Самообразование.Тема: «Организация образовательной деятельности «Лего конструирование» в рамках внедрения федеральных государственных образовательных стандартов»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Антоненко Людмила Владимировна

Лего конструирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovanie_po_lego_gotovoe.doc310 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №23 «Сказка»

ПЛАН  ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

Антоненко Людмила Владимировна

Ф.И.О.  педагога

              12 лет                                                             первая категория

Стаж педагогической работы                                              Квалификационная категория

Тема: «Организация образовательной деятельности

«Лего конструирование» в рамках внедрения федеральных государственных образовательных стандартов»

2014-2015 учебный год

Подготовительная группа

возрастная группа

                                                            г. Зеленоградск         

Дата начала работы над темой: 01.09.2014г.

Предполагаемая дата окончания работы: 31.08.2015г.

Тема: «Организация образовательной деятельности

«Лего конструирование» в рамках внедрения федеральных государственных образовательных стандартов»

Актуальность и перспективность опыта

В настоящее время родители и педагоги, заботясь об интеллектуальном развитии ребенка, отдают предпочтение «умным» играм, способствующим развитию малыша. Развивающие игры привлекают свободой выбора, непринужденностью, самореализацией, самовыражением, возможностью проявить себя в разных областях. Конструктор датской фирмы «ЛЕГО» - удивительно яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребенка. Несомненно, конструктор стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные способности.

Модернизация дошкольного образования, по мнению разработчиков новой версии закона «Об образовании», предполагает, что целью и результатом дошкольного образования будет формирование жизнеспособной личности, которая характеризуется:

  • умением принимать решения и достигать требуемого результата в неопределённых проблемных ситуациях, самостоятельно восполняя недостаток знания и информации;
  • умением позитивно взаимодействовать с людьми других культур, языков и религий;
  • владением информационными технологиями; умением самостоятельно учиться на протяжении жизни в контексте, как личного профессионального роста, так и социальной жизни, работать в команде на общий результат;
  • умением отстаивать свою точку зрения, обосновывая её, вести дискуссию таким образом, чтобы она приводила к новому пониманию проблемы, а не к конфликту.

Кроме того, от 17.10.2013 года в соответствии с приказом Минобрнауки РФ № 1155 введены в действие федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Он задает ориентиры развития системы дошкольного образования, направленный на формирование у дошкольников общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Достижение таких результатов возможно за счет системных обновлений, одно из которых – обновление содержания дошкольного образования и технологий, используемых в ходе образовательной деятельности.

В свете новых федеральных государственных образовательных стандартов является актуальным использование в дошкольных образовательных учреждениях лего - технологии:

  • использование лего - конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития   дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности: конструирование находится в образовательной области «Познавательное развитие» и интегрируется с образовательными областями «Социально-личностное развитие», «Художественно эстетическое развитие»;
  • основой образовательной деятельности с использованием лего-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. Лего – позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
  • использование лего-технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
  • лего-технология - средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески.
  • лего-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников.

В нашем дошкольном образовательном учреждении лего - конструкторы использовались, но только в самостоятельной деятельности детей. Идея сделать легоконструирование процессом направляемым, а не спонтанным, возникла много лет назад. Изучив теоретические и практические материалы, мы пришли к выводу, что посредством использования легоконструкторов можно эффективно решать образовательные задачи реализуемой в детском саду общеобразовательной программы «Истоки» под ред. Л.В.Парамоновой. Основная цель программы - развитие у детей умственных и художественных способностей, а также специфических, наиболее значимых для дошкольника видов деятельности, среди которых очень большое внимание уделяется игровой и конструктивной деятельности. Главными направлениями умственного развития детей, по мнению авторов программы, являются: развитие воображения и формирование способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности.

Конструкторы ЛЕГО сегодня активно применяются в большинстве детских образовательных учреждений, в нашем дошкольном учреждении имеется ЛЕГО-кабинет, разработан проект по внедрению технологии Лего конструирования.

         Освоение ЛЕГО конструктора и его использование должно быть процессом направляемым, а не спонтанным. Для этих целей обязательным элементом процесса обучения является наличие у педагога четкой стратегии использования конструктора в образовательной и воспитательной сферах. Это предполагает и доступность необходимой научной и методической литературы, посвященной данной проблеме.

Для эффективной организации занятий по Лего-конструированию в детском саду организована предметно-развивающая среда где проводятся занятия с детьми.

В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов использование ЛЕГО имеет свои явные преимущества - качественную подготовку детей к обучению в школе. 

Концептуальность опыта

Одной из главных целей дошкольной педагогики во все времена являлось формирование гармонично развитой во всех отношениях личности. Детское конструирование из-за его созидательной природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника при определенной организации может носить подлинно творческий характер.

Дети начинают заниматься Лего-конструированием, как правило, со средней группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения). В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже используются графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления.

В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей, развивается речь, что особенно актуально для детей с ее нарушениями.                                         
         Подготовительная к школе группа – завершающий этап в работе по развитию конструкторской деятельности. Занятия носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.
Лего-конструкторы современными педагогами причисляются к ряду игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего мира. 
           Конструкторы ЛЕГО – это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки.
Несмотря на распространенность этого вида конструктора, на широкое использование его в образовательно-воспитательной деятельности дошкольных учреждений, теоретические аспекты работы с ЛЕГО до сегодняшнего дня проработаны недостаточно, хотя отдельные проблемы применения ЛЕГО в обучении конструкторской деятельности нашли отражение в ряде работ отечественных и зарубежных авторов.
В связи с этим остается неудовлетворенной потребность многих педагогов, работающих с ЛЕГО, в научно-методической литературе, касающейся проблем ЛЕГО-конструирования в детском саду.
В данном опыте работы обобщен теоретический материал по ЛЕГО-конструированию, предложены собственные способы организации обучения конструированию на основе конструкторов ЛЕГО. Составлены конспекты занятий с использованием конструкторов ЛЕГО.

Наличие теоретической базы опыта

Более 2-х лет я серьезно занимаюсь проблемой организации занятий с детьми с применением технологии Лего-конструирования. Изучила источники по применению данной технологии (научные разработки Л.Г. Комаровой «Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO)», Т.С.Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО», Е.В. Фешиной «Лего конструирование в детском саду».

           Разработанная мною программа предлагает использование конструкторов LEGO как метода для обучения дошкольников конструированию, моделированию, развития научно-технического творчества.

Цель программы: развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков, речи детей; воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения.

Задачи

  •   Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
  •   Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  •   Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
  • Развивать операции логического мышления,
  • Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;
  • Развивать мелкую моторику, диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.
  • Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;
  • Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Работа с конструкторами LEGO позволяет дошкольникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных образовательных областей - Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце каждого занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая соответствует поставленным ими же самими творческим задачам.

Каждый вид конструирования может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества. Однако это становится при определённых условиях. К ним относятся:

  • наполнение новым развивающим содержанием каждого видам обучения конструированию;
  • обеспечение органической взаимосвязи всех форм обучения с целью разработки взаимообогащающих видов конструирования.

Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности, воли. Развитие конструирования в дошкольном возрасте составляет основу для конструктивно-технических способностей конструктивного мышления.

Развитие конструктивного мышления детей старшего дошкольного возраста теснейшим образом связано с чувственным (цвет, дизайн, прикосновение) и интеллектуальным (языковое развитие, техническое, концептуальное мышление, способности: планировать, оценивать, классифицировать) развитием ребенка; развивает творческий потенциал (творческая фантазия, нацеленность на успех и т.д.), а также его личностные качества, способствующих успешной социализации дошкольников и младших школьников(энтузиазм, самомотивация, доброжелательность, терпение).

Лего-конструктор - это яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребенка. В процессе выполнения конструкции у дошкольников развивается умение довести начатое дело до конца, контролировать свою деятельность и получать качественный результат, что является очень важным при обучении в школе. Активизации внимания способствует конструирование по плану, схеме, образцу, достраивание до целой фигуры.  Программа «Лего-конструирования" условно разделена на две части:
- основы конструирования

- основы творческого применения навыков конструирования

Изучая простые схемы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы со схемами. Цель первой части программы заключается в том, чтобы перевести уровень общения ребят с конструктором "на ты", познакомить с профессией инженера: изучение понятий конструкции и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), элементов черчения.

Вторая часть программы предполагает самостоятельную разработку схем задуманной постройки. Цель второй половины программы состоит в том, чтобы научить ребят грамотно выразить свою идею, спроектировать ее техническое решение, реализовать ее в виде модели, способной к функционированию.

                               Ведущая педагогическая идея

Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности: инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость и умение работать в коллективе.

                       Оптимальность и эффективность средств

Занятия конструированием способствуют разностороннему развитию дошкольников. Интегрирование различных образовательных областей в разработанной программе «ЛЕГО-конструирование» открывает новые возможности для реализации новых образовательных концепций, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. В программе содержатся ссылки на учебные цели по каждой образовательной области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» - проектирование, создание новых моделей, интерпретация иллюстраций и схем моделей, понимание того, что животные используют различные части своих тел в качестве инструментов, сравнение природных и искусственных систем.  «Социально-личностное развитие» - поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями. Общение с использованием специальных терминов. Подготовка и проведение демонстрации модели. Использование интервью, чтобы получить информацию и составить рассказ. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями. Применение мультимедийных технологий для презентации идей. Участие в групповой работе в качестве «тьютора», к которому обращаются со всеми вопросами.

Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширить словарный запас дошкольников. Особенно важно не упустить имеющийся познавательный интерес к окружающим его рукотворным предметам, законам их функционирования, принципам, которые легли в основу их возникновения.

Кроме этого, реализация программы «Лего-конструирование» помогает развитию коммуникативных навыков детей за счет активного взаимодействия в ходе групповой проектной деятельности.

Задачи работы с детьми 5-6 лет:

-Обучение планированию этапов собственной постройки, самостоятельно находить конструктивные решения;

-Конструирование во фронтальной плоскости;

-Использование крутящихся, подвижных деталей;

-формирование навыка работы с партнёром.

 

Задачи работы с детьми 6-7 лет:

-развитие фантазии и конструктивного воображения;

-развитие чувства симметрии;

-закрепление навыков анализа объекта, выделения его составных частей на основе анализа постройки;

-учить самостоятельно находить отдельные конструктивные решения.

Условия для реализации программы

 Конструирование-это вид продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предметов. Его успешность зависит от уровня развития мышления и восприятия ребенка. Чтобы построить конструкцию из строительного материала, необходимо уметь обследовать объект, разделить его на составные части - детали, оценить их размер, пространственное расположение, заменить одни детали другими в случае необходимости. Также для успешности конструирования нужно уметь представлять будущий предмет в целом - со всех сторон, спереди, сбоку; особенно представить невидимые детали. Виды конструирования:

1) конструирование по образцу;

2) конструирование по модели;

3) конструирование по замыслу;

4) конструирование по условиям - требованиям, которым должна удовлетворять будущая конструкция (например, определенный размер);

5) конструирование по чертежам и наглядным схемам;

6) конструирование по теме;

Конструирование по образцу

заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора и показ способов их воспроизведения. В данной форме конструирования обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий. У детей формируются обобщённые способы анализа объектов и обобщённые представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов, построенной по принципу: от общего - к частям - к общему.

Конструирование по модели

заключается в следующем: детям в качестве образца предлагают модель, в которой очертания отдельных её элементов скрыто от ребёнка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них конструктора. Таким образом, ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения.

Конструирование по замыслу

обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как они будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление –достаточно трудная задача. Замыслы детей неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.

Конструирование по условиям

заключается в следующем: не давая детям образца постройки, рисунков и способов её конструирования, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение (например, сконструировать мост определённой ширины для пешеходов и транспорта). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся.

Конструирование по чертежам и наглядным схемам.

Из деталей конструктора воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться при обучении детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому конструированию по схемам и чертежам. Дети начинают конструировать и применять внешние модели в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.

Конструирование по теме.

Детям предлагают общую тематику конструирования. Они сами создают замыслы конкретных построек из конструктора и способов их осуществления. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепления знаний и умений.

 

Структура занятий.

Занятия строятся в следующей последовательности:

-приветствие;

- игровые упражнения для формирования пространственного мышления и воображения;

-непосредственно конструирование (форма организации зависит от сложности постройки, от уровня овладения конструктивными навыками);

Количество детей – 10 человек

Форма занятий – групповая

Материально-техническое оснащение, оборудование:

  • столы, стулья (по росту и количеству детей);
  • демонстрационная магнитная доска;
  • демонстрационный столик;
  • ковер;
  • технические средства обучения (ТСО) (мультимедийное устройство);
  • презентации и учебными фильмами (по темам занятий)
  • Наборы LEGO «Первые конструкции»
  • Игрушки для обыгрывания ситуации

Дидактический материал:

  • наглядно-демонстрационный
  • технологические карт

Основные направления и содержание деятельности

Периодичность занятий: 1 раз в неделю, длительность занятий - 30 минут

Учебный план

Темы

Кол-во часов

Методы и технологии

Введение

в лего-конструирование

1

Знакомство с деталями конструктора

1

Наглядные (просмотр учебного фильма, показ образцов деталей и способа действия, рассматривание таблиц)

Словесные (проблемные вопросы, инструкции)

Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность физминутки)

2

Постройка заборов и ворот, простейших мостов

1

наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способа действия)

словесные (чтение художественной литературы, объяснение, проблемные вопросы,)

практические (игровые ситуации, обыгрывание постройки, физминутки)

3

Дома, здания

1

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

4

Животные

1

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

Баланс конструкции

5-6

Модель птицы

2

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

7-8

Башни с наклоном

2

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

9-10

Подвешивание предметов

2

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

 Конструкции

        

11-12

Стены зданий, заборы

2

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

13-14

Удочка

2

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

15-16

Крыши зданий

2

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

Устойчивость конструкции

17-18

Фундамент, подпорки

2

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

19-20

Тросы

2

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

21-22

Мосты

2

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

Передача движения внутри конструкции

23-24

Вертушка

2

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

25-26

Ось вращения

2

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

27-28

Движение фигур, шарниры

2

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

Оптимальная форма конструкции

29-30

Арочный мост

2

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

31-32

Двойной V- образный мост

2

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

33-34

Жесткость и гибкость

2

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

35-36

Дома, архитектура

2

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

                             Результативность опыта

                        

Внедрение программы «Лего-конструирование» позволяет осваивать инновационные формы и методы работы, в значительной мере способствует повышению качества дошкольного образования.

                                

Механизм оценки получаемых результатов

Прогнозируемые результаты:

  1. Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  2. Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
  3. Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива.
  4. Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
  5. Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
  6. Имеются представления:
  • о деталях конструктора и способах их соединении;
  • об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
  • о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
  • о связи между формой конструкции и ее функциями.

Форма оценивания результатов:

Мониторинг уровня знаний и умений по лего-конструированию:

п/п

Ф.И.

  1. Умение правильно конструировать поделку по инструкции педагога
  1. Умение правильно конструировать поделку по схеме
  1. Умение правильно конструировать

поделку по образцу

  1. Умение правильно

конструировать поделку по замыслу

  1. Умение детей моделировать объекты по иллюстрациям и рисункам

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Уровень требований, предъявляемых к занимающемуся по каждому из параметров, зависит от степени мастерства.

Высшее мастерство:

Достаточное мастерство:

Недостаточное мастерство:  

Форма представления результатов:

  • открытые занятия для педагогов МАДОУ и родителей
  •  выставки по легоконструированию
  • презентации своих проектов
  • конкурсы, соревнования

Сравнивая результаты мониторинга на начальном этапе освоения программы, можно увидеть значительную динамику уровня познавательно исследовательской деятельности дошкольников:

2014-2015 учебный год

                        

Представленные графические результаты показывают системную и целенаправленную работу по реализации программы, которая позволяет значительно активизировать познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников и благоприятно сказывается на показываемых ими достижений.

                        Мои воспитанники активно принимают участие в творческих, спортивных конкурсах и показывают хорошие результаты.

                                     Возможность тиражирования

                        

Мною созданы и пополняются база методических разработок занятий с презентациями, наглядных пособий, схем, необходимого справочного материала. Мои работы и работы опубликованы в методических журналах и сети Интернет.

Название публикации

Место публикации

Уровень публикации

«Методическая разработка занятия»

Российский конкурс методических разработок «Современное образование, проблемы, задачи, перспективы» 

всероссийский

«Организация работы с родителями»

Проект детские сады – детям – «Детский сад: день за днём»

окружной

Используемая литература:

  • Бабенко В.Г "От омара до кальмара" (Серия "Моя первая энциклопедия"). - М.:

ЗАО "Издательский Дом ОНИКС" -1999г.

  • Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001г.
  • Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989
  • Уиллер Олвин "Рыбы" (Серия "Моя первая книга о природе"). – М.: "АСТ - ПРЕСС " - 1995г.
  • Ресурсы интернета

Приложение

Конспект занятия по лего-конструированию с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Путешествие на цветочную поляну».

Цель: Познакомить детей с разнообразием цветочного мира, обратить их внимание на части цветка.  

Задачи: развивать у детей воображение, внимание, память;
развивать у детей творчество; развивать у детей конструктивные навыки с помощью лего-   конструктора; учить передавать особенности и своеобразие цветов через лего-конструирование; развивать умение располагать фигуру на плато; развивать умения работать индивидуально; учить получать радость от результатов работы.  

Материал: лего-конструктор (кирпичики, кубики); плата; иллюстрации изображением цветов.

Ход занятия Дети под музыку входят в зал.
Педагог: Ребята, мы сейчас с вами отправимся на прогулку. (звучит музыка М. Старакадомский – С.Михалков «Весёлые путешественники») Звучит музыка «Шумы – птицы в лесу».  Педагог: Ребята, посмотрите! Как красиво вокруг, мы с вами оказались на цветочной поляне. Здесь растут цветы удивительной красы. Ярко светит солнышко и всё вокруг переливается!
(звучит классическая музыка, появляется Фея цветов)
Фея цветов: Здравствуйте, ребятки! Я – Фея цветов! Я очень рада на моей полянке видеть вас. А как вы здесь оказались?
Педагог:  Мы с ребятками гуляли и заблудились.
И теперь мы не знаем,  Как выбраться из твоей прекрасной поляны.
Фея цветов: Выбраться? С моей поляны, сложно. Для этого вы должны выполнить задания.  

Педагог: Какие задания Фея?  Фея цветов: Для начала вы должны угадать названия цветов.  (фея достаёт из корзинки цветы, дети называют)  

Педагог: Фея, мы же выполнили твои задания. А ребята ещё знают стихи про цветы.  (дети читают стихи)  

Фея: Молодцы, ребятки! Только слышала я, что в какой-то удивительной стране, цветы растут не на земле, их не надо поливать и в букеты собирать. Что же это за цветы? Не подскажите ли вы?
Педагог: Фея, мы тебе расскажем и цветы тебе покажем.  Ребятки, ведь Фея говорит про страну ЛЕГО!  Ребята, мы сделаем с вами для феи цветы?
Дети: Да! Педагог: Для этого нам понадобится конструктор лего.  (дети садятся за столы)  

Педагог: Если б в поле расцветали только белые цветы.
Любоваться бы устали ими скоро я и ты.  Если б в поле расцветали только жёлтые цветы, мы б с тобой скучать бы стали от подобной красоты!
Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки, незабудки и жарки!  У ромашки белый цвет,
у гвоздики – красный.  Цвет зелёный у листвы, это так прекрасно!
Педагог: А у нас вами в лего-конструкторе разноцветные детали из которых мы с вами и сделаем цветы. Для этого нам понадобится (педагог показывает детали, а дети отвечают: кубики! кирпичики! А делать цветы мы будем на …. (плата!))
Педагог проводит пальчиковую гимнастику:  Вырос высокий цветок на полянке, (ручки у детей вперёд поднимаем)  Утром весенним раскрыл лепестки. (ладони раскрыли). Всем лепесткам красоту и питание (шевелят пальчиками)
Дружно дают под землёй корешки. (ручки опустили вниз и пошевелили пальчиками).  Педагог: Теперь ребята, приступаем к выполнению задания. Посмотрите, у нас есть образцы. (дети выбирают образцы)
Педагог раздаёт детали. Дети приступают к работе (звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского). По окончанию работы дети называют какие цветы они сделали.  

Педагог: Фея! Посмотрите, какие цветы сделали наши дети для тебя.  

Фея: Так вот они какие чудесные цветы. Ребята, а как называется страна где растут эти цветы. (дети отвечают «ЛЕГО»). Спасибо, вам ребятки! Вот ваша тропинка, по которой надо идти!

 Педагог: Ребятки, пришло наше время возвращаться в детский сад.

Конспекты дидактических игр для детей 6-7 лет

Методика. Дети в играх более самостоятельны. Роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваем коллективизм, память, мышления, учимся заниматься по карточкам. В старшей группе занимаемся с конструктором Лего "Дакта".

«Чья команда быстрее построит».

Материал: набор конструктора Лего "Дупло", образец постройки.

Цель: Учимся строить в команде, помогать друг, другу. Развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук.

Правило: дети разбиваются на две команды. Каждой команде даётся образец постройки. Например, дом, машина с одинаковым количеством деталей. Каждый ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает та команда, чья быстрее построит постройку.

«Найди деталь такую же, как на карточке».

Материал: карточки, детали конструктора Лего "Дупло", плата.

Цель: закрепить названия деталей конструктора Лего "Дупло".

Правило: Дети по очереди берут карточку с чертежом детали конструктора Лего "Дупло". И находят такую же деталь и прикрепляют её на плату. В конце игры дети придумывают, что получилось.

«Таинственный мешочек».

Материал: конструктивный набор Лего, мешочек.

Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь.

Правило: ведущий держит мешочек с деталями конструктора Лего. Дети по очереди берут одну деталь и отгадывают. После вытаскивают из мешочка и всем показывают.

«Разложи детали по местам».

Материал: коробочки, детали конструктора Лего 2х2,2х4,2х6, клювик, лапка, овал, полукруг.

Цель: закрепить названия конструктора Лего.

Правила: детям даются коробочки и конструктор, распределяются детали на каждого ребенка по две. Дети должны за короткое время собрать весь конструктор. Кто все соберет без ошибок тот и выиграл.

Конспекты дидактических игр для детей 6-7 лет

Методика. В подготовительной группе дети уже хорошо занимаются по карточкам, строят более сложные постройки. Цель игр развитие речи, умение работать в коллективе, помочь товарищу, развивать мышления, память.

«Назови и построй».

Материал: набор конструктора Лего "Дакта"

Цель: Закрепить названия конструктора Лего "Дакта", учится работать в коллективе.

Правила: ведущий каждому ребенку по очереди даёт деталь конструктора. Ребенок называет и оставляет у себя. Когда у каждого ребенка по две детали. Ведущий даёт задание построить из всех деталей одну постройку и придумать что построили. Когда построили, один ребенок рассказывает, что построили.

«Лего подарки».

Материал: игровое поле, человечки на количество игроков, игральный кубик, Лего-подарки.

Цель: развивать интерес к игре, развивать внимание.

Правило: дети распределяют человечки между собой. Ставят их на игральное поле. Кидают по очереди кубик и двигаются по часовой стрелке. Когда первый человечек пройдет весь круг. То он выигрывает, и ребенок выбирает себе подарок. Игра продолжается пока все подарки не разберут.

Кубик: одна сторона с цифрой один, вторая с цифрой два, третья с цифрой три, четвертая крестик пропускаем ход.

«Запомни расположение».

Материал: набор конструктора Лего "Дакта", платы у всех игроков.

Цель: развитие внимание, памяти.

Правила: ведущий строит, какую - нибудь постройку не более восьми деталей. В течение небольшого времени дети запоминают конструкцию, потом постройка закрывается, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим.

«Построй, не открывая глаз».

Материал: плата, конструктивный набор.

Цель: учимся строить с закрытыми глазами, развиваем мелкую моторику рук, выдержку.

Правило: перед детьми плата и конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить. У кого интересней будет постройка того поощряют.

Для наборов Лего характерны высочайшее качество, эстетичность, необычная прочность, безопасность. Широкий выбор кирпичиков и специальных деталей дает детям возможность строить все, что душе угодно. Конструкторы Лего - это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки.

Для первого знакомства с новым материалом важно предоставить достаточно свободного места, так, чтобы в середине размещалось большое количество деталей, а вокруг свободно действовали дети. Как показывает опыт, дети вначале не склонны: рассматривать детали: они сразу же начинают их объединять, пытаясь что-то сделать.

Большое значение в этом возрасте имеет приобщение детей к складыванию деталей конструктора Лего в коробки. При этом детям можно предложить разные виды игры. Например, собери по цвету, кто быстрее соберет в коробочку.

С четырех летними детьми организуется более целенаправленная работа, связанная с акцентированием их влияния на процессе конструирования. В этом возрасте можно формировать умение выделять в предметах их пространственные характеристики: "высокая башенка - низкая башенка", "толстый кирпичик - тонкая пластинка". Детям можно уже давать схемы простых построек.

К пяти годам дети уже способны замыслить довольно сложную конструкцию, называть её и практически создавать. В старшем дошкольном возрасте поначалу лучше использовать уже знакомый детям конструктор Лего "Дупло". Необходимо ставить перед детьми проблемные задачи, направленные на развитие воображения и творчества. На занятиях можно давать недостроенную конструкцию и попросить детей достроить. У детей способы построения образца становятся обобщенными. Детям можно предлагать конструирование по условиям: построить домик для фермера. Для сюжетного коллективного конструирования важно создавать необходимые условия: выбрать вместе с детьми место (ковер, стол).

Разработанное мною пособие по Лего конструированию поможет педагогам начать свою деятельность развить у детей конструктивные навыки, речь.

Некоторые конспекты из пособия: "Лего конструирование в детском саду".

Конспекты занятия с детьми 6-7 лет

Тема: «Аквариум»

Цель: Учить детей индивидуальному и совместному конструированию.

Программное содержание: Учить строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO;

- закрепить представление о строительных деталях, их свойствах; создавая собственную модель, определять назначение частей предметов, их пространственное расположение; выбирать правильную последовательность действий, сочетание форм, цветов, пропорций; закреплять математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии;

- уточнить и расширить представления детей об аквариумах, об их обитателях, растениях и их внутреннем дизайне;

- сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности; желание экспериментировать, творить, изобретать;

- развивать внимание, способность сосредоточиться, память, логическое мышление; мелкие мышцы кистей рук (моторику);

- развивать умение анализировать, выделяя характерные особенности предмета, функциональные части; устанавливать связь между их назначением и строением; продолжать учить правильно и быстро ориентироваться в пространстве;

- воспитывать бережное отношение к природе, уважение к своему и чужому труду.

Оборудование:

  • аквариум с декорациями; покрывало (скатерть)
  • корзины с деталями LEGO;
  • иллюстрации, схемы, инструкции, готовые постройки;
  • магнитофон и кассета с записью музыкального произведения Сен-Санса «Аквариум»; ПК, запись «Звуки природы – МОРЕ»;
  • дополнительные материалы для оформления рыб (полоски из самоклеящейся бумаги для глаз рыб);
  • призы для детей (золотые рыбки);
  • ведерки под «рыбу».

Предварительная подготовка:

  • Экскурсия по эко-зонам (в ЦДТ) и знакомство с их обитателями;
  • Чтение литературы, рассматривание иллюстраций

Тема: «Отдых на море»

Ход занятия:

  1.  Вводная часть (2-3 мин.)

Педагог: - Все любят отдыхать. Вы отдыхаете между занятиями, после занятий; ваши родители - вечером после работы; мы отдыхаем летом, осенью, весной и зимой.

- А скажите, пожалуйста, как мы можем отдыхать зимой?

Ответы детей: (кататься на лыжах в лес, на каток, в гости…)

Педагог: - Все правильно!

- А если мы соскучились по летнему жаркому солнышку, и захотелось нам искупаться и позагорать? Куда можно поехать?

Ответы детей: (на море)

Педагог: (звучит музыка – Звуки моря - на ПК)

(читает стихотворение и показывает рисунок) (Приложение: лист №1 «Море»)

На Земле четыре океана – омывают континенты, страны,

К суше разливаются морями, в них проложены дороги кораблями,

То штормят моря, то спят спокойно, ветру по волнам гулять привольно.

Суши меньше в нашем мире, чем воды, под водой растут волшебные сады,

Они дивных обитателей полны, разных формы, цвета и величины.

 - Много разных водоемов существует на белом свете: это океаны и моря, а также реки, озера, пруды, реки.

- Кто обитает в подводном мире?

Ответы детей: (водоросли, коралловые рифы; осьминоги, акулы, морские коньки, морские ежи, моллюски и т.д.)

(разные рыбы)

Педагог: - Давайте мы с вами вместе «прогуляемся» к морю! Вставайте!

(игра «Прогулка к морю» - 2-3 мин.)

К морю быстро мы спустились,                     (ходьба на месте)

Наклонились и умылись.                              (наклоны вперед)

Раз, два, три, четыре, вот как славно освежились.       (хлопки в ладоши)

А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно: (круговые движения руками)

Вместе раз, это – брасс; одной, другой – это кроль.   (дети «плавают»)

Все как один - плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой                           (прыжки на месте)

И отправились домой.                                (ходьба на месте)

 - Молодцы! Как хорошо мы «поплавали» и отдохнули! Присаживайтесь на места!

  1. Основная часть (7-10 минут)

Педагог: - У многих дома есть своё маленькое море, свое озеро, пруд. Что это - отгадайте загадку:

Посмотрите, дом стоит, до краев водой налит,

Без окошек, но не мрачный, с четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы - все умелые пловцы.

Дети: (Аквариум.)

Педагог: - Совершенно верно. И тема занятия сегодня - "Наш аквариум". 

- Посмотрите внимательно на иллюстрации.

- Скажите, для чего нужны аквариумы?

 (Приложение - листы №№3,4 «Аквариум»)

Ответы детей: (чтобы там плавали рыбки, для красоты и уюта в доме, чтобы мы учились ответственности…)

Педагог: - Молодцы!

- Сегодня мы будем строить необыкновенный аквариум, а построим мы его из LEGO - конструктора.

(раскрыть аквариум)

(Приложение - лист №5 «Аквариум из ЛЕГО-конструктора»)

- Как вы думаете, кто будет жить в "Нашем аквариуме"?

- Отгадайте загадку:

Не хожу и не летаю, а попробуй, догони!

Я бываю золотая. Ну-ка, в сказку загляни!

Ответы детей: (Рыбка.)

Педагог: (Приложение – листы № №6,7 «Разнообразие аквариумных рыб»)

- Каких аквариумных рыбок бы знаете?

Ответы детей: (петушок, комета, вуалехвост, телескоп, скалярии, …даже могут водиться пираньи…)

Педагог: - Что же любят делать рыбки – как вы думаете?

Ответы детей: (плавать, нырять, плескаться, прятаться)

Педагог: - Я вам буду начинать строчку, а вы – заканчивать хором.

(Игра «Доскажи словечко» - 1-2 мин.)

Рыбки плавают в пруду и играют …                   (в чехарду).
Тёплым днём резвятся, дружно…                    (веселятся).

Летом весело играть и друг друга …                  (догонять).
По воде спешат круги. Рыбка, рыбку…                (догони)!

Чешуя блестит как искры, плавники взлетают…         (быстро).
Влево, вправо, вниз и вверх – на пруду беззвучный…    (смех).

Педагог: - Вот такие у нас замечательные рыбки

- А каких обитателей аквариума вы еще знаете?

Ответы детей: (черепашки, тритоны, улитки (моллюски…)

Педагог: - А о каких "волшебных садах" идет речь в стихотворении?

(Приложение - листы №2 «Кораллы»)

- Как называются растения аквариума?

Ответы детей: Водоросли.

Педагог: - Правильно! Водоросли - это не просто растения, приспособленные для жизни в искусственном водоёме, т.е. в «нашем» аквариуме. Они выделяют кислород для жизни всех существ, живущих в воде. Одни виды водорослей могут плавать на поверхности воды, а другие -  прикрепляются к грунту водоёма.

(Приложение – лист№4 «Аквариум»)

- Давайте рассмотрим наших рыбок!

(Приложение – лист№8 «Виды аквариумных рыб»)

- Скажите, из каких основных частей состоит тело рыбки?

- Какой формы эти части?

Ответы детей: (Голова, соединенная с телом, плавники (грудной и спинной), хвост. Тело рыбки округлое, вытянутое, имеет форму овала; сплющенное; плавнички и хвост имеют форму треугольника. Спинной плавник больше, чем грудной.)

Педагог: - Кто может сказать о размерах этих частей?

- Какие детали конструктора нам понадобятся для того, чтобы сделать наших рыбок?

(Приложение – листы №№ 9,10 «Образец и схема постройки рыбки»)

Ответы детей: (крупные кирпичики (с 12-ю кнопочками), средние – с 8-ю, маленькие – с 4-мя)

Педагог: - Правильно!

- Тело нашей рыбки - самое большое, оно состоит из крупных деталей (кирпичиков с 12-ю кнопочками);

(показать детали конструктора)

- одного или двух цветов; с добавлением для симметричности маленьких кирпичиков (с 4-мя кнопочками) (показать) для того, чтобы получилась округлая форма тела - сплющенная и обтекаемая.

- Плавники двух размеров - сверху большой, а снизу - маленький; обеспечивают устойчивое движение рыб в воде.

- Хвост большой и раздвоенный; его мы делаем из средних кирпичиков (с 8-ю кнопочками) (показать).

- Цвет хвоста может совпадать с цветом плавников.

Педагог: - А почему почти все рыбки разноцветной окраски?

- Для чего она (окраска) нужна рыбкам?

Ответы детей: (Пёстрая окраска рыб делает их незаметными, помогает укрываться от врагов и нападать на добычу, которая проплывает мимо них).

Педагог: - Правильно!

- Так как нашим рыбкам нужны водоросли, то мы и их сделаем!

- Как вы думаете, из каких деталей конструктора можно сделать водоросли?

Ответы детей: (Их можно сделать из мелких деталей конструктора.)

Педагог: - Вы правы! Водоросли мы будем делать из мелких деталей, а основание - из большой детали конструктора (с 12-ю или 8-ю кнопочками), которая будет крепиться на дно нашего аквариума.

(Приложение – листы № №11, 12 «Схема постройки водорослей»)

Педагог: - Молодцы!  

- А сейчас, перед началом работы, мы немного разогреем наши руки.

(Пальчиковая гимнастика «Рыбка» - 2-3 мин.)

Рыбки плавали, ныряли
В чистой тёпленькой воде.

(Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.)

То сомкнутся, 

(На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.)

Разомкнутся, 

(Пальчики сильно растопыриваются в стороны.)

То зароются в песке. 

(Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок).

Педагог: - А теперь давайте поработаем!

  1. Практическая часть (7-10 минут)

Педагог: - Делаем наших рыбок и водоросли, чтобы было чем им дышать.

- У вас у каждого на столе лежат схемы постройки рыбки и водорослей. Посмотрите. Они помогут справиться вам с заданием. Договоритесь, кто будет из вас делать рыбку, а кто – водоросли.

(дети выполняют работу, опираясь на образец и собственный опыт)

- Те, кто выполнил свои постройки, могут помочь остальным.

  1. Заключительная часть (3-5 минут).

Педагог: - Все задания выполнены, приступаем к заселению нашего аквариума:

сначала оформляем дно, затем «расселяем» наших рыбок.

- Посмотрите ребята, какой у нас получился аквариум!

- Вам понравилось наше занятие? Что больше всего?

- Какой материал мы использовали для поделок?

- Скажите, что мы сегодня конструировали на занятии? Что нового мы узнали?

Ответы детей: (ЛЕГО – конструктор. Мы конструировали рыбок, водоросли. Узнали об аквариуме и его обитателях, особенностях строения тела рыб, о роли водорослей в жизни водных обитателей).

Педагог: - Вы все молодцы! Наше занятие подошло к концу. Спасибо за хорошую и дружную работу, за правильные и полные ответы.

 - Подождите, совсем забыла! Когда я шла к вам на занятие, мне по дороге попалось замечательное озеро. И я решила: дай, думаю, половлю рыбки. И как вы думаете, кого я поймала?

(из ведра достать «рыбку», сделанную из конструктора)

Ответы детей: (золотую рыбку)

Педагог: - Да, я, конечно, отпустила ее к своим деточкам! И она за это сделала подарок, который я хочу подарить вам за хорошую работу.

- Дарю вам каждому золотую рыбку, чтобы ваши желания всегда сбывались!

(раздать заготовленные «рыбки»)

- Спасибо за работу!!!

Сценарий праздника: «Легушка и его друзья»

для детей подготовительного дошкольного возраста

Звучит музыка из мультфильма. К детям идет Легошка. Здоровается с ребятами.

Легошка. Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Я очень спешу. У меня впереди большое путешествие по всему свету. Я поеду к своим друзьям, которые тоже очень любят играть в Лего, и повезу им подарки. Главное ничего не забыть!

(приходит петрушка)

Петрушка: привет Легошка! Здравствуйте ребята! А ты уже собрался?

Легошка: Да!

Петрушка: а на чем ты поедешь?

Легошка: не знаю…

Петрушка: я принес тебе билет на самолет! С ним ты облетишь весь свет.

Легошка: спасибо, Петрушка! А где – же самолет?

Петрушка: об этом я не подумал. Ребята, постройте для Легошки самолет? Перед вами лежит конструктор постройте. (дети строят самолет).

Легошка и Петрушка: какие замечательные самолеты у вас получились.

Легошка: пора отправляться в путь.

Появляется Красная Шапочка.

Красная Шапочка: подождите, подождите Легошка не торопись улетать. Давай сначала поиграем с ребятами в интересную игру.

Легошка: а какую игру ты знаешь я люблю играть. А вы ребята любите?

Дети: Да.

Красная Шапочка: игра называется «Волк во рву».

(кладет две веревочки на полу на расстоянии 1 м, показывает) - это ров. А Петрушка будет волком. Он будет нас ловить. Наша задача – перепрыгнуть через ров, чтобы волк нас не осалил. До кого волк дотронется, тот выходит из игры.

Легошка: Это очень хорошая игра! Давайте поиграем!

(играют 3 раза)

Красная Шапочка: Ребята интересных игр много. Надо бы Легошки узнать больше разных игр.

Легошка: ребята, а вы знаете веселые игры? Научите меня, а я научу других ребят в дальних странах.

Красная Шапочка: Ребята назовите игры, какие вы знаете?

(Ответы детей) 1-2 игры разыгрываем по желанию детей.

Легошка: как много интересных игр вы знаете.

Красная Шапочка: Ребята осталось совсем мало времени, скоро Легошка улетит. Давайте на прощание сделаем ему подарки. Построим из конструктора разных зверей.

Петрушка: Сделаем ребята!

Дети: Да.

Красная Шапочка: тогда начинаем строить.

Легошка: ой какие замечательные подарки получились. Расскажите, что вы построили. Спасибо вам ребята.

Легошка: Пора расставаться

Закончился наш праздник.

Но грусти не надо,

Не нужно и слёз.

Давайте улыбаться,

Ведь жизнь так прекрасна!

Она состоит из мечтаний и грёз.

Красная Шапочка: как жаль нам праздник покидать,

Но ждут уже нас в сказках

Мы долго будем вспоминать

Чудесный Лего праздник.

Петрушка: Мы верим, на празднике нашем

Вам некогда было скучать.

Гостям на прощанье скажем.

Мы ждем вас зимою опять.

(звучит песня «Детство»)

Легошка: До свиданья друзья.

Красная Шапочка и Петрушка: до свиданья до новых встреч.

(уходят)

Конспект интегрированного открытого занятия

для детей подготовительного дошкольного возраста

Тема: Путешествие в сказку

Предварительная робота: чтение сказок, работа по схемам.

Цель: Развиваем конструктивные навыки, мелкую моторику рук. Закрепляем работу по схемам.

Материал: а.у. запись шум леса, пение птиц; Лего софт, Лего «Дупло», конверты, схемы: ворот, птиц; декорации леса, домика; постройки: ложки, стулья, тарелки, стола.

Ход занятия

Педагог: Ребята сегодня нас ожидает необычное путешествие. Мы с вами отправляемся в сказку. Скажите, откуда берутся сказки?

Дети: ответы.

Педагог: Правильно. Давайте отправимся в путешествие по сказкам. Для этого нужно закрыть глаза и сказать:

«Тили-тили-тили-бом».

Открывайся сказки дом!

(Дети произносят слова, открывают глаза. Звучит запись голосов лесных птиц).

Вот мы и в сказке. Это – сказочный лес, в нем всё необычное. Слышите, поют птицы?

Ребята какие вы знаете сказки, в которых герои попадают в лес?

Дети: ответы

Педагог: Молодцы! Много вы знаете сказок. Ну а теперь пойдемте дальше. Ой, посмотрите, проход закрыт, тропинка завалена конструктором Лего. Ребята нам нужно построить по схеме ворота в наш сказочный лес.

(дети строят из Лего софт)

Педагог: Ребята посмотрите, здесь лежит конверт! А что кладут в конверты?

Давайте прочитаем.

Здравствуйте, маленькие путешественники! Раз вы нашли это письмо, значит, столкнулись с первым препятствием, которое я для вас придумал. Я – Волшебник Путаница! Я всегда и везде все путаю. Хотите прогуляться по сказке – значит решайте все задачки! До скорой встречи!

Педагог: Ребята с нами решил поиграть Волшебник Путаница. Как он написал: «Я ВСЕГДА ВСЕ ПЕРЕПУТЫВАЮ».  Первая задачка от Волшебника Путаницы, ребята нужно догадаться, что он перепутал в сказки. Внимательно послушайте сказку.

Педагог: Молодцы! Думаю, с этим заданием мы справились. Ну что, пошли дальше? Ах какой свежий воздух, в лесу, как красиво поют птицы. Ребята каких птиц вы знаете?

Дети: ответы.

Ребята — вот ещё один конверт. Здесь лежат схемы птиц. Значит нам нужно построить птиц.

(строим из «Дупло»)

Вот сколько птиц мы построили. Посадим их на деревья.

Ребята давайте немножко отдохнем.

Физминутка

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают (машем руками)

Буйный ветер налетел (руки вверх, раскачиваем над головой)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (присели, закрыли голову руками)

Там уютно и тепло.

Ребята пойдемте дальше. Вот мы подошли с вами к лесному домику! А в каких сказках герои попадают в домики или избушки в лесу?

Дети: ответы.

Педагог: Давайте войдем в избушку! Ой какой тут беспорядок. Опять волшебник Путаница поработал. Давайте немножко приберемся. Разложим конструктор башенками красный к красному, синий к синему.

(Игра «Пылесос»).

Педагог: ребята посмотрите! Три миски: большая, средняя, маленькая; три ложки, три стула. Из какой это сказки?

Дети: три медведя.

Педагог: верно! Вот медведи обрадуются, что в их домике все чисто и красиво! Ой, посмотрите опять письмо!

Ребята вы молодцы! Все мои задачки решили, все расставили по своим местам!

Педагог: вы очень хорошо поработали, решили все задачки Волшебника Путаницы! Но пришло время возвращаться из сказки, для этого нужно снова закрыть глаза и произнести волшебные слова:

«Сказка, двери закрывай!

В детский сад нас отпускай!»

(дети произносят слова, перестает звучать запись голосов природы).

Вот мы снова в детском саду. Вам понравилось наше путешествие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация образовательного процесса в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в Доу необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. И...

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

 Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчи...

Организация мониторинга взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (на примере МАДОУ ДС № 37 «Дружная семейка»).

С введением Федерального государственного стандарта повышенное внимание в дошкольных учреждениях уделяется работе с родителями. Нами, на основе педагогического опыта дошкольного учреждения № 37 «Дружн...

ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА: «Организация образовательной деятельности «ЛЕГО - конструирование» в средней группе № 2 «Золотая рыбка» (в рамках внедрения ФГОС)

В настоящее время родители и педагоги, заботясь об интеллектуальном развитии ребенка, отдают предпочтение «умным» играм, способствующим развитию малыша. Развивающие игры привлекают свободо...

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...