О художественном труде
статья по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) на тему

Караблинова Тамара Анатольевна

Рекомендации для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_hudozhestvennom_trude.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое художественный труд детей?

  Художественный труд – это деятельность, основанная на интересе к освоению навыков работы с разными материалами и организованная в уголке труда.

Виды художественного труда дошкольников

1. Работа с тканью и нитками

  • декоративная аппликация;
  • плетение;
  • ткачество;
  • изготовление панно;
  • изготовление одежды для кукол;
  • изготовление объемных игрушек;
  • изготовление деталей для игр, театральных представлений;
  • изготовление сувениров.

2.Работа с природным материалом

  • изготовление мелких и крупных скульптур:
  • создание декоративных коллажей;
  • изготовление панно из засушенных листьев, цветов, соломки;
  • изготовление объемных композиций из сухих растений;
  • плетение изделий из прутьев;
  • составление букетов из сухих и живых цветов.

3. Работа с бумагой и картоном

  • аппликация из разнофактурной бумаги;
  • аппликация из бумаги в сочетании с тканью, природным материалом;
  • изготовление декоративных панно;
  • изготовление объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления группы, праздников и развлечений;
  • изготовление сувениров;
  • изготовление макетов кукольных комнат и мебели для них.

4.Работа с деревом

  • поделка и сборка деревянных игрушек;
  • изготовление сувениров;
  • изготовление мелкой скульптуры с применением элементов природного материала;
  • изготовление кукольной мебели.

5.Работа с глиной и солёным тестом

  • создание декоративных украшений;
  • изготовление плоскостных и объемных изображений предметов;
  • создание панно для украшения группы;
  • изготовление игрушек – сувениров;
  • изготовление сюжетных скульптур;
  • изготовление кукольной посуды;
  • изготовление поделок для сюжетно-ролевых игр.

6.Работа с бросовым материалом

  • изготовление пособий для занятий из жестяных банок, использованных фломастеров;
  • изготовление подарков и сувениров из пластиковых флаконов;
  • изготовление элементов декора из разных материалов.

7.Работа с искусственными материалами

  • вязание и плетение из синтетической пряжи, полимерной плёнки, декоративной тесьмы, целлофанированной проволоки;
  • изготовление декоративных украшений и предметов быта;
  • изготовление игрешек и сувениров из синтетического лоскута, меха,поролона, пенопласта.

Значение художественного труда

   Художественный труд расширяет представления детей о свойствах разнообразных материалов, способах изготовления изделий из них, совершенствует их умение внимательно вглядываться в различные предметы и явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок.

   Изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий, и если вначале неточными движениями он мог повредить материал или уже готовое изделие, то впоследствии, в процессе систематического труда, детская рука  приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе . Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, гибкости и точности в выполнении действий, совершенствованию координации движений. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений.

  Большое влияние художественный труд  оказывает на умственное развитие ребёнка,его мышление.Если проследить путь изготовления поделки, то можно заметить, что вначале дети рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем, после освоения этого процесса, работа усложняется - детям показывают рисунок или фотографию изготовляемой игрушки и они обсуждают способы выполнения и, наконец, они без предварительного анализа изготавливают поделку по заданию или собственному замыслу. Одновременно дети знакомятся с разнообразными  видами материалов, их свойствами и происхождением.

   Занимательность работы по изготовлению игрушек, панно, деталей декораций и т. д. Способствует развитию внимания -  повышается его устойчивость, формируется направленность внимания. Например, во время изготовления фигурки собачки, надо  предложить внимательно посмотреть, где надо делать отверстия для лап ( они должны быть симметрично расположены по отношению друг к другу, не слишком высоко, но и не низко, чтобы были как настоящие), как прикрепить голову и остальные детали.

   Работа с природным, бросовым материалом в большой мере удовлетворяет любознательность детей. В этой работе всегда есть новизна,творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

   Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления поделки, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития Сколько искренней радости, восторга приносят малышам замысловатые поделки из ракушек, рогоза, картона, коробок, баночек и бутылочек. Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный цыплёнок, сделанный из поролона – ведь он сделан собственными руками. Эти эмоции являются важным стимулом воспитания в них трудолюбия.

   Труд по изготовлению поделок из разнообразных материалов способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать поделку. Её изготовление требует определённых волевых усилий: когда ребёнок встречается с трудностями в процессе работы, ему приходится самостоятельно принимать решение. Иногда ему не удаётся сразу принять правильное решение - подобрать шишку нужной формы для создания фигурки, хорошо сложить лист бумаги или осуществить способ соединения частей.Он может пробовать сделать это несколько раз, и лишь потом обратиться за помощью к взрослому. Под руководством вхрослого ребёнок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. При этом у него формируется целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

   В художественном труде детей есть реальные возможности формировать у них контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок, дети встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.

   Труд по изготовлению игрушек и поделок может быть как коллективным, так и индивидуальным.Как и взрослым, коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, чёткой организацией. Здесь особенно важно, чтобы дети понимали результативность коллективного труда, осознавали его ценность, преимущество.Желательно использовать разнообразные формы коллективной работы детей для формирования у них умения планировать свою деятельность с учётом общей цели, умений распределять операции. Большое влияние коллективный труд труд оказывает на формирование у детей зачатков коллективизма, дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества. Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых, всё более сложных поделок. Индивидуальный подход в работе над поделками используется в двух случаях: если ребёнок затрудняется в усвоении приёмов работы с тем или иным материалом, бывает так, что дополнительный показ, подсказка, незначительная помощь со стороны взрослого или сверстника направляет ребёнка на правильное решение проблемы. А также в случае, если ребёнок быстро усваивает знания о свойствах материалов, их применении, навыков работы с ними. Тут целесообразно давать более сложные задания, отличающиеся от тех, чем занимаются другие. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса, работа с разнообразным материалом становится эффективным средством гармоничного развития детей.

Задачи художественного труда

  •  Формирование нравственно-волевых качеств – прилежание, умение преодолевать трудности,  планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца.
  • Знакомить с разнообразными материалами, их свойствами. Развивать навыки работы с этими материалами.
  • Развивать творческие способности, воображение, изобретательность, глазомер.
  • Развивать умение самостоятельно определять и реализовывать замысел, умение подбирать материал соответственно замыслу.
  • Учить различать в причудливых очертаниях природного материала знакомые предметы создавать образы.
  • Добиваться выразительности и образности через цвет, форму, качество материалов.
  • Знакомить детей с рабочими инструментами и правилами обращения с ними.
  • Учить бережному и целесообразному использованию материалов в работе.
  • Воспитывать навыки совместного труда, умения договариваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты НОД. Художественное творчество: художественный труд

Обучать детей основным видам шитья.Познакомить с разнообразными видами шва.Учить пришивать пуговицы и вышивать.Изготавливать сувениры к праздникам.Знакомить детей с видами и свойствами тканей....

НОД Художественное творчество: художественный труд

Обучать детей основным видам шитья.Познакомить с разнообразными видами шва.Учить пришивать пуговицы и вышивать.Изготавливать сувениры к праздникам.Знакомить детей с видами и свойствами тканей....

Интегрированная непосредственно организованная образовательная деятельность. Образовательная область ,, Труд". Художественный труд. Тема ,, Осенние листья" ( техника квиллинг). Подготовительная группа.

Бумагокручение или квиллинг -- очень простой  и красивый вид ремесла, не требующий больших затрат. Приемы работы в данной технике очень просты и доступны детям для понимания. Развивает мелкую мот...

НОД в подготовительной группе «Город мастеров». Интеграция образовательных областей «Безопасность», «Художественный труд», «Чтение художественной литературы», «Музыка»

НОД в подготовительной группе «Город мастеров». Интеграция образовательных областей «Безопасность», «Художественный труд», «Чтение художественной литературы», «Музыка»...

Конспект интегрированной НОД (художественная литература и художественный труд) в подготовительной группе на тему: "Перелётные птицы"

Данный конспект интегрированной НОД  проведён в подготовительной группе с целью : Создать композицию "Птицы". Задачи: Познакомить со стихотворением Плещеева А.Н.  "Дети и птичка"; учить дете...