Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебная бумага»
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Направленность - художественная
Возрастная категория - для детей 6-7 лет
Срок реализации - 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебная бумага» | 38.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 комбинированного вида»
(МДОУ «Д/с № 10»)
ПРИНЯТА
Педагогическим советом
МДОУ «Д/с № 10»
Протокол № 8 от 30.08.2019г.
УТВЕРЖДЕНА
приказом МДОУ «Д/с №10»
от 02.09.2019 №01-12/52
Дополнительная общеобразовательная программа
«Волшебная бумага»
Направленность - художественная
Возрастная категория - для детей 6-7 лет
Срок реализации - 1 год.
Составитель: воспитатель Семяшкина С.А.
г. Ухта, 2019г.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………………………….3
Учебный план……………………………………………………………………………………………………………………………………………4
Календарный учебный график………………………………………………………………………………………………………………………….5
Календарно – тематическое планирование…………………………………………………………………………………………………………….5
Планируемые результаты усвоения Программы………………………..…………………………………………………………………………….11
Комплекс организационно-педагогических условий………………………………………………………………………………………………………………………………..…………………11
Список литературы………………..……………………………………………………………………………………………………….………………..……13
1. Пояснительная записка
- направленность Программы: художественная
- актуальность Программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с бумагой, что предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности, даёт возможность каждому дошкольнику открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.
-отличительные особенности Программы: отличительной особенностью дополнительной программы «Волшебная бумага» является то, что в процессе продуктивной деятельности у детей развивается творческое и исследовательское начало, посредством познания свойств материалов, овладения разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости.
-адресат Программы: рассчитана на детей 6-7 лет.
-объем Программы: 31 час.
формы организации образовательного процесса: групповая, виды занятий: фронтальный
- режим занятий: 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц по 30 минут.
-срок освоения Программы: 1 год.
- цель Программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.
- задачи Программы:
- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
- формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками,
терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой.
2. Учебный план.
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов в месяц (1 год обучения) | Всего |
1 | Диагностика | 1 | 1 |
2 | Осенние листочки | 1 | 1 |
3 | Разноцветные зонтики | 1 | 1 |
4 | Ветка рябины (коллективная работа) | 1 | 1 |
5 | Яблоки для ёжика | 1 | 1 |
6 | Мороженное в вафельном стаканчике | 1 | 1 |
7 | Толстые животики | 1 | 1 |
8 | Петушок-золотой гребешок (коллективная работа) | 1 | 1 |
9 | Сугробы, снег на деревьях (коллективная работа) | 1 | 1 |
10 | Мы слепили снеговика (коллективная работа) | 1 | 1 |
11 | Пушистый воротничок для Деда Мороза и Снегурочки | 1 | 1 |
12 | Новогодняя ёлочка | 1 | 1 |
13 | Зайка беленький сидит (коллективная работа) | 1 | 1 |
14 | На полянку на лужок тихо падает снежок (коллективная работа) | 1 | 1 |
15 | Покормим птичек | 1 | 1 |
16 | Котёнок по имени «Гав» | 1 | 1 |
17 | Кудрявый барашек | 1 | 1 |
18 | Игрушки (пирамидка, неваляшка) | 1 | 1 |
19 | Летят самолёты (коллективная работа) | 1 | 1 |
20 | Цветы в подарок маме (коллективная работа) | 1 | 1 |
21 | Смотрит солнышко в окошко | 1 | 1 |
22 | Вышла курочка хохлатка, с нею желтые цыплятки (коллективная работа 2 занятия) | 2 | 2 |
23 | Облака-белогривые лошадки | 1 | 1 |
24 | Белые кораблики (коллективная работа) | 1 | 1 |
25 | Весёлый клоун | 1 | 1 |
26 | Колобок-румяный бок | 1 | 1 |
27 | Праздничный салют (коллективная работа) | 1 | 1 |
28 | Божья коровка – лети на небко | 1 | 1 |
29 | Гусеница | 1 | 1 |
30 | Одуванчики в траве (коллективная работа) | 1 | 1 |
итого | 31 | 31 |
3. Календарный учебный график
Дата начала учебного года | Дата окончания учебного года | Количество учебных недель | Продолжительность каникул | Сроки контрольных процедур |
01 октября 2019 | 29 мая 2020 | 1 раз в неделю - 31 | 1 – 8 января | Диагностика: 1 неделя октября, последняя неделя мая |
4. Календарно – тематическое планирование
Номер занятия | Тема занятий | Программное содержание | Оборудование и материалы | Количество часов | Дата проведения | Дата проведения (факт.) |
октябрь | ||||||
Диагностика | 1 | 07.10.19 | ||||
1 | Осенние листочки | Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к альбомному листу, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный) | Двусторонняя бумага ярких цветов (жёлтый, оранжевый, красный),1/2 альбомного листа, клей, кисти, салфетки. | 1 | 14.10.19 | |
2 | Разноцветные зонтики | Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Пространственное освоение листа. | Зонтик, ½ белого картона, цветная бумага, клей, кисти, салфетки. | 1 | 21.10.19 | |
3 | Ветка рябины (коллективная работа) | Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику. | ¼ тонированного листа ватмана, засушливые листья рябины, бумажные салфетки красного цвета, клей, кисти, салфетки. | 1 | 28.10.19 | |
ноябрь | ||||||
1 | Яблоки для ёжика | Учить мять салфетки, скатывать из них комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону, аккуратно работать с клеем. Развитие сенсомоторики. | Игрушка – ёжик, ½ альбомного листа, кусочки бумаги жёлтого, красного, зелёного цветов, клей ПВА. | 1 | 04.11.19 | |
2 | Мороженное в вафельном стаканчике | Учить последовательно выполнять работу: скатывать салфетки в комочек, обмакивать в клей и прикладывать близко друг к другу, развивать цветовое восприятие. | Кукла Катя, ½ альбомного листа с изображением вафельного рожка, цветные бумажные салфетки, клей ПВА. | 1 | 11.11.19 | |
3 | Толстые животики | Учить детей формировать из бумаги комочки, приклеивать их в определённом месте основы; аккуратно закрашивать, не выходя за контур карандашом. | Двусторонняя бумага чёрного и коричневого цветов, картинки с контурным изображением мишки и Чебурашки; клей ПВА; цветные карандаши. | 1 | 18.11.19 | |
4 | Петушок-золотой гребешок (коллективная работа) | Упражнять в комкании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста). | ¼ тонированного листа ватмана с силуэтом петушка хвост не раскрашенный, цветные бумажные салфетки; клей, кисти, салфетки. | 1 | 25.11.19 | |
декабрь | ||||||
1 | Сугробы, снег на деревьях (коллективная работа) | Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю), пространственное освоение листа, развитие воображения. Продолжать учиться действовать сообща. | ¼ тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы белой бумаги; клей, кисти, салфетки. | 1 | 02.12.19 | |
2 | Мы слепили снеговика (коллективная работа) | Закреплять знания детей о круглой форме, о различии предметов по величине, учить детей работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение из частей, правильно располагая их по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании, правильном промазывании ватного диска. | Картинка с изображением снеговика, картина с предыдущего занятия, ватные диски разной величины, кусочки цветного картона, фломастеры, клей, кисти, салфетки. | 1 | 09.12.19 | |
3 | Пушистый воротничок для Деда Мороза и Снегурочки | Учить отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от её качеств. Воспитывать интерес к аппликации. | Заготовки рисунков с изображением Деда Мороза или Снегурочки, белая бумага, клей, кисти. | 1 | 16.12.19 | |
4 | Новогодняя ёлочка | Учить детей составлять аппликативное изображение ёлочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность и доброжелательные отношения к другим детям. | ½ альбомного листа, заготовки из зелёной бумаги (треугольники разных размеров), двусторонняя бумага ярких цветов (фантики), клей, кисти, салфетки. | 1 | 23.12.19 | |
январь | ||||||
1 | Зайка беленький сидит | Упражнять в умении скатывать бумажную салфетку в комки, составлять предмет, дополнять образ недостающими деталями. Аккуратно пользоваться клеем. Развивать желание работать вместе с другими детьми, воспитывать дружеские отношения. | Игрушка зайчика, ¼ тонированного листа ватмана, белые бумажные салфетки, ватные диски, разрезанные на части, клей, кисти, салфетки. | 1 | 13.01.20 | |
2 | Ночь в зимнем лесу | Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики и равномерно наклеивать по всему листу. Развивать эстетическое восприятие, желание довести начатую работу до конца. | Картина с предыдущего занятия, кусочки фольги, белой бумаги, клей, кисти, салфетки. | 1 | 20.01.20 | |
3 | Снегирь | Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги; формировать интерес и положительное отношение к аппликации. | Двусторонняя коричневая бумага;1/2 альбомного листа с контурным изображением снегиря, игрушечная птичка, клей, кисти, салфетки. | 1 | 27.01.20 | |
февраль | ||||||
1 | Котёнок по имени «Гав» | Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги по контуру. Формировать интерес и заботливое отношение к домашним животным. | Игрушка котёнок, ½ альбомного листа с контурным изображение котёнка, двусторонняя цветная бумага, клей, кисти, салфетки. | 1 | 03.02.20 | |
2 | Кудрявый барашек | Упражнять в умении отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от её качества. Воспитывать интерес к работе с бумагой. | Тонированная бумага с контуром барашка, белая бумага, игрушка барашек, клей, кисти, салфетки. | 1 | 10.02.20 | |
3 | Игрушки (пирамидка, неваляшка) | Продолжать учить скатывать салфетки в комки, выполнять поделку из нескольких шариков, правильно располагая их по величине, закрепить знание основных цветов. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. | ½ альбомного листа, цветные бумажные салфетки, клей ПВА, пирамидка. | 1 | 17.02.20 | |
4 | Летят самолёты (коллективная работа) | Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок). Правильно располагать предмет на панно (в виде российского флага). Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму. Воспитывать чувство патриотизма, умение радоваться общему результату. | ¼ тонированного листа ватмана (в виде российского флага), заготовки для самолётов (прямоугольники, полоски), цветная бумага, клей, кисти, салфетки. | 1 | 24.02.20 | |
март | ||||||
1 | Цветы в подарок маме (коллективная работа) | Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет) в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание её порадовать. | ¼ тонированного листа ватмана с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая цветная бумага, клей, кисти, салфетки. | 1 | 02.03.20 | |
2 | Солнышко весеннее | Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и форм | Альбомный лист бумаги, желтые бумажные салфетки, бумага желтого цвета, фломастеры, клей, кисти, салфетки. | 1 | 16.03.20 | |
3 | Вышла курочка хохлатка, с нею желтые цыплятки (коллективная работа 2 занятия) | Закреплять умение аккуратно и последовательно выполнять работу: скатывать из салфетки комочки, обмакивать их в клей и выкладывать по контуру. Развивать цветовое восприятие. Формировать представление о домашних птицах. | ¼ тонированного листа ватмана, желтые бумажные салфетки, кусочки цветной бумаги, ватные диски, фломастеры, игрушка курочки, клей, кисти, салфетки. | 2 | 23.03.20 30.03.20 | |
апрель | ||||||
1 | Облака-белогривые лошадки | Учить детей аккуратно разрывать бумагу разной жесткости на кусочки разного размера и формы. Закреплять навык наклеивания – внутри контура. Развивать эстетическое восприятие, умение работать сообща. | ¼ тонированного листа ватмана с изображением реки, белые бумажные салфетки и бумага, клей, кисти, салфетки. | 1 | 06.04.20 | |
2 | Белые кораблики (коллективная работа) | Учить составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера). Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать, хорошо промазывать края деталей, пользоваться салфеткой. | Картина с предыдущего занятия, заготовки для корабликов из цветной бумаги, клей, кисти, салфетки. | 1 | 13.04.20 | |
3 | Весёлый клоун | Изготовление в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра; наклеивать их, опираясь на зрительный ориентир. Воспитывать самостоятельность и желание довести начатую работу до конца. | ¼ листа ватмана с изображением клоуна, фантики от конфет, бумажные салфетки ярких цветов, клей, кисти, салфетки. | 1 | 20.04.20 | |
4 | Колобок-румяный бок | Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике, учить обрывать бумагу разной жесткости, закрепить знание круглой формы и желтого цвета. | Бабушка (кукольный театр), ширма, желтая двусторонняя бумага, желтые салфетки, картон круглой формы, глаза, рот, нос для колобка, клей ПВА, салфетки. | 1 | 27.04.20 | |
май | ||||||
1 | Праздничный салют (коллективная работа) | Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный темный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма. | Картон синего цвета, бумажные салфетки ярких цветов, клей ПВА. | 1 | 04.05.20 | |
2 | Божья коровка – лети на небко | Закреплять умение скатывать из бумаги комочки разных размеров, составлять изображение из частей, дополнять недостающими деталями. Формировать интерес к насекомым. | Игрушка божья коровка, ½ альбомного листа, красные бумажные салфетки, черная цветная бумага, клей, кисти, салфетки. | 1 | 11.05.20 | |
3 | Гусеница | Продолжать учить отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, наклеивать на приготовленную картинку, плотно прижимать их друг к другу, дополнять образ недостающими деталями. Воспитывать бережное отношение к насекомым. | ½ альбомного листа с контурным изображением листочка, бумажные салфетки зеленого цвета, кусочки цветной бумаги, клей, кисточки, салфетки | 1 | 18.05.20 | |
4 | Одуванчики в траве (коллективная работа) | Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру, наклеивать заготовку частично, чтобы она получилась объемной (листики). Развивать умение работать аккуратно. Воспитывать желание работать сообща. | ¼ тонированного листа ватмана, заготовки для листиков из зеленой бумаги, бумага желтого цвета, клей, кисти, салфетки. | 1 | 25.05.20 |
5. Планируемые результаты усвоения Программы
Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приёмами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируется. Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду; дни презентации работ родителям; составление альбома лучших работ.
6. Комплексно – педагогические условия.
Условия реализации программы: Для организаций занятий по программе «Волшебная бумага» требуется просторное помещение – зимний сад.
Информационно-методические ресурсы: игрушки, кукольный театр, ширма, книжки, тематические картинки, ватман, цветная бумага, разноцветные салфетки, картон, клей ПВА, кисти, альбом.
Формы контроля: Для отслеживания результатов обучения могут быть использованы как общенаучные методы (наблюдения и т.п..), так и специфические методы педагогической диагностики, характерные для дополнительного образования детей: участие в праздничных мероприятиях ДОУ, открытые показы, развлечения с участием родителей.
Формы и проведения педагогической диагностики, оценочные материалы:
Входной контроль (начало реализации Программы) определяет уровень подготовленности (наблюдение, собеседование).
Итоговый контроль осуществляется в конце реализации Программы (собеседование в ходе выполнения практической работы, выполнение практических работ).
Используется критерии освоения Программы «+» - ребёнок не испытывает затруднений; «-» - ребёнок испытывает затруднения.
1. Параметр. Знание основных геометрических форм и понятий: (круг, квадрат, прямоугольник, овал) и понятиями Инструкция: во время выполнения работы воспитатель обращается к детям с вопросами и просит назвать геометрические формы и понятия: (круг, квадрат, прямоугольник, овал) и понятиями
Критерии:
«+» - ребёнок самостоятельно и правильно отвечает на вопросы воспитателя
«-» - ребёнок затрудняется в ответах, требуется помощь воспитателя
2. Параметр. Владение способами и приемами техники оригами: свертывание, скручивание, складывание.
Инструкция: наблюдение проводится во время выполнения практического задания.
Критерии:
«+» - ребёнок владеет способами и приемами техники оригами: свертывание, скручивание, складывание, выполняет их самостоятельно или с небольшой подсказкой воспитателя
«-» - ребёнок затрудняется в выполнении задания, требуется помощь воспитателя
3. Параметр. Умение изготовить несложную поделку, действуя по показу педагога и слушая устные пояснения.
Инструкция: наблюдение проводится во время выполнения практического задания.
Критерии:
«+» - ребёнок умеет изготовить несложную поделку, действуя по показу педагога и слушая устные пояснения, выполняет их самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя
«-» - ребёнок затрудняется в выполнении задания, требуется помощь воспитателя
4. Параметр. Умение украшать свою поделку, добавляя недостающие детали
Инструкция: наблюдение проводится во время выполнения практического задания.
Критерии:
«+» - ребёнок умеет украшать свою поделку, добавляя недостающие детали, выполняет действия самостоятельно или с небольшой подсказкой воспитателя
«-» - ребёнок затрудняется в выполнении задания, требуется помощь воспитателя
5. Параметр. Сформированность элементарных навыков культуры труда и трудовых умений (организация своего рабочего места, рациональное использование необходимых материалов, аккуратность в выполнении).
Инструкция: наблюдение проводится во время выполнения практического задания.
Критерии:
«+» - ребёнок самостоятельно умеет организовать своё рабочее место, рационально использует необходимые материалы, аккуратен в выполнении работы, убирает своё рабочее место
«-» - ребёнок испытывает затруднения, требуется помощь воспитателя
6. Параметр. Владение навыками безопасности при выполнении работы с клеем, ножницами, изобразительными принадлежностями).
Инструкция: наблюдение проводится во время выполнения практического задания.
Критерии:
«+» - ребёнок владеет навыками безопасности при выполнении работы с клеем, ножницами, изобразительными принадлежностями
«-» - ребёнок испытывает затруднения, требуется напоминание и контроль со стороны воспитателя
Карта сбора информации:
Фамилия, имя ребёнка | Параметры оценки | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
7. Список литературы.
Интернет- ресурс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»
Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании РФ» №273-ф3 от 29.12.2012, Приказом Министерства образования и науки РФ ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Волшебный мир звуков и букв»
Возможно, самое лучшее, самое радостное,что есть в жизни - это красивая речьи свободное движение под музыку.И ребенка можно ...
Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебный крючок"
Программа дополнительного образования детей «Волшебный крючок» направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-...
Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебные краски" ( от 3 - 5 лет)
Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебные краски" предназначена для детей дошкольного возраста от 3х до 5 лет ...
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный песок» (для детей 3-7 лет )
Дополнительная общеобразовательная программа«Волшебный песок»(для детей 3-7 лет )...
Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебные ниочки"
Ниткография- оригинальный и необычный вид руко...
Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебный мир танца"
Дополнительная программа по хореографии для детей 5-7 лет....