Развитие творческих способностей ребенка по средствам инновационных методик работы с бумагой
статья по конструированию, ручному труду по теме

Ратько Ольга Сергеевна

Используя самый простой материал - бумагу, можно развить творческие способности у ребенка, направленные на решения различных задач, например:

1. способность развивать мелкую моторику;

2. помочь преодолеть страх при отрывании кусочков бумаги;

3.закрепления знаний о цветах;

4.изучение геометрических фигур и т.д..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_lichnosti_rebenka.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка творческого проекта  

по теме: «Развитие творческих способностей ребенка посредствам инновационных методик работы с бумагой»

Воспитателя старшей группы ГБДОУ № 37 Фрунзенского района Санкт – Петербурга

Ратько Ольги Сергеевны

Санкт- Петербург

2016 – 2017 г.г.

Развития творческих способностей ребенка посредствам инновационных методик работы с бумагой.

                Уровень развития творческих способностей  ребенка зависит от уровня развития мелкой моторики. Этот показатель отвечает за интеллектуальную готовность к школьному обучению. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если движение пальцев развиты в соответствии с возрастом ,то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. И наоборот, у детей с нарушениями речи отличается выраженная в родной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук.

               Известный исследователь детской речи М. И. Кольцова пишет, что сначала развиваются движение пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующие совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть одна речевая зона мозга. Поэтому для детей с нарушением речи тренировка движений пальцев и кисти рук, является важным фактором, стимулирующим речевое  развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к рисованию, аппликации, оригами, а в дальнейшим  к письму, является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышление ребенка.

               Для развития точной ручной координации важно, чтобы ребенок  систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация , лепка, выкладывание   узоров из мозаики, конструирование из мелких деталей, пальчиковая гимнастика и др.

               Основные задачи по изобразительной деятельности –это развитие творческих способностей детей, осуществление личностно – ориентированного  подхода к каждому  ребенку.

               Одним из главных направлений изодеятельности  является бумага. Бумага (картон, тонкая бумага, гофрированная и т.д) очень широко применяется в детском саду как материал ручного труда детей, так как легко поддается изменению формы. Листы бумаги дети могут рвать, загибать, свертывать, резать, склеивать. Это один из самых податливых, легко доступных и незаметных материалов, работа с которым способствует формированию пространственного мышления.

               Развивая навыки и умения работы с бумагой позволяет решать ряд задач:

  1. Помочь детям преодолеть страх и неуверенность перед незнакомым делом,
  2. Развивать умения детей простейшему сенсорному анализу: выделять форму листа, способы преобразования бумаги, частей, деталей и т.д.,
  3. Способствовать развитию  мелкой моторики
  4. Обеспечивать правильное восприятие трудовых процессов,
  5. Помочь овладеть последовательностью микропроцессов от элементарных к  сложным,
  6. Воспитывать бережное отношение к результатам своего труда и взрослых,
  7. Способствовать развитию творческой  активности.

             К.Ушинский писал : «..идем от простого к сложному..» . Таким образом, я  начала работать с бумагой с младшей группы. В младшей группе мы познакомились с бумагой, с ее качеством, видами, способностями. Развивала у детей умения рвать бумагу и выкладывать по контуру , при этом решала ряд задач:

1 . способность развивать мелкую моторику

2.  помочь преодолеть страх при отрывании кусочков бумаги,

3. способность развития творческой активности,

4. работа с цветом .

           Начиная с середины года, я стала развивать навыки складывания бумаги – простейшие элементы оригами. Оригами -  это не только складывание бумаги. Это творчество с давних времен известно  влияние на развитие психических процессов речевых функций, а также особое развивающее и оздоравливающее  воздействие  на организм ребенка.

            В.А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Это подвело меня к мысли о необходимости освоить и широко использовать в практике конструирование из бумаги, как эффективного средства развития психических процессов, коррекции речи и формирование познавательных интересов.

Детям было интересно как  из квадрата получается прямоугольник или треугольник. Используя простейшие приемы оригами я решала ряд программных задач :

  • Изучение геометрических фигур;
  • Развивала пространственную ориентировку;
  • Развивала формирование элементарно – математических представлений (счет до 4)
  • Развивала конструктивные творческие способности с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка.

В средней группе я продолжала закреплять навыки отрывной аппликации и простейшие элементы оригами. Детям очень  нравятся такие превращения, когда из простого листа получается кораблик, жар –птица или из кусочков бумаги выкладывается целая картина (коллективная работа «Весна пришла»). Они все больше увлекаются и сами потом начинают складывать бумагу.

Когда в средней группе мы укрепили руки по работе с бумагой стала подводить детей к умению складывать бумагу в  «гармошку» . не всем это детям удавалось , но они старались. Научились  хорошо делать «гармошку», в старшей группе мы подошли к объемной аппликации. Объемная аппликация основана на вырезании , наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Основным признаком объемной аппликации является силуэтность. Она может быть предметной,  сюжетной, декоративной, включающий орнаменты, узоры, которыми можно украсить предметы.

Развития навыков и умения объемной аппликации имеют большое значение для гармоничного развития ребенка. Они способствуют развитию творчества, пробуждают фантазию, активируют наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают  волю, развивают ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущения. Работа над композициями из цветной бумаги способствует восприятию художественного вкуса у детей.

Применяя элементарные  умения складывать лист бумаги пополам , по диагонали, сглаживать линии сгиба, детям предлагается смастерить оригами из  модульных треугольников.    Маленький бумажный треугольник оказывается  таит в себе фантастические возможности. Освоив несколько инновационных  методов и приемов соединения, можно создать разные поделки – животных, растения, людей, сооружения и т.д.  Дается возможность детям самим придумывать поделки. Этот вид творчества замечательно сближает весь коллектив, поскольку каждому ребенку позволяется  внести свой вклад в создании прекрасного, при этом развиваются коммуникативные отношения детей в группе. Продуктивная (конструктивная) деятельность позволяет мне реализовать воспитательно – образовательную систему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики руки посредством использования инновационных методик работы с гофрированной бумагой»

Работа с гофрированной бумагой способствует развитию мелкой моторики руки, что в свою очередь способствует развитию памяти и фантазии, повышает интерес детей к учебным мероприятиям. Результаты экспери...

Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики руки посредством использования инновационных методик работы с гофрированной бумагой»

В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Сначала ...

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через работу с бумагой»

Вопросы развития детского творчества всегда были актуальными для дошкольного образования. Педагоги ищут наиболее эффективные способы реализации детской креативности, начиная с самого раннего воз...

Проект «Развитие творческих способностей детей через разные виды техники работы с бумагой»

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование разных видов техники работы с бумагой (квиллинг, торцевание, оригами)...

Проект «Развитие творческих способностей детей через разные виды техники работы с бумагой»

Цель: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование разных видов техники работы с бумагой (квиллинг, торцевание, оригами и др.)Задачи:Познакомить со свойствами и ра...

«Использование инновационных методик работы с бумагой, как средство развития мелкой моторики руки»

laquo;Использование инновационных методик работы с бумагой, как средство развития мелкой моторики руки»...

Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики руки посредством использования инновационных методик работы с гофрированной бумагой»

         Мелкая моторика (или пальцевой праксис) – это способность выполнять точные и мелкие движения кистями и пальцами рук. Ее развитие зависит от скоординирова...