НОД в старшей группе Традиционная народная кукла-оберег Веснянка
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Традиционная народная кукла-оберег

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesnyanka.docx13.18 КБ

Предварительный просмотр:

Традиционная народная кукла-оберег

« Из всех существующих в мире загадок

тайна куклы — самая загадочная;

без понимания сущности куклы

невозможно понять и человека »

М.Е. Салтыков — Щедрин.

Цель: Прививать детям интерес к русской культуре посредством создания народной куклы «Веснянка»

Задачи: 

Образовательная: научить изготавливать народную куклу.

Развивающая: развивать познавательный интерес детей к народному искусству, его истории; активизировать творческий потенциал обучающихся. 

Воспитательная: прививать уважение к русским традициям и обычаям, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.

Материалы и оборудование:

  • Лоскут светлой ткани 12х18см – для основы куклы
  • Вата (синтепон, ветошь) – для набивки головы
  • Прямоугольник пестрой ткани 12х7 см – для ручек
  • Прямоугольник яркой цветной ткани 10х18 см – для платья
  • Небольшой лоскуток для фартука
  • Нитки шерстяные яркого цвета — для волос
  • Нитки для перевязывания — ирис или мулине
  • Атласная тонкая ленточка

Раздаточный материал:

  • Схемы последовательной работы
  • Заготовки материала
  • Ленты на голову

Ход занятия

I. Организационный момент:

 Я рада приветствовать вас на занятии.  За окном такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку, а давайте  возьмемся   за руки, все вместе улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки.

Спасибо за прекрасные улыбки. Мотивационный настрой: тренинг «Подари улыбку»:

– Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие в прошлое. Нужно завязать ленты на голову, закрыть глазки и произнесем таинственные слова: «Раз, два, три -  прошлое  приди»! И мы окажемся в далеком прошлом. Ну что, отправляемся?!

– Я рада приветствовать вас в далекой стране прошлого!

А теперь отгадайте о  какой игрушке говорится в загадке?

Платья носит, 
Есть не просит, 
Всегда послушна, 
Но с ней не скучно. 
(Кукла)

- Правильно.

А сейчас мы с вами поиграем - Ребята, куклы-обереги, что находятся внутри этого сундучка, вам уже знакомы, изготовили мы их на прошлых занятиях. Давайте, вспомним их и расскажем о значении каждой куклы.( Педагог достает из сундучка куколку, а дети называют её (у каждой куклы-оберега есть своё имя) и рассказывают о ней. 

Кукла кувадка Народная славянская тряпичная кукла — кувадка – первая кукла, встречавшая только что родившегося младенца на пороге этого мира. Служила она для того, чтобы обмануть злые вредоносные силы, отвлечь их от роженицы и только появившегося на свет дитятки. А «играть» с этими куколками — кувадками, отвлекать на себя внимание нечистых духов должен был отец ребенка. А уже после рождения кувадки (конечно, вновь сделанные) становились первыми игрушками малыша. Их подвешивали над люлькой ребенка, как сейчас подвешивают разные модули и гирлянды из погремушек. Считалось, что число таких тряпичных кукол должно быть обязательно нечетным. Иначе куклы могут стать не только бесполезными, но даже и вредоносными.Когда ребенок подрастал, то из оберега кувадка превращалась в игрушку.

Кукла крупеничка  Крупеничка — славянская обережная кукла, притягивающая в дом достаток и богатство. Основным ее символом является крупа, которая означает хороший урожай и прибыль. Крупеничку традиционно делали без лица, как и остальных обрядовых кукл на Руси.

Кукла  травница  Кукла Кубышка традиционно наполняется различными травами, которые укрепляют здоровье человека, успокаивают его, оказывают антибактериальное действие. Такой оберег всегда находился у постели больного, так как считалось, что Травница поможет человеку вернуть здоровье.  Травница Кубышку часто давали детям. Считалось, что чем больше ребенок будет играть с берегиней, тем крепче будет его здоровье.

Мы с вами продолжим знакомство с куклами-оберегами и сейчас мы посмотрим фильм о народной кукле. (Просмотр фильма)

Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной куклой. (презентация о кукле «Веснянка»)Посмотрите на экран. Какую куклу мы сегодня будем делать. Это Веснянка.

- Как вы думаете, почему она так называется? Название куклы происходит от слова весна. Веснянка символ красоты и молодости - это веселая, задорная кукла. Когда приходила весна, девушки делали такую куклу и радовались вместе с ней теплому солнышку, пению птиц. Ростом куколка – с ладошку, а сколько в ней силы, радости. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета, ведь изображала она не человека, а Дух пробуждающейся природы. Таких кукол девушки дарили друг другу.
Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть обаятельной и привлекательной.

Веснянки начинали делать с 14 марта. С этим днем связывались особые приметы. Считалось, что Веснянка хранит ключи от весенних вод, и если захочет, то пустит воду, а нет – так и задержит, либо морозы напустит. Начало весенних ветров тоже ассоциировалось с 14-м марта, поэтому Веснянку прозвали еще и Свистуньей.

Народная тряпичная кукла Веснянка, как и большинство традиционных кукол, имеет много разных обличий, изменялась не только от губернии к губернии, но и от деревни к деревне.

Кукла Веснянка – это русская народная тряпичная кукла закрутка. Если западные и южные славяне – болгары, украинцы, молдаване – делали весенние куколки —мартинички к 1 марта, то куклы веснянки – именно русская традиция. Создавали их не к началу календарной весны, а к Пасхе.  В некоторых областях жизнь этой куклы – один день. Как только веснянка испачкается, истреплется, то ее сжигали. А, иногда веснянки не сжигали, а развешивали кукол на деревья. У веснянок делали специальную петельку, чтобы дети могли одеть ее на пальчик. Как и другие русские куклы-скрутки веснянки делали из мелких обрезков, лоскутков. Но для веснянки брали  лоскуты особенно ярких весенних расцветок.

Веснянка с косой родом с Урала. А самая большая ее особенность – очень яркая коса. Может быть, это уральские самоцветы бросили на нее такой отблеск. А, может, вдохновила на многоцветье уральских девушек сама Хозяйка медной горы – вечно живущая и нестареющая хранительница земных недр. Ведь и кукла Веснянка делалась для того, чтоб дольше сохранить молодую силу, красоту, здоровье.

Сделать такую игрушку очень просто. Главное - иметь желание и немного времени. 

2.Практическая часть.

Исследование:

– Сейчас внимательно рассмотрите образец куклы и скажите мне, какие материалы и инструменты нам понадобятся?  (Ответы детей: «Ткань, нитки, синтнпон, ножницы.»)

Подготовка к практической части:  

Итак, для изготовления этой куклы вам понадобится:

  • Лоскут светлой ткани 12х18см – для основы куклы
  • Вата (синтепон, ветошь) – для набивки головы
  • Прямоугольник пестрой ткани 12х7 см – для ручек
  • Прямоугольник яркой цветной ткани 10х18 см – для платья
  • Небольшой лоскуток для фартука
  • Нитки шерстяные яркого цвета — для волос
  • Нитки для перевязывания — ирис или мулине
  • Атласная тонкая ленточка

Но самое главное – это ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ в процессе творения!

Техника безопасности:

Прежде чем приступить к работе, давайте повторим технику безопасности. Вспомните правила безопасной работы с ножницами. 

– А сейчас можно приступить к практической работе.

Идет практическая часть занятия. (Используются технологические карты. Во время работы тихо звучит народная музыка.)

А теперь немного отдохнем. . Проводится   физминутка 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

-Идем в магазин за тканью.

-отмеряем ткань в магазине;

-отрезаем;

-сматываем ткань в рулон;

-раскладываем ткань на столе (РАЗГЛАЖИВАЕМ);

-портняжными ножницами режем ткань;

-шьем (волны):

-кружимся перед зеркалом;

-бежим похвалиться маме;

Физкультминутка для глаз:
Мы глазами поколдуем.
Круг огромный нарисуем!
Нарисуем мы окно
И большущее бревно.
Нарисуем лифта бег:

Глазки вниз, глазки вверх!
Все зажмурились: раз-два!
Закружилась голова.
Мы глазами поморгали,
Вмиг гирлянды засверкали.
Смотрим прямо и вперёд –
Это мчится самолёт…
Раз моргнули, два моргнули –
Наши глазки отдохнули!

– А теперь потрем ладошки!  Чувствуете сколько тепла в наших руках, сколько энергии? Теперь тепло наших рук и нашу положительную энергию мы передадим нашим куклам.

-Продолжаем работу.

-Ну вот и готова наша кукла!

IV. Заключительная часть занятия.

Самоанализ:

– Ребята, давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.

Вот все куколки подружки.

Не похожи друг на дружку.

В сарафанах распрекрасных

Эти куклы наши!

Рефлексия:

– Ребята, посмотрите у нас расцвел весенний цветок.

Давайте все вместе украсим его. Перед вами лежат бабочки: красные желтые и синие. Если вам все понравилось прикрепите на цветок красную бабочку, если не совсем все понравилось -желтую, если все не понравилось – синюю.

Спасибо, наше занятие окончено.

Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магической.

До свидания!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по теме "Тряпичные куклы. Традиционная народная кукла-оберег".

Цель: Добиться понимания основных художественных качеств народной культуры на примере народной игрушки.Задачи: познакомится с истоками, условиями бытования; технологией изготовления и художе...

Конспект Мастер-класса Изготовление тряпичной народной куклы-оберега «На счастье» Тема: «Изготовление тряпичной куклы-оберега Ангела».

НАЗНАЧЕНИЕ: Кукла АНГЕЛ предназначена для украшения новогодней ёлки,а также в качестве подарка на РОЖДЕСТВО....

Мастер - класс для родителей Тряпичная кукла. Традиционная народная кукла-оберег"

Познакомить с технологией изготовления народной куклы....

Мастер-класс «Традиционная народная кукла-оберег для счастливого материнства» для родителей и детей на День матери.

Мастер-класс«Традиционная народная кукла-оберег для счастливого материнства» для родителей и детей на День матери. Цель: Создание традиционной славянской обережной куколки на счастливое ма...

План-конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Знакомство с куклой-оберегом»

Конспект содержит описание занятия совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Знакомство с куклой-оберегом»...

Конспект занятия в старшей группе по теме: «Куклы - обереги для Золушки».

Познавательное занятие с элементами продуктивной деятельности....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (конструирование из ниток) «Традиционная народная кукла-оберег «Мартиничка»»

Формирование у детей интереса к культуре своего народа через создание народной куклы «Мартиничка»...