Проект " Чудо-пуговка"
проект по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Рахимбердина Индира Маратовна

Введение (пояснительная записка)

 

В настоящее время проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста становится проблематичной, так как в последние годы заметно возрастает количество детей с нарушением речи. Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление замедленное, так как мышление тесно связано с речью и зависит от нее. Почему так происходит? И почему в последнее время уровень речевого развития детей заметно снизился? Да потому, что все меньше и меньше говорят родители, которые заняты зарабатыванием денег. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая одежда с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки с наклейками вместо картинок для вырезания.

 

Актуальность проекта

                                  Ум ребенка – на кончике его пальцев. В.А. Сухомлинский.

 

  Дошкольный возраст в жизни человека – важный этап в развитии всех психических процессов, фундамент формирования личности. Очень важно не упустить момент, вовремя создать условия для активной познавательной, творческой, созидательной деятельности ребенка. Основная задача воспитателя - создать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. И особое значение в развитии дошкольника приобретает познавательная деятельность, способствующая развитию творческого потенциала ребенка, формированию его коммуникативных навыков, развитию произвольности, мелкой моторики, накоплению сенсорного опыта. Прежде всего, необходимо уделять значительное внимание развитию мелкой моторики. Учеными доказано, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом, а величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Поэтому развивать движения пальцев рук необходимо именно в дошкольном возрасте, поскольку хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему воспитатель и родители.  Таким образом, возникла необходимость создания проекта «Чудо-пуговка», который направлен на активизацию творческого воображения и познавательной деятельности дошкольников, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений педагогических задач.

 

Цель:

Развивать у воспитанников творческое воображение, фантазию, мелкую моторику через использование нетрадиционных материалов, методов и приёмов.

Задачи проекта:

Развивающие:

  1. Способствовать развитию мелкой моторики, воображения и творческих возможностей детей.
  2. Развивать целенаправленную деятельность и стремление к созидательной активности.
  3.  Развивать способность использовать нестандартные решения в работе с уже известными материалами.

 

Обучающие:

 

1.Способствовать накоплению сенсорного опыта.

2. Формировать умение экспериментировать с накопленным бросовым материалом, находя новые пути воплощения замысла.

3. Пополнять словарный запас детей, уточнять знания детей о форме, размере, цвете, упражнять в количественном и качественном счете.

 

Воспитывающие:

1. Воспитывать положительное отношение к сотрудничеству с взрослым, к собственной деятельности и ее результату.

2. Формировать коммуникативные навыки посредством работы в микрогруппах, парами в процессе реализации мероприятий проекта.

Срок реализации проекта:

Краткосрочный (4 недели)

Участники проекта:

Дети средней группы, родители, воспитатели.

Методы и формы работы:

В основе проекта лежит познавательно-творческий, исследовательский метод обучения, ООД, проведение с детьми бесед, подвижных, дидактических, пальчиковых и сюжетно-ролевых игр, физкультминуток, чтение художественной литературы, художественно-творческая деятельность воспитанников.

Ожидаемые результаты:

После завершения проекта дошкольники:

1.получат возможность раскрыть свои творческие способности и креативность, показать свою индивидуальность.

2.приобретут опыт взаимодействия друг с другом.

3.разовьют коммуникативные навыки общения друг с другом.

4.родители совместно с детьми будут вовлечены в педагогический процесс дошкольного учреждения.

Этапы реализации проекта:

Предварительный этап.

  • Обследование темы, мотивация выбора.
  • Определение цели и задач проекта.
  • Подбор литературы, пособий, дидактического материала.
  • Обсуждение с родителями и детьми вопросов, связанных с проведением проекта.
  • Подготовка материала для творческой деятельности.
  • Составление тематического планирования.
  • Разработка содержаний ООД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основной

Дата проведения

Направление

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно – развивающей среды

1 февраля

ПР

ООД: «Ах,эта пуговица!»

Привлечь к созданию картотеки игр: «Играем в пуговицы»

Пополнение центра:

«Развивай-ка» картотекой игр: «Играем в пуговицы»

1 февраля

ПР

Д/и «Разноцветные листья», «Ёжик»

Консультация: «Дидактические игры с пуговицами»

Пополнение центра: «Развивай-ка» дидактическими играми.

1 февраля

РР

Беседа: «Чудо-пуговицы»

Анкетирование: «Знаете ли вы развивающие игры с пуговицами?»

 

1 февраля

ФР

П/и «Пуговка, не убегай!»

Консультация: «Подвижные игры в жизни ребенка»

Картотека п/и в центр: «Здоровячок»

2 февраля

ПР

Д/и «Найди такую же»

 

Пополнение центра: «Развивай-ка»

2 февраля

ПР

Игры с бизибордами

Привлечь родителей к созданию бизибордов

Пополнение центра: «Мастерская Самоделкина»

2 февраля

ХЭР

Конструирование: «Человечки из пуговиц»

Консультация: «Конструирование в детском саду»

Пополнение центра: «Мастерская Самоделкина»

2 февраля

ФР, РР

Физкультминутка: «Озорница-пуговка»

Папка-передвижка: «Физкультминутки дома»

Картотека физкультминутки в центр: «Здоровячок»

3 февраля

РР, ПР

Чтение х/л: «Потерянная пуговица» Г.П.Шалаева

Консультация: «Книга в жизни ребенка»

Пополнение книжного центра новыми книгами

3 февраля

ХЭР

Рисование: «Гусеница» крупными пуговицами

(метод оттиска)

Привлечь к приобретению крупных пуговиц

Пополнение центра: «Юный художник»

3 февраля

ПР, РР

Пальчиковая гимнастика: «Разное настроение», «Весёлая пуговка»

Консультация: «Роль пальчиковых игр в развитии ребенка»

Картотека пальчиковая гимнастика

3 февраля

ПР

Д/и: «Пуговичная мозаика»

Консультация: «Роль дидактической игры в семье»

Пополнение центра: «Развивай-ка»

4 февраля

СКР

Ср/и: «Ателье»

Консультация: «Предметы, требующие осторожного обращения»

Картотека СР/и

4 февраля

РР, ПР

Беседа: «История пуговицы»

Консультация:

«Поговорим с детьми   об истории возникновения пуговицы »

 

4 февраля

ПР

Д/и: «Помоги божьей коровке»

Памятка: «Организация дидактической игры дома»

Пополнение центра: «Развивай-ка»

7 февраля

ПР, РР

Пальчиковая гимнастика: «Пуговицы-волшебницы»

Памятка: «Пальчиковые игры для детей разного возраста»

Картотека пальчиковая гимнастика

7 февраля

ФР

П/и: «Кто больше перенесёт пуговиц?»

 

Картотека п/и в центр: «Здоровячок»

7 февраля

СКР

СР/и: «Магазин»

Привлечь к созданию условий для СР/и

Картотека ср/и

7 февраля

РР

Заучивание пословиц и поговорок о пуговицах

Привлечь к созданию альбома: «Поговорки и пословицы о пуговицах»

Пополнение книжного центра

8 февраля

 ПР

Экспериментирование: рассматривание пуговиц под лупой (величина, форма, цвет)

Памятка: «Экспериментируем вместе с детьми»

Пополнение центра экспериментирования

8 февраля

ПР

Д/и: «Сосчитай-ка», «Чудесный мешочек»

Привлечь к изготовлению развивающих игр своими руками

Пополнение центра: «Развивай-ка»

8 февраля

ПР, РР

Беседа: «Разнообразие пуговиц»

Привлечь родителей к придумыванию сказок о пуговицах вместе с детьми

 

9 февраля

ПР

ООД: «Жили-были пуговки»

Консультация: «Как изготовить развивающие игры с пуговицами своими руками»

 

9 февраля

ФР

П/и: «Попади в цель», «Найди себе пару»

Консультация: «Подвижные игры в помещении»

Картотека п/и

9 февраля

СКР

СР/и: «К нам в гости пуговка пришла»

Привлечь к созданию коллекции пуговиц

Картотека Ср/и

10 февраля

РР, ПР

Беседа: «Если у тебя оторвалась пуговица?»

Памятка: «Об опрятности и аккуратности»

 

10 февраля

РР, ФР

Физкультминутка «Пуговица»

Консультация: «Физкультминутки нам нужны, для детей они важны!»

Картотека физкультминутки в центр «Здоровячок»

10 февраля

ПР

Д/и: «Волшебные дорожки»

Попросить изготовить из картона карточки с цветными дорожками

Пополнение центра: «Развивай-ка»

11 февраля

ХЭР

Конструирование: «Чудо-дерево»

Попросить изготовить вместе с детьми поделки из пуговиц

Пополнение центра: «Мастерская Самоделкина»

11 февраля

ПР, РР

Пальчиковая гимнастика: «Потерялась пуговка…»

Консультация: «Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры»

Картотека пальчиковая гимнастика

11 февраля

СКР

 Ср/и «Я-модница»

Привлечь родителей к приобретению бус, браслетов, шляпок.

Пополнение центра: «Ряжения»

14 февраля

ПР

Д/и: «Найди лишнюю пуговицу»

Консультация: «Как помочь ребенку найти правильное решение?»

Пополнение центра: «Развивай-ка»

14 февраля

ПР

«Сложи из счётных палочек» (работа по заданной схеме)

Попросить распечатать цветные картинки-схемы

Пополнение центра: «Развивай-ка»

14 февраля

РР, ПР

Чтение х/л: сказка «Беззаботная пуговица»

Попросить принести книги детских писателей

Пополнение книжного центра

15 февраля

ФР, РР

Физкультминутка: «Я маленькая пуговка…»

Памятка: «Физкультминутка полезна…»

Картотека физкультминутки

15 февраля

ПР

Беседа: «Что такое рисование методом оттиска?»

Консультация: «Использование метода оттиска как одного из нетрадиционных методов рисования»

 

15 февраля

СКР

СР/и: «Пуговица-путешественница»

Попросить смастерить пуговицу из цветного картона

Пополнение театрального центра

16 февраля

ХЭР

Аппликация: «Домик для зайчика»

Привлечь к приобретению 15 пуговиц небольшого размера и клея ПВА

Пополнение центра конструирования

16 февраля

ФР

П/и: «Рыбалка», «Перебежки»

Памятка «Народные подвижные игры»

Картотека п/и в центр: «Здоровячок»

16 февраля

ПР

Нетрадиционные игры (работа в центре «Развивай-ка»)

Привлечь к созданию своими руками нетрадиционных игр для детей

Пополнение центра: «Развивай-ка»

17 февраля

ПР, РР

Пальчиковая гимнастика: «Две пуговки»

 

Картотека пальчиковая гимнастика

17 февраля

СКР

СР/и: «Мы-дизайнеры»

Привлечь родителей к сбору лоскутков тканей

Пополнение центра экспериментирования

17 февраля

ПР

Знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых изготовлены пуговицы

Попросить принести пуговицы, изготовленные из разных материалов

Пополнение центра экспериментирования

18 февраля

ПР

ООД: «Этот удивительный мир пуговиц»

Консультация: «Волшебные пуговицы»

Пополнение центра «Развивай-ка»

18 февраля

ПР

Д/И: «Запомни и повтори»

 

Пополнение центра: «Развивай-ка»

18 февраля

ПР, РР

Беседа: «Занимательные пуговки»

Нарисовать с детьми о разнообразные пуговицы

Пополнение центра: «Юный художник»

21 февраля

ФР

П/и: «Найди свой цвет»

Привлечение к приобретению флажков 3 цветов: красный, синий, желтый.

Пополнение центра: «Здоровячок»

21 февраля

ПР

Экспериментирование: тонет-не тонет? (с пуговицами)

Привлечь к приобретению пластмассовых стаканчиков

Пополнение центра экспериментирования

21 февраля

ПР, РР

Пальчиковая гимнастика: «Кулачки-ладошки»

 

Картотека пальчиковая гимнастика

22 декабря

ПР

Д/и: «Собери бусы»

 

Пополнение центра: «Развивай-ка»

22 декабря

РР, ПР

«Сказочная страна» (чтение сказок о пуговицах, придуманных родителями вместе с детьми)

Попросить нарисовать рисунок к своей сказке

Пополнение книжного центра

22 декабря

ПР

Беседа: «Какие есть способы пришивания пуговиц?»

Консультация: «Мастерская дома»

 

23 декабря

СКР

СР/и: «Семья»

Привлечь к приобретению кроваток для кукол

Пополнение центра: «Семья»

23 декабря

ФР, РР

Физкультминутка: «Пуговица»

Консультация: «Физкультминутка в режиме дня дошкольника»

Картотека физкультминутки в центр: «Здоровячок»

23 февраля

ПР

Д/и: «Узнай и запомни»

 

Пополнение центра: «Развивай-ка»

23 февраля

ХЭР

Лепка: «Пуговицы для кукольного платья»

Консультация: «Лепка в жизни ребёнка»

 

23 февраля

ПР

Презентация: «Путешествие в пуговичную страну»

 

 

24 февраля

ПР

Д/и: «Пуговки рассыпались. Разложи их по форме»

 

Пополнение центра: «Развивай-ка»

24 февраля

ФР

П/и: «Кто дальше бросит мешочек из пуговиц?»

Папка-передвижка «Подвижные игры и здоровье ребенка»

Картотека п/и

24 февраля

ПР, РР

Игровое упражнение: «У кого больше пуговиц на одежде?»

Консультация: «Учимся считать!»

 

25 февраля

ПР

Д/и: «Выложи недостающие элементы на картинке»

 

Пополнение центра: «Развивай-ка»

25 февраля

ХЭР

Конструирование: «Бабочка»

 

Пополнение центра «Мастерская Самоделкина»

25 февраля

ХЭР

Пластилинография «Волшебные узоры ( штамповка на пластилине)

Привлечь к приобретению пуговиц больших размеров

Пополнение центра: «Мастерская Самоделкина»

25 февраля

ПР

Выставка: «Дидактические игры с пуговицами своими руками»

Привлечь к созданию д/и своими руками

Пополнение центра: «Развивай-ка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительный.

1.Подведение итогов проекта.

  • Картотека: «Дидактические игры с пуговицами»
  • Выставка дидактических игр с пуговицами, изготовленных родителями с детьми.
  • «Сказочная страна» (сказки о пуговицах, придуманных родителями с детьми)

2.Оценка результатов.

 В условиях реализации проекта отмечается тенденция повышения уровня познавательной деятельности, способствующей развитию воображения, фантазии, творческого потенциала ребенка через использование нетрадиционных материалов, методов и приемов. Прослеживается повышение навыков эффективного совместного взаимодействия, коммуникативной компетенции дошкольников. У детей формируются навыки анализа собственной деятельности и ее результата, осмысление себя субъектом этой деятельности, воспитывается положительное отношение к сотрудничеству со взрослыми. Отмечается повышение произвольности поведения воспитанников через реализацию продуктивной деятельности, требующей внимательности, усидчивости, терпения, что способствует формированию предпосылок к учебной деятельности. Наблюдается сплочение группы родители – ДОУ – дети, результатом которого стало пополнение предметно развивающей среды в виде пособий и развивающих игр, способствующих развитию мелкой моторики у дошкольников.

В результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики с помощью методов нетрадиционной техники художественно-эстетического развития способствует у детей среднего возраста формированию интеллектуальных способностей, coхранению физического и психологического здоровья. И всё это напрямую готовит ребенка к дальнейшему успешному обучению. Предполагаемый результат достигнут. У детей появился интерес к предметам окружающего мира.

Они научились использовать пуговицу как игровой материал, материал для поделок, изучили меры безопасности в работе с мелкими предметами.  Поставленные задачи успешно решены. Активное участие родителей в пополнении центра «Развивай-ка» новыми дидактическими играми, изготовленными своими руками позволило закрепить результаты проекта, а дошкольники почувствовали себя более уверенными и успешными.

 

Литература:

 

1. Дыбина О. В. «Рукотворный мир». – М., 2001.

2. Дыбина О. В. «Что было до…. Игры – путешествия в прошлое предметов». – М., 2001

3. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение.

4. Новикова Т. Проектные технологии во внеурочной деятельности. // Нар.образование. – 2000. - №7.

 5. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод.работы. Дайджест журнала ―Методист‖./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.

 6. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции дошкольника. //Сельская школа. – 2004. - №2.

7. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника.

 8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность дошкольника. – М., 2005.

 9. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.

10. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный педагогический проект «Чудо – пуговка»

Одним  из важных  условий развития  и воспитания ребёнка является создание развивающей среды, что позволяет воспитателю предлагать детям интересные задания. Организация такой сред...

Проект мини-музей "Чудо-пуговка"

Проект для детей 4-5 лет...

Исследовательский проект " Чудо -пуговка"

Пректная деятельность в старшей группе...

Проект "Чудо-пуговки"

Образовательная деятельность с детьми...

Проект "Чудо-пуговка"

Развивать у воспитанников творческое воображение, фантазию, мелкую моторику через использование нетрадиционных материалов, методов и приёмов....

Проект "Чудо-пуговка"

Паспорт педагогического проектаТема проекта«Чудо-пуговка» Вид проектаИсследовательски-творческий Актуальность проектаПолноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, правильна...

Проект "Чудо-пуговка"

Паспорт педагогического проектаТема проекта«Чудо-пуговка» Вид проектаИсследовательски-творческий Актуальность проектаПолноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, правильна...