Техника работы изонитью
консультация по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Караблинова Тамара Анатольевна

Данная консультация поможет педагогам освоить приемы работы с нитками в технике "изонить".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnika_raboty_izonityu.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое "ИЗОНИТЬ"?

Вы б у нас спросили.

Как нитью по картону шить,

Мы б Вам объяснили.

          Нужно большое желание,

          Бурная фантазия.

          Старание, терпение

          И хорошее настроение!

                    И тогда!..

                    Ромашка расцветёт,

                    И Жар-птица оживёт.

                    Ангел крыльями взмахнёт,

                    И кораблик поплывёт!

 

Изонить – оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходит корнями к народным промыслам Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали нити, получались ажурные изделия, которыми украшали жилища.Со временем технология несколько усовершенствовалась и распространилась на картон, в котором предварительно прокалывают дырочки. Тут, с моей точки зрения, начинается самое интересное.

Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании образов путём пересечения цветных нитей. Эта техника может быть использована на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста при подготовке их к обучению в щколе.

Занятия изонитью способствуют развитию у ребёнка:

  • мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  • сенсорное восприятие;
  • глазомера;
  • логического мышления;
  • воображения;
  • волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т. п.);
  • художественных способностей и эстетического вкуса.

 

С помощью этой технологии можно создавать великолепные открытки, обложки, закладки, декоративные панно, орнаменты. «Умные руки» всегда помогали голове думать. Так считали многие великие: Менделеев, Ньютон, Максвелл, Эйнштейн. Поддержка детского творчества – одна из важнейших задач воспитания подрастающего поколения.

 

На занятиях дети приобретают навыки владения иглой, шилом,ножницами, фигурным трафаретом.

Цикл занятий состоит из двух разделов:

  • овладение техникой изонити, изображение углов, моделирование с их использованием образов;
  • Изображение окружностей, дуг, овалов, завитков, моделирование с их использованием образов.

Система занятий изонитью включает 34 темы. Цели занятий объединены в блоки по разделам программы образования и воспитания детей старшего дошкольного возраста.

  • Блок задач по развитию у детей математических представлений. Раздел «Геометрическая форма» - дать детям понятие о разных углах, величине, длине сторон, понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении.                                                                                                             Раздел «Количество и счёт» - упражнять детей в количественном и порядковом счёте; дать понять, что количество не зависит от расстояния; закрепить понятие, что результат количественного счёта  не зависит от от начала отсчёта и направления счёта; дать понятие о точке отсчёта.                                                                                                    Раздел «Ориентировка на плоскости» - закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа; дать понятие о середине, центре, вершине, крае.
  • Блок задач по сенсорному развитию.

Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет ниток по фону.

  • Блок задач по умственному воспитанию.                                                  Развивать абстрактное мышление. Обучать плоскостному моделированию – умению составлять из окружностей и углов (треугольников)  изображения предметов и композиций. Закреплять понятие «зеркальное изображение».
  • Блок задач по трудовому воспитанию.                                                                     Научить владеть иголкой, шилом, ниткой, научить работе с трафаретом. Научить техникие работы с изонитью.
  • Блок задач по физическому воспитанию.                                                          Развивать мускулатуру кистей рук, глазомер, остроту зрения. Развивать координацию движений под контролем глаз.
  • Блок задач по нравственному воспитанию.                                                                         Воспитывать усидчивость, терпение, желание помочь, старательность.
  • Блок задач по эстетическому воспитанию.                                                      Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности. Воспитывать эстетический вкус. Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.   Привить умение использовать знания, полученные на других видах деятельности (навык рисования, лепки, аппликации).
  • Речевой блок.                                                                                                     Развивать активный и пассивный словарь детей, объяснительную и доказательную речь. Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов.

Занятие с детьми «Изонитью» способствует умственному и эстетическому развитию, расширяет кругозор, формирует творческое отношение к окружающей жизни и нравственные представления,  воспитывает художественный вкус, учит наблюдать. Техника изонити конечно требует усидчивости, точности, ловкости рук, но все это приобретается в процессе занятий. Ребенок сначала рассматривает образец, анализирует его конструктивную структуру, приемы выполнения. Затем задание усложняется, и он сам моделирует предмет, выбирает основу, цвет нити.

 

Для работы с изонитью потребуются следующие материалы:

  • основа, на которой, собственно, предполагается вышивать (бархатная бумага, чаще картон);
  • то, чем будем прокалывать дырочки в основе (шило или английская булавка с бусиной на конце);
  • швейные нити (мулине, ирис);
  • скотч или клей (для закрепления концов нитей с изнаночной стороны);
  • иголка;
  • тонкий пенопласт – подложка при прокалывании картона.

 

Начнем с основы, она же фон. Для изонити наиболее часто используют картон или плотную бумагу. Менее плотная бумага мягкая и в процессе вышивки может легко помяться. Кроме того, она напитывает влагу с пальцев и сильнее деформируется.

 

Чаще всего используют картон для детского творчества, с одной стороны цветной, с другой – серый из-за небеленых волокон.

 

Несколько лучшим вариантом будет аналогичный картон и белой изнанкой. Т.е. обе стороны покрашены, но в разные цвета.

 

Самым лучшим вариантом будет полностью однородный цветной картон. Он не слишком толстый, но очень плотный. Даже при случайных рывках нитки (например, на стадии подтягивания стежка), дырочки не прорываются. Кроме того, такая структура картона позволяет прокалывать дырочки ближе друг к другу, что положительно сказывается на ажурности изделия.

 

Цвет фона выбирают исходя из замысла картинки. Помимо однотонного фона это может быть фон, распечатанный на принтере. Используют в качестве фона обои, наклеенные на картон.

 

Еще можно вышивать на бархатной бумаге, но она, как по мне, слишком тонкая. Это будет ювелирная работа, и выглядеть роскошно.

 

 

 

Правильно подобранные нитки являются основой восприятия картины. Вышивать можно любыми не очень толстыми нитками. Работы выглядят лучше, если вышиты блестящими нитками, а не матовыми. Лучше вышивать кручеными нитями, чем в несколько рассыпающихся нитей.

 

Наиболее часто используется мулине, поскольку с ним работать наиболее легко. Хорошие нити мулине должны обладать блеском и иметь равномерную прокраску. Обычно мулине поступает в продажу пасмами, состоящими из 6 ниточек. Если ниточки разделить, то каждая из них должна быть ровной по толщине и не должна лохматиться.

 

Ирис также пригоден для вышивки, причем иногда он даже удобнее в работе, чем мулине. Нитки с блеском, крученые, нужной толщины, богатая цветовая гамма, есть и с переходом цвета.

 

Не подходят для вышивки на картоне шерстяные нитки. Очень не симпатично выглядят картинки, вышитые обычными х/б нитками. Они неяркие, несколько ворсистые. Однако для массового творчества, для тренировки или как «черновик» при разработке собственной идеи вполне пригодны.

 

Для  освоения техники изонити достаточно знать два основных приёма: «Заполнение угла» и«Заполнение окружности».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс: «Применение техники работы с бумагой квиллинг в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста»

Материал содержит подробную информацию об использовании нетрадиционной техники работы с бумагой-квиллинг при организации творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для пр...

Использование нетрадиционной техники работы с бумагой. Техника "Изонить" (разработка программы)

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставят перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобра...

Сообщение из опыта работы "Нетрадиционные техники работы с бумагой".

Бумага- один из самых доступных материалов для детского творчества. Бумага дает ребенку возможность проявить свою индивидуальность, воплотить замысел....

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Занимательная математика с использованием нетрадиционной техники вышивания изонитью»

Изонить  - это художественная техника в декоративно - прикладном искусстве. Изонить (или нитяная графика) – это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определённом поря...

Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Нетрадиционные техники работы по аппликации с детьми раннего возраста».

Аппликация - один из видов изобразительной деятельности, предполагающий создание сюжетов из бумаги, ткани, природных материалов, приклеенных на плотную подложку из картона, бумаги, иногда из фанеры.Ка...