Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Немытова Ирина Васильевна

В статье рассматриваются методические приемы обучения технике оригами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами.

Немытова Ирина Васильевна воспитатель, МДОУ детский сад комбинированного вида № 63 г. Орла

Актуальность использования оригами в образовательном процессе ДОУ в первую очередь связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Техника оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того, для детей младшего возраста тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами. У старших дошкольников тренировка пальцев подготавливает руку к письму.

Результативность любой образовательной деятельности во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог. Роль методических приемов, как показывают многие исследования, особенно важна в развитии мышления и познавательной деятельности детей. Среди разнообразия методических приёмов особую значимость имеют организационные, т. к. именно этими приёмами мы направляем внимание, восприятие и работу детей.

На наш взгляд, использование педагогом в обучении технике оригами эффективных методических приёмов, позволяет организовать деятельность в соответствии с принципом интеграции образовательных областей, определённым Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Одним из таких приёмов может быть «объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры». В оригами этот приём используется для устранения затруднений детей при точном совмещении противоположных углов или сторон фигур. Воспроизведение действий, показанных взрослым, не является для дошкольника простой механической операцией. При слабой еще координации мелкой мускулатуры, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ребенка известного волевого и мыслительного напряжения. На углах (сторонах) квадрата-заготовки, которые будут совмещены, педагогом заранее наносятся символы-ориентиры (божья коровка и цветок, бабочка и листок и др). Детям предлагается «помочь бабочке сесть на цветок» и т.п.

Используя данный методический приём, мы не только помогаем ребёнку научиться выполнять складывание заготовки аккуратно, точно совмещая противоположные углы и стороны, но и развиваем способность, переносить данное действие для решения образовательных задач в ходе самостоятельной деятельности детей:

  • трудовой (сервировка стола при дежурствах по столовой в группе, помощь родителям дома; развитие навыков самообслуживания: аккуратно складывать одежду при раздевании).
  • сюжетно-ролевых или дидактических игр (изготовление конвертов,

писем для игр «Семья», «Почта», чебуреков, пирожных для игры «Кафе» и т.п.).

Ещё одним примером эффективного методического приёма, используемого в обучении технике оригами, может быть - выполнение действий с детьми с проговариванием. Используется с целью развития умения детей комментировать выполняемые, предполагаемые действия или их результаты. Педагог, обращаясь к детям, называет последовательно все действия для выполнения фигуры и задаёт по ходу работы вопросы. Взрослый должен способствовать тому, чтобы дети отвечали полными предложениями.

Систематическое использование этого приёма способствует решению задач раздела «Коммуникация»: развивает у детей как диалогическую речь в контексте выполнения определённой деятельности, так и грамматическую сторону речи - пользование простыми и сложными синтаксическим конструкциями; формирует культуру общения: умение слышать собеседника, не перебивать говорящего. Данный методический приём помогает педагогам осуществлять на практике дифференцированный подход детям: учесть уровень речевого развития детей; те моменты, которые надо корректировать или отрабатывать у того или иного ребёнка и с этой целью по-разному формулировать вопросы, обращаясь к своим воспитанникам.

Таким образом, рассмотренные выше методические приёмы (их перечень можно продолжить), дают возможность решать задачи различных образовательных областей, и их может использовать в работе воспитатель даже не владеющий глубоко техникой оригами. Владение разнообразными методическими приемами, умелое их сочетание, свидетельствует о педагогическом мастерстве педагога, служит показателем качества его работы.

Изготовление различных поделок из цветной бумаги - увлекательное занятие для детей дошкольного возраста. Педагогам следует использовать развивающие возможности этого вида детской деятельности, эффективно использовать приёмы руководства ею.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами"

Тема Мастер-класса  «Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами». Актуальность  использования  оригами  в образовательном процессе в первую очередь конечно-же связа...

Учебно - методическое пособие для педагогов по теме:" Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"

Мастер - класс для воспитателей районного уровня по теме: " Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"Предоставленный материал: конспект мастер класса и презентация...

Консультация для воспитателей «Особенности обучения дошкольников технике оригами в ДОУ»

Путем складывания бумаги по типу оригами можно получить различные поделки животных, птиц, цветов, предметов....

СТУДИЯ «Волшебный квадратик» «Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами»

СТУДИЯ «Волшебный квадратик» «Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я поделюсь своим педагогическим опытом по...

Мастер - класс для педагогов "Методические приемы обучения дошкольников технике "оригами""

Цель: оказание практической помощи педагогам при обучении дошкольников технике оригами.Задачи:- создать творческую атмосферу;- обучить методическим приемам для обучения дошкольников технике оригами;- ...

Методические приемы обучения детей технике оригами

Методические приемы обучения детей технике оригами...

Мастер-класс "Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению техники оригами в работе с дошкольниками...