программа кружка "Волшебная бумага"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Бозюкова Элеонора Валентиновна

 Рабочая программа по дополнительному образованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_otpravit_.docx32.55 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка, развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового.

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе

представлена большим многообразием: цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С

помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

―Квиллинг - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время. ―Квиллинг открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Программа построена ―от простого к сложному. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация). Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.

Ведущая идея данной программы — научить приемам работы с бумагой, создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, в рамках художественного конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие

· Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

· Обучать различным приемам работы с бумагой.

· Формировать умения следовать устным инструкциям.

· Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат,

треугольник, угол,  внутренняя и внешняя сторона, вершина и т.д. Обогащать

словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:

· Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

· Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

· Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

· Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Воспитательные:

· Воспитывать интерес к работе.

· Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

· Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

· Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить

аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал,

содержать в порядке рабочее место.

Принципы, лежащие в основе программы:

• доступности  - простота, соответствие возрастным и индивидуальным

особенностям;

• наглядности- иллюстративность, наличие дидактических материалов;

Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии,  какого-

ни будь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти

впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею

и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

• демократичности и гуманизма - взаимодействие педагога и ученика в

социуме,  реализация собственных творческих потребностей;

• научности - обоснованность, наличие методологической базы и

теоретической основы;

• “от простого к сложному” - научившись элементарным навыкам работы,

ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ.

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их

самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы

учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень

самостоятельности, умение работать в коллективе. В процессе работы по данной программе, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все

компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое

решение, технологию изготовления, назначение и др. 

Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия, беседы, игры, конкурсы, и другие. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ,  и т. д.),
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.),
- практический (
выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания, и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельные  творческие работы.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы:
- групповой – организация работы в группах,
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Направления работы:
Изготовление работ с использованием техники квиллинг  (бумагокручение)
Изготовление сувениров и открыток к празднику.
Конструирование.

Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа  рассчитана на 2 года обучения. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не

  Ожидаемые результаты.
В результате обучения дети:

·  научатся различным приемам работы с бумагой;

·  будут знать основные геометрические понятия и базовые элементы квиллинга;

·  научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;

·  будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

·  разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

·  познакомятся с искусством бумагокручения;

·  овладеют навыками культуры труда;

·  улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:

·  цветную бумагу,

·  гофрированный картон;

·  картон белый и цветной,

·  клей (наилучшим является клей ПВА),

·  зубочистка

Инструменты:

·  ножницы,

·  карандаши простые,

·  линейка,

·  кисточки для клея,

·  салфетки,

·  клеенка.

Литература: Анна Зайцева. Искусcтво квилинга : “Магия бумажных лент”.Д. Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”. А. Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.- "Просвещение", Москва 1982.

.

                                                   Содержание  работы

                                                   

Количество  часов.

дата

                   Название. Тема.

               Задачи

1 занятие

30 минут

04.10

Вводное занятие.  

Познакомить с бумажной филигранью (показ презентации) показать работы в технике квиллинг. Познакомить с правилами безопасности во время проведения кружковой работы.

1 занятие 30 минут

07.10

Создать бумажную композицию.

Уточнить и расширить представления о свойствах бумаги; (по цвету, фактуре, меняет свою форму), о разнообразных видах бумаги (писчая, оберточная, обойная, впитывающая, копировальная). Вызвать интерес к технике бумажного творчества - квиллингу, обучить приемам техники и вызвать стремление к собственным познавательным усилиям. Развивать композиционные навыки.

2 занятие по 30 минут

11.10

14.10

Делаем ролы, из бумаги придавая форму спирали.

«Мухомор»

 Познакомить детей с основными  элементами и приемы выполнения квиллинга. Упражнять в основных базовых элементах: свободная спираль, накручивание и др. по ходу работы.

2 занятия по

30 минут

18.10

21.10

 Яблоня с яблоками

 

Упражнять в основных базовых элементах: свободная спираль, накручивание и др. по ходу работы. Научить скручивать полоски в спиральки и видоизменять их форму. Вызвать интерес к данной технике, желание самовыражения.  

1 занятие

 30 минут

25.10

 

«Вишня»

  Учить детей скручивать полоски из гофрокартона  в диски.  Развивать согласованность в работе обеих рук.  Воспитывать у детей навыки аккуратной работы.  Учить детей навыки доводить начатое дело до конца.

2

занятия по

30 минут

28.10

1.11

«Гусеница»

Закреплять у детей навыки скручивания полос из гофрокартона. Учить детей придавать деталям форму и объем закреплять умение собирать детали в единое целое. Учить аккуратно работать с клеем и ножницами.

1занятие

30 минут

8.11

 

 «Колосок».

Упражнять в основных базовых элементах: свободная спираль, накручивание и др. по ходу работы,  научить скручивать полоски в спиральки и видоизменять их форму;

2 занятия по 30 минут

11.11

15.11

 

«Яблоня с яблоками».

                                         

 Продолжать упражнять в  самостоятельном  изготовлении  заготовок к работе. Учить собирать композицию.

3 занятия по  

30 минут

18.11

21.11

«Воздушный шар»

Продолжать совершенствовать умения выполнять элементы в технике квиллинг.

Учить составлению композиции на основе выполненных заготовок.

1 занятие

30 минут

25.11

«Подкова».

Оформление подковы

Развивать воображение творческие способности; воспитывать эстетические чувства; умение аккуратно пользоваться ножницами и клеем.  Предвосхищать результат своей деятельности.

1 занятие

30 минут

28.11.

«Змейка».

Познакомить детей с технологией изготовления предметов из полосок бумаги.

1 занятие 30 минут

2.12

Поделки из бросового материала.

Продолжать учить детей делать объемные поделки из бросового материала.  Учить детей пополнять поделку своими элементами, тем самым развивать творчество детей, эстетический вкус.

2 занятие 30 минут

6.12

9.12

Петушок. Символ 2017года.

 Обучать детей: скручивать детали различных форм из полос гофрокартона, знакомить с начальными понятиями арифметики (счет, деление), красиво компоновать работу на листе бумаги.

2 занятия по 30 минут

13.12

16.12

«Елка».

Продолжать учить детей работать ножницами. Учить детей создавать композицию на листе бумаги из собранных форм.

2 занятия по 30 минут

20.12

23.12

 «Елочные игрушки»

Познакомить воспитанников с техникой выполнения фигурок рыб. Учить детей собирать фигурку рыбки из деталей, самостоятельно украшать её дополнительными деталями.

2 занятия по 30 минут.

 27.12

30.12

«Новогодняя открытка».

Обучать различным приемам работы с бумагой, формировать умения следовать устным инструкциям, обогащать словарь ребенка специальными терминами, создавать творческие композиции, выполненными в технике «квиллинг.

1 занятие

30 минут.

10.01

«Композиция из полосок бумаги»

Продолжать совершенствовать умение детей работать с полосками бумаги в технике квиллинг, закреплять умение работать  с ножницами и клеем. Воспитывать аккуратность.

3 занятия по 30 минут

13.01

17.01

20.01

«Ветка рябины»

Продолжать совершенствовать умение детей работать с полосками бумаги в технике квиллинг.  Совершенствовать навыки работы в технике квиллинг, развивать мелкую моторику рук, аккуратность в работе.

1 занятие по 30 минут

24. 01

 «Снеговик»

Совершенствовать навыки работы с бумагой. Воспитывать аккуратность.

2 занятия по 30 минут

27.01

31.01

«Овечка»

Обучать детей: скручивать полоски в технике квиллинг, формировать работу, аккуратно пользоваться ножницами и клеем.

2 занятие 30минут

3.02

7.02

«Цветы»

Обучать различным приемам работы с бумагой, формировать умения следовать устным инструкциям, обогащать словарь ребенка специальными терминами, создавать творческие композиции, выполненными в технике «квиллинг.

2 занятия по 30 минут

10.02

14.02

«Валентинка»

Познакомить детей с примерами оформления открытки-валентинки, с технологией изготовления открыток с элементами квиллинг. Самостоятельно оформлять открытки. Выполняют необходимые заготовки.

2 занятия по 30 минут

17.02

21.02

Подарок к 23 февраля.

Учить детей применять готовые формы в композициях. Развивать глазомер, фантазию, аккуратность.

1 занятие 30 минут

28.02

«Снежинка»

Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности

2 занятия по 30 минут

3.03

7.03

«Подарок маме»

Познакомить детей   с примерами оформления открыток. Просмотр презентации «Открытка для мамы».

Учить детей применять готовые формы в композициях. Развивать глазомер, фантазию, аккуратность.

1 занятие

30 минут

10.03

«Мимоза»

Учить детей доводить начатое до конца.  Развивать интерес к конструированию из бумаги, творческие способности, эстетический вкус.

2 занятия по 30 минут

14.03

17.03

 «Фрукты»

Обучать детей: скручивать полоски в технике квиллинг, формировать работу, аккуратно пользоваться ножницами и клеем

2 занятия по 30 минут

21.03

24.03

«Тюльпаны»

Обучать различным приемам работы с бумагой, формировать умения следовать устным инструкциям, обогащать словарь ребенка специальными терминами, создавать творческие композиции, выполненными в технике «квиллинг

2 занятия по 30 минут

28.03

31.03

«Веселый клоун»

Учить детей создавать яркий образ из бумаги. Развивать мелкую моторику рук.

2 занятия по 30 минут

4.04

7.04

«Ветка вербы»

Продолжать совершенствовать умение детей работать с полосками бумаги в технике квиллинг.  Совершенствовать навыки работы в технике квиллинг, развивать мелкую моторику рук, аккуратность в работе.

1 занятие по 30 минут

11.04

«Украшаем яичко к пасхе»

Учить детей приемам изготовления более сложных цветов. Учить детей предвосхищать результат. Развивать воображение.

1 занятие по 30 минут

14.04

«Пасхальная композиция из полосок бумаги»

Познакомить с основным понятием “композиция”, способами и правилами её составления. Развивать воображение; воспитывать эстетические чувства.

2 занятия по 30 минут

18.04

21.04

«Незабудки»

Обучать различным приемам работы с бумагой, формировать умения следовать устным инструкциям, обогащать словарь ребенка специальными терминами, создавать творческие композиции, выполненными в технике «квиллинг

2 занятия по 30 минут

25.04

28.04

«Медвежонок»

Развивать мелкую моторику рук детей; воспитывать интерес к конструированию из бумаги. Учить детей доводить начатое до конца.

1 занятие по 30 минут

2.05

«Дождик»

Продолжать совершенствовать умение детей работать с полосками бумаги в технике квиллинг, закреплять умение работать с ножницами и клеем.

1 занятие по 30 минут

5.05

«Бабочка»

Развивать воображение творческие способности; воспитывать эстетические чувства; умение аккуратно пользоваться ножницами и клеем.  Предвосхищать результат своей деятельности.

1 занятие по 30 минут

12. 05

«Виноград». Коллективная работа.

Помочь детям распределиться на группы и определиться с темой работы. Развивать самостоятельность в принятии решений и ответственность за общий результат работы

Обучать детей: скручивать диски разной величины, скручивать детали овальной и круглой формы, работать в коллективе и достигать общей цели.

1 занятие

30 минут

16.05

«Заяц»

Совершенствовать умение скручивать диски из полос гофрокартона.

 Совершенствовать умение работать самостоятельно по схеме. Воспитывать аккуратность

1 занятие

30 минут

19.05

«Солнышко»

Продолжать учить детей выполнять работы из полосок бумаги.

1 занятие

30 минут

23.05

Поделка  «фруктовый сад».

Учить  делать поделки, развить творческие способности детей, фантазию, вкус; воспитывать аккуратность в работе

1 занятие 30 минут

26.05

«Веселый осьминог»

  Продолжать формировать навыки  работы с бумагой, ножницами, клеем, развитие тактильного и зрительного восприятия, мелкой моторики, воспитывать аккуратность, трудолюбие.

1 занятие 30 минут.

30.05

Диагностика.

Выставка работ.

Раскрыть и развить потенциальные художественные способности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Волшебная бумага"

Рабочая программа "Волшебная бумага" для детей 5-6 лет...

Дополнительная образовательная программа "Чудесная бумага"

Дополнительная образовательная программа "Чудесная бумага"  разработана  для детей второй младшей группы в соответствии с требованиями ФГОС...

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебная бумага»

Направленность - художественнаяВозрастная категория -  для детей 6-7 летСрок реализации - 1 год....

Программа Волшебная бумага для детей 3-4 лет

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программахудожественной направленности «Волшебная бумага» для детей 3-4 лет...

Дополнительная общеразвивающая программа "Волшебная бумага"

В условиях стремительных изменений в социально-экономической жизни общества возникает много вопросов, решить которые способны лишь творчески одаренные люди. Человек будущего должен быть созидателем, л...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебная бумага»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебная бумага»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебная бумага"(старший возраст)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебная бумага"(Старший возраст)...