотя она была действительно маленькая и худая, по характеру она была большая каприза и острая на язык. Она целыми днями сидела на мягкой подушке, которую из-за этого и назвали игольницей, и ни с кем не хотела дружить и всё время твердила, что она самая красивая:

стальная, гладкая и худая. А рядом, по  соседству, в корзиночке для рукоделия, жили разноцветные нитки. У каждой нитки была сестрёнка-катушка. Ниточки были длинными и тонкими, а катушки – низенькие и толстые, но они сильно любили друг друга, и ниточки крепко-крепко обнимали свою катушку. Им всегда было очень весело, они дружно перекатывались в этой корзиночке и звонко ударялись бок о бок, от этого им становилось ещё веселее.

   Иголка, слыша, как веселятся нитки и катушки, становилась все острее и злее и ещё глубже залезала в свою подушку-игольницу, чтобы не слышать их весёлый смех.

   Но, однажды, стеклянная дверка шкафа открылась, и на иголку посмотрели два удивлённых глаза. Это была маленькая девочка Алёнка.

- Ой,- сказала Алёнка,- а у меня оторвалась пуговка, и мама сказала, чтобы я осторожно взяла иголку и нитку и сама пришила. Алёнка протянула руку, и своими маленькими  пальчиками взяла иголку и одну катушку с нитками, но иголка, которая считала себя самой красивой, не захотела помогать Алёнке вместе с какой-то длинной ниткой. Стальная иголка решила помочь Алёнке одна.  Она ловко выскочила из игольницы и быстро скользнула остриём в отверстие у пуговки и также ловко и быстро выскользнула с другой стороны, но пуговка почему-то сразу упала на пол, укатилась под диван, и Алёнке долго пришлось её искать. Иголка обиделась на такую непослушную пуговицу и опять глубоко спрятала свой  нос в  подушку-игольницу. Тогда Алёнке решила помочь ниточка, она соскользнула с катушки и пролезла в одно отверстие у пуговки, потом в другое и ныряла до тех пор, пока не запуталась вокруг пуговки. Алёнка побежала к маме, чтобы пожаловаться на капризную иголку, шаловливую нитку и непослушную пуговицу. Мама обняла Алёнку, посадила рядом с собой на диван и сказала:

- Иголка капризная из-за того, что у неё нет друзей, но мы ей можем с тобой помочь.

- А как? – спросила Алёнка.

- Мы подружим её с любой разноцветной ниточкой, ведь у каждой иголочки есть отверстие-ушко, и в это отверстие мы просунем ниточку.

- Но нитка такая длинная, как же мы её просунем? – удивилась Алёнка.

- Чтобы ниточка опять не запутала нашу пуговку и подходила нашей иголочке в подружки, её надо просто отмерить и отрезать  от остальной длинной нитки, которая останется на катушке.

   И мама показала Алёнке, как надо отмерять ниточку. Она взяла один конец нитки крепко пальцами правой руки, а левой длинную нитку протянула вокруг своего локтя до встречи с концом нитки, взяла ножницы и отрезала.

- А вот теперь, мы подружим отрезанную ниточку с нашей иголкой,- сказала мама.

Она счистила пушинки на одном конце отрезанной нитки, покрутила его между пальцами и продела в отверстие иголки. Концы отрезанной ниточки взяла вместе и намотала вокруг указательного пальца два раза, потом большим пальцем сняла эту петельку, потянула вниз, и получился узелок.

- Вот теперь иголка с ниткой подружились и вместе тебе помогут пришить пуговку.

   Алёнка взяла иголку с ниточкой и воткнула в материал платья как раз там, где оторвалась пуговка. Иголка показала свой любопытный нос с другой стороны, девочка  ухватила его и потянула иголку вверх. Нитка своим узелком крепко ухватилась за платье. Тогда  Алёнка отправила  иголку в отверстие  пуговки, потом отправила в другое, затем опять  в материал.

   Иголке понравилась такая игра, и она радостно заскользила из одного отверстия пуговки в другое, а за ней весело побежала ниточка, путаясь её догнать. Так они и играли в догонялки, а пуговка, тем временем, пришивалась к платью всё крепче и крепче, пока ниточка не превратилась в короткую.

- А вот теперь, нам надо закрепить нашу иголочку к платью, чтобы ниточка не ослабла и наша пуговка опять не убежала.

   Мама иголкой поддела материал платья, потянула иголку и сделала небольшую петельку из нитки. Иголочка нырнула в эту петельку, мама  подергала ниточку из стороны в сторону, и получился узелок. Алёнка сама  отрезала короткую ниточку ножницами.

- Вот моя пуговка и пришилась! – радостно воскликнула Алёнка.

- Тихо, Алёнушка, не шуми, посмотри на нашу иголочку с ниточкой, они набегались, очень устали и хотят отдохнуть. Давай их уберём на свои любимые места.

-Давай, - шёпотом ответила Алёнка. Она бережно взяла иголку и воткнула острым носиком в её любимую подушку-игольницу, катушку с нитками положила в корзиночку для рукоделия. Сказала им: - Большое спасибо, - и закрыла дверки шкафа.

   Иголочка, оттого, что сильно устала, быстро нырнула поглубже в свою подушку и заснула крепким сном, а рядом тихо лежали катушки с нитками, и они больше не шумели, т.к. вспоминали, как было весело им играть с иголкой в догонялки, и решили, что завтра они придумают новую игру.

   С тех пор иголка без ниточки нигде не появлялась, а про самых дружных ребят стали говорить, что они неразлучны, как иголка с ниткой.

 

           Конспекты занятий по ручному труду  "Подружим иголку с ниточкой".

Программное содержание:  продолжать знакомить детей со швейными принадлежностями: иголкой, ниткой, игольницей; учить отмерять нужную длину нитки; учить вдевать нитку в иголку и завязывать узелок на конце нитки; учить пришивать пуговицу к лоскутку ткани; закреплять знания правил техники безопасности при работе со швейными принадлежностями и ножницами; продолжать учить планировать последовательность своей работы; продолжать учить детей содержать своё рабочее место в чистоте и порядке.

Развивающие задачи: развивать аккуратность, усидчивость, доводить начатое дело до конца; продолжать развивать желание заниматься ручным трудом; развивать умение пользоваться как краткой, так и распространённой формой ответа, в зависимости от вопроса.

Воспитательные задачи: воспитывать бережное и аккуратное отношение к швейным принадлежностям; воспитывать положительные нравственные качества: терпение, старательность, взаимопомощь.

Активизация речи:

Катушка, нитки (а), игла, ушко, остриё, вдевать, узелок, пуговица, отверстие.

Предшествующая работа:

Чтение сказки “Как иголка подружилась с ниточкой”

Рассматривание швейных принадлежностей.

Занятие по технике безопасности “Учимся работать с ножницами”

Методы и приёмы:

Создание заинтересованности.

Установка на правильную осанку.

Беседа, с целью оживления впечатлений, полученных от прочтения новой сказки.

Активизация речи детей.

Показ с объяснением.

Напоминание правил по технике безопасности при работе с ножницами.

Динамическая пауза.

Практическая деятельность детей.

Уточняющие вопросы.

Помощь со стороны взрослого и детей тем, кто затрудняется.

Использование художественного слова и музыкального сопровождения.

Анализ и самооценка деятельности детьми.

Рекомендация:

Оба занятия проводятся по подгруппам.

Организационный момент:

Перед занятием воспитатель даёт поручение дежурным: разложить необходимый материал.

1 занятие “Вдевание нитки в иголку”.

Материал к  занятию:        

Демонстрационный: ножницы, иголка большого размера, катушка с нитками, текст сказки “История про иголочку и ниточку ”.

Раздаточный материал на каждого ребёнка: поднос, игольница с иголкой, катушка с нитками, ножницы.

                           Ход занятия:

Со всеми детьми воспитатель проводит подвижную игру “Весёлая иголка”.

Описание игры: дети стоят по кругу, выбирается ребёнок - “Иголочка” с помощью считалочки:

- 1, 2, 3, 4, 5,

Станем мы сейчас играть.

Ты, иголка, выходи

Нитку за собой веди!

“Иголочка” - ребёнок бегает между детьми, тот до кого она дотрагивается, берёт её за талию и продолжает бегать с ней, игра заканчивается тогда, когда все дети окажутся держащими друг друга за талию, т.е. получится “иголка с длинной ниткой”.

Упражнение на восстановление дыхания “Подуй на ниточку”.

Садятся за столы, воспитатель даёт установку на правильную осанку.

Проводится беседа по прочитанной сказке.

- Давайте вспомним, с какой новой умной сказкой мы недавно с вами стали знакомиться?

- “Как иголка с ниточкой подружились”.

- А что интересного вы узнали из этой сказки? (дети кратко передают содержание сказки)

- Молодцы, не забыли, а сейчас слушайте внимательно, я вам расскажу сказку дальше, и мы узнаем, что же посоветовала мама Алёнке для того, чтобы иголка с ниточкой подружились.

- Мама погладила Алёнку по голове и сказала, что у каждой иголки есть специальное отверстие - “ушко”, и в это отверстие можно просунуть нитку, а чтобы нитка не запуталась, её надо отмерить, и мама показала Аленке, как надо правильно отмерять нужную длину нитки.

- Она взяла один конец нитки крепко пальцами левой руки, а катушку оставила в баночке для рукоделия, чтобы та не сбежала со стола, правой рукой мама обернула длинную ниточку вокруг локтя и взяла также её крепко пальцами левой руки. Получилась вот такая петля вокруг локтя, правой рукой мама взяла ножницы и отрезала длинную нитку. Посмотрите, какой длины получилась отрезанная ниточка (показ).

- Давайте попробуем тоже отмерить себе ниточку. Не забывайте, что руки у нас всех разной длины, поэтому и ниточка получится у вас только той длины, какая нужна, будет только для ваших рук (постановка цели).

Дети отмеряют себе для работы нитку. (Продуктивная деятельность детей).

- Молодцы, ниточки отмерили, а теперь, чтобы подружить иголку с ниточкой нам надо нитку вдеть в ушко иголочки. Посмотрите, как это сделаю я.

- Сначала я беру конец нитки в левую руку, а правой рукой зачищаю его от пушинок, и теперь закручивающим движением большого и указательного пальца заостряю этот конец нитки. Вот она и готова. Теперь нитку перекладываю в правую руку, а левой рукой из баночки для рукоделия беру крепко иголку, чтобы она не принесла нам вред, ведь из сказки мы помним, что она бывает очень капризная, может выскользнуть из пальцев и нас уколоть. Острый конец нитки отправляю в ушко и тяну с другой стороны. Посмотрите, как у меня качается иголочка на нитке, как на качелях, но она может в любой момент соскользнуть и убежать. Поэтому я сейчас оба конца ниточки заверну два раза вокруг правого указательного пальца, а большим пальцем сниму эту петельку, теперь потяну её вниз, вот узелок и готов (показ с объяснением).

Воспитатель предлагает детям взять из своих игольниц иголочку и вдеть в неё нитку, индивидуально помогает тем, у кого не получается.

- Молодцы, иголочка покачалась на ниточке и хочет отдохнуть. Воткните её в свою игольницу, пусть немного там посидит, а мы сейчас с вами немножко поиграем, снимем напряжение в наших плечах. Напомните мне, какое сейчас время года? (Весна). Правильно, а весна, как вы знаете, нам несёт дожди и грозы. Встаньте около стола и …(динамическая пауза)

- Немного с вами отдохнули, садитесь тихо, чтобы не разбудить нашу иголочку. (Дети садятся).

Воспитатель:

-  Кто хочет рассказать нам всю последовательность нашей предыдущей работы, что мы делали сначала, потом и чем закончили работу?

Ребёнок  проговаривает последовательность работы, если он затрудняется рассказать, то можно прибегнуть к помощи детей.

- Молодцы, были очень внимательные и запомнили всё правильно, но посмотрите, наша иголочка спит крепко, а рядом с ней другая иголочка на нас немного обижена, ей тоже хочется подружиться с ниточкой, давайте ей поможем и без моего показа, глядя только на схемы, вы самостоятельно вденете нитку в иголку.

Дети вдевают нитку в иголку, воспитатель включает спокойную музыку, помогает завязать узелок. Анализ:

- Справились с этим заданием очень хорошо, а у кого что-то не получалось? Кто тебе помог?

- Теперь воткните эту иголку тоже в игольницу. Давайте проверим, крепко ли они сидят в игольнице. Как можно проверить?

Да, можно перевернуть и потрясти над столом. Не выпадают? Молодцы, значит, наши иголки крепко сидят на своей подушке-игольнице.

Воспитатель уточняет правила хранения иголок, даёт поручение дежурным.

- Иголки с нитками у нас подружились, сейчас сидят в игольницах, но из сказки мы узнали, что иголки хитрые и своенравные, норовят всё время сбежать из своей игольницы, поэтому все игольницы нужно убрать в безопасное место. У меня есть красивая коробочка с плотной крышкой, вот в неё сейчас наши дежурные и сложат все игольницы с иголками. Мы её плотно закрываем, и убираем в наш уголок ручного труда, и даже если кто-то нечаянно её уронит, она не откроется, и иголки не выпадут.

Дежурные убирают раздаточный материал, воспитатель подводит итог:

- Наши иголки сегодня нашли себе подружек - ниточек, а вот какое приключение ждёт этих подружек, мы узнаем в следующий раз. Занятие закончено.

Занятие “Пришивание пуговиц”

Материал ко 2 занятию:

Демонстрационный: тот же + кукольное платье, пуговица большого размера.

Раздаточный материал на каждого ребёнка: тот же + лоскуток ткани на каждого, пуговица с двумя отверстиями.

Содержание:

Воспитатель проводит беседу по прочитанной сказке:

- Мы с вами недавно прочитали умную сказку, а кто вспомнит, как она называется?

- Как иголка с ниточкой подружились.

- Кто кратко расскажет, о чём она?

- У Аленки оторвалась на платье пуговка, и мама предложила Алёнке её пришить.

- Почему Алёнка не смогла её пришить сама?

- Иголка бала капризная и решила сама без нитки её пришить, она прыгала из одного отверстия пуговки в другое, но пуговка упала на пол.

- Кто ещё помогал девочке?

- Ей старалась помочь ниточка, но была очень длинная и запуталась вокруг пуговицы.

- Как вы думаете, почему так случилось, что ни иголка, ни ниточка не смогли помочь Алёнке?

- Они всё делали врозь.

- Правильно. А кто подружил капризную иголку с ниткой?

- Алёнина мама научила дочку, и нас, как нужно подружить иголку с ниточкой.

- А что для этого нужно сделать?

- Нужно ниточку вдеть в иголочку.

- Кто сможет показать, как нужно отмерить нитку, чтобы она понравилась иголочке, и та с ней подружилась?

Выходит ребёнок и показывает способ вдевания нитки в иголку, если ребёнок затрудняется, воспитатель обращается за помощью к другим детям.

- А что мы забыли сделать?

- Узелок.

- Да, это, наверно, очень сложно. Кто покажет, как надо завязывать узелок?

Ребёнок показывает и проговаривает свои действия.

- Молодец, нам напомнил весь порядок вдевания нитки в иголку, давайте теперь все подружим свою иголочку с ниточкой (постановка цели)

Проходит совместная деятельность детей и воспитателя, используется художественное слово:

- Вот мы с вами отмерили ниточку и берём в помощники …

- “Инструмент бывалый,

Ни большой, ни малый,

У него полно забот,

Он и режет и стрижёт”.

- Что за инструмент поможет нам отрезать нитку? (Ножницы)

- Правильно, нам помогут ножницы.

Напоминание правил работы с этим инструментом:

- На товарища не направляем и держим параллельно полу. Теперь отрезаем нитку и сразу же убираем ножницы на поднос, нам ещё пригодится их помощь.

-Теперь подготовим кончик ниточки, чтобы он мог легко залезть в отверстие иголки.

- Что для этого нужно сделать?

- Нужно убрать пушинки и немного покрутить между указательным и большим пальцами, затем вдеть в иголку.

Дети вдевают нитку, воспитатель помогает завязать узелок, предлагает положить их в игольницу и сделать небольшую паузу.

- Пусть наши иголочки пока посидят в своих игольницах, а мы сделаем небольшую зарядку. (Динамическая пауза).

Воспитатель предлагает занять свои места и послушать приключение нитки и иголки дальше, рассказывание сопровождает показом.

- Алёнка взяла иголку с ниткой и воткнула в материал платья, как раз там, где оторвалась пуговка, потянула иголку вверх, и ниточка своим узелком крепко ухватилась за платье. Алёнка отправила любопытный носик иголки в другое отверстие пуговки, затем опять в первое, и иголка радостно стала нырять из одного отверстия в другое, а за ней весело бежала ниточка.

- “ Бежит свинка - золотая щетинка,

Носочек стальной, а хвостик льняной ”.

- Так они и играли в догонялки, а пуговка пришивалась всё крепче и крепче к платью. Ниточка становилась всё короче и короче. И из длинной превратилась вот в такую. Мама показала, как надо закрепить ниточку, чтобы пуговка не сбежала с платья.

Воспитатель ставит перед детьми новую цель.

- Чтобы красиво, правильно пришить пуговку, нужно сначала потренироваться. Я предлагаю вам сейчас пришить пуговку на простую тряпочку, а когда научитесь, то будете сами пришивать сбежавшие пуговки на свои платья и рубашки.

В процессе практической деятельности воспитатель использует наводящие вопросы, помощь, индивидуальный показ, советы, поощрения:

- С чего начнёте?

- Как вы это сделаете?

- Что потом?

- Посмотри, как это сделаю я и т.п.

- Теперь, я думаю, что ваши иголочки набегались и очень устали, хотят отдохнуть. Воткните их остриём в любимую подушку-игольницу, а катушки с ниточками положите в баночку для рукоделия (дети прибирают своё рабочее место).

- Так было и с Алёнкиной иголочкой. От того, что сильно устала, она глубоко нырнула в подушку и заснула крепким сном. Ей снилось, как они весело играли с ниточкой и даже помогли Алёнке пришить пуговку на платье. С тех пор иголка без ниточки нигде не появлялась, а про самых дружных ребят стали говорить, что они неразлучны, как иголка с ниткой.

- Молодцы хорошо потрудились и справились с заданием, а тем, у кого что-то не получилось, предлагаю не расстраиваться, а потренироваться в свободное время и показать нам, как у него получилось.

 Воспитатель даёт поручение дежурным убрать раздаточный материал, вечером можно организовать сюжетно-ролевую игру “Ателье” и продуктивную деятельность “Отремонтируем куклам платья”.

Используемая литература.

  1. Материалы сайта festival.1september.ru.
  2.  Журнал  «Дошкольное воспитание».
  3. Буре Р. С,  Година Г. Н. "Учите детей трудиться"
    Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1983 г.

                


Пословицы и поговорки:

Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк.
Застёгнут на все пуговицы.
Прост, как пуговица.
Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдет поближе - медная пуговица. (таджикская пословица)
На чужой рот пуговицы не нашить.
Вы можете стать архангелом, дураком или преступником, и никто не заметит этого. Но если у Вас отсутствует пуговица - каждый обратит на это внимание. (
Э.М. Ремарк)

Приметы:

Народная мудрость гласит, что если у мужчины не хватает пуговицы, он, в зависимости от своего положения, должен жениться или развестись.
Если встретишь на улице трубочиста, надо взять его за пуговицу и загадать желание – оно обязательно исполнится.
Если дорогу вам перебежала черная кошка, миновать злополучное место следует с закрытыми глазами и взявшись за пуговицу.

В прошлые времена у мальчишек была любимая игра – пуговицы.

Сама игра выглядела так – игроки делали заход, показывая кулак с зажатыми в нем пуговицами, потом вскрывались – тот у кого заход весомее, собирал все пуговицы, долго тряс в ладонях и выкидывал на землю. Все повернутые лицевой стороной, забирал себе. Остальные по одной бил любой пуговицей - если от удара они переворачивалась – забирал себе, нет – ход переходил к следующему игроку. Существовал негласный табель о рангах. Так, например джинсовые клепки были вне конкуренции, после шли гламурные блестящие пуговицы от кофточек, с черной пластиковой основой на ушке ну и т.д. Простые с четырьмя дырками для пальто - расходный материал. Пуговицы со школьной формы или рубашки вообще не принимались к игре.  Интересно, что все стеснялись покупать пуговицы. Хотя стоимость даже самых крутых была не такая уж и высокая.

Как менялись и как использовались пуговицы в разное время.

 Пуговица как украшение и как застёжки.

Древние египтяне носили диски, внешне напоминающие пуговицы, в качестве наградных значков. Позже греки и римляне использовали их не только как украшения и награды, но и для скрепления деталей одежды. Пик увлечения пуговицами в России – 16 век, времена Ивана Грозного, когда пуговицы стали использоваться, как украшение: они пришивались на рукав, от локтя до манжета, и на грудь, от шеи до пояса. Мастерством исполнения и изысканностью должны были демонстрировать богатство их владельца .Их передавали по наследству, включали в состав приданого, использовали как подвески к серьгам, в качестве бусин. С появлением новых видов одежды - фрака, сюртука, пиджаков, жакетов - пуговицы начинают делать небольшими, строгими, сдержанными по цвету. В конце 19 века в моду вошли блузки, жакеты, пальто, и без пуговиц обойтись стало невозможно. Вот когда ими широко стали пользоваться женщины!

Пуговица как опознавательный знак.

Офицерские пуговицы отличались от солдатских тем, что по положению они должны были быть золотыми или серебряными, но чаще делались позолоченными и посеребренными. Солдатские изготовлялись из меди, бронзы, олова и латуни.

 Раньше у пуговиц было и магическое значение:

 отпугивать злые, враждебные человеку силы. Для этой цели в них помещали кусочек металла или круглый камешек, который при движении издавал приглушенный звук, похожий на звон бубенца. Способность издавать этот звук и превращала пуговицы в обереги.

Интересные факты из истории пуговиц.

Что натворили пуговицы в человеческой истории:
Губительное воздействие русского мороза на наполеоновских солдат усугублялось еще и тем, что с них буквально падала одежда. Оловянные пуговицы крошились на морозе. При сильных морозах (ниже минус 13-15 градусов Цельсия) олово переходило в порошкообразную модификацию – пуговицы крошились. В 1798 году во время египетского похода Наполеона, солдаты его частенько возвращались с базара в расстёгнутых мундирах - они расплачивались пуговицами.

Троянская война случилась из-за яблока, лилипутская – из-за яиц. А  Первая Мировая война случилась из-за плохо расстегивающихся пуговиц. Эрцгерцог Франц-Фердинанд умер после выстрела только из-за того, что на расстегивание всех его пуговиц для обработки раны потребовалось слишком много времени.

Когда пуговицы появились, их носили гораздо больше, чем нужно, ведь чем знатнее и богаче был человек, тем их должно было быть больше. Известно, например, что французский король Франциск I как-то заказал ювелиру 13600 маленьких золотых пуговиц для отделки лишь одного бархатного костюма.

Указ Петра I, предписывающий пришивать оловянные пуговицы к обшлагам рукавов солдатских мундиров с внешней стороны был полон тайного смысла: пуговицы не позволяли солдатам по привычке после еды вытирать рукавом рот и нос. Так без шпицрутенов отучил солдат от дурной привычки, портившей мундирное сукно.

Тайна смерти шведского короля Карла XII. 30 ноября 1718 года Карл XII инспектировал инженерные работы возле осажденной норвежской крепости. Стараясь лучше рассмотреть стены неприступного сооружения, король до пояса высунулся из траншеи — и в этот момент раздался выстрел. Считается, что короля убили свои. Заговорщики залили свинцом круглую латунную пуговицу от королевского кафтана и использовали в качестве мушкетной пули — считалось, что Карл заговорен от обычного оружия и убить его можно лишь чем-то, что принадлежало ему самому.

Интересно отметить, что по
ГОСТу в СССР пуговица должна была выдерживать нагрузку в 5 кг. Нынешние изделия в среднем выдерживают нагрузку в 500 г.

                                   Загадки о рукоделии

   * * *
Всех на свете обшивает,
Что сошьет – не надевает.

Ответ: Игла

    * * *
Тонконогая Ненила
Всех одела-нарядила.
На самой бедняжке
Даже нет рубашки.

Ответ: Игла

    * * *
Шагает мастерица
По шелку да по ситцу.
Как мал ее шажок!
Зовется он – стежок.

Ответ: Игла

    * * *
Я одноухая старуха
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха
Как паутину я тяну.

Ответ: Игла

    * * *
Одноглазая старушка
Узоры вышивает.

Ответ: Иголка

    * * *
Весь мир одевает,
Сама нагишом.

Ответ: Иголка

    * * *


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект " Волшебная пуговка"

Педагогический проект "Волшебная пуговка"...

Исследовательский проект " Чудо -пуговка"

Пректная деятельность в старшей группе...

Проект "Чудо-пуговки"

Образовательная деятельность с детьми...

Проект "Чудо-пуговка"

Развивать у воспитанников творческое воображение, фантазию, мелкую моторику через использование нетрадиционных материалов, методов и приёмов....

Проект " Чудо-пуговка"

Введение (пояснительная записка) В настоящее время проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста становится проблематичной, так как в последние годы заметно возрастает количество д...

Проект "Чудо-пуговка"

Паспорт педагогического проектаТема проекта«Чудо-пуговка» Вид проектаИсследовательски-творческий Актуальность проектаПолноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, правильна...

Проект "Чудо-пуговка"

Паспорт педагогического проектаТема проекта«Чудо-пуговка» Вид проектаИсследовательски-творческий Актуальность проектаПолноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, правильна...