программа кружка "Волшебная бумага"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Рабочая программа по дополнительному образованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка, развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового.
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе
представлена большим многообразием: цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С
помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
―Квиллинг - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время. ―Квиллинг открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Программа построена ―от простого к сложному. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация). Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
Ведущая идея данной программы — научить приемам работы с бумагой, создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, в рамках художественного конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие
· Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
· Обучать различным приемам работы с бумагой.
· Формировать умения следовать устным инструкциям.
· Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат,
треугольник, угол, внутренняя и внешняя сторона, вершина и т.д. Обогащать
словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие:
· Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
· Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
· Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
· Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
· Воспитывать интерес к работе.
· Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
· Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
· Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить
аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал,
содержать в порядке рабочее место.
Принципы, лежащие в основе программы:
• доступности - простота, соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям;
• наглядности- иллюстративность, наличие дидактических материалов;
“Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии, какого-
ни будь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти
впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею
и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
• демократичности и гуманизма - взаимодействие педагога и ученика в
социуме, реализация собственных творческих потребностей;
• научности - обоснованность, наличие методологической базы и
теоретической основы;
• “от простого к сложному” - научившись элементарным навыкам работы,
ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их
самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы
учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень
самостоятельности, умение работать в коллективе. В процессе работы по данной программе, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все
компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое
решение, технологию изготовления, назначение и др.
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия, беседы, игры, конкурсы, и другие. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т. д.),
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.),
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания, и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельные творческие работы.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы:
- групповой – организация работы в группах,
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Направления работы:
Изготовление работ с использованием техники квиллинг (бумагокручение)
Изготовление сувениров и открыток к празднику.
Конструирование.
Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не
Ожидаемые результаты.
В результате обучения дети:
· научатся различным приемам работы с бумагой;
· будут знать основные геометрические понятия и базовые элементы квиллинга;
· научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;
· будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
· разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
· познакомятся с искусством бумагокручения;
· овладеют навыками культуры труда;
· улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
· цветную бумагу,
· гофрированный картон;
· картон белый и цветной,
· клей (наилучшим является клей ПВА),
· зубочистка
Инструменты:
· ножницы,
· карандаши простые,
· линейка,
· кисточки для клея,
· салфетки,
· клеенка.
Литература: Анна Зайцева. Искусcтво квилинга : “Магия бумажных лент”.Д. Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”. А. Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.- "Просвещение", Москва 1982.
.
Содержание работы
Количество часов. | дата | Название. Тема. | Задачи |
1 занятие 30 минут | 04.10 | Вводное занятие. | Познакомить с бумажной филигранью (показ презентации) показать работы в технике квиллинг. Познакомить с правилами безопасности во время проведения кружковой работы. |
1 занятие 30 минут | 07.10 | Создать бумажную композицию. | Уточнить и расширить представления о свойствах бумаги; (по цвету, фактуре, меняет свою форму), о разнообразных видах бумаги (писчая, оберточная, обойная, впитывающая, копировальная). Вызвать интерес к технике бумажного творчества - квиллингу, обучить приемам техники и вызвать стремление к собственным познавательным усилиям. Развивать композиционные навыки. |
2 занятие по 30 минут | 11.10 14.10 | Делаем ролы, из бумаги придавая форму спирали. «Мухомор» | Познакомить детей с основными элементами и приемы выполнения квиллинга. Упражнять в основных базовых элементах: свободная спираль, накручивание и др. по ходу работы. |
2 занятия по 30 минут | 18.10 21.10 | Яблоня с яблоками
| Упражнять в основных базовых элементах: свободная спираль, накручивание и др. по ходу работы. Научить скручивать полоски в спиральки и видоизменять их форму. Вызвать интерес к данной технике, желание самовыражения. |
1 занятие 30 минут | 25.10 |
«Вишня» | Учить детей скручивать полоски из гофрокартона в диски. Развивать согласованность в работе обеих рук. Воспитывать у детей навыки аккуратной работы. Учить детей навыки доводить начатое дело до конца. |
2 занятия по 30 минут | 28.10 1.11 | «Гусеница» | Закреплять у детей навыки скручивания полос из гофрокартона. Учить детей придавать деталям форму и объем закреплять умение собирать детали в единое целое. Учить аккуратно работать с клеем и ножницами. |
1занятие 30 минут | 8.11 |
«Колосок». | Упражнять в основных базовых элементах: свободная спираль, накручивание и др. по ходу работы, научить скручивать полоски в спиральки и видоизменять их форму; |
2 занятия по 30 минут | 11.11 15.11 |
«Яблоня с яблоками».
| Продолжать упражнять в самостоятельном изготовлении заготовок к работе. Учить собирать композицию. |
3 занятия по 30 минут | 18.11 21.11 | «Воздушный шар» | Продолжать совершенствовать умения выполнять элементы в технике квиллинг. Учить составлению композиции на основе выполненных заготовок. |
1 занятие 30 минут | 25.11 | «Подкова». Оформление подковы | Развивать воображение творческие способности; воспитывать эстетические чувства; умение аккуратно пользоваться ножницами и клеем. Предвосхищать результат своей деятельности. |
1 занятие 30 минут | 28.11. | «Змейка». | Познакомить детей с технологией изготовления предметов из полосок бумаги. |
1 занятие 30 минут | 2.12 | Поделки из бросового материала. | Продолжать учить детей делать объемные поделки из бросового материала. Учить детей пополнять поделку своими элементами, тем самым развивать творчество детей, эстетический вкус. |
2 занятие 30 минут | 6.12 9.12 | Петушок. Символ 2017года. | Обучать детей: скручивать детали различных форм из полос гофрокартона, знакомить с начальными понятиями арифметики (счет, деление), красиво компоновать работу на листе бумаги. |
2 занятия по 30 минут | 13.12 16.12 | «Елка». | Продолжать учить детей работать ножницами. Учить детей создавать композицию на листе бумаги из собранных форм. |
2 занятия по 30 минут | 20.12 23.12 | «Елочные игрушки» | Познакомить воспитанников с техникой выполнения фигурок рыб. Учить детей собирать фигурку рыбки из деталей, самостоятельно украшать её дополнительными деталями. |
2 занятия по 30 минут. | 27.12 30.12 | «Новогодняя открытка». | Обучать различным приемам работы с бумагой, формировать умения следовать устным инструкциям, обогащать словарь ребенка специальными терминами, создавать творческие композиции, выполненными в технике «квиллинг. |
1 занятие 30 минут. | 10.01 | «Композиция из полосок бумаги» | Продолжать совершенствовать умение детей работать с полосками бумаги в технике квиллинг, закреплять умение работать с ножницами и клеем. Воспитывать аккуратность. |
3 занятия по 30 минут | 13.01 17.01 20.01 | «Ветка рябины» | Продолжать совершенствовать умение детей работать с полосками бумаги в технике квиллинг. Совершенствовать навыки работы в технике квиллинг, развивать мелкую моторику рук, аккуратность в работе. |
1 занятие по 30 минут | 24. 01 | «Снеговик» | Совершенствовать навыки работы с бумагой. Воспитывать аккуратность. |
2 занятия по 30 минут | 27.01 31.01 | «Овечка» | Обучать детей: скручивать полоски в технике квиллинг, формировать работу, аккуратно пользоваться ножницами и клеем. |
2 занятие 30минут | 3.02 7.02 | «Цветы» | Обучать различным приемам работы с бумагой, формировать умения следовать устным инструкциям, обогащать словарь ребенка специальными терминами, создавать творческие композиции, выполненными в технике «квиллинг. |
2 занятия по 30 минут | 10.02 14.02 | «Валентинка» | Познакомить детей с примерами оформления открытки-валентинки, с технологией изготовления открыток с элементами квиллинг. Самостоятельно оформлять открытки. Выполняют необходимые заготовки. |
2 занятия по 30 минут | 17.02 21.02 | Подарок к 23 февраля. | Учить детей применять готовые формы в композициях. Развивать глазомер, фантазию, аккуратность. |
1 занятие 30 минут | 28.02 | «Снежинка» | Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности |
2 занятия по 30 минут | 3.03 7.03 | «Подарок маме» | Познакомить детей с примерами оформления открыток. Просмотр презентации «Открытка для мамы». Учить детей применять готовые формы в композициях. Развивать глазомер, фантазию, аккуратность. |
1 занятие 30 минут | 10.03 | «Мимоза» | Учить детей доводить начатое до конца. Развивать интерес к конструированию из бумаги, творческие способности, эстетический вкус. |
2 занятия по 30 минут | 14.03 17.03 | «Фрукты» | Обучать детей: скручивать полоски в технике квиллинг, формировать работу, аккуратно пользоваться ножницами и клеем |
2 занятия по 30 минут | 21.03 24.03 | «Тюльпаны» | Обучать различным приемам работы с бумагой, формировать умения следовать устным инструкциям, обогащать словарь ребенка специальными терминами, создавать творческие композиции, выполненными в технике «квиллинг |
2 занятия по 30 минут | 28.03 31.03 | «Веселый клоун» | Учить детей создавать яркий образ из бумаги. Развивать мелкую моторику рук. |
2 занятия по 30 минут | 4.04 7.04 | «Ветка вербы» | Продолжать совершенствовать умение детей работать с полосками бумаги в технике квиллинг. Совершенствовать навыки работы в технике квиллинг, развивать мелкую моторику рук, аккуратность в работе. |
1 занятие по 30 минут | 11.04 | «Украшаем яичко к пасхе» | Учить детей приемам изготовления более сложных цветов. Учить детей предвосхищать результат. Развивать воображение. |
1 занятие по 30 минут | 14.04 | «Пасхальная композиция из полосок бумаги» | Познакомить с основным понятием “композиция”, способами и правилами её составления. Развивать воображение; воспитывать эстетические чувства. |
2 занятия по 30 минут | 18.04 21.04 | «Незабудки» | Обучать различным приемам работы с бумагой, формировать умения следовать устным инструкциям, обогащать словарь ребенка специальными терминами, создавать творческие композиции, выполненными в технике «квиллинг |
2 занятия по 30 минут | 25.04 28.04 | «Медвежонок» | Развивать мелкую моторику рук детей; воспитывать интерес к конструированию из бумаги. Учить детей доводить начатое до конца. |
1 занятие по 30 минут | 2.05 | «Дождик» | Продолжать совершенствовать умение детей работать с полосками бумаги в технике квиллинг, закреплять умение работать с ножницами и клеем. |
1 занятие по 30 минут | 5.05 | «Бабочка» | Развивать воображение творческие способности; воспитывать эстетические чувства; умение аккуратно пользоваться ножницами и клеем. Предвосхищать результат своей деятельности. |
1 занятие по 30 минут | 12. 05 | «Виноград». Коллективная работа. | Помочь детям распределиться на группы и определиться с темой работы. Развивать самостоятельность в принятии решений и ответственность за общий результат работы Обучать детей: скручивать диски разной величины, скручивать детали овальной и круглой формы, работать в коллективе и достигать общей цели. |
1 занятие 30 минут | 16.05 | «Заяц» | Совершенствовать умение скручивать диски из полос гофрокартона. Совершенствовать умение работать самостоятельно по схеме. Воспитывать аккуратность |
1 занятие 30 минут | 19.05 | «Солнышко» | Продолжать учить детей выполнять работы из полосок бумаги. |
1 занятие 30 минут | 23.05 | Поделка «фруктовый сад». | Учить делать поделки, развить творческие способности детей, фантазию, вкус; воспитывать аккуратность в работе |
1 занятие 30 минут | 26.05 | «Веселый осьминог» | Продолжать формировать навыки работы с бумагой, ножницами, клеем, развитие тактильного и зрительного восприятия, мелкой моторики, воспитывать аккуратность, трудолюбие. |
1 занятие 30 минут. | 30.05 | Диагностика. Выставка работ. | Раскрыть и развить потенциальные художественные способности ребенка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Чудесная бумага"
Дополнительная образовательная программа "Чудесная бумага" разработана для детей второй младшей группы в соответствии с требованиями ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/14/picture-928193-1513254262.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебная бумага»
Направленность - художественнаяВозрастная категория - для детей 6-7 летСрок реализации - 1 год....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/15/picture-1188639-1573805676.jpg)
Программа Волшебная бумага для детей 3-4 лет
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программахудожественной направленности «Волшебная бумага» для детей 3-4 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/20/picture-1356380-1634711559.png)
Дополнительная общеразвивающая программа "Волшебная бумага"
В условиях стремительных изменений в социально-экономической жизни общества возникает много вопросов, решить которые способны лишь творчески одаренные люди. Человек будущего должен быть созидателем, л...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/25/picture-1443025-1671967035.png)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебная бумага»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебная бумага»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/05/picture-172741-1357374387.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебная бумага"(старший возраст)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебная бумага"(Старший возраст)...