КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему : “Приобщение к народным истокам.” для воспитанников средней группы
план-конспект занятия (средняя группа)

Виктория Павловна Васильева

 

 

«Народ, который не знает своей культуры

и истории презрен и легкомыслен».

И. М. Карамзин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_priobshchenie_k_istokam.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Цель занятия: знакомство детей с русской деревянной игрушкой- матрешка.

Задачи:

1.Образовательные:

познакомить с русской народной деревянной игрушкой – матрешка.

закреплять представления детей об особенностях игрушки матрешка, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан).

формировать интерес и любовь к народному творчеству.

активизировать словарь.

2.Развивающие:

•развивать творческие способности детей.

развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами.

3.Воспитательные:

воспитывать у детей интерес к культуре своих предков.

воспитывать чувство любви к деревянной игрушке.

воспитывать аккуратность. 

Предварительная работа: дидактические игры с матрешками, чтение стихотворения Т. Шпикаловой «Русская матрешка», рассматривание иллюстраций с изображением матрешки

 Материалы и оборудование: матрешки для мини-музея деревянной игрушки, бумажные силуэты матрешек  с нераскрашенными фартуками (по количеству детей), русский народный костюм для педагога, проигрыватель, аудиозапись русской народной песни, фонограмма песни «Мы веселые матрешки», гуашь, ватные палочки, стаканчики для воды, салфетки.

Организационный момент

 (Звучит русская народная мелодия. Педагог в русском народном костюме входит в группу)

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Посмотрите, какой у меня сегодня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Повязывали красивые платки и носили длинные сарафаны, вот такие, как у меня. Скажите, ребята, вы любите сказки? (ответы детей) Сегодня я хочу вам рассказать новую, очень интересную сказку. Отгадайте загадку и узнаете, о чем сказка:

Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы — …

Дети: Матрешки.            

Основная часть.

Воспитатель: молодцы! Отгадали. Садитесь на коврик рядком, слушать сказку ладком. Чур, сказку не перебивать. Слушайте внимательно. (звучит русская народная музыка, дети садятся на ковер рядом с воспитателем)

 Воспитатель: давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская матрёшка. А вы хотите увидеть этих матрёшек?

Дети: Хотим.

Воспитатель: я приглашаю вас в музей деревянной игрушки.

(дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек) Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек! А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой?

Дети: матрешка.

Воспитатель: люди из других стран, когда приезжают в Россию, обязательно на память о ней покупают такие изделия, потому что все эти изделия делают только в России.

Вот послушайте:

Ой, ты барышня – матрешка,

Разноцветная одежка.

Знает весь огромный мир

Этот русский сувенир.

А сейчас я расскажу про секрет куклы-матрёшки. Матрёшка раскрывается.

(воспитатель открывает матрешку)

Эту куколку открой —

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притертую,

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая!

Эта кукла меньше всех —

Чуть-чуть больше, чем орех! 

Воспитатель: из чего сделаны матрешки? 

Дети: из дерева.

Воспитатель: значит, какие они?

Дети: деревянные.

Воспитатель: молодцы, конечно, деревянные. Сначала из дерева делают фигурки, затем фигурки расписывают. Какие они становятся?

Дети: нарядные, красивые.

Воспитатель: у каждой матрешки на голове платочек, сарафаны яркие, праздничные. Если рассмотреть внимательно узоры на одежде матрешек, можно заметить, что у них есть общие элементы: цветы, ягодки, листики.

Были такие матрешки раньше самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Вижу по глазам, что и вам тоже хочется танцевать. (исполняется песня-танец «Мы - веселые матрешки» (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой)).

Воспитатель: Молодцы, ребята, как красиво танцуете! (дети проходят к столам) Дети, а у наших матрешек есть подружки, только они не деревянные.

Дети, из чего сделаны эти матрешки?

Дети: из бумаги.

Воспитатель: значит, они какие?

Дети: бумажные.

Воспитатель: ребята, посмотрите на этих матрешек, почему они такие грустные? Сравните их с деревянными, чем они отличаются?

Дети: матрешки не нарядные, не украшены платочки, сарафаны.

Воспитатель: скажите, а как мы можем им помочь? Что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые, как их деревянные подружки.

Дети: раскрасить их.

Воспитатель: молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Пройдёмте к нашим столам, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку. (дети садятся за столы, на которых лежат бумажные матрешки.)

Воспитатель: мастера, скорей за дело, украшай матрешек смело, составляй любой узор, чтобы радовал он взор.

Воспитатель: у каждого из вас есть ватные палочки, ими мы и будем расписывать матрёшку. Сначала украсим платочек, на нем горошинки. А теперь украсим сарафан. Нарисуем на нем цветочки. (воспитатель напоминает об аккуратности в работе с краской, о назначении салфетки. Дети опускают в гуашь ватную палочку и ударяют ею по бумаге, держа вертикально).

Заключительная часть.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, мы смогли развеселить матрешек?

Дети: да.

Воспитатель: почему вы так решили?

Дети: потому, что наши матрешки стали нарядные, разноцветные, расписные.

Воспитатель: матрёшки получились очень красивые. Ах! Да разве может всем нам не понравиться русская матрешка - русская красавица.

Воспитатель: какие вы хорошие мастера. Вам понравилось занятие?

Дети: да.

Воспитатель: мне тоже очень понравилось! Вы такие молодцы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Хорошо рядом с мамой» для детей средней группы

Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного мероприятия.Побуждать детей и родителей к активному участию в жизни детского сада и группы. Воспитывать...

План-конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием технологии ТРИЗ с дошкольниками в средней группе Тема: «Необыкновенное путешествие в мир математики».

Данное занятие направленно на:закреплять порядковый счёт, представление о числах и цифрах 1-8, тренировать умение соотносить цифру с количеством, закреплять представление  об изученных  прос...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Вовка в тридевятом царстве» для воспитанников подготовительной группы

повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через систему развивающих игр....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Чистота- залог здоровья» для детей второй младшей группы.

Конспект ООД во второй младшей группе на тему: «Чистота- залог здоровья»Программное содержание:-Создать условия, способствующие эмоциональному сближению детей;-Формировать у детей первонач...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Счёт до 10. Четырёхугольник» для детей старшей группы.

Цель: развивать умение считать в пределах 10.Задачи: Образовательные:-Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10)....