Программа по лего-конструированию для детей 1 младшей группы.
рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему

Мосина Юлия Витальевна
Дети всего мира могут общаться на одном языке – языке игры. Игра помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. В играх дети развивают свои естественные задатки – воображение, ловкость, эмоции, чувства, интеллект, общение и др. дети играют со всем, что попадается им в руки, поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи, и лего – конструкторы дают им возможность для экспериментирования и самовыражения. Лего развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов – настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_konstruirovanie.docx35.14 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Дети всего мира могут общаться на одном языке – языке игры. Игра помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. В играх дети развивают свои естественные задатки – воображение, ловкость, эмоции, чувства, интеллект, общение и др. дети играют со всем, что попадается им в руки, поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи, и лего – конструкторы дают им возможность для экспериментирования и самовыражения.

 Лего развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов – настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.

Цель программы:  создание такой образовательной среды, в которой дети научатся воплощать в жизнь свои идеи, смогут развить свои творческие способности в процессе освоения мира через свою собственную творческую предметную деятельность.

Основные задачи:

1. Активизация памяти и внимания;

2. Совершенствование навыков классификации;

3. Развитие речи и коммуникативных способностей;

4. Развитие сенсорных навыков;

6. Развитие мелкой моторики;

Задачи программы:

Обучающие:

• познакомить с основными простейшими принципами конструирования;

• изучить виды конструкций и соединений деталей;

• формировать умение  изготавливать несложные конструкции;

Развивающие:

• формировать образное мышление;

• развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, а также моторику рук, последовательность в выполнении действий;

• стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности.

Воспитательные:

• воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;

• способствовать овладению коммуникативной компетенции на основе организации совместной продуктивной деятельности, прививать навыки работы в группе, в парах;

• нравственное воспитание.

Формы организации обучения:

  • Конструирование по образцу.
  • Конструирование по условиям.
  • Конструирование по простейшим наглядным схемам.
  • Конструирование по теме.

Занятия проводятся 2 раза в месяц.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

Ф.И. ребенка

Может обследовать строительные детали и игрушки, сравнивать их.

Может сооружать простейшие постройки по образцу ;

Может подбирать строительные детали и игрушки по форме, цвету, величине.

Может подбирать строительные детали и игрушки по фактуре и соотношению друг с другом.

Владеет элементарными конструкторскими навыками: прикреплять, приставлять, делает простые перекрытия

Обыгрывает постройки;

Может обстраивать плоскостные модели, огораживать небольшие пространства деталями, чередуя их.;

Проявляет интерес к конструктивной деятельности;


Критерии диагностирования определены программой «Школа 2100» (авторы: Корепанова М.В., Соколова С.В.):

  • Н  (низкий уровень) – требует внимания специалиста;
  • НС  (уровень ниже среднего) – требует индивидуальной работы;
  • СР (средний уровень)  – средний, базовый уровень;
  • ВС – выше среднего;
  • В – высокий (все задания выполняет самостоятельно).

Перспективное планирование

Месяц

Тема

Цели

Октябрь  

Знакомство с лего -конструктором

Познакомить с лего – конструктором (кирпичик, лапка, клювик и т.д.)

Формировать знание цвета и формы.

Ворота для заборчика

Учить выполнять простейшую конструкцию – ворота, устанавливать опоры и класть на них перекладину.

Ноябрь

Пирамидка

Учить строить простейшие постройки, формировать бережное отношение к конструктору.

Башенка

Учить строить простейшие постройки, формировать бережное отношение к конструктору.

Декабрь

Здравствуй, лес!

Познакомить с некоторыми видами деревьев, растущих в лесу, научить различать деревья.

Мы в лесу построим дом

Развивать творческое воображение.

Учить подражать звукам и движениям персонажей (медведя, лисы, зайца).

Учить строить дом из лего - конструктора.

Январь

Мебель для комнаты

Развивать способность выделять в предметах их функциональные части.

Учить анализировать образец.

Мостик через речку

Учить строить мостик, точно соединять строительные детали.

Февраль

Построим загон для коров

Закреплять понятия «высокий», «низкий».

Учить выполнять задания по условиям.

Развивать творчество, воображение, фантазию.

Грузовая машина

Учить создавать простейшую модель грузовой машины;

Выделять основные части и детали.

Март  

Машина с прицепом

Учить строить машину с прицепом;

Развивать навыки конструирования.

Пожарная машина

Познакомит с профессией пожарного;

Учить строить пожарную машину.

Апрель  

Детская площадка

Показать детскую площадку;

Построить песочницу, лесенки.

Ракета

Учить строить ракету;

Май    

Вольер для тигров и львов

Учить совместно строить одну площадку.

Диагностика


Октябрь

Знакомство с лего – конструктором.

Цели:

- познакомить с лего – конструктором;

- закреплять знание цвета и формы; оборудование: лего – конструктор.

Игра «Как тебя зовут?»

В: посмотрите, какая у меня красивая коробочка. Хотите узнать, что там внутри? Это – лего – конструктор.

Повторите, как он называется. Назовите цвет деталей. Какой они формы?

(Воспитатель называет каждую деталь, а дети повторяют за ним.

В: Ребята, давайте построим то, что вам хочется из конструктора.

В: Расскажите, что вы сделали.

Ворота для заборчика (см. схему 1)

Цель: Учить выполнять простейшую конструкцию – ворота, устанавливать опоры и класть на них перекладину.

Оборудование: образец, маленькие куколки, лего.

В: Ребята, к нам пришла кукла Маша, она очень переживает, что не может попасть в гости к своей подруге Ане, так как куда-то подевались воротца, а через забор ей не перелезть.  Давайте поможем Маше, построим воротца, чтобы Аня и Маша могли весело поиграть.

В: Дети, посмотрите, что я построила. На что это похоже? (рассказать о величине, форме ворот, показать из каких деталей они сделаны).

В: Ребята, посмотрите, как я буду строить ворота. (Акцентировать внимание на способе соединения деталей.) возьмите из набора конструктора детали, которые необходимы для постройки, и давайте строить вместе.

По окончании постройки обыгрываются.

Ноябрь

Пирамидка

Цели: Учить строить простейшие постройки, формировать бережное отношение к конструктору.

Оборудование: картинки с изображением пирамидки, образец пирамидки, игрушки, наборы деталей конструктора.

В: Посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? (игрушки)

В: А какие игрушки лежат у меня на столе? (Пирамидки)

В: В какие игрушки вы любите играть? А вы бережно относитесь к игрушкам, их нельзя ломать.

Физминутка:

Мы становимся все выше,   (дети потягиваются на носках, поднимая руки вверх и опуская вниз)

Достаём руками крыши.

На два счета поднялись, три – четыре - руки вниз.

В: Ребята, зайчик играл в пирамидку и рассыпал её, а собрать не может. Давайте поможем ему. Вот у меня есть пирамидка. С чего мы начнём? Какие детали нам понадобятся? Давайте построим.

Башенка

Цели:

- учить строить простейшие постройки;

- формировать бережное отношение к конструктору;

Оборудование: иллюстрация с изображением башенки, образец, игрушки, наборы деталей конструктора.

В: Посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? Какие игрушки лежат у меня на столе? (пирамидки, башенки).

Чтение стихотворения А. Барто «Игрушки»

Физминутка: (см. занятие «Пирамидка»)

В: Ребята, лисичка строила башенку и рассыпала её, а собрать не может. Давайте поможем ей. С чего мы начнём? Какие детали нам понадобятся? Давайте посмотрим.

Декабрь

«Здравствуй, лес!» (см. схему 2)

Цели: познакомить с некоторыми видами деревьев, растущих в лесу, научить различать деревья.

Оборудование: стихотворения  И. Токмаковой о деревьях, иллюстрации леса и деревьев (дуб, ель, сосна, осина, ива), аудиозапись звуков леса, наборы деталей конструктора.

В: Ребята, посмотрите на картинку. Что на ней нарисовано? (лес)

В: Что растет в лесу? (деревья)

В: Знаете ли вы, какие деревья растут в лесу?

Чтение стихотворения:

В лесу растут растения:

Ягоды, грибы,

Разные деревья, травки и кусты.

Физминутка:

Ветер тихо клен качает.          (Дети поднимают руки вверх, качают ими вправо, влево).

Вправо, влево наклоняем,

Раз – поклон, два – поклон,   (Заводят руки за голову, делают наклоны вправо, влево).

Зашумел листвою клён.         (Качают руками).

В: Ребята, садитесь на места. Сегодня мы с вами будем строить деревья, а когда вы все построите, у нас получится целый лес. Посмотрите образец, какого цвета конструктор  нам понадобится? Давайте посмотрим.

(Во время работы включена аудиозапись звуков леса. Педагог помогает детям, у которого возникли трудности). По окончании работ все деревья ставятся на стол, и дети их рассматривают.

Мы в лесу построим дом (см. схему 3)

Цели:

- развивать творческое воображение;

- учить подражать звукам и движениям персонажей (медведя, лисы, зайца);

- учить строить дом.

Оборудование: игрушки (медведь, лиса, заяц), наборы деталей конструктора.

На столе игрушки зверей.

В: Ребята, что вы видите на столе?

В: Ребята, эти звери бедные и несчастные, потому что у них нет жилища. Давайте построим для них домики.

Чтение стихотворения:

Мы в лесу построим дом

И поселим в доме том

Мишку косолапого, заиньку мохнатого, лисоньку хвостатую.

В: Посмотрите, какой домик у меня построен. Давайте сделаем такие же для зверей. Возьмите конструктор и начнем.

В: Кого вы хотите поселить в доме?

В: Лисичка рыжая, пушистая, с большим хвостом. Посмотрите, как ходит лисичка. Ребята, покажите как она ходит. Она заметает хвостом следы, чтобы спастись от охотников. Послушайте, какие звуки издает лиса. (звучит аудиозапись).

Мишка огромный, бурый, косолапый, неуклюжий. Он ходит вот так. Покажите, как он ходит. Послушайте, какие звуки издаёт медведь.

Зайчик, маленький, длинноухий, пушистый. Он сидит под сосной, как столбик и прислушивается. Зайчик грызёт морковку и капусту вот так: «хрум – хрум». Покажите, как зайчик грызёт морковку.

Поселим зверюшек в наши домики. А потом они будут ходить друг к другу в гости.

Январь

Мебель для комнаты (см.схему 4)

Цели:

- развивать способность выделять в предметах их функциональные части;

- учить анализировать образец.

Оборудование: наборы игрушек «Комната куклы» и деталей конструктора.

Кукла Аня: Здравствуйте, ребята, меня зовут Аня, я хочу показать вам мою комнату. (Приглашает к столу.) посмотрите, какая у меня мебель стоит. Назовите предметы мебели.

Дети называют, кукла Аня показывает карточку с изображением квадрата.

К. Аня: Что здесь нарисовано? (Квадрат.)

К. Аня: Найдите в конструкторе квадрат.

Кукла Аня показывает карточку с изображением прямоугольника.

К. Аня: Как называется фигура? (Прямоугольник.)

К. Аня: Найдите прямоугольник.

Показывает, как строить стол, обращает внимание на способ соединения деталей (наложение).

К. Аня: А теперь построим стул и кроватку.

По окончании работы кукла Аня хвалит детей и прощается.

Мостик через речку

(см. схему №9)

Цель:

- учить строить мостик, точно соединять строительные детали.

Оборудование: куколки, образец мостика, наборы деталей конструктора.

Появляется лисичка.

Л: Ребята, давайте построим мостик, и тогда лисичка сможет перейти по нему через речку. Посмотрите, какой у меня мостик. Сколько у него ступенек? Каждая ступенька выше предыдущей на одну деталь. Какую деталь мы возьмём первой, покажите. Какую потом? Постройте мостик так же, как я.

По окончании работ Лисичка сравнивает постройки с образцом, хвалит детей.

Л: Молодцы, ребята, теперь я смогу перейти через речку.

Детям раздаются игрушки, и постройки обыгрываются.

ФЕВРАЛЬ

Построим загон для коров

Цели:

- закреплять понятия «высокий», «низкий»;

- учить выполнять задания по условиям;

- развивать творчество, воображение, фантазию.

Оборудование: наборы деталей конструктора.

В: кто из вас знает, что это за профессия фермер? У фермера большое хозяйство, много земли. Есть коровы, козы, овцы, свиньи, домашняя птица – куры, утки, гуси.

Ребята, сожмите руку в кулак, а первый и четвертый палец не сжимайте. Посмотрите, как делаю я.

Воспитатель выставляет на стол фигурки животных и читает стихотворение.

Кошечка идет, песенку поет:

- Мяу-мяу, мышку я поймаю.

Козочка идет, песенку поет:

- Ме-е, ме-е, дайте травку мне.

Коровка идет, песенку поет:

- М-у-у-у, молока кому?

Лошадка идет, песенку поет:

- И-го-го, и-го-го,

Возить грузы нелегко.

Воспитатель говорит детям, что кошка, коза, корова, лошадь – домашние животные, которые живут с человеком и приносят ему пользу.

Физминутка (см. занятие «Пирамидка»)

В: Ребята, к нам в гости пришла корова и просит построить ей загон, чтобы она гуляла в нём, но не смогла перепрыгнуть через высокий забор и убежать в лес. А для телят сделайте низкий, чтобы им не было темно.

Дети делятся на подгруппы и строят высокие и низкие заборы.

В: Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Корова осталась довольна и телята тоже, им светло и уютно.

Грузовая машина

(см. схему 10)

Цели:

- учить создавать простейшую модель грузовой машины;

- выделять основные части и детали.

Оборудование; грузовая машина, образец постройки, наборы деталей конструктора.

В: Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о чем оно.

Вот огромный грузовик!

Я водить его привык,

Грузы я вожу на нём,

Если где-то строят дом.

Всем машинам он машина –

Настоящая махина!

Возит кирпичи, песок,

Он бы гору сдвинуть мог!

Дети отвечают.

В: Ребята, вы догадались, что сегодня мы с вами будем строить?

Правильно, машину – грузовик. Какие бывают грузовые машины? Посмотрите, какая у меня машина. Назовите её основные части: мотор, кабина, кузов, колеса.  Ещё у меня есть другая машина, сделанная из конструктора. Какие здесь основные части, давайте построим такую же машину.

МАРТ

Машина с прицепом

(см. схему 11)

Цели:

- учить строить машину с прицепом;

- развивать навыки конструирования.

Оборудование: модель и схема грузовой машины, грузовая машина с прицепом из конструктора.

В: Ребята, к нам пришёл зайчик, он говорит, что лисичка выгнала его из дома, он хочет попросить вас  помочь ему построить новый дом. У  его друга Ёжика есть много кирпичиков, которые пригодятся зайчику для постройки дома, только они тяжёлые и их нужно перевезти на грузовой машине. Давайте поможем зайчику, построим грузовые машины и быстро перевезём все кирпичи.

Демонстрация грузовой машины. Показ как построить машину из лего – конструктора.

Пожарная машина

Цели:

- познакомить с профессией пожарного;

- учить строить пожарную машину.

Оборудование: пожарная машина, образец машины из конструктора.

Чтение потешки: «Тили-тили – тили –бом, загорелся Кошкин  дом».

В: Ребята, а вы знаете, что настоящие пожары тушат пожарные и у них для тушения есть специальная машина.

Демонстрация пожарной машины.

В: к нам пришла Лисичка, она говорит, что в волшебном лесу случился пожар и нужно срочно его потушить. Только одна машина не справится, давайте сделаем много пожарных машин и быстро потушим пожар.

Воспитатель демонстрирует, как построить машину из лего.

Дети выполняют работу, обыгрывают постройки.

АПРЕЛЬ

Детская площадка

Цели:

- показать детскую площадку;

- построить песочницу, лесенки.

Оборудование: наборы лего-конструктора, образец, игрушечные человечки.

В: Ребята, где вы гуляете на прогулке? (На детской площадке).

В: Что там находится? (Горка, лесенка, песочница).

В: Ребята, к нам пришли гости, у ребят тоже есть детская площадка, только на ней нет песочницы и лесенки. А ребятам так хочется сделать куличики и пирожки из песка. Поупражняться на лесенке. Поможем им?

На нашем участке песочница квадратная, давайте и для наших человечков построим песочницу, чтобы они могли сделать куличики. Еще мы сделаем для них лесенки.

Посмотрите образец, какого цвета детали конструктора нам нужны. (Красные, жёлтые, зелёные, синие).

Теперь давайте сначала построим песочницу.

Ракета

Цели:

- рассказать о космосе;

- учить строить ракету.

Оборудование: картинки, образец, наборы деталей конструктора, игрушка Лунтик.

В: Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл. (Лунтик). Вы знаете, что Лунтик прилетел к нам с Луны. Он очень соскучился по своим родным и хочет полететь к ним в гости. Но только на Луну  на самолёте не долететь, нужна ракета, давайте построим для Лунтика ракету, чтобы он смог повидать своих родных.

Давайте вместе построим ракету.

МАЙ

Вольер для тигров и львов

(см. схему 15)

Цели:

- учить всем вместе строить одну поделку.

Оборудование: набор лего – конструктора, игрушечные животные.

В: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в зоопарк. Давайте посмотрим, какие звери живут в зоопарке.

Ой, ребята, посмотрите, в вольере у львов какой-то переполох, давайте спросим, что там случилось?

Лев: У нас недавно был ураган, (ураган - это очень сильный ветер, давайте покажем, как дует сильный ветер). Ветер сломал наш вольер, помогите нам построить новый, пока все львы не разбежались.

В: Вот конструктор один на всех. Сначала посмотрите, как нужно построить. Какие детали нам нужны? Кто начнет первым? Кто будет помогать, Львы заждались, давайте начнем.


Список литературы

  1. Фешина Е.В. Лего – конструирование в детском саду – М.: ТЦ Сфера, 2012;
  2. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструирования LEGO). М., 2001.
  3. Конструируем, играем, учимся: Учеб. пособие. М., 1996
  4. Шайдурова Н.В.  Развитие ребенка в конструктивной деятельности. М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа вариативной части по математике детей младшей группы «Веселый счет»

laquo;Весёлый счёт» является программой интеллектуальной направленности.Программа разработана на основе программы и методических рекомендаций Н.А. Аранова – Пискарёва «Формирование ...

Конспект НОД по лего-конструированию во 2-й младшей группе " Гараж"

Развитие способностей  детей к наглядному моделированию через лего-конструирование....

Конспект НОД по лего-конструированию во 2-й младшей группе " Зоопарк"

Познакомить детей с зоопарком и его обитателями, побуждать детей к строительству зоопарка для животных....

Конспект НОД по лего-конструированию во 2-й младшей группе "Теремок"

Учить детей строить дом из лего-конструктора....

Перспективный план по дополнительной образовательной программе по лего-конструированию «Лего-мастер» в средней группе

Перспективное  планирование  по дополнительной образовательной программе по лего-конструированию «Лего-мастер»....

Конспект открытого занятия по ЛЕГО-конструированию во 2-й младшей группе тема: «Домик для четвероногого друга».

Конспект занятия по Лего-конструированию во второй младшей группе, на котором дети продолжают знакомиться с деталями Лего-конструктора, закрепляют их название, цвет, способ работы с ними.Закрепляют на...

Проект по лего - конструированию «Ёлочка» для детей младшего дошкольного возраста

Актуальность проекта: Дошкольное воспитание – это возрастной период формирования образных форм сознания. Одним из таких средств обучения в настоящее время, являются конструкторы LEGO.L...