Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебный крючок"
рабочая программа по конструированию, ручному труду

Шаранова Ольга Николаевна

Программа дополнительного образования детей   «Волшебный крючок» направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности. Дети учатся творить настоящие чудеса собственными руками. Занятия проходят в теплой атмосфере, где ребята не только обучаются рукоделию, но и учатся общаться и помогать друг другу.

Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, развития художественно – творческих умений, выработке индивидуального стиля и темпе деятельности.

Программа «Волшебный крючок» построена по методу последовательного углубления и усложнения материала, рассчитана для детей старшего возраста.

Программа «Волшебный крючок» реализуется   с детьми дошкольного возраста в игровой форме и совместной деятельности  в вечерние часы, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа

«Волшебный крючок»

обучение детей старшего дошкольного возраста

вязанию крючком

на 2021 - 2022 уч. год

Автор: Шаранова О.Н

2021 год

  1. Целевой раздел.

Пояснительная записка.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.

Вязание  крючком известно давно и является одним из наиболее интересных занятий для взрослых и детей. Вязание - древнее, но не стареющее искусство рукоделия, которым люди занимаются с незапамятных времен. Соприкасаясь с древним искусством вязания, ребенок проходит сложный путь познания и откровений. Вязание является одним из видов декоративно-прикладного искусства, так как вязаные вещи имеют практическое назначение и отличаются декоративной образностью. Вязаные изделия относят к декоративно-прикладным еще и потому, что необходимо приложить руки, чтобы создать великолепные вязаные салфетки, кружевные скатерти, шторы, кружева для полотенца или носового платка. Вязаными изделиями можно украсить не только свой быт, но и себя, создавая художественно выполненные костюмы, составляющие ансамбль вместе с головными уборами, обувью и украшениями. Поскольку декоративно-прикладное искусство является составной частью народного искусства, то, привлекая детей к вязанию, мы тем самым способствуем сохранению исторической памяти и художественного опыта народа.

 Программа дополнительного образования детей   «Волшебный крючок» направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности. Дети учатся творить настоящие чудеса собственными руками. Занятия проходят в теплой атмосфере, где ребята не только обучаются рукоделию, но и учатся общаться и помогать друг другу. 

Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, развития художественно – творческих умений, выработке индивидуального стиля и темпе деятельности.

Программа «Волшебный крючок» построена по методу последовательного углубления и усложнения материала, рассчитана для детей старшего возраста.

Программа «Волшебный крючок» реализуется   с детьми дошкольного возраста в игровой форме и совместной деятельности  в вечерние часы, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.

Центральное место на занятиях занимает практическая работа. Кроме непосредственно практической работы, определенное время отводится на приобретение обучающимися знаний познавательного характера, они изучают технику безопасности и санитарно-игиенические требования к занятиям ручного труда. Работы, выполняемые детьми, носят индивидуальный и коллективный характер. Индивидуальные работы важны для того, чтобы сам ребёнок и его родители увидели, что малыш может сделать что-то красивое и удивительное для близких своими руками (при разумно организованной помощи взрослых); коллективные же работы объединяют детей и взрослых, дают возможность приложить усилия в общем деле, сделать вместе нужную и красивую поделку.

Программа ориентирована на одну возрастную ступень: старший дошкольный возраст.

Концепция программы. В процессе занятий вязания крючком формируются все психичекие процессы, развиваются художественно- творческие способности и положительное восприятие окружающего мира.

Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с рукоделием, культурой и эстетическими ценностями своего народа.

Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, развития художественно – творческих умений, выработке индивидуального стиля и темпе деятельности.

Актуальность и целесообразность данной программы заключается в следующем. В детстве особенно важно научиться работать руками. Давно известно, что мелкая моторика пальцев рук активно развивает мышление. Аккуратная, мелкая и тонкая работа руками развивает внимание, способствует точности и ясности речи, хорошо организует и дисциплинирует мышление.  Кроме того,  если выполненная ребенком работа обладает высоким качеством, то этот труд приносит маленькому мастеру ни с чем несравнимые  удовольствие и пользу, поскольку  положительные эмоции при выполнении любой работы пробуждают желание творчески подойти к делу, развивают фантазию, интерес. А в итоге делают личность маленького человека богаче, ярче, целеустремленнее

  Новизна. Изучив ряд методических пособий и литературу по обучению детей дошкольного возраста рукоделию (см. список литературы), опыт работы детских садов, выявлено, что рукоделие включено в занятия по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией), но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера.

Я систематизировала и обобщила «наработанный» материал в программу кружка вязания крючком «Волшебный крючок» для детей 5-6 лет.

Цель:

Ознакомление старших дошкольников с доступным им по возрасту рукоделием – вязанию крючком и развитие художественно - творческих способностей детей, проявляющих повышенный интерес к рукоделию.

Задачи

  • познакомить с историей и развитием художественного вязания крючком;
  • обучить навыкам работы с инструментами и материалами (обучить правильному положению рук при пользовании инструментами);
  •  Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
  • развитие высших психических процессов (память, внимание, мышление, воображение и т.д.).
  • Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус. Радость от совместного творчества.

Принципы

  • принцип научности заключается в том, что в практической работе предшествуют теоретические знания, знакомство с терминами. Знание законов необходимо каждому члену современного общества. Вся деятельность педагога должна опираться на научные знания предметов- педагогика, психология и предметные знания своего направления.
  • принцип наглядности обеспечивает формирование у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Работа сопровождается показом уже готовых поделок и композиций.
  • принцип доступности -доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития. Однако доступность не должна подменяться «легкостью», обучение не может обойтись без напряжения умственных сил учащихся. Задания подбираются таким образом, чтобы каждый обучающийся смог применить все свои знания, навыки при выполнении той или иной работы.
  • принцип индивидуального и личностно-ориентированного подхода, основанного на гуманном отношении к личности, уважении прав учащегося, педагога и родителя, создание условий для саморазвития и социализации личности. К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:
  • принцип комфортности - это атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.

Формы и методы.

Занятия в кружке будут проводиться теоретические и практические.

Занятия в кружке имеют познавательное, воспитательное и развивающее значение. Важным является развитие у учащихся таких межпредметных умений, как умение анализировать, сравнивать, применять знания в новой ситуации, подбирать необходимые материалы и инструменты.

На занятиях в кружке учитываются индивидуальные особенности учащихся, даются им задания в соответствии с их интересами и склонностями.

     На занятиях кружка выделяется время для развития у учащихся умений самостоятельно работать с популярной литературой по вязанию.

Практические занятия организуются по индивидуальным заданиям таким образом, чтобы характер работ вызывал у кружковцев познавательный интерес, способствовал развитию их пространственному воображению и мышлению. Задания подбираются с учетом индивидуальной подготовленности и способностей членов кружка; по форме они должны быть занимательными и требующими для их решения определенных творческих умений.

Методы:

- словесные: рассказ, беседа, дискуссия;

- практические: практическая работа;

- наглядные: демонстрация, иллюстрация;

- метод проблемного обучения: проблемное изложение материала, создание проблемных ситуаций;

- метод проектов: создание композиций из вязанных изделий.

Формы и методы организации занятий.

Занятия в кружке будут проводиться теоретические и практические.

Занятия в кружке имеют познавательное, воспитательное и развивающее значение. Важным является развитие у учащихся таких межпредметных умений, как умение анализировать, сравнивать, применять знания в новой ситуации, подбирать необходимые материалы и инструменты.

На занятиях в кружке учитываются индивидуальные особенности учащихся, даются им задания в соответствии с их интересами и склонностями.

     На занятиях кружка выделяется время для развития у учащихся умений самостоятельно работать с популярной литературой по вязанию.

Практические занятия организуются по индивидуальным заданиям таким образом, чтобы характер работ вызывал у кружковцев познавательный интерес, способствовал развитию их пространственному воображению и мышлению. Задания подбираются с учетом индивидуальной подготовленности и способностей членов кружка; по форме они должны быть занимательными и требующими для их решения определенных творческих умений.

Методы:

- словесные: рассказ, беседа, дискуссия;

- практические: практическая работа;

- наглядные: демонстрация, иллюстрация;

- метод проблемного обучения: проблемное изложение материала, создание проблемных ситуаций;

- метод проектов: создание композиций из вязанных изделий.

Планируемые результаты

  • освоение знаниями об истории и развитии художественного вязания крючком;
  • овладели навыками работы с инструментами и материалами (обучить правильному положению рук при пользовании инструментами);
  •  умение достигать результата в вязании
  • Воспитанники проявляют себя как творческие личности
  • Сформировано положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Получают  радость от совместного творчества.

Заключение

  • Программа «Волшебный крючок» рекомендована для широкого круга читателей:  воспитателей, старших воспитателей, специалистов по дополнительному образованию, учащихся педагогических  колледжей, родителей.
  • Программа способствует формированию у ребенка  знаний  необходимых для овладения практическими умениями вязания крючком и  применения  их в самостоятельной деятельности.

Содержательный раздел.   Перспективное планирование учебного материала /Старшая группа/

месяц

Тема.

Количество

часов

Практическое задание

октябрь

1.

Вводное занятие.

1 ч.

Знакомство с разными видами ниток, инструментами для работы. Инструктаж по технике безопасности: правила обустройства рабочего места; работа с инструментами. Выставка готовых вышивок, поделок. Заинтересовать детей и вызвать желание заниматься декоративно-прикладным творчеством.

I. 1 блок «Пушистая бижутерия»

2.

«Кулон».

1ч.

Изготовление кисточек из ниток.

«Сказка о Клубке».  Материалы для изготовления нитяных игрушек.

3.

«Сережки-помпоны».

1 ч.

Изготовление помпонов.

«Приключения клубочка»

4.

«Бусы с помпонами».

2ч.

Изготовление помпонов.

«Приключения клубочка» (продолжение)

5.

ноябрь

II. 2 блок «Веселая игрушка»

6.

«Сова».

2ч.

Аппликация из шерстяных ниток. Инструктаж по технике безопасности: правила обустройства рабочего места; работа инструментами. Изготовление настенного украшения.

7.

8.

«Гномик»

1 ч.

Изготовление игрушки - аппликация.

Из истории создания пуговиц.

декабрь

9.

«Русалочка»

2 ч.

Изготовление объемной куклы.

История нитяных игрушек.

10.

11.

«Японка»

2 ч.

Изготовление объемной куклы.

12.

январь

III. 3 блок «Озорные ниточки»

13.

«Ёжик».

1ч.

Аппликация из шерстяных ниток. Материалы для изготовления аппликаций и забавных мелочей. Инструктаж по технике безопасности: правила обустройства рабочего места; работа с инструментами.

14.

«Пчёлка»

1 ч.

Аппликация из резанных ниток.

15.

16.

«Веселые улитки»

2 ч.

Аппликация сюжетная из шерстяных ниток.

месяц

Тема.

Количество

часов

Практическое задание

февраль

17.

«Зимняя фантазия»

1 ч.

Аппликация сюжетная из ниток.

18.

19.

«Кораблик»

 2ч.

Аппликация сюжетная из ниток. Изображение корабля и волн.

20.

«Астры»

2 ч.

Аппликация из ниток и помпонов. Изображение цветочной композиции.

март

21.

IV. 4 блок «Волшебный крючок»

22.

«Крючок в гостях у малышей»

1 ч.

История возникновения техники вязания. Инструктаж по технике безопасности: правила обустройства рабочего места; работа с инструментами.  Основные приемы вязания: начальная петля, воздушная петля.

23.

«Петелька за петелькой»

1 ч.

Основные приемы вязания крючком: образование начальной петли, воздушной петли – цепочки.

24.

«Закладка для книжки»

2 ч.

Основные приемы вязания крючком: образование начальной петли, воздушной петли – цепочки.

апрель

25.

26.

«Цветная цепочка»

5 ч.

 Основные приемы вязания крючком: образование начальной петли, воздушной петли – цепочки.

27.

28.

май

29.

30.

31.

 Коллективная работа «Цветная фантазия»

1 ч.

Отработка приемов вязания, узнанных ранее - вязание цепочек.

Составление панно из цепочек «Цветная фантазия».

32.

Итоговое занятие

1 ч.

Выставка детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»

Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...