Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (конструирование из ниток) «Традиционная народная кукла-оберег «Мартиничка»»
план-конспект занятия (старшая группа)

Березина Людмила Ивановна

Формирование у детей интереса к культуре своего народа через создание народной куклы «Мартиничка»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе

(конструирование из ниток)

«Традиционная народная кукла-оберег «Мартиничка»»

                                       

                                                                         Подготовила и провела: воспитатель

                                                                         1 квалификационной категории                        

                                                                         Березина Л.И.

г.о. Солнечногорск

2022г.

Цель:  формирование у детей интереса к культуре своего народа через

создание народной куклы «Мартиничка»

Задачи: 

Образовательные: 

  • Познакомить детей с процессом изготовления поделок из нового для них материала – ниток;
  • помочь освоить способ создания основы для любой поделки – накручивание нити на картон и перевязывание мотка в нескольких места;
  • учить делать из основы из ниток  народную куклу.

Развивающие: 

  • развивать познавательный интерес детей к народному искусству, его истории;
  • активизировать желание детей на создание художественного образа; 
  • развивать мелкую моторику рук;

Воспитательная: 

  • прививать уважение к русским традициям и обычаям.

Материалы и оборудование:

  • Нитки шерстяные(для вязания) яркого цвета — для волос, туловища, рук;
  • Нитки для перевязывания — ирис или мулине;
  • Картон для намотки длиною 10см для рук, 24 см- туловище, 12см-  

волосы -  на каждого ребенка;

  • Атласная тонкая ленточка

Ход занятия

1. Организационный момент:

Воспитатель: Я рада приветствовать вас .  За окном такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку, давайте  возьмемся   за руки, все вместе улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки.

Спасибо за прекрасные улыбки. 

- Ребята! Посмотрите! Что за новая игрушка стоит на нашей полке? (обратить внимание детей на сундучок)

Как вы думаете для чего нужен сундук?  (ответы детей.)

Воспитатель: В Далеком прошлом у людей не было шкафов и в сундуках хранили вещи и различную утварь. Они были и большие, и маленькие.  Как вы думаете, что хранили в большом сундуке? А в маленьком? (ответы детей) Интересно, что храниться в этом сундучке? (воспитатель приоткрывает сундучок, сама заглядывает).  Я знаю, что там! Сейчас я загадаю загадку и вы узнаете, что лежит в сундучке

Платья носит, 
Есть не просит, 
Всегда послушна, 
Но с ней не скучно. 
(Кукла)

- Правильно. Только они не простые – это куклы-обереги. Мы  с вами уже беседовали о них. Давайте, вспомним и расскажем о значении каждой куклы. Педагог достает из сундучка куколку, а дети называют её (у каждой куклы-оберега есть своё имя) и рассказывают о ней. 

Кукла кувадка . Народная славянская тряпичная кукла — кувадка – первая кукла малыша. Их подвешивали над люлькой ребенка, как сейчас подвешивают разные модули и гирлянды из погремушек. Считалось, что число таких тряпичных кукол должно быть обязательно нечетным. Иначе куклы могут стать не только бесполезными, но даже и вредоносными. Когда ребенок подрастал, то из оберега кувадка превращалась в игрушку.

Кукла крупеничка   Крупеничка — славянская обережная кукла, притягивающая в дом достаток и богатство. Основным ее символом является крупа, которая означает хороший урожай и прибыль. Крупеничку традиционно делали без лица, как и остальных обрядовых кукл на Руси.

Кукла  травница (Кубышка)  Кукла Кубышка традиционно наполняется различными травами, которые укрепляют здоровье человека, успокаивают его, оказывают антибактериальное действие. Такой оберег всегда находился у постели больного, так как считалось, что Травница поможет человеку вернуть здоровье.  Травницу Кубышку часто давали детям. Считалось, что чем больше ребенок будет играть с берегиней, тем крепче будет его здоровье.

Кукла Веснянка   Народная тряпичная кукла Веснянка символ красоты и молодости - это веселая, задорная кукла. Когда приходила весна, девушки делали такую куклу и радовались вместе с ней теплому солнышку, пению птиц. Название куклы происходит от слова весна. Ростом куколка – с ладошку, а сколько в ней силы, радости. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета, ведь изображала она не человека, а Дух пробуждающейся природы.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной куклой. Садитесь на стульчики.

 Презентация о кукле «Мартиничка»: Посмотрите на экран. Kуклы  мapтинички, кaк  и вecнянки, дeлaли в мapтe и cимвoлизиpуют  вecну. Иcпoльзoвaлиcь  для пpивлeчeния вecны и кaк oбepeжныe для зaщиты oт нeчиcтoй cилы.  Kукoлoк coздaют 1 мapтa. Mapтинички дapятcя poдным кaк пoжeлaниe дoбpa и здopoвья,   вплeтaли в кocы и вeшaли нa oдeжду для зaщиты oт нeчиcти. Kaк извecтнo, имeннo в мapтe вся нeчиcть нaбиpaeтcя cил и cпocoбнa нaвpeдить людям, вeдь c пpиxoдoм вecны ee влacть нaд миpoм тaeт. Taкиx кукoлoк paзвeшивaют нa плoдoвыx дepeвьяx кaк cимвoл плoдopoдия. Для избaвлeния oт нeгaтивa, пoнocив мapтинички нa ceбe, люди вeшaют кукoлoк нa вeтви дepeвьeв, чтoбы вeтpoм oчиcтитьcя oт злa. Kpoмe тoгo, c пoмoщью мapтиничeк мoжнo гaдaть нa иcпoлнeниe жeлaния. Для этoгo cтoит пpивязaть лялeк к вeткe дepeвa в лecу и ocтaвить нa 2 нeдeли. Чepeз 2 нeдeли пpийти к дepeву и пocмoтpeть, ecли кукoлкa вecит и нe пocтpaдaлa, жeлaниe cбудeтcя. Пoвpeждeниe или иcчeзнoвeниe кукoлoк pacцeнивaeтcя кaк oтpицaтeльный oтвeт в иcпoлнeнии жeлaния. Какую куклу мы сегодня будем делать? Мартиничку. Сделать такую игрушку очень просто. Главное - иметь желание и немного времени. Ребята! Давайте немного разомнемся и приступим к работе.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

По тропинке леший шел, на полянке гриб нашел

Раз грибок, два грибок вот и полный кузовок.

Леший охает, устал, от того, что приседал.

Леший сладко потянулся, а потом назад прогнулся.

А потом вперед прогнулся и до пола дотянулся

Повернулся влево, вправо.

Ай да леший! Браво! Браво!

2. Практическая часть.

Воспитатель: Сейчас внимательно рассмотрите образец куклы и скажите мне, какие материалы и инструменты нам понадобятся?  (Ответы детей: нитки, картон  и ножницы.)

Техника безопасности:

Прежде чем приступить к работе, давайте повторим технику безопасности. Вспомните правила безопасной работы с ножницами. 

– А сейчас можно приступить к практической работе.

Идет практическая часть занятия.

Воспитатель:  Мартиничка сделана на основе способа накручивания нити на основу. Нам нужен толстый моток из ниток. Делаем его, обматывая ниткой самый большой картон много раз. Это будет туловище, голова и платье нашей куколки. Аккуратно снимаем с картона складываем дугой пополам. Аккуратно откладываем в сторонку. Теперь сделаем волосы . Берем картон среднего размера и наматываем желтые нитки. Аккуратно снимем и кладем посередине дуги из ниток (туловище). Закрываем дугу и у нас получились волосы посередине между двумя половинками темных ниток. Теперь отрезаем небольшой кусочек нитки. И перевязываем нитки все вместе, отступая от места сгиба небольшое расстояние. Выворачиваем  темные нитки в обратную сторону. Отрезаем от клубочка ниток небольшую нитку и перевязываем темные нитки отступая небольшое расстояние. Это будет голова куколки. Теперь сделаем ручки. Берем маленький картон и наматываем нитки. Снимаем и перевязываем с двух сторон по краям. Обрезаем нитки по краям, оставляя небольшие «кисточки». Берем заготовку куколки. От места где голова раскрываем нитки деля их на 2 равные части. Между ними кладем  горизонтально ручки, закрываем двумя половинками ниток и снизу перевязываем. Делаем юбочку. Отрезаем нитки снизу. Распушим юбочку. А теперь заплетем нашей куколке косичку и перевяжем ниточкой снизу  Вот и готовы наши Мартинички. (Используются схемы этапов изготовления кукол из презентации о кукле «Мартиничка». Во время работы тихо звучит народная музыка.)

3. Заключительная часть .

Самоанализ:

Воспитатель:  Ребята, давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.

Вот все куколки подружки.

Не похожи друг на дружку.

В сарафанах распрекрасных

Эти куклы наши!

Давайте сейчас повторим:

– Что нового вы узнали сегодня ? (Ответы детей)

– Какую куклу-оберег вы изготовили? (Мартиничку)

– Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении?

– Чему научились? (Ответы детей)

– Где вам это может пригодиться?

(Дети делятся впечатлениями.)

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас веточка выпустила свои первые листочки. Мы можем загадать желание и поставить своих куколок под веточкой.

Подвижная игра «Ручеек»

В стародавние времена, когда люди выполняли любую работу они пели, водили хороводы и играли в различные игры. Давайте представим, что мы живем в Древней Руси. Девочки повяжут ленты на голову, а мальчики кушаки и поиграем в русскую народную игру «Ручеек».

Спасибо, наше занятие окончено.